Становление социального института науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление социального института науки



 

Социальный институт науки начал складываться в эпоху Нового времени в XVI – XVII веках. И поначалу влияние науки на общество проявлялось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где до неё в течение многих веков доминировала религия. Теология, как учение о боге, имела неоспоримый авторитет в решении самых возвышенных проблем, к которым, в частности, относились проблемы происхождения и устройства мироздания. Знание же об окружающих человека вещах не имело большой значимости и базировалось на религиозных догматах. Именно поэтому на начальном этапе становление науки сопровождалось острейшими конфликтами с религией. Наиболее сильный удар по опорным пунктам религиозного учения о мире был нанесён гелиоцентрической системой Н. Коперника. С открытием Н. Коперника наука впервые заявила о своей способности решать мировоззренческие проблемы. И это послужило дополнительным стимулом к дальнейшим научным изысканиям. Кроме того, исследование природы, по убеждению учёных эпохи Нового времени, выражало стремление понять божественный замысел. И наука, располагая своими средствами познания, отвечала этому стремлению, истоком которого, как можно заметить, являлось, в сущности, религиозное мировосприятие.

Итак, начало оформления науки в социальный институт связано с такими ключевыми событиями, как разработка специфических методов познания и признание ценности научных исследований. С этого момента наука начинает выступать как самостоятельная и самоценная сфера деятельности. Однако в эту эпоху научные изыскания являлись, пожалуй, уделом лишь «избранных». Первые исследователи были фанатично преданные своему делу учёные-одиночки. Наука выглядела герметичной, недоступной широким слоям населения, и эзотеричной, поскольку её методы познания оставались многим непонятными.

В следующую эпоху, в эпоху Просвещения, которая охватывала XVIII век, наука в жизни общества стала приобретать бóльшую популярность. Научные знания стали распространяться среди широких слоёв населения. В школах появились предметы, в которых преподавались естественнонаучные дисциплины. В качестве бесспорный ценности в эту эпоху выступил принцип свободы научных исследований. Истина (или «объективное знание») признавалась высшей целью науки, – поскольку наука призвана пополнять запас человеческих знаний. Поэтому идеаломнаучных исследований выступили такие требования, как нейтральностьпо отношению к ценностям общества и беспристрастность в оценке результатов. Теперь с научными знаниями связывались идеи о достижении социальной справедливости и разумного общественного устройства.

В эпоху Просвещения среди учёных и мыслителей, проникнутых идеями прогресса, стали появляться воззрения, абсолютизирующиероль науки. Это были воззрения, которые считали естественнонаучное знание единственным ориентиром в человеческой деятельности, и которые отрицали мировоззренческую значимость религии, философии и искусства. В дальнейшем на этой почве появился сциентизм позиция, провозглашающая науку высшей формой культуры и сводящая на нет всё, что выходило за рамки научной строгости и рациональности.

Следующие ключевые события, повлиявшие на оформление науки в социальный институт, приходятся на вторую половину XIX – начала XX века. В этот период общество начинает осознавать эффективность научных исследований. Между наукой, техникой и производством устанавливается тесная взаимосвязь. Если раньше результаты научных исследований служили лишь объяснением того или иного круга явлений, то теперь они активно начинают применяться и на практике. Благодаря научным знаниям стала совершенствоваться и создаваться новая техника. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, средство связи, оружие – вот тот далеко не полный перечень сфер, где наука нашла своё применение.

Ориентация на научную деятельность, конечно, сказалась и на системе ценностей и приоритетов научного сообщества. В качестве «более перспективных» стали выдвигаться те научные направления, которые имели более широкий практический выход. Вместе с тем, происходит и процесс профессионализациинаучной деятельности. Учёные всё более и более начинают привлекаться в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. А задачи, решаемые ими, начинают диктоваться не столько логикой той или иной научной дисциплины, сколько потребностями в обновлении и совершенствовании техники и технологии.

В настоящее же время на нормы и ценности науки существенное влияние стали оказывать экономические, политические, моральные и экологические требования, предъявляемые обществом. Социальные функции науки сегодня стали весьма многообразными. В связи с чем, большое значение в деятельности учёных стала приобретать и так называемая социальная ответственность, т.е. ответственность учёного перед обществом. Иными словами, познавательная деятельность учёных ныне определяется не только «внутренней», профессиональной этикой (которая выражает ответственность учёного перед научным сообществом), но ещё и «внешней», социальной этикой (которая выражает ответственность учёного перед всем обществом).

Проблема социальной ответственности учёных стала особенно актуальной, начиная со второй половины ХХ века. В это время появилось атомное оружие, оружие массового уничтожения; в это время появилось и экологического движение как реакция на загрязнение среды обитания и истощение естественных ресурсов планеты. Вот как, например, писал об этом в своих воспоминаниях физик М. Борн, подразумевая науку послевоенного периода: «В реальной науке и её этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в которой верило моё поколение. Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события» [21, с.188].

Сегодня, можно сказать, социальная ответственность ученых оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений (о чем, например, свидетельствует добровольный мораторий (запрет), объявленный в 70-ых годах группой молекулярных биологов и генетиков на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конструкции живущих ныне организмов).

 

Контрольные вопросы

 

1. Чем отличается наука как социальный институт от других организация общества?

2. Почему коллективная деятельность в науке становится необходимой в ходе исторического развития?

3. По каким критериям следует считать организацию научной деятельности социальным институтом?

4. Как эволюционирует социальный институт науки в ходе развития человеческой культуры?

5. Какие научные сообщества возникают в ходе исторического развития общества?

6. Можно ли научную школу характеризовать по этническому или государственному признаку?

7. Какие существуют исторические формы трансляции научных знаний?

8. В какой мере наука независима от общества?

9. Что означает этика науки?

10. Должно ли  государство (власть) вмешиваться в деятельность ученого?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.005 с.)