Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позитивные и негативные стороны влияния техники на человека↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научно-технический прогресс стал одним из решающих факторов общественных преобразований. Путь развития общества определяется нынче развитием науки и техники. Человек вступил в «технический век». И, по всей видимости, техника стала частью его судьбы. То, что нас ожидает в будущем, может быть, уже предрешается теми техническими средствами, которые есть в настоящем. С одной стороны, техника создаёт для человека новые возможности, но, с другой стороны, не все эти возможности могут оказаться для него желательными. Ведь техника может лишить человека самостоятельности, может подавить его творческое начало и, в конце концов, может полностью уничтожить его. Следует признать, что в развитии техники присутствуют как позитивные, так и негативные моменты. Например, с точки зрения сторонников прогресса, к которым, в частности, относится марксистская традиция, техника, прежде всего, является фундаментом всё более расширяющейся свободы. Техника – это благо, поскольку она освобождает человека от оков традиции. С помощью техники человек обретает самостоятельность (независимость); и в этом заключается смысл его истории. А массовое производство и массовое потребление избавляют человека от материальной нужды. С этим воззрением тесно связано и другое толкование, согласно которому прогресс в технике понимается как проект создания искусственной среды. Через собственные действия, через трудовое формирование действительности, человек освобождается от растительного и животного плена, – иными словами, освобождается от материальной зависимости. И, стало быть, техника представляет собой средство достижения всего духовного; посредством техники человек и создаёт мир культуры. Несомненно, что с научно-техническим прогрессом связаны положительные тенденции, выражающие стремление человека обустроить свою жизнь. Человек вверяет технике выполнение тяжелой, рутинной работы; и, следовательно, у него появляется возможность больше времени посвящать творческой деятельности, – т.е. той деятельности, в которой техника уже не способна его подменить. Далее, технические достижения делают возможным увеличивать поток обмена информации. Благодаря чему человек расширяет свой кругозор, и люди лучше узнают и понимают друг друга. Помимо этого, к положительным результатам научно-технического прогресса можно отнести и “рационализацию” деятельности человека. Наука составляет прогнозы и планирует, а техника берет на себя исполнительную функцию, а заодно – осуществляет контроль. Всё неожиданное и неочевидное – иными словами всё иррациональное – сводятся таким образом к минимуму. Посредством техники действия человека обретают бóльшую разумность, бóльшую эффективность и бóльшую надежность. Однако сколько бы мы не перечисляли преимуществ, имеющихся в развитии техники, они не могут перекрыть всех тех отрицательных последствий научно-технического прогресса, которые сегодня представляют собой очень серьёзную для человека опасность. Так, например, всё убыстряющийся темп социальных изменений приводит к разрушению связей с прошлым, с существующими традициями. Поскольку, как отмечает современный швейцарский мыслитель Г. Люббе, «в динамической цивилизации, с возрастанием количества инноваций в единицу времени, уменьшается хронологическое расстояние до того прошлого, которое во многих жизненных отношениях уже устарело, в котором мы не можем уже распознать привычной структуры сегодняшнего мира, и который поэтому представляется нам чужим и даже непонятным» [33]. Или, говоря другими словами, временные рамки, в пределах которых человек ощущает «сегодняшний мир», сужаются. А это, в свою очередь, приводит к тому, что накопленный человеком опыт оказывается совершенно бесполезным, – так как он (опыт) в измененных условиях бытия предстаёт безнадежно устаревшим. К тому же, направленность, связанная с принципиальной установкой техники, на нововведения и вызываемые ими перемены ввергают человека в состояние вечного беспокойства, в котором он теряет способность размышлять и ориентироваться. Человек стремится к максимуму действий при минимуме «зачем» и «почему». Эту мысль в работе «Критика научного разума» развивает К. Хюбнер, который в частности отмечает следующее. «Духовная ориентация, – пишет он, – порождаемая техникой, идеалом которой является точность, а стало быть – голый формализм, несовместима с обязательной иерархией ценностей, на которые мог бы ориентироваться человек. Там, где на первый план выступает манипулирование с простыми формами по строгим правилам и отношениям типа «если – то», а не содержание, вес, значение исходных условий или результатов, там невозможно обоснование всеобщих и обязательных ценностей. Ибо техника как таковая не зависит от ценностей» [1]. Таким образом, человек, по Хюбнеру, в условиях научно-технического прогресса может окончательно утратить способность оценивать события и себя с точки зрения истинного и ложного, справедливого и несправедливого, красивого и безобразного и т.п. Далее, рационализация деятельности человека, осуществляемая под руководством науки и техники, всеобщее господство Разума – черта, которая была нами выделена как позитивная, может предстать взору и своей оборотной, негативной стороной. Именно с этой, критической позиции, анализирует состояние современного общества другой немецкий мыслитель Г. Маркузе, чьё произведение «Одномерный человек» принесло автору всемирную известность. Это произведение начинается с главного тезиса мыслителя, который звучит так: «В развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса» [34]. По убеждению Маркузе, рациональность науки и техники является «рациональностью господства». Современная индустриальная цивилизация саморегулируется уже не репрессиями, не подавлением влечений и потребностей большинства, но формированием стандартных, ложных потребностей, привязывающих человека к обществу. Эти потребности отнимают у человека возможность самостоятельно, автономно развиваться и противостоять давлению со стороны общества, – ибо он делается неспособным отказаться от благ, предоставляемых цивилизацией. В итоге и появляется «одномерный», «управляемый», «рационализированный» человек. И, действительно, в век научно-технического прогресса человек, надо признать, так и не обрёл столь желаемого досуга и независимости. На место материальной нужды пришло давление новых потребностей, которые воспринимаются сегодня не менее тяжело, чем нужда давними предками. Серьёзную для человека опасность, по мнению многих исследователей, представляет собой также широкое внедрение в производственный процесс автоматизированных систем. Автоматизированные системы не только освобождают человека от тяжелого физического труда, но и отчасти выполняют функции по управлению, регулированию и контролю процессом производства. Раньше эти функции выполнял сам человек, теперь же его участие свелось к минимуму. С автоматизацией производства связаны предельное упрощение и стандартизация, выполняемых человеком операций. И как следствие этого – «обезличенность», чувство неудовлетворенности, связанное с невозможностью довести какую-либо работу до конца. Творческие способности здесь не находят своего применения; а конечный продукт труда ещё более кажется оторванным, отчужденным от своего исполнителя. Вместе с тем, автоматизация производства требует от человека (оператора автолинии) исключительной сосредоточенности (ибо задержка может приостановить работу гигантского механизма). При этом человек, в сущности, остаётся в бездействии, – его напряжение словно растрачивается в пустоте, – поскольку конвейерная система оставляет его участие за пределами производственного процесса. И труд человека, таким образом, окончательно лишается смысла. По мнению социолога Ж. Фридмана, автоматизация воплощает в себе одну из основных опасностей, который несёт в себе научно-технический прогресс, а именно: полную ликвидацию созидательного, деятельного участия человека в воспроизводстве своего окружения (поскольку он может его контролировать с помощью всё более эффективной техники). «Экран» из аппаратуры, техники между миром и человеком становится всё более плотным. Автоматизированные системы, а также информационные системы, представляющие собой сеть взаимосвязанных технических устройств, стали причиной появления в современном техническом обществе проблемы ответственности, – и это, пожалуй, следует расценивать как ещё одно негативное явление, вызванное научно-техническим прогрессом. Быть ответственным значит: быть готовым при вынужденных обстоятельствах отвечать кому-либо за содеянное. Чувство ответственности во все времена являлось в жизни общества необходимой компонентой, оно скрепляло общество, оно служило ему опорой. Однако сегодня в условиях возросшей технической мощи человек не всегда способен предвидеть реальные последствия тех действий и решений, которые затем передаются на выполнение техническим системам. Сила нашей практической деятельности развёртывается теперь быстрее, чем наша способность предвидения. Но если человек не способен предвидеть результаты своих действий, как же, в таком случае, он может нести за них ответственность? И этот вопрос, надо констатировать, сегодня выглядит неразрешимым. Нравственный опыт, наколенный человечеством, оказывается недостаточным для разрешения этой проблемы. В настоящее время в некоторых сферах деятельности, например в военной области, достаточно ответственные решения могут приниматься техническими системами, – так как в случае чрезвычайных ситуаций человек может быть просто не в состоянии быстро и оперативно принимать необходимые решения. Иными словами, здесь возникает ситуация, – и очень опасная, – когда с человека снимается чувство ответственности и перекладывается на технические системы; важнейшие решения здесь принимаются без «ответственного лица». Существование подобных проблем наводят на мысль о том, что понятие ответственности в современном техническом обществе теряет свою действенность. Контрольные вопросы 1. Какие существуют определения техники? 2. В чём различие понятий «техника», «технология», «метод»? 3. Что есть техника в понимании М. Хайдеггера? 4. Какое влияние оказала религиозное мировоззрение эпохи Средневековья на развитие техники? 5. Что такое «техническая закономерность»? 6. На каких когнитивных ценностях строится знание естественных и технических наук? 7. Чем отличается «красота» в искусстве и «красота» в технике? 8. Назовите, какие технические средства сыграли важную роль при создании классической механики? 9. Перечислите особенности современной техники? В чем заключается ее отличие от ремесленной техники? 10. Новая техника сегодня создается на базе научных знаний… На базе чего (каких знаний) создавалась первобытная, античная и средневековая техника? 11. Чем первобытная техника человека принципиально могла отличаться от той «техники», что имеет место у животных? 12. В чем заключается суть промышленной революции, происходившей на рубеже 19-20 веков? 13. Какую угрозу человеку и его бытию несет с собой НТР? 14. Какое толкование сущности техники предлагает О. Шпенглер?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.013 с.) |