Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социального института науки
Общественная жизнь складывается из относительно устойчивых отношений между людьми. Сферы, упорядочивающие деятельность людей и выполняющие в обществе определенные функции, называются социальными институтами. В целом, общество можно рассматривать как систему взаимосвязанных между собой разных социальных институтов. К примеру, существует социальный институт семьи, социальный институт образования, есть политические и государственно-правовые институты, институт здравоохранения, есть производственно-промышленный и военный комплексы как социальные институты. И наука в общественной жизни представляет собой социальный институт. В ее состав входят научно-исследовательские лаборатории, высшие учебные заведения, библиотеки, академии, издательские центры и т.п. Социальный институт науки осуществляет как внутренние, внутринаучные задачи и функции, так и внешние задачи и функции. Рассмотрим сначала, какие задачи и функции осуществляются внутри науки. Одна из важнейших функций социального института науки – сохранять накопленные знания и осуществлять передачу знаний от поколения к поколению. Все социальные институты, и наука здесь не составляет исключения, располагает неким массивом знаний, который они поддерживают, пополняют и передают из поколения в поколение. И каждый социальный институт имеет носителей этого своего знания, которых можно назвать экспертами. К примеру, мифическое знание хранилось жрецами. Жрецы выступали экспертами, демонстрирующими время от времени свои знания при совершении обрядов, при составлении календарей посевов и сбора урожая. Религиозное знание хранилось богословами, причем сан религиозного служителя определял уровень его посвященности в знание. Юридическое знание хранится юристами-экспертами. Процесс распределения знания в обществе и, соответственно, деление на экспертов и профанов, начался с возникновением государств, с разделением труда. Одним словом, социальные институты формируют в обществе традиции. Большое значение в формировании традиции имеет образование подрастающего поколения – школы, университеты. В религиозной сфере образовательную функцию осуществляют монастыри, где обучение проходят монахи, послушники. В ремесленной сфере эту функцию выполняли цеха ремесленников, где обучение проходили подмастерья.
Сегодня образовательная система в обществе строится в ориентации на науку. Приобщаясь к знанию, обучающиеся усваивают теории, методы исследования, приемы обоснования положений, усваивают как явное, выраженное в учебных пособиях знание, так и неявное знание, передающееся только через личный контакт с ученым, или через участие в деятельности научного коллектива. Содержание науки, заключенное в ясные формулировки, преподносится сегодня во всем мире в десятках и сотнях новых университетов, тогда как неявное искусство научного исследования для многих остается неведомым. По всей видимости, и для науки придутся весьма кстати следующие слова замечательного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, которые сказал (имея в виду особенную природу человеческого знания, хранимую традициями): «Отторгните один единственный раз одно поколение от другого и ремесло умрет. Если отнять у мельника сына, улетит душа мельницы, исчезнет уклад, усердие, тысяча неприметных умений и навыков, объяснить которые невозможно, но они существуют. В том, что существует, запрятано больше премудрости, чем может вместить слово». Т. Кун – исследователь природы научного знания – специально вводит в свой язык понятие парадигма, подчеркивая в этом понятии важность для науки того ускользающего от взора элемента знания, которое не является предметом теоретического обсуждения. Все представители научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели (образца) постановки и решения научных проблем. Парадигма, другими словами, – это неявное знание, хранящееся не столько в монографиях и учебниках, сколько в установившихся традициях научного поиска. Следующая функция социального института науки: постановка специфических целей и задач. На любом этапе истории наука – будь то XVII или XX век – развивалась в результате коллективных дискуссий. В ходе этих дискуссий вклад, внесенный отдельными учеными, возможно, бывает поразительным и оригинальным, однако любой ученый может сыграть эффективную роль в развитии научной дисциплины лишь в том случае, если подчинит свои идеи суждениям существующей профессиональной группы. Пожалуй, коллективные профессиональные интересы науки оказывают более сильное влияние на индивидуальные профессиональные интересы ученых, чем индивидуальные интересы – на коллективные. Цели и задачи ученых должны соответствовать, отвечать требованиям и запросам профессионального коллектива. В противном случае, научное сообщество может не откликнуться на высказанные идеи, пусть даже они будут прекрасно обоснованные. Таким образом, социальный институт науки – это такая среда, в которой индивидуальная деятельность ученого обретает форму коллективной деятельности.
Вместе с тем, каждый социальный институт располагает механизмами контроля над поведением и действиями людей. И это еще одна функция, осуществляемая в науке коллективной деятельностью. Желательные, ожидаемые действия поощряются, нежелательные – осуждаются, наказываются. В научной деятельности поощрение главным образом проявляется как признание коллег и современников. В свою очередь, негативная санкция проявляется как игнорирование коллег. Далее, социальный институт науки производит «фильтрацию», отбор значимого знания. Любые знания, результаты исследования, претендующие на статус значимого, тщательно проверяются коллегами и критически оцениваются в ходе дискуссий и экспертных проверок. При этом, обмениваясь научной информацией, ученый, узнавая от коллег что-то новое, всякий раз рассчитывает на то, что результаты были получены в ходе добросовестно проведенного исследования, с соблюдением надлежащих правил и методов экспериментирования. А это значит, что исследователь, предоставивший эти результаты, несет за них ответственность перед научным сообществом. Ведь редко когда всё от начала и до конца перепроверяется коллегами. Тем более что современные эксперименты – на ускорителях или в космосе – очень дорогостоящи. С другой стороны, сам исследователь, делая свои результаты достоянием научного сообщества, рассчитывает на то, что будет беспристрастно, объективно на должном уровне оценен своими коллегами. И значит, научное сообщество тоже несет ответственность перед исследователем, публично предоставившим свои научные разработки. Взаимообмен научной информацией может быть плодотворен только в случае полного взаимопонимания между учеными. А для этого необходимо, чтобы, во-первых, результаты были достаточно «прозрачными», понятными хотя бы для специалистов (поэтому и существуют такие требования, предъявляемые к научным работам, как теоретико-методологическое обоснование и описание методики эксперимента), а, во-вторых, необходимо, чтобы ученые были достаточно компетентными людьми в своей области. Из сказанного ясно, что проблема отбора значимого знания тесно переплетается с проблемами профессиональной этики и проблемами методологии науки. Вместе с тем, в истории науки бывали случаи (и даже вопиющие случаи), когда механизм отбора знаний оказывался недейственным. Бывали случаи, когда ученые, то ли из-за своей недальновидности, то ли из-за недостаточной компетентности, не уделяли должного внимания революционным открытиям своих коллег. Именно с такой ситуацией, например, столкнулся выдающийся физик Больцман, когда он сформулировал основные постулаты термодинамики. Ученые-коллеги не признали его революционного открытия, отчасти потому, что второй закон, который он сформулировал, противоречил математически доказанной теореме Пуанкаре. И только смерти ученого его труды были по достоинству оценены.
С другой стороны, бывали случаи, когда признание, пусть временное, получали идеи, не имеющие должного обоснования и не заслуживающие того. Современный мыслитель С. Тулмин отмечает также, что на процедуру отбора знаний исключительно важную роль играют влиятельные журналы. Редактор влиятельного периодического издания лично действует в качестве «фильтра», пропускающего только те статьи, которые заслуживают публикации в его журнале. А ведь смысл работы многих научных сообществ заключается в журналах, которые они издают, – и только во вторую очередь в их формальных собраниях. На процедуру отбора знания сильное воздействие оказывает и борьба за власть и влияние, которая существует в научной среде. Социальный институт науки, как и любой другой институт, развивается благодаря деятельности разных партий и групп давления. Процесс тайного голосования, выборы в президиум академии – за этим подчас скрывается тонкая, сложная политическая борьба. Наконец, социальный институт науки определяет систему норм и ценностей, которой починяется деятельность ученого. Представители научного сообщества должны соответствовать принятым в науке нормам и ценностям. Нормы задают сферу должного, приемлемого поведения внутри социального института. А ценности определяют те блага, стремление к которым продиктовано нормами социального института. Ценности обозначают то, во имя чего соблюдаются те или иные нормы. По сравнению с нормами ценности представляют собой более высокий уровень регулирования взаимоотношений между людьми. Нормы и ценности социального института науки устанавливают согласованность интересов и целей учёных. В ходе научной деятельности учёные, обмениваясь информацией и обсуждая проблемы, тесно контактируют между собой. В результате многообразных процессов коммуникаций возникает весьма сложная ткань социальных отношений, благодаря чему, каждый учёный имеет возможность согласовывать свою деятельность с деятельностью других учёных. Нормы и ценности, определяя области должного и не должного, вовлекают учёного, занимающегося познавательной деятельностью, в круг проблем этического характера. Таким образом, внутри научного сообщества формируется своя профессиональная этика. По мнению американского социолога науки Р. Мертона, следует выделять следующие черты научной этики:
1) универсализм – принцип, отражающий объективную природу научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами; 2) коллективизм – принцип, отражающий всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние; 3) бескорыстие – норма, обусловленная общей целью науки – постижение истины; норма бескорыстия в науке должна преобладать над любыми соображениями престижа, личной выгоды, конкурентной борьбы и проч. 4) организованный скептицизм – представляет собой требование критического отношения к себе и работе своих коллег; в науке ничего не должно приниматься на веру, в ходе научного поиска могут подвергаться сомнению даже самые фундаментальные положения.
Наука и общество
«Внешне», т.е. по отношению к другим сферам деятельности, наука, благодаря своей упорядоченной социальной организации, выступает как нечто целое, имеющее свои идеалы и ценности. Наука тесно взаимодействует с самыми разными социальными сферами; она преследует определённые цели, она предъявляет обществу определённые требования, и она стремится удовлетворить его (общества) потребности. Наука нуждается в поддержке общества. Если в обществе фундаментальные ценности окажутся несовместимыми со специфическими ценностями науки, то социальный институт науки, пожалуй, не сможет существовать. Однако надо заметить, что полного соответствия между ценностями науки и ценностями общества никогда и не было. Отношения между наукой и обществом всегда были более или менее напряженными. Так, например, когда-то господствовавшие в обществе ценности долгое время препятствовали использованию такого важного средства изучения анатомии человека, как вскрытие трупов. Общественная поддержка науки осуществляется в разных формах, посредством чего наука получает ресурсы, необходимые для своего воспроизводства и развития. Это, во-первых, финансовые ресурсы, которые общество – в лице государства, промышленных предприятий и частных фондов – готово выделять для научных исследований. Во-вторых, это материальные ресурсы (земля, здания, оборудование, материалы, энергия), необходимые для осуществления научной деятельности. И, в-третьих, это интеллектуальные ресурсы, ибо научная деятельность может устойчиво воспроизводиться лишь в том случае, если общество в состоянии обеспечить приток в науку заинтересованной молодежи. А, кроме того, науке необходим высокий общественный статус (престиж); общество должно поддерживать ценности науки, – и это является одним из самых решающих факторов формирования науки в социальный институт.
Что же приобретает общество от науки? Прежде всего, это специальным образом проверенные и обоснованные знания. Эти знания могут быть использованы разными способами. Они могут участвовать в формировании культуры и мировоззрении людей (например, это знания, касающиеся эволюции вселенной и происхождения человека). Они порождают новые промышленные, сельскохозяйственные, медицинские технологии, новые источники сырья и энергии, средства связи и транспорт; они порождают и новые сферы человеческой деятельности. Особый вид знаний, вырабатываемых наукой и передаваемых ею обществу, – это знания о путях и методах эффективного использования научных знаний в практических целях. Ведь, сам по себе новый научный результат является не более чем «полуфабрикатом». Кроме того, учёные, занимаясь преподаванием, не только обеспечивают процесс воспроизводства науки, но и формируют интеллектуальный потенциал общества в целом, необходимый для самых разных сфер деятельности. И, наконец, – это использование квалификации и опыта учёных, когда они выступают в роли экспертов при реализации различных социальных, экономических, культурных и политических программ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.013 с.) |