Категориальный аппарат коррекционной педагогики. Понятия нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний. Предметные области коррекционной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальный аппарат коррекционной педагогики. Понятия нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний. Предметные области коррекционной педагогики.



Коррекционная педагогика имеет свой категориальный аппарат, основанный на общепедагогической понятийной базе. В этом отношении основными категориями коррекционной педагогики являются следующие:

  • формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа;
  • развитие – процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему;
  • отклоняющееся развитие развитие, которое не подчиняется общим законам, индивидуальное нестандартное развитие, всегда непонятное, сложное, противоречивое;
  • коррекция развития – направление развития ребенка в нормальное русло;
  • воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями;
  • образование – результат обучения. специальное образование – система образования, призванная обеспечить доступность образования лицам с особенностями психофизического развития, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Организация образовательного процесса и содержание образования для лиц с особенностями психофизического развития, получающих образование в учреждениях образования как специального, так и общего типа, соответствуют требованиям образовательных стандартов общего среднего и специального образования и обеспечивают дополнительную коррекционно-образовательную помощь, предупреждение и преодоление нарушений в развитии, что определяется программами общеобразовательных предметов и коррекционных занятий. Лица с особенностями психофизического развития могут получать образование в учреждениях образования, на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты;
  • поведение – общее название всего, что делает ребенок (поступки, деятельность, отношение к окружающей действительности и т.д.). В узком смысле – это выполнение учеником установленных социумом норм и правил;
  • отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм, Выражается в изменениях ценностных ориентаций личности, деформации системы ее внутренней регуляции. Выделяют докриминогенный уровень отклоняющегося поведения (мелкие проступки, не представляющие большой общественной опасности) и криминогенный уровень (преступные деяния);
  • коррекция поведения – исправление поведения ребенка или подростка педагогическими методами;
  • коррекционная методика – взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.

Слово «норма» от латинского правило, образец — установленная мера, средняя величина чего-либо.

 

Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

- когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

  • когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением,
  • когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.

Следующий ключевой вопрос темы - понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают исполь­зовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др. Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм.

Предметные области коррекционной педагогики:

тифлопедагогика; сурдопедагогика; тифлосурдопедагогика; логопедия;олигофренопедагогика;

 

39. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе («единое общество для всех», «социальная полезность и человеческое достоинство», «безбарьерный мир», «жизненная компетентность», «независимый образ жизни», «социальная мобильность» и др.).

К ведущим социокультурным идеям, определяющим развитие специального образования на современном этапе, относятся следующие:

· «Единое общество для всех»,

· «Инклюзия»

· «Безбарьерный мир»,

· «Социальная полезность и человеческое достоинство»

· «Жизненная компетентность»,

· «Независимый образ жизни»,

· «Социальная мобильность» и др.

Для них характерна общая гуманистическая направленность и аксиологическая основа, т.е. признание ценности любой человеческой личности, независимо от ее состояния здоровья. В международной практике постепенно формируется убеждение, что человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую и педагогическую помощь, а не коррекцию. Всеобщая Декларация Прав Человека, статья 1, провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями в развитии. Главная забота государства – обеспечение качества жизни при помощи всех доступных научных и технических знаний.

40. Цель и основные задачи специального образования. Современные подходы к специальному образованию (аксиологический, профилактический, междисциплинарный, международный).
Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.
Задачи специального образования: обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья; формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору и активной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства; сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.
Основные современные подходы к специальному образованию: Аксиологический (или ценностный) подход- воспитание представляет собой специальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Междисциплинарный подход – единство усилий педагогической, психологической, социальной и медицинской работы. Специалисты разных профилей совместно осуществляют поиск возможных путей решения проблемы; конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении; составлении образовательного маршрута ребенка. Суть профилактического подхода состоит в предотвращении инвалидности у детей и в раннем вмешательстве специалистов. Необходимость международного подхода диктуется наличием общих проблем, но разным опытом их решения. Широкий обмен информацией между странами способствовал бы большей эффективности реабилитационного процесса при различных патологических состояниях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.011 с.)