Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендуемые темы рефератов
1. Формирование науки как профессиональной деятельности. 2. Сциентизм и антисциентизм как две культурные установки в отношении науки. 3. Научные школы как субъекты науки: история возникновения и развития. 4. Модели развития науки как социального института. 5. Формы коллективной деятельности в науке. 6. Личность и ее значение для развития науки. 7. Наука и общество. 8. Этика науки. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Понятие техники
Что такое техника? Техника (от греч. téchne – искусство, мастерство, умение) в наиболее широком смысле этого слова означает: 1) Совокупность устройств, искусственных предметов, артефактов (буквально, предметов, возникших на основе умения), – куда входят как простейшие орудия труда, так и сложные технические системы; 2) Совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств, – к ним можно отнести научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатацию технических устройств; 3) Совокупность знаний, которая включает в себя как предписания (рецепты), характерные для ремесленного дела, так и целую область научно-технического знания. Коротко говоря, под техникой подразумеваются искусственные предметы, а также деятельность и знание, так или иначе связанные с этими предметами. Однако такое, предельно широкое, толкование техники включает в себя и предметы искусства (музыка, живопись, поэзия), и предметы, скажем так, уже вышедшие из употребления (производственные отходы и т.п.), – ведь все эти предметы тоже искусственны, – они созданы человеческой деятельностью. Поэтому в понятии техники нужно ввести уточнение – что же мы, собственно говоря, понимаем под техникой? Итак, когда речь преимущественно идёт об искусственных предметах, под техникой понимается, прежде всего, система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Это одно из наиболее распространенных определений техники. «В самом деле, ставить цели, создавать и использовать средства для их достижения есть человеческая деятельность. К тому, чтó есть техника, относится изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относится само изготовленное и применяемое, относятся потребности и цели, которым всё это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника» [22, с.221].
Немецкий мыслитель К. Ясперс – один из ярких представителей экзистенциализма (направления в философии) так поясняет толкование техники как системы средств. «Техника, – пишет он, – возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.» [23, с. 117]. Существенным дополнением к данному определению техники можно считать следующие позиции, которые были высказаны разными мыслителями. Техника – это система средств, которая: 1) является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия посредника (Г. Зиммель, Г. Спенсер); 2) служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращению определенных действий в качестве «порядка исполнения этих действий» (Готтль-Оттлилиенфельд); 3) служит облегчению и формированию нашего бытия (К. Ясперс); 4) представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой (Готтль-Оттлилиенфельд). Когда речь преимущественно идёт о деятельности человека, тогда под техникой понимается, прежде всего, наиболее эффективный (наилучший) способ достижения чего-либо. В самом деле, мы не спешим обозначать словом техника «футбольное поле» или «свитер», но когда мы обращаем внимание на качество футбольного поля или на качество свитера, мы начинаем говорить о технике обработки футбольного поля или о технике вязания свитера. «Мы говорим не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике мышления, стихосложения, живописи, танца, даже о технике духовной жизни, мистического пути. Так, например, йога есть своеобразная духовная техника. Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века» [24].
Иными словами, техника в таком понимании проявляет себя в самых разных областях человеческой деятельности, – там, где необходимы навык, умение, мастерство. Когда же речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В более узком смысле под техническим знанием понимаются прикладные науки – науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Стоит также напомнить, что кроме понятия техники есть близкое ему по смыслу понятие технологии. Но, в отличие от техники, под технологией понимается, прежде всего, деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств. Наконец, будет небесполезным затронуть вопрос о вариантах классификации техники, – ведь техника очень многообразна. Поэтому её весьма сложно объединить в группы по какому-то одному общепризнанному основанию. Так, например, технические устройства объединяют в группы по области их применения. Этот вариант деления технических устройств встречается, когда мы говорим, скажем, о «бытовой технике», «военной технике», «экспериментальной технике» и т.п. Точно также, технические устройства можно объединять в группы, взяв за основу ту область естествознания, которая считается определяющим в работе данного технического устройства. Этот вариант деления проявляется в тех случаях, когда мы говорим, например, о «механической технике», «электротехнике», «пневматической технике» и т.п. Иногда же технические устройства группируют согласно тем служебным функциям, которые они призваны выполнять. Так, например, мы говорим о «транспортной технике», «измерительной технике», «информационной технике» и т.п. Наконец, все технические устройства можно объединить в группы, основываясь главным образом на той роли, которую они играют в трудовом процессе человека. На этом основании выделяют так называемые «ручные орудия», представляющие собой средства, облегчающие трудовой процесс (однако сам трудовой процесс полностью осуществляется все-таки человеком); выделяют «рабочие машины» – представляющие собой устройства, полностью или частично выполняющие за человека трудовые операции, устройства, нуждающиеся лишь в управлении; и выделяют так называемые «автоматизированные системы», представляющие собой устройства, которые берут на себя также функции контроля и управления в трудовом процессе.
История техники
Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением человека, Homo sapiens. Умение хранить и использовать огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад. Это событие, по-видимому, имело огромное значение, – укротив огонь, человек уже смог достигнуть того, чего не достигало ни одно живое существо. Человек развивался вместе с техникой. Первые орудия (копье, каменный топор) стали усовершенствованием руки. Создавая технику, ручные орудия, человек копировал природу и собственный организм. Как отмечает немецкий философ Э. Капп «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно». В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту.
Вместе с тем, по мере того как орудие совершенствовалось по образу руки, так и, наоборот, рука совершенствовалась по образу орудия. Здесь, пожалуй, стоит добавить, что в отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась. На это обстоятельство, в частности, указывает О. Шпенглер. «Техника всех животных, – пишет он, – является техникой вида. Она и не изыскивается, и не овладевается индивидом посредством обучения, и не может развиваться. Со времени своего возникновения, пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет. Они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела. Видовая техника неизменна и безлична» [25, с.64]. Человеческая же техника, и только она, независима от жизни человеческого вида, – она «сознательна, умышленна, личностна, изобретательна». Однако развитие первобытной техники шло медленными темпами, тысячелетия существования человека оставляли на планете мало следов. Начиная с V тыс. до н.э., стали формироваться сообщества, в которых складывался государственный порядок. Этому эпохальному событию в истории человечества способствовали развитие языка и, в не меньшей степени, разделение трудовых обязанностей. Внутри первобытного сообщества стали выделяться группы, отдельно занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также из-за частых столкновений между соседями стали формироваться воины и их предводители, бравшие на себя обязанность поддерживать установленный порядок и защищать сообщество от внешних врагов. Переход от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. «Вместе с деятельностью многих, – отмечает О. Шпенглер, – совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству» [25, с.67].
В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается, можно сказать, «зримая», прослеживаемая часть его истории. С появлением государства первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается горное и строительное дело. Подъём ремесленного производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные строительные сооружения. Торговые отношения и военные походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги и мосты, по которым передвигаются груженые повозки, расширяется мореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направлены на улучшение условий труда. И самую тяжелую, рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей».) Вместе с тем, период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших технических творений, к которым относится, в частности, пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых памятников. Все операции выполнялись вручную» [26. с. 257]. Подобные творения инженерного искусства являлись результатом сложной работы с высоким уровнем коллективной организации. По убеждению Л. Мамфорда, американского социолога и историка техники, управляемые коллективные действия людей периода рабовладельческого строя представляли собой не что иное, как прообразы машин, реальные образцы которых возникли лишь в XIV веке (механические часы, ветряные и водяные мельницы). Это, можно сказать, были настоящие машины, части которых состояли из человеческих костей, жил и мускулов, выполняющих строго ограниченные механические задачи. Приведённые в действие, эти большие и сложные машины способны были выполнять работу на таком уровне, о каком раньше нельзя было и мечтать. Разумеется, существование машин, составленных из живых людей, указывает и на безмерно возросшую власть правителей, которая поддерживалась мифологическим мировоззрением и крайне жестокой системой наказаний.
Следующее событие, повлиявшее на развитие техники, связано с широким распространением религиозного мировоззрения. Это время приходится на эпоху Средневековья. Рабовладельческий строй постепенно приходит в упадок. И, по всей видимости, не последнюю роль здесь сыграло религиозное мировоззрение. А вместе с упадком рабовладельческого строя возникает потребность найти эквивалентную замену человеческой рабочей силе, прежде имевшейся в изобилии и потому дешевой. (Правда, ради справедливости надо заметить, что в некоторых отраслях производства – к примеру, в металлургии и на рудниках – рабский труд сохранялся ещё долгое время.) В эту эпоху начинают применяться ветряные и водяные мельницы – первые экономящие труд устройства, которые почти не нуждались в человеческих усилиях. Техника стала ориентироваться на улучшение условий труда. Этому явлению содействовало ещё одно обстоятельство: перемена в отношении к труду. В эпоху Античности тяжелый ручной труд считался рабским и недостойным свободного человека. В эпоху Средневековья религиозное мировоззрение изменило эту точку зрения. Теперь ручной труд был наделён благодатью и являлся формой служения богу, он одухотворял и облагораживал человека. В немалой степени такое отношение к труду сложилось, благодаря примерному образу жизни монахов, что с радостью занимались самой грязной ручной работой. Подъём промышленного производства и сельского хозяйства в Средние века связан, прежде всего, с многообразными техническими усовершенствованиями, а также с чудесными изобретениями, занесенными в Европу с Востока (бумага, фарфор, компас, порох). В результате улучшились методы выплавки и обработки металлов, – и, соответственно, увеличился её объём производства. Металл стал сравнительно дешевым материалом, а широкое его применение позволили разработать более совершенные орудия труда. Далее, благодаря приобретённым в оптике знаниям, была поднята на более высокий качественный уровень стекольная мануфактура, – теперь люди уже смогли получать чистое стекло для очков. Техническим достижением данной эпохи можно назвать и применение пороха в военном деле в качестве метательного средства, – это новшество, положившее начало строительству огнестрельных орудий, стало поистине революционным в истории военной техники. Очень полезным для человека оказалось изобретение магнитного компаса, – это позволило ему значительно расширить пространство путешествий. С появлением компаса, можно сказать, что почва для великих географических открытий была уже подготовлена. И, наконец, в 1450г. было изобретено книгопечатание. Это изобретение позволило разрушить классовую монополию на знания, – отныне книги стали доступны самым разным слоям общества. Вместе с тем, средневековая культура породила также и алхимию, представляющую собой уникальный сплав ремесленного мастерства, религиозного мировоззрения и естественнонаучных лабораторных поисков. По мнению некоторых исследователей истории науки, алхимия сыграла важную роль в становлении экспериментального естествознания [27]. Главными целями практической деятельности алхимиков были: поиск так называемого «философского камня» – способа превращения неблагородных металлов в золото и серебро, а также: способ получения эликсира долголетия и универсального растворителя. Теперь эти цели кажутся нам чудачеством. Однако, в деятельности алхимиков, несомненно, усматриваются и положительные моменты. Так, в процессе поиска чудодейственных средств ими были получены разные минеральные и растительные краски, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли, лекарственные препараты, а также ими были разработаны некоторые приёмы лабораторной техники – перегонка, возгонка и др. Любопытно отметить, что с точки зрения алхимика рецепт создания какой-либо вещи с «полезными» свойствами включал в себя не только приёмы и предписания последовательности действий, но и «тайное искусство мастера», который, создавая новое, осуществлял своего рода «мистический синтез» материального и духовного. Добавим, что к концу эпохи средневековья начали появляться цеха, представляющие собой сословные организации ремесленников, занимающихся определённым видом производства. Внутри таких цехов, мастерских, из-за усложненности технологических операций интенсивно шёл процесс разделения труда. Теперь рабочий оказывался всё более и более привязанным к какой-нибудь одной ручной операции, являющейся лишь частью сложной цепи производственного процесса. Подобными цеховыми объединениями стали и университеты, появившиеся в крупных городах Европы. Средневековые университеты (это были своего рода «цеха учёных») представляли собой церковные корпорации, в которых градация на школяров, бакалавров и магистров в точности соответствовали цеховым градациям на учеников, подмастерьев и мастеров. (Между прочим, основы многих университетских традиций, которые живы и по сей день, были заложены именно в те далекие времена.) Далее, вслед за эпохой Средневековья последовала эпоха Возрождения, которая охватывала период с XIV по XVI век. Эпоха Возрождения связана с глубокими переменами, произошедшими в образе жизни и мировоззрении людей. В это время появляется такое движение как гуманизм (от лат. humanus – человечный), направленное на создание наиболее благоприятных условий для достойной жизни человека; расцветают искусства, прославляющие духовные и телесные достоинства человека. Одновременно церковь переживает период духовного кризиса; её авторитет ослабевает, о чём, в частности, свидетельствует движение, получившее название Реформации, которое было направлено на восстановление утраченных идеалов христианства. В эпоху Возрождения совершаются первые революционные шаги науки (Н. Коперник, Д. Бруно). И не менее значимые события происходят в развитии техники. Именно в эту эпоху в крупнейших европейских центрах появляются первые учёные-инженеры, которые в решении технических задач стали применять знания из области математики и механики. Так, например, в 1564 г. Н. Тарталья делает расчёт угла, на который должен быть повернут ствол пушки, для того чтобы произвести выстрел снаряда на требуемое расстояние, – и это уже являлось инженерным расчётом. Учёные-инженеры, сформировавшись в новое сословье, смогли, благодаря своим знаниям и умениям, снискать признание общества. Они очень высоко ценились и правителями, и горожанами. Людей, умеющих создавать удивительные технические сооружения, почитали за творцов, подражающих в творении действительности искусству бога, – поскольку, считалось, и не без оснований, что «ум истинного художника может породить идею совершенного творения, а руки его в силах воплотить сию идею» [28, с. 454]. Одним из самых ярких таких творцов был Леонардо да Винчи – великий живописец, математик, механик и инженер. По убеждениям Леонардо да Винчи технические изобретения, точно также как и искусство (в частности, живопись), представляют собой не плоды воображения или результаты ремесленных предписаний, а следствия глубокого изучения закономерностей природы. Таким образом, в эпоху Возрождения традиционную ремесленную деятельность мало-помалу сменяет деятельность инженеров. В эту эпоху появляется также и первая техническая литература. В основном это были энциклопедии. Так, в 1540 г. В. Беренгуччо выпускает в свет книгу под названием «Пиротехния», в которой содержалось обобщение практических знаний относительно производства металлов и сплавов, добычи полезных ископаемых, получения химических веществ (минеральных красок, серы, спиртов, кислот и т.д.). А в 1556 г. выходит в свет работа немецкого учёного и инженера Т. Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». И уже в более позднее время Я. Леопольд издаёт своё знаменитое десятитомное произведение под названием «Театр машин», в котором он даёт подробное описание всех существующих к тому времени машин. Всё это указывает на то, что технические знания в эпоху Возрождения стали, наконец, обретать систематичность. Наиболее выдающимся техническим достижением этой эпохи можно назвать изобретение механических часов. Отныне жизнь человека всё более и более стала соизмеряться не с восходом и закатом солнца, а с условными перемещениями часовой и минутной стрелок. А контроль над временем стал постепенно проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Начиная с XVII века, благодаря открытиям Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона, формируется точное естествознание, основывающееся на экспериментальных методах исследования. И с этого времени между наукой и техникой устанавливается тесная взаимосвязь. Этот этап в развитии техники приходится на эпоху Нового времени. Естественные науки вряд ли бы могли появиться без техники. Ведь экспериментальные методы исследования требуют наличие самых разных технических приспособлений – телескоп, маятник, часы и т.п. Причём чем выше требования, которые учёные предъявляют к точности научных результатов, тем более усложненными должны быть технические приспособления. Поэтому, можно сказать, что требования науки с самого начала стимулировали создание новой техники. В свою очередь, техника тоже не только пользовалась данными естественных наук, но и сама производила действия и преобразования, которые ставили перед естествоиспытателями новые задачи. Так, например, в 1824 г. С. Карно создаёт, закладывая основы термодинамики, теорию паровых машин и создаёт её в то время, когда они уже успешно работали. Взаимодействие науки и техники происходило не только в сфере экспериментального исследования. Постепенно и сами технические знания стали приобретать форму научного знания. В XVIII веке Г. Монж разрабатывает начертательную геометрию, – и это даёт возможность преобразовывать сложные технические конструкции в математические объекты. В инженерных кругах начинают формироваться профессиональные сообщества, подобные научным. Начинают регулярно издаваться научно-технические журналы. Появляются исследовательские лаборатории. А математические теории и экспериментальные методы науки постепенно приспосабливаются к техническим нуждам. Большой вклад в разработку прикладной математики вносят труды таких учёных, как Л. Эйлер, Ж. Л. Даламбер, Ж. Л. Лагранж, Ж. Б. Ж. Фурье. Таким образом, техника перенимает от науки не только знания, но и её методы исследования, и социальные институты. Этот процесс оформления технических знаний в научные продолжался и в XX веке. Стоит напомнить, что эпоха Нового времени стала эпохой становления капиталистического строя. К концу XVII века буржуазные революции уже завершаются в Голландии, Англии и Франции. Спрос на товары теперь диктуются рыночными отношениями. Вместе со становлением капиталистического строя возникают крупные производственные объединения, широко использующие машинную технику. И с этого времени начинают разрабатываться машины, заменяющие рутинный труд людей. И машинная техника превращается в основное средство экономического господства. Переход от использования ручных орудий к применению машин был значительно ускорен изобретением парового двигателя. Это изобретение, ставшее прорывом в области энергетики, позволило усовершенствовать многие рабочие машины. К концу XVIII века уже существовали подъёмные и паровые машины, прядильные и ткацкие станки, мельницы и т.п. А в XIX веке началось строительство железных дорог. И стал появляться водный паровой транспорт. Здесь стоит отметить, что широкое применение машин и рост промышленного производства ещё более отдалили человека от продукта своего труда. Человек, работающий на крупном производственном объединении, теперь прикрепляется к выполнению лишь малой части технологической операции, – и, естественно, он имеет самые смутные представления о том, каким образом осуществляется производство конечного продукта, к которому он всё-таки является причастным. Поэтому труд перестаёт восприниматься как благодать (как это было характерно для эпохи Средневековья) и в большей степени напоминает наказание для человека. Обслуживание монотонной техники выглядит теперь как суровый путь выживания в условиях рынка. «Поле деятельности человека, – отмечает А. Швейцер в своей работе «Культура и этика», – всё больше ограничивается одной определенной областью. Становится господствующей такая организация труда, при которой только специализация обеспечивает взаимодействие высших производственных показателей. Вера труженика в духовную значимость его труда подрывается. Применение находит только часть способностей человека, что в свою очередь оказывает обратное воздействие на его духовную сущность» [29, с. 43]. Но если эту особенность данной эпохи можно отнести к отрицательным моментам, то следующую, пожалуй, следовало бы отнести к положительным моментам. В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только потому, что техническое творчество стало «подпитываться» научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама и запрещались всякого рода изобретения, которые могли увеличить производительность труда (тем самым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию. Вместе с тем, становление машинного производства завершает также процесс отделения умственного труда от физического. И, наконец, переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, «штучных» товаров к их массовому производству. С этого момента тонкая взаимосвязь между искусством и техникой, сохранявшаяся на протяжении всего времени существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности, увы, уже не являются предметами искусства. «Эстетические изобретения играли в попытках человека создать осмысленный мир не меньшую роль, чем практические нужды; а из-за своих требований они служили и значительным стимулом к развитию техники, – пишет Л. Мамфорд. – По сути, каждая постройка, благодаря своему сочетанию объёма, массы, цвета, орнаментального узора, фактуры, являлась новым изобретением, выражавшим и варьировавшим идею о взаимоотношениях человека с мирозданием. Пирамида, обелиск, башня, арка, купол, шпиль, крестовый свод, перекидная подпора, окно из цветных витражей, – вот лишь немногие примеры необузданной технической дерзости, приведенной в исполнение не в порядке удовлетворения физических потребностей или желания материального достатка, а в силу более глубокого поиска смысла» [26, с. 330-331]. Вывод, к которому приходит мыслитель, выглядит довольно печальным. «Нынешнее размежевание искусства с техникой дурная примета современности», – отмечает он. С середины XIX века в области техники начинается череда выдающихся открытий, приведших к появлению современной техники. Сказанное можно проиллюстрировать, например, теми успехами, которые были достигнуты человеком при создании энергопреобразующих машин. Так, во второй половине XIX века появились паровая турбина (благодаря которой в настоящее время работает большинство теплоэлектростанций) и двигатель внутреннего сгорания (благодаря которому началось производство автомобилей). Чуть позже появился и электродвигатель. Современные высокопроизводительные машины, станки-автоматы, автоматические линии, заводы-автоматы, а также – швейные и стиральные машины, холодильники, электробритвы и т.д., – всё это стало возможным именно благодаря электродвигателям. В первой половине ХХ века появляется газотурбинный двигатель, – наибольшее распространение он получил в авиации. А вскоре, на основе научных разработок К. Э. Циолковского, был создан реактивный двигатель, который, собственно говоря, и позволил человеку осуществить свою давнюю мечту – выйти в открытый космос. С появлением новой техники одновременно возникают и новые направления в технических науках. Это самолетостроение, автомобилестроение, радиотехника и т.д. Период в развитии техники, который начался с середины XIX века, называется также научно-технической революцией.
Сущность техники
Когда-то не было ни радио, ни телевидения, ни автомобилей – столь привычных для нас предметов техники. Не было ни отопительных систем, ни газовых плит, ни электрических лампочек. Когда-то человек жил и не подозревал о том, что наступят времена, когда всё это появится. И, наверное, не очень уж сложно представить себе мир, в котором не было бы техники. И люди не ощущали бы её отсутствие и не думали бы о том, что чего-то не хватает; они жили бы внутри замкнутого мира – мира без техники, как в единственно доступной и полностью обжитой ими территории. Возможно, что, живя в таком мире, человек мало чем отличался бы от животного. Но как бы там ни было, техника существует, и она развивается. Меняется техника, меняется человек, меняются исторические эпохи. И то, что техника всё-таки существует, – это удивительный феномен. И это нужно признать. Однако почему же техника развивается? Чтó лежит в основе развития техники? В чём заключается её сущность? И почему именно человек – единственный из всех живых существ – создавал и совершенствовал свою технику? Эти вопросы волновали многих мыслителей. И ответы, которые были даны на них, заслуживают особого внимания. Здесь мы познакомимся лишь с некоторыми философскими учениями, в которых даётся осмысление сущности техники. Х. Ортега-и-Гассет о сущности техники. Начнём с размышлений выдающегося испанского мыслителя XX века Х. Ортеги-и-Гассета [30]. Согласно его воззрениям, техника отнюдь не является действием, которое человек выполняет, чтобы удовлетворить свои потребности; напротив, она подразумевает прямо противоположное: отмену этого примитивного действия. «Развести огонь – это не то же, что греться, возделывание поля сильно отличается от такого действия, как приём пищи, а изготовить автомобиль – далеко не то же самое, что бежать». (Первое здесь, как можно заметить, обозначает техническое действие, второе – действие, служащее удовлетворению потребностей.) «Животное – пишет Ортега-и-Гассет, – неспособно высвободиться из ограниченного набора естественных актов – исключить себя из природного мира, – поскольку оно и есть самое природа; отделившись, оно просто лишилось бы своего места в ней. Но человек, бесспорно, несводим к собственным обстоятельствам. Он лишь погружен в них, причем так, что иногда всё же способен от них избавиться и, самоуглубившись, сосредоточиться на себе. Лишь тогда, и только тогда, человек может по-настоящему осмыслить всё, что непосредственно и прямо не связано с удовлетворением категорических требований и нужд, возникших в жизненных обстоятельствах. В такие внеприродные, сверхъестественные моменты самоуглубления или возврата к себе человек как раз выдумывает и осуществляет все [технические] действия: разводит огонь, строит жилище, возделывает поле, конструирует автомобиль». Основываясь на этих рассуждениях, мыслитель даёт следующее толкование техники. «Техника – это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком – с другой, возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной». «Техника – это главным образом усилие ради сбережения усилий, – утверждает Ортега-и-Гассет. – Иными словами, это действия, которые мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать неотложных забот и дел, навязываемых обстоятельствами». Самого же человека, творящего технику, Ортега-и-Гассет определяет как существо, устремленное к избыточному. В отличие от других живых существ человек постоянно стремится к воплощению определенного проекта или программы существования; всё, что он делает, он делает ради осуществления этой программы. И техника является выражением этой устремленности. Причём, каждому человеческому проекту, каждому типу жизни соответствует своя техника. «Достаточно, чтобы хоть чуть-чуть – поясняет мыслитель, – изменилась суть самого благосостояния, оказывающего воздействие на человека, чтобы хоть чуть-чуть преобразовалась идея жизни, от имени которой, исходя из которой и ради которой человек делает всё, что делает, – как традиционная техника рухнет, развалится и примет иное направление». Отсюда можно сделать вывод, что “и смысл, и причина техники лежат за её пределами, а именно в использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря этой самой техники сил”. И таким образом, как утверждает мыслитель, «миссия техники – это освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой». Ф. Дессауэр о сущности техники. Несколько с иных позиций даёт толкование сущности техники немецкий философ Ф. Дессауэр, стоявший у истоков философии техники. Сущность техники, утверждает Дессауэр, проявляется вовсе ни в промышленном производстве, которое лишь в массовом порядке воспроизводит, тиражирует результаты когда-то сделанных открытий, и вовсе ни в предметах техники, которые только используются людьми в тех или иных целях, но в самом акте творчества. Иными словами, сущность техники, согласно воззрениям мыслителя, сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она (техника) впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции. Конечно, техническое творчество реализуется в полной гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода «внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений. Надо заметить, что здесь Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал ещё мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.039 с.) |