Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивные и негативные стороны влияния техники на человека

Поиск

 

Научно-технический прогресс стал одним из решающих факторов общественных преобразований. Путь развития общества определяется нынче развитием науки и техники. Человек вступил в «технический век». И, по всей видимости, техника стала частью его судьбы. То, что нас ожидает в будущем, может быть, уже предрешается теми техническими средствами, которые есть в настоящем.

С одной стороны, техника создаёт для человека новые возможности, но, с другой стороны, не все эти возможности могут оказаться для него желательными. Ведь техника может лишить человека самостоятельности, может подавить его творческое начало и, в конце концов, может полностью уничтожить его. Следует признать, что в развитии техники присутствуют как позитивные, так и негативные моменты. Например, с точки зрения сторонников прогресса, к которым, в частности, относится марксистская традиция, техника, прежде всего, является фундаментом всё более расширяющейся свободы. Техника – это благо, поскольку она освобождает человека от оков традиции. С помощью техники человек обретает самостоятельность (независимость); и в этом заключается смысл его истории. А массовое производство и массовое потребление избавляют человека от материальной нужды.

С этим воззрением тесно связано и другое толкование, согласно которому прогресс в технике понимается как проект создания искусственной среды. Через собственные действия, через трудовое формирование действительности, человек освобождается от растительного и животного плена, – иными словами, освобождается от материальной зависимости. И, стало быть, техника представляет собой средство достижения всего духовного; посредством техники человек и создаёт мир культуры. Несомненно, что с научно-техническим прогрессом связаны положительные тенденции, выражающие стремление человека обустроить свою жизнь. Человек вверяет технике выполнение тяжелой, рутинной работы; и, следовательно, у него появляется возможность больше времени посвящать творческой деятельности, – т.е. той деятельности, в которой техника уже не способна его подменить. Далее, технические достижения делают возможным увеличивать поток обмена информации. Благодаря чему человек расширяет свой кругозор, и люди лучше узнают и понимают друг друга. Помимо этого, к положительным результатам научно-технического прогресса можно отнести и “рационализацию” деятельности человека. Наука составляет прогнозы и планирует, а техника берет на себя исполнительную функцию, а заодно – осуществляет контроль. Всё неожиданное и неочевидное – иными словами всё иррациональное – сводятся таким образом к минимуму. Посредством техники действия человека обретают бóльшую разумность, бóльшую эффективность и бóльшую надежность.

Однако сколько бы мы не перечисляли преимуществ, имеющихся в развитии техники, они не могут перекрыть всех тех отрицательных последствий научно-технического прогресса, которые сегодня представляют собой очень серьёзную для человека опасность. Так, например, всё убыстряющийся темп социальных изменений приводит к разрушению связей с прошлым, с существующими традициями. Поскольку, как отмечает современный швейцарский мыслитель Г. Люббе, «в динамической цивилизации, с возрастанием количества инноваций в единицу времени, уменьшается хронологическое расстояние до того прошлого, которое во многих жизненных отношениях уже устарело, в котором мы не можем уже распознать привычной структуры сегодняшнего мира, и который поэтому представляется нам чужим и даже непонятным» [33]. Или, говоря другими словами, временные рамки, в пределах которых человек ощущает «сегодняшний мир», сужаются. А это, в свою очередь, приводит к тому, что накопленный человеком опыт оказывается совершенно бесполезным, – так как он (опыт) в измененных условиях бытия предстаёт безнадежно устаревшим.

К тому же, направленность, связанная с принципиальной установкой техники, на нововведения и вызываемые ими перемены ввергают человека в состояние вечного беспокойства, в котором он теряет способность размышлять и ориентироваться. Человек стремится к максимуму действий при минимуме «зачем» и «почему». Эту мысль в работе «Критика научного разума» развивает К. Хюбнер, который в частности отмечает следующее. «Духовная ориентация, – пишет он, – порождаемая техникой, идеалом которой является точность, а стало быть – голый формализм, несовместима с обязательной иерархией ценностей, на которые мог бы ориентироваться человек. Там, где на первый план выступает манипулирование с простыми формами по строгим правилам и отношениям типа «если – то», а не содержание, вес, значение исходных условий или результатов, там невозможно обоснование всеобщих и обязательных ценностей. Ибо техника как таковая не зависит от ценностей» [1]. Таким образом, человек, по Хюбнеру, в условиях научно-технического прогресса может окончательно утратить способность оценивать события и себя с точки зрения истинного и ложного, справедливого и несправедливого, красивого и безобразного и т.п.

Далее, рационализация деятельности человека, осуществляемая под руководством науки и техники, всеобщее господство Разума – черта, которая была нами выделена как позитивная, может предстать взору и своей оборотной, негативной стороной. Именно с этой, критической позиции, анализирует состояние современного общества другой немецкий мыслитель Г. Маркузе, чьё произведение «Одномерный человек» принесло автору всемирную известность. Это произведение начинается с главного тезиса мыслителя, который звучит так: «В развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса» [34]. По убеждению Маркузе, рациональность науки и техники является «рациональностью господства». Современная индустриальная цивилизация саморегулируется уже не репрессиями, не подавлением влечений и потребностей большинства, но формированием стандартных, ложных потребностей, привязывающих человека к обществу. Эти потребности отнимают у человека возможность самостоятельно, автономно развиваться и противостоять давлению со стороны общества, – ибо он делается неспособным отказаться от благ, предоставляемых цивилизацией. В итоге и появляется «одномерный», «управляемый», «рационализированный» человек. И, действительно, в век научно-технического прогресса человек, надо признать, так и не обрёл столь желаемого досуга и независимости. На место материальной нужды пришло давление новых потребностей, которые воспринимаются сегодня не менее тяжело, чем нужда давними предками.

Серьёзную для человека опасность, по мнению многих исследователей, представляет собой также широкое внедрение в производственный процесс автоматизированных систем. Автоматизированные системы не только освобождают человека от тяжелого физического труда, но и отчасти выполняют функции по управлению, регулированию и контролю процессом производства. Раньше эти функции выполнял сам человек, теперь же его участие свелось к минимуму. С автоматизацией производства связаны предельное упрощение и стандартизация, выполняемых человеком операций. И как следствие этого – «обезличенность», чувство неудовлетворенности, связанное с невозможностью довести какую-либо работу до конца. Творческие способности здесь не находят своего применения; а конечный продукт труда ещё более кажется оторванным, отчужденным от своего исполнителя.

Вместе с тем, автоматизация производства требует от человека (оператора автолинии) исключительной сосредоточенности (ибо задержка может приостановить работу гигантского механизма). При этом человек, в сущности, остаётся в бездействии, – его напряжение словно растрачивается в пустоте, – поскольку конвейерная система оставляет его участие за пределами производственного процесса. И труд человека, таким образом, окончательно лишается смысла. По мнению социолога Ж. Фридмана, автоматизация воплощает в себе одну из основных опасностей, который несёт в себе научно-технический прогресс, а именно: полную ликвидацию созидательного, деятельного участия человека в воспроизводстве своего окружения (поскольку он может его контролировать с помощью всё более эффективной техники). «Экран» из аппаратуры, техники между миром и человеком становится всё более плотным.

Автоматизированные системы, а также информационные системы, представляющие собой сеть взаимосвязанных технических устройств, стали причиной появления в современном техническом обществе проблемы ответственности, – и это, пожалуй, следует расценивать как ещё одно негативное явление, вызванное научно-техническим прогрессом. Быть ответственным значит: быть готовым при вынужденных обстоятельствах отвечать кому-либо за содеянное. Чувство ответственности во все времена являлось в жизни общества необходимой компонентой, оно скрепляло общество, оно служило ему опорой. Однако сегодня в условиях возросшей технической мощи человек не всегда способен предвидеть реальные последствия тех действий и решений, которые затем передаются на выполнение техническим системам. Сила нашей практической деятельности развёртывается теперь быстрее, чем наша способность предвидения. Но если человек не способен предвидеть результаты своих действий, как же, в таком случае, он может нести за них ответственность? И этот вопрос, надо констатировать, сегодня выглядит неразрешимым. Нравственный опыт, наколенный человечеством, оказывается недостаточным для разрешения этой проблемы.

В настоящее время в некоторых сферах деятельности, например в военной области, достаточно ответственные решения могут приниматься техническими системами, – так как в случае чрезвычайных ситуаций человек может быть просто не в состоянии быстро и оперативно принимать необходимые решения. Иными словами, здесь возникает ситуация, – и очень опасная, – когда с человека снимается чувство ответственности и перекладывается на технические системы; важнейшие решения здесь принимаются без «ответственного лица». Существование подобных проблем наводят на мысль о том, что понятие ответственности в современном техническом обществе теряет свою действенность.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют определения техники?

2. В чём различие понятий «техника», «технология», «метод»?

3. Что есть техника в понимании М. Хайдеггера?

4. Какое влияние оказала религиозное мировоззрение эпохи Средневековья на развитие техники?

5. Что такое «техническая закономерность»?

6. На каких когнитивных ценностях строится знание естественных и технических наук?

7. Чем отличается «красота» в искусстве и «красота» в технике?

8. Назовите, какие технические средства сыграли важную роль при создании классической механики?

9. Перечислите особенности современной техники? В чем заключается ее отличие от ремесленной техники?

10. Новая техника сегодня создается на базе научных знаний… На базе чего (каких знаний) создавалась первобытная, античная и средневековая техника?

11. Чем первобытная техника человека принципиально могла отличаться от той «техники», что имеет место у животных?

12. В чем заключается суть промышленной революции, происходившей на рубеже 19-20 веков?

13. Какую угрозу человеку и его бытию несет с собой НТР?

14. Какое толкование сущности техники предлагает О. Шпенглер?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.013 с.)