Рекомендуемые темы рефератов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуемые темы рефератов



1. Формирование науки как профессиональной деятельности.

2. Сциентизм и антисциентизм как две культурные установки в отношении науки.

3. Научные школы как субъекты науки: история возникновения и развития.

4. Модели развития науки как социального института.

5. Формы коллективной деятельности в науке.

6. Личность и ее значение для развития науки.

7. Наука и общество.

8. Этика науки.


ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

 

Понятие техники

 

Что такое техника? Техника (от греч. téchne – искусство, мастерство, умение) в наиболее широком смысле этого слова означает:

1) Совокупность устройств, искусственных предметов, артефактов (буквально, предметов, возникших на основе умения), – куда входят как простейшие орудия труда, так и сложные технические системы;

2) Совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств, – к ним можно отнести научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатацию технических устройств;

3) Совокупность знаний, которая включает в себя как предписания (рецепты), характерные для ремесленного дела, так и целую область научно-технического знания.

Коротко говоря, под техникой подразумеваются искусственные предметы, а также деятельность и знание, так или иначе связанные с этими предметами.

Однако такое, предельно широкое, толкование техники включает в себя и предметы искусства (музыка, живопись, поэзия), и предметы, скажем так, уже вышедшие из употребления (производственные отходы и т.п.), – ведь все эти предметы тоже искусственны, – они созданы человеческой деятельностью. Поэтому в понятии техники нужно ввести уточнение – что же мы, собственно говоря, понимаем под техникой?

Итак, когда речь преимущественно идёт об искусственных предметах, под техникой понимается, прежде всего, система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Это одно из наиболее распространенных определений техники. «В самом деле, ставить цели, создавать и использовать средства для их достижения есть человеческая деятельность. К тому, чтó есть техника, относится изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относится само изготовленное и применяемое, относятся потребности и цели, которым всё это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника» [22, с.221].

Немецкий мыслитель К. Ясперс – один из ярких представителей экзистенциализма (направления в философии) так поясняет толкование техники как системы средств. «Техника, – пишет он, – возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.» [23, с. 117]. Существенным дополнением к данному определению техники можно считать следующие позиции, которые были высказаны разными мыслителями. Техника – это система средств, которая:

1) является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия посредника (Г. Зиммель, Г. Спенсер);

2) служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращению определенных действий в качестве «порядка исполнения этих действий» (Готтль-Оттлилиенфельд);

3) служит облегчению и формированию нашего бытия (К. Ясперс);

4) представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой (Готтль-Оттлилиенфельд).

Когда речь преимущественно идёт о деятельности человека, тогда под техникой понимается, прежде всего, наиболее эффективный (наилучший) способ достижения чего-либо. В самом деле, мы не спешим обозначать словом техника «футбольное поле» или «свитер», но когда мы обращаем внимание на качество футбольного поля или на качество свитера, мы начинаем говорить о технике обработки футбольного поля или о технике вязания свитера.

«Мы говорим не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике мышления, стихосложения, живописи, танца, даже о технике духовной жизни, мистического пути. Так, например, йога есть своеобразная духовная техника. Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века» [24].

Иными словами, техника в таком понимании проявляет себя в самых разных областях человеческой деятельности, – там, где необходимы навык, умение, мастерство. Когда же речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В более узком смысле под техническим знанием понимаются прикладные науки – науки, направленные на достижение какого-либо практического результата.

Стоит также напомнить, что кроме понятия техники есть близкое ему по смыслу понятие технологии. Но, в отличие от техники, под технологией понимается, прежде всего, деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств. Наконец, будет небесполезным затронуть вопрос о вариантах классификации техники, – ведь техника очень многообразна. Поэтому её весьма сложно объединить в группы по какому-то одному общепризнанному основанию. Так, например, технические устройства объединяют в группы по области их применения. Этот вариант деления технических устройств встречается, когда мы говорим, скажем, о «бытовой технике», «военной технике», «экспериментальной технике» и т.п. Точно также, технические устройства можно объединять в группы, взяв за основу ту область естествознания, которая считается определяющим в работе данного технического устройства. Этот вариант деления проявляется в тех случаях, когда мы говорим, например, о «механической технике», «электротехнике», «пневматической технике» и т.п. Иногда же технические устройства группируют согласно тем служебным функциям, которые они призваны выполнять. Так, например, мы говорим о «транспортной технике», «измерительной технике», «информационной технике» и т.п.

Наконец, все технические устройства можно объединить в группы, основываясь главным образом на той роли, которую они играют в трудовом процессе человека. На этом основании выделяют так называемые «ручные орудия», представляющие собой средства, облегчающие трудовой процесс (однако сам трудовой процесс полностью осуществляется все-таки человеком); выделяют «рабочие машины» – представляющие собой устройства, полностью или частично выполняющие за человека трудовые операции, устройства, нуждающиеся лишь в управлении; и выделяют так называемые «автоматизированные системы», представляющие собой устройства, которые берут на себя также функции контроля и управления в трудовом процессе.

 

История техники

 

Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением человека, Homo sapiens. Умение хранить и использовать огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад. Это событие, по-видимому, имело огромное значение, – укротив огонь, человек уже смог достигнуть того, чего не достигало ни одно живое существо. Человек развивался вместе с техникой. Первые орудия (копье, каменный топор) стали усовершенствованием руки. Создавая технику, ручные орудия, человек копировал природу и собственный организм. Как отмечает немецкий философ Э. Капп «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно». В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту.

Вместе с тем, по мере того как орудие совершенствовалось по образу руки, так и, наоборот, рука совершенствовалась по образу орудия. Здесь, пожалуй, стоит добавить, что в отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась. На это обстоятельство, в частности, указывает О. Шпенглер. «Техника всех животных, – пишет он, – является техникой вида. Она и не изыскивается, и не овладевается индивидом посредством обучения, и не может развиваться. Со времени своего возникновения, пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет. Они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела. Видовая техника неизменна и безлична» [25, с.64]. Человеческая же техника, и только она, независима от жизни человеческого вида, – она «сознательна, умышленна, личностна, изобретательна».

Однако развитие первобытной техники шло медленными темпами, тысячелетия существования человека оставляли на планете мало следов. Начиная с V тыс. до н.э., стали формироваться сообщества, в которых складывался государственный порядок. Этому эпохальному событию в истории человечества способствовали развитие языка и, в не меньшей степени, разделение трудовых обязанностей. Внутри первобытного сообщества стали выделяться группы, отдельно занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также из-за частых столкновений между соседями стали формироваться воины и их предводители, бравшие на себя обязанность поддерживать установленный порядок и защищать сообщество от внешних врагов. Переход от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. «Вместе с деятельностью многих, – отмечает О. Шпенглер, – совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству» [25, с.67].

В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается, можно сказать, «зримая», прослеживаемая часть его истории. С появлением государства первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается горное и строительное дело. Подъём ремесленного производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные строительные сооружения. Торговые отношения и военные походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги и мосты, по которым передвигаются груженые повозки, расширяется мореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направлены на улучшение условий труда. И самую тяжелую, рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей».)

Вместе с тем, период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших технических творений, к которым относится, в частности, пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых памятников. Все операции выполнялись вручную» [26. с. 257].

Подобные творения инженерного искусства являлись результатом сложной работы с высоким уровнем коллективной организации. По убеждению Л. Мамфорда, американского социолога и историка техники, управляемые коллективные действия людей периода рабовладельческого строя представляли собой не что иное, как прообразы машин, реальные образцы которых возникли лишь в XIV веке (механические часы, ветряные и водяные мельницы). Это, можно сказать, были настоящие машины, части которых состояли из человеческих костей, жил и мускулов, выполняющих строго ограниченные механические задачи. Приведённые в действие, эти большие и сложные машины способны были выполнять работу на таком уровне, о каком раньше нельзя было и мечтать. Разумеется, существование машин, составленных из живых людей, указывает и на безмерно возросшую власть правителей, которая поддерживалась мифологическим мировоззрением и крайне жестокой системой наказаний.

Следующее событие, повлиявшее на развитие техники, связано с широким распространением религиозного мировоззрения. Это время приходится на эпоху Средневековья. Рабовладельческий строй постепенно приходит в упадок. И, по всей видимости, не последнюю роль здесь сыграло религиозное мировоззрение. А вместе с упадком рабовладельческого строя возникает потребность найти эквивалентную замену человеческой рабочей силе, прежде имевшейся в изобилии и потому дешевой. (Правда, ради справедливости надо заметить, что в некоторых отраслях производства – к примеру, в металлургии и на рудниках – рабский труд сохранялся ещё долгое время.)

В эту эпоху начинают применяться ветряные и водяные мельницы – первые экономящие труд устройства, которые почти не нуждались в человеческих усилиях. Техника стала ориентироваться на улучшение условий труда. Этому явлению содействовало ещё одно обстоятельство: перемена в отношении к труду. В эпоху Античности тяжелый ручной труд считался рабским и недостойным свободного человека. В эпоху Средневековья религиозное мировоззрение изменило эту точку зрения. Теперь ручной труд был наделён благодатью и являлся формой служения богу, он одухотворял и облагораживал человека. В немалой степени такое отношение к труду сложилось, благодаря примерному образу жизни монахов, что с радостью занимались самой грязной ручной работой.

Подъём промышленного производства и сельского хозяйства в Средние века связан, прежде всего, с многообразными техническими усовершенствованиями, а также с чудесными изобретениями, занесенными в Европу с Востока (бумага, фарфор, компас, порох). В результате улучшились методы выплавки и обработки металлов, – и, соответственно, увеличился её объём производства. Металл стал сравнительно дешевым материалом, а широкое его применение позволили разработать более совершенные орудия труда. Далее, благодаря приобретённым в оптике знаниям, была поднята на более высокий качественный уровень стекольная мануфактура, – теперь люди уже смогли получать чистое стекло для очков. Техническим достижением данной эпохи можно назвать и применение пороха в военном деле в качестве метательного средства, – это новшество, положившее начало строительству огнестрельных орудий, стало поистине революционным в истории военной техники. Очень полезным для человека оказалось изобретение магнитного компаса, – это позволило ему значительно расширить пространство путешествий. С появлением компаса, можно сказать, что почва для великих географических открытий была уже подготовлена. И, наконец, в 1450г. было изобретено книгопечатание. Это изобретение позволило разрушить классовую монополию на знания, – отныне книги стали доступны самым разным слоям общества.

Вместе с тем, средневековая культура породила также и алхимию, представляющую собой уникальный сплав ремесленного мастерства, религиозного мировоззрения и естественнонаучных лабораторных поисков. По мнению некоторых исследователей истории науки, алхимия сыграла важную роль в становлении экспериментального естествознания [27]. Главными целями практической деятельности алхимиков были: поиск так называемого «философского камня» – способа превращения неблагородных металлов в золото и серебро, а также: способ получения эликсира долголетия и универсального растворителя. Теперь эти цели кажутся нам чудачеством. Однако, в деятельности алхимиков, несомненно, усматриваются и положительные моменты. Так, в процессе поиска чудодейственных средств ими были получены разные минеральные и растительные краски, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли, лекарственные препараты, а также ими были разработаны некоторые приёмы лабораторной техники – перегонка, возгонка и др.

Любопытно отметить, что с точки зрения алхимика рецепт создания какой-либо вещи с «полезными» свойствами включал в себя не только приёмы и предписания последовательности действий, но и «тайное искусство мастера», который, создавая новое, осуществлял своего рода «мистический синтез» материального и духовного. Добавим, что к концу эпохи средневековья начали появляться цеха, представляющие собой сословные организации ремесленников, занимающихся определённым видом производства. Внутри таких цехов, мастерских, из-за усложненности технологических операций интенсивно шёл процесс разделения труда. Теперь рабочий оказывался всё более и более привязанным к какой-нибудь одной ручной операции, являющейся лишь частью сложной цепи производственного процесса. Подобными цеховыми объединениями стали и университеты, появившиеся в крупных городах Европы. Средневековые университеты (это были своего рода «цеха учёных») представляли собой церковные корпорации, в которых градация на школяров, бакалавров и магистров в точности соответствовали цеховым градациям на учеников, подмастерьев и мастеров. (Между прочим, основы многих университетских традиций, которые живы и по сей день, были заложены именно в те далекие времена.)

Далее, вслед за эпохой Средневековья последовала эпоха Возрождения, которая охватывала период с XIV по XVI век. Эпоха Возрождения связана с глубокими переменами, произошедшими в образе жизни и мировоззрении людей. В это время появляется такое движение как гуманизм (от лат. humanus – человечный), направленное на создание наиболее благоприятных условий для достойной жизни человека; расцветают искусства, прославляющие духовные и телесные достоинства человека. Одновременно церковь переживает период духовного кризиса; её авторитет ослабевает, о чём, в частности, свидетельствует движение, получившее название Реформации, которое было направлено на восстановление утраченных идеалов христианства. В эпоху Возрождения совершаются первые революционные шаги науки (Н. Коперник, Д. Бруно). И не менее значимые события происходят в развитии техники.

Именно в эту эпоху в крупнейших европейских центрах появляются первые учёные-инженеры, которые в решении технических задач стали применять знания из области математики и механики. Так, например, в 1564 г. Н. Тарталья делает расчёт угла, на который должен быть повернут ствол пушки, для того чтобы произвести выстрел снаряда на требуемое расстояние, – и это уже являлось инженерным расчётом. Учёные-инженеры, сформировавшись в новое сословье, смогли, благодаря своим знаниям и умениям, снискать признание общества. Они очень высоко ценились и правителями, и горожанами. Людей, умеющих создавать удивительные технические сооружения, почитали за творцов, подражающих в творении действительности искусству бога, – поскольку, считалось, и не без оснований, что «ум истинного художника может породить идею совершенного творения, а руки его в силах воплотить сию идею» [28, с. 454].

Одним из самых ярких таких творцов был Леонардо да Винчи – великий живописец, математик, механик и инженер. По убеждениям Леонардо да Винчи технические изобретения, точно также как и искусство (в частности, живопись), представляют собой не плоды воображения или результаты ремесленных предписаний, а следствия глубокого изучения закономерностей природы. Таким образом, в эпоху Возрождения традиционную ремесленную деятельность мало-помалу сменяет деятельность инженеров.

В эту эпоху появляется также и первая техническая литература. В основном это были энциклопедии. Так, в 1540 г. В. Беренгуччо выпускает в свет книгу под названием «Пиротехния», в которой содержалось обобщение практических знаний относительно производства металлов и сплавов, добычи полезных ископаемых, получения химических веществ (минеральных красок, серы, спиртов, кислот и т.д.). А в 1556 г. выходит в свет работа немецкого учёного и инженера Т. Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». И уже в более позднее время Я. Леопольд издаёт своё знаменитое десятитомное произведение под названием «Театр машин», в котором он даёт подробное описание всех существующих к тому времени машин. Всё это указывает на то, что технические знания в эпоху Возрождения стали, наконец, обретать систематичность. Наиболее выдающимся техническим достижением этой эпохи можно назвать изобретение механических часов. Отныне жизнь человека всё более и более стала соизмеряться не с восходом и закатом солнца, а с условными перемещениями часовой и минутной стрелок. А контроль над временем стал постепенно проникать во все сферы жизнедеятельности человека.

Начиная с XVII века, благодаря открытиям Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона, формируется точное естествознание, основывающееся на экспериментальных методах исследования. И с этого времени между наукой и техникой устанавливается тесная взаимосвязь. Этот этап в развитии техники приходится на эпоху Нового времени. Естественные науки вряд ли бы могли появиться без техники. Ведь экспериментальные методы исследования требуют наличие самых разных технических приспособлений – телескоп, маятник, часы и т.п. Причём чем выше требования, которые учёные предъявляют к точности научных результатов, тем более усложненными должны быть технические приспособления. Поэтому, можно сказать, что требования науки с самого начала стимулировали создание новой техники. В свою очередь, техника тоже не только пользовалась данными естественных наук, но и сама производила действия и преобразования, которые ставили перед естествоиспытателями новые задачи. Так, например, в 1824 г. С. Карно создаёт, закладывая основы термодинамики, теорию паровых машин и создаёт её в то время, когда они уже успешно работали.

Взаимодействие науки и техники происходило не только в сфере экспериментального исследования. Постепенно и сами технические знания стали приобретать форму научного знания. В XVIII веке Г. Монж разрабатывает начертательную геометрию, – и это даёт возможность преобразовывать сложные технические конструкции в математические объекты. В инженерных кругах начинают формироваться профессиональные сообщества, подобные научным. Начинают регулярно издаваться научно-технические журналы. Появляются исследовательские лаборатории. А математические теории и экспериментальные методы науки постепенно приспосабливаются к техническим нуждам.

Большой вклад в разработку прикладной математики вносят труды таких учёных, как Л. Эйлер, Ж. Л. Даламбер, Ж. Л. Лагранж, Ж. Б. Ж. Фурье. Таким образом, техника перенимает от науки не только знания, но и её методы исследования, и социальные институты. Этот процесс оформления технических знаний в научные продолжался и в XX веке. Стоит напомнить, что эпоха Нового времени стала эпохой становления капиталистического строя. К концу XVII века буржуазные революции уже завершаются в Голландии, Англии и Франции. Спрос на товары теперь диктуются рыночными отношениями. Вместе со становлением капиталистического строя возникают крупные производственные объединения, широко использующие машинную технику. И с этого времени начинают разрабатываться машины, заменяющие рутинный труд людей. И машинная техника превращается в основное средство экономического господства. Переход от использования ручных орудий к применению машин был значительно ускорен изобретением парового двигателя. Это изобретение, ставшее прорывом в области энергетики, позволило усовершенствовать многие рабочие машины. К концу XVIII века уже существовали подъёмные и паровые машины, прядильные и ткацкие станки, мельницы и т.п. А в XIX веке началось строительство железных дорог. И стал появляться водный паровой транспорт.

Здесь стоит отметить, что широкое применение машин и рост промышленного производства ещё более отдалили человека от продукта своего труда. Человек, работающий на крупном производственном объединении, теперь прикрепляется к выполнению лишь малой части технологической операции, – и, естественно, он имеет самые смутные представления о том, каким образом осуществляется производство конечного продукта, к которому он всё-таки является причастным. Поэтому труд перестаёт восприниматься как благодать (как это было характерно для эпохи Средневековья) и в большей степени напоминает наказание для человека. Обслуживание монотонной техники выглядит теперь как суровый путь выживания в условиях рынка. «Поле деятельности человека, – отмечает А. Швейцер в своей работе «Культура и этика», – всё больше ограничивается одной определенной областью. Становится господствующей такая организация труда, при которой только специализация обеспечивает взаимодействие высших производственных показателей. Вера труженика в духовную значимость его труда подрывается. Применение находит только часть способностей человека, что в свою очередь оказывает обратное воздействие на его духовную сущность» [29, с. 43]. Но если эту особенность данной эпохи можно отнести к отрицательным моментам, то следующую, пожалуй, следовало бы отнести к положительным моментам.

В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только потому, что техническое творчество стало «подпитываться» научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама и запрещались всякого рода изобретения, которые могли увеличить производительность труда (тем самым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию. Вместе с тем, становление машинного производства завершает также процесс отделения умственного труда от физического.

И, наконец, переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, «штучных» товаров к их массовому производству. С этого момента тонкая взаимосвязь между искусством и техникой, сохранявшаяся на протяжении всего времени существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности, увы, уже не являются предметами искусства. «Эстетические изобретения играли в попытках человека создать осмысленный мир не меньшую роль, чем практические нужды; а из-за своих требований они служили и значительным стимулом к развитию техники, – пишет Л. Мамфорд. – По сути, каждая постройка, благодаря своему сочетанию объёма, массы, цвета, орнаментального узора, фактуры, являлась новым изобретением, выражавшим и варьировавшим идею о взаимоотношениях человека с мирозданием. Пирамида, обелиск, башня, арка, купол, шпиль, крестовый свод, перекидная подпора, окно из цветных витражей, – вот лишь немногие примеры необузданной технической дерзости, приведенной в исполнение не в порядке удовлетворения физических потребностей или желания материального достатка, а в силу более глубокого поиска смысла» [26, с. 330-331]. Вывод, к которому приходит мыслитель, выглядит довольно печальным. «Нынешнее размежевание искусства с техникой дурная примета современности», – отмечает он.

С середины XIX века в области техники начинается череда выдающихся открытий, приведших к появлению современной техники. Сказанное можно проиллюстрировать, например, теми успехами, которые были достигнуты человеком при создании энергопреобразующих машин. Так, во второй половине XIX века появились паровая турбина (благодаря которой в настоящее время работает большинство теплоэлектростанций) и двигатель внутреннего сгорания (благодаря которому началось производство автомобилей). Чуть позже появился и электродвигатель. Современные высокопроизводительные машины, станки-автоматы, автоматические линии, заводы-автоматы, а также – швейные и стиральные машины, холодильники, электробритвы и т.д., – всё это стало возможным именно благодаря электродвигателям. В первой половине ХХ века появляется газотурбинный двигатель, – наибольшее распространение он получил в авиации. А вскоре, на основе научных разработок К. Э. Циолковского, был создан реактивный двигатель, который, собственно говоря, и позволил человеку осуществить свою давнюю мечту – выйти в открытый космос. С появлением новой техники одновременно возникают и новые направления в технических науках. Это самолетостроение, автомобилестроение, радиотехника и т.д. Период в развитии техники, который начался с середины XIX века, называется также научно-технической революцией.

 

Сущность техники

 

Когда-то не было ни радио, ни телевидения, ни автомобилей – столь привычных для нас предметов техники. Не было ни отопительных систем, ни газовых плит, ни электрических лампочек. Когда-то человек жил и не подозревал о том, что наступят времена, когда всё это появится. И, наверное, не очень уж сложно представить себе мир, в котором не было бы техники. И люди не ощущали бы её отсутствие и не думали бы о том, что чего-то не хватает; они жили бы внутри замкнутого мира – мира без техники, как в единственно доступной и полностью обжитой ими территории. Возможно, что, живя в таком мире, человек мало чем отличался бы от животного. Но как бы там ни было, техника существует, и она развивается. Меняется техника, меняется человек, меняются исторические эпохи. И то, что техника всё-таки существует, – это удивительный феномен. И это нужно признать. Однако почему же техника развивается? Чтó лежит в основе развития техники? В чём заключается её сущность? И почему именно человек – единственный из всех живых существ – создавал и совершенствовал свою технику? Эти вопросы волновали многих мыслителей. И ответы, которые были даны на них, заслуживают особого внимания. Здесь мы познакомимся лишь с некоторыми философскими учениями, в которых даётся осмысление сущности техники.

Х. Ортега-и-Гассет о сущности техники. Начнём с размышлений выдающегося испанского мыслителя XX века Х. Ортеги-и-Гассета [30]. Согласно его воззрениям, техника отнюдь не является действием, которое человек выполняет, чтобы удовлетворить свои потребности; напротив, она подразумевает прямо противоположное: отмену этого примитивного действия. «Развести огонь – это не то же, что греться, возделывание поля сильно отличается от такого действия, как приём пищи, а изготовить автомобиль – далеко не то же самое, что бежать». (Первое здесь, как можно заметить, обозначает техническое действие, второе – действие, служащее удовлетворению потребностей.) «Животное – пишет Ортега-и-Гассет, – неспособно высвободиться из ограниченного набора естественных актов – исключить себя из природного мира, – поскольку оно и есть самое природа; отделившись, оно просто лишилось бы своего места в ней. Но человек, бесспорно, несводим к собственным обстоятельствам. Он лишь погружен в них, причем так, что иногда всё же способен от них избавиться и, самоуглубившись, сосредоточиться на себе. Лишь тогда, и только тогда, человек может по-настоящему осмыслить всё, что непосредственно и прямо не связано с удовлетворением категорических требований и нужд, возникших в жизненных обстоятельствах. В такие внеприродные, сверхъестественные моменты самоуглубления или возврата к себе человек как раз выдумывает и осуществляет все [технические] действия: разводит огонь, строит жилище, возделывает поле, конструирует автомобиль». Основываясь на этих рассуждениях, мыслитель даёт следующее толкование техники. «Техника – это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком – с другой, возникает некий посредник – сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной».

«Техника – это главным образом усилие ради сбережения усилий, – утверждает Ортега-и-Гассет. – Иными словами, это действия, которые мы предпринимаем, чтобы полностью или частично избежать неотложных забот и дел, навязываемых обстоятельствами». Самого же человека, творящего технику, Ортега-и-Гассет определяет как существо, устремленное к избыточному. В отличие от других живых существ человек постоянно стремится к воплощению определенного проекта или программы существования; всё, что он делает, он делает ради осуществления этой программы. И техника является выражением этой устремленности. Причём, каждому человеческому проекту, каждому типу жизни соответствует своя техника. «Достаточно, чтобы хоть чуть-чуть – поясняет мыслитель, – изменилась суть самого благосостояния, оказывающего воздействие на человека, чтобы хоть чуть-чуть преобразовалась идея жизни, от имени которой, исходя из которой и ради которой человек делает всё, что делает, – как традиционная техника рухнет, развалится и примет иное направление». Отсюда можно сделать вывод, что “и смысл, и причина техники лежат за её пределами, а именно в использовании человеком его избыточных, высвобожденных благодаря этой самой техники сил”. И таким образом, как утверждает мыслитель, «миссия техники – это освобождение человека, дарующее ему возможность всецело быть самим собой».

Ф. Дессауэр о сущности техники. Несколько с иных позиций даёт толкование сущности техники немецкий философ Ф. Дессауэр, стоявший у истоков философии техники. Сущность техники, утверждает Дессауэр, проявляется вовсе ни в промышленном производстве, которое лишь в массовом порядке воспроизводит, тиражирует результаты когда-то сделанных открытий, и вовсе ни в предметах техники, которые только используются людьми в тех или иных целях, но в самом акте творчества. Иными словами, сущность техники, согласно воззрениям мыслителя, сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она (техника) впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции.

Конечно, техническое творчество реализуется в полной гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода «внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений.

Надо заметить, что здесь Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал ещё мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.039 с.)