Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап становления натурфилософии
Первые утверждения научного характера появились ещё в эпоху Античности, в Древней Греции в VI веке до н.э. Приблизительно в это же время появились и первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, школа пифагорейцев). Познавательный интерес первых древнегреческих мыслителей был направлен на изучение Космоса, который означал одновременно и порядок, и вселенную. В восприятии древнего грека упорядоченность природы заключала в себе тайну, которая побуждала к размышлениям. Стремление понять устройство природы вылилось в поиск первоначала (неизменной основы), скрывающегося за многообразием явлений. Так, например, приверженцы пифагорейской школы созерцаемую гармонию мира объясняли при помощи числа. За каждым явлением, в чём они были убеждены, скрывалась числовая пропорция, и интуитивно постигаемый порядок представлял собой ничто иное, как множество числовых отношений. Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. С деятельностью этой школы связывают открытие иррациональных чисел, введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учение о подобии и многое другое. «Всё есть число» – утверждал Пифагор. Глубокими научными прозрениями было пронизано и учение Демокрита. Наблюдаемые явления Демокрит объяснял при помощи ненаблюдаемого: недоступных глазу мельчайших и неделимых частиц – атомов. Соединение атомов знаменовало рождение вещей, а разъединение – их гибель. И в основе всех возникновений и уничтожений в мире, по убеждению мыслителя, стоял хаос (случай). «Демокрит создал, – отмечает А. Ф. Лосев, – небывалую картину мирового хаоса, упорядоченного как раз в виде хаоса, без превращения его в стройность и порядок. Это была картина того единственного возможного порядка, на который способен только хаос. Это была картина мирового космогонического бытия атомов» [8, с. 445]. Огромный вклад в развитие натурфилософии внёс и древнегреческий мыслитель Аристотель. По убеждение многих исследователей античности Аристотель являлся, пожалуй, первым в истории человечества учёным – мыслителем с научным складом ума. «Как философ, – пишет Б. Рассел, – Аристотель во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он первый стал писать как профессор; его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он – профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. Его работы отличаются критическим характером, тщательностью, прозаичностью, без какого-либо следа вакхического энтузиазма» [9, с. 214]. Пожалуй, трудно было бы найти такую область знания, на которую этот мыслитель не оказал никакого влияния. Аристотель построил классификацию наук, разработал принципы формальной логики, которые оставались неизменными до конца XIX века; далее, основываясь на разработанной системе категорий, он дал объяснение очень большому кругу физических явлений, который исследовался им в трактате «Физика». (Кстати, многие его положения, среди которых были и ошибочные, просуществовали более двух тысяч лет).
Большим научным достижением Античности было и создание геометрии. Приблизительно в III веке до н.э. Евклид, используя аксиоматический метод, полностью построил здание геометрии. Его фундаментальный труд «Начала», состоящий из 15 книг, являлся основным учебным пособием по геометрии на протяжении двух тысячелетий. В это же время на острове Сицилия в Сиракузах жил Архимед – выдающийся инженер, механик и математик. Ему удалось определить значение числа π, он положил начало гидростатики, сформулировал закон рычага, нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии. Кроме того, история хранит память о созданных им военных машинах, которые были применены во время осады римскими легионами города Сиракузы. В следующую эпоху, эпоху Средневековья, натурфилософия развивалась под определяющим воздействием религиозного мировоззрения. Природа понималась, прежде всего, как творение бога; её истины скрывались от человека за символами, знаками и приметами, которые могли открыться разуму только при соответствующем (религиозном) истолковании, – ведь все эти приметы были расставлены богом. Поэтому познавательный интерес человека эпохи средневековья лежал главным образом в сфере теологии. Достижения античной культуры здесь не получили широкого распространения и были в значительной степени утеряны.
Натурфилософские знания были неотделимы от соответствующих мифологических и религиозных образований. «Так, например, знания (весьма детальные) о движении небесных светил, накопленные многими древними культурами, составляли в то время в первую очередь компонент религиозно-мифологического комплекса, необходимый для своевременного выполнения соответствующих ритуалов. Знания шамана, колдуна о травах, снадобьях, свойствах человеческого организма, приемах воздействия на психику соплеменников также были компонентом религиозно-мифологического комплекса, с помощью которого они могли осуществлять связи земного мира с миром небесным и миром подземным» [10, с. 234]. Другой характерной особенностью знаний этого периода является их преимущественно рецептурный характер. «Преднаучные знания, в отличие от научных знаний, ещё не образовывали своего специфического царства. Они не были нацелены на описание и объяснение мира; им не свойственны были доказательность, обоснованность и т.п. Они являлись предписаниями, схемами, рецептами практических действий; они были вплетены в реальную, практическую жизнь людей» [10, с. 234]. Так, например, описание основных движений небесных тел было удовлетворительным уже во времена Вавилона, но первые попытки анализа и объяснения относятся только к XVI – XVII векам. Однако очень давно были составлены неплохие календари и сформулированы астрономические прогнозы. Или, приведём другой пример, регулярность в передаче некоторых признаков от родителей детям была отмечена в самой далёкой древности. Но первые научные объяснения были даны лишь после экспериментов в конце XIX – начале XX века. Однако животноводы с давних времён умели, по меньшей мере, предвидеть явления и проводить полезное скрещивание. Следует добавить, что натурфилософия, как учение о природе, продолжала существовать и в последующие эпохи. Существует она и поныне, как философское учение о наиболее общих закономерностях природы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.005 с.) |