Характеристика братских школ на территории беларуси (XVI–XVII вв. ). Педагогические идеи и деятельность С. Будного и Л. Зизания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика братских школ на территории беларуси (XVI–XVII вв. ). Педагогические идеи и деятельность С. Будного и Л. Зизания.



На белорусских землях просвещение и педагогическая мысль в XVI-XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело. Поэтому с XVI в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри, церковные приходы) возникают иные центры обучения и воспитания: католические, городские (латинские), протестантские, братские школы, учебные заведения униатов.

Оплотом борьбы с католической экспансией на славянских землях стали братства — национально-религиозные общественные объединения православного украинского и белорусского населения, возникшие во второй половине XVI в. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов велась братствами и через сеть братских школ — в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учеников принадлежала к среднему классу. Плата за обучение в братских школах дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи. Если зажиточные семьи платили в полном объеме, то бедные семьи могли освобождаться от платы или вносили ее натурой: хлебом, дровами, скотиной и т.п.

Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица, назначаемые от братства, которое строго контролировало деятельность школы. Занятия начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. На первых порах преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно уступает место коллективным занятиям, а в первой четверти XVII в. повсеместно утверждается классно-урочная система

Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко эти школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаский) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смот- рицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Отдельные братские школы имели типографии. Братства обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения.

Братские школы отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог послужить основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.

Особое внимание уделялось вопросам нравственности. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. У детей надлежало воспитывать такие качества, как благочестие, послушание, кротость, уважение и почитание старших, рассудительность. Учитель был обязан систематически проводить с учащимися беседы на религиозно-нравственные темы, следить за их поведением. Высокие требования предъявлялись к учителям, которые должны были быть высоконравственными и образованными людьми. Нередко в братских школах работали

выдающиеся деятели культуры и просвещения того времени: Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотриц- кий, Леонтий Карпович и др.

Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Так, Л. Зизаний создал «Азбуку», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь, «Грамматику словенску» (1596), оставившие глубокий след в истории учебной литературы. По этим книгам учились в братских школах Украины и Беларуси, они послужили образцом для создания грамматик М. Смотриц- кого и М.В. Ломоносова.

Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительную роль в борьбе против католицизма, полонизации, в отстаивании чистоты православной веры. Некоторые историки считают, что деятельность братских школ была компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры [13, с. 50—56].

Спустя столетие после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1696 г. специальным постановлением Сойма в Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве. Это решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение, начинается вытеснение учебных заведений других религиозных конфессий. К концу XVII в. братские школы прекращают свою деятельность.

Лаврентий Зизаний (Тустановский) – гуманист, просветитель белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Педагогические взгляды Лаврентия Зизания изложенные в его полемических и учебных произведениях, среди которых следует отметить "Грамматику словенскую" (1569 г.). Это была вторая славянская грамматика. Заслуга автора состоит в том, что он выдвинул утверждение о возможности познания всего союза наук славянском языке через создание ее грамматики. Грамматика - ключ к знаниям, она способствует изучению других наук. Написал "Катехизис великий", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Книгами Лаврентия Зизания пользовались учителя братских школ, а также учебных заведений Российского государства. Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю, выступал против социальной несправедливости, против национального и религиозного угнетения украинского народа.

Педагогические идеи Л. Зизания:

· осмысленное усвоение знаний;

· практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.);

· первостепенная роль знаний в формировании личности;

· важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;

· придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.

Продолжателями традиций Скорины во 2-й п. XVI выступил его последователь Сымон Будный (1533—1593) – талантливый учёный, педагог, деятель белорусской культуры, один из руководителей реформационного движения в Беларуси.

С. Будны старался использовать наиболее распространенную книгу – библию в качестве средства для расширения кругозора соотечественников [15;229]. Он был одним из основателей Несвижской типографии, где выдал самую известную свою книгу на белорусском языке «Катехизис» (он был первым школьным учебником (по социологии) по белорусскому языку и первой печатной книгой на территории Беларуси. По этому учебнику учащиеся протестантских школ изучали кальвинистское вероучение и белорусский язык) в 1562 году и «Оправдание грешного человека перед Богом». На страницах «Катехизиса» Будный выступает как представитель гуманистической педагогики. Гуманист Будный считал, что детей необходимо учить не только писать и читать, но и дать им всестороннее образование; он стремился убедить феодалов не жалеть средств на народное образование, строить школы, училища, ставило целью то, чтобы народное просвещение стало делом общества, государства Сымон Будный был ярым сторонником и борцом за всестороннее развитие творческой личности. Последнее произведение нужно считать примером большого гражданского мужества философа. Известны также его личные произведения «Против крещения детей», «Краткое доказательство того, что Христос не является таким же Богом как и Отец».

С помощью родного языка Будны хотел научить “истинной вере” свой народ. В своих взглядах на мир Будны исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму.

Основой воспитания Будный считал труд, без которого он не представлял жизнь человека. Только в труде воспитывается и совершенствуется человек. Воспитание в труде- важнейший принцип формирования человека. Будный также широко развивал идею об обучении учащихся на родном языке, требовал, чтобы для детей из простого народа открывались школы. Будный был убеждён, что обучение должно развивать, а для этого учеников необходимо учить рассуждать, делать выводы, обобщать, доказывать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.232.232 (0.009 с.)