Этап становления натурфилософии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап становления натурфилософии



 

Первые утверждения научного характера появились ещё в эпоху Античности, в Древней Греции в VI веке до н.э. Приблизительно в это же время появились и первые научные сообщества (милетская школа, платоновская академия, школа пифагорейцев). Познавательный интерес первых древнегреческих мыслителей был направлен на изучение Космоса, который означал одновременно и порядок, и вселенную. В восприятии древнего грека упорядоченность природы заключала в себе тайну, которая побуждала к размышлениям. Стремление понять устройство природы вылилось в поиск первоначала (неизменной основы), скрывающегося за многообразием явлений.

Так, например, приверженцы пифагорейской школы созерцаемую гармонию мира объясняли при помощи числа. За каждым явлением, в чём они были убеждены, скрывалась числовая пропорция, и интуитивно постигаемый порядок представлял собой ничто иное, как множество числовых отношений. Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. С деятельностью этой школы связывают открытие иррациональных чисел, введение доказательств в геометрию, создание планиметрии прямолинейных фигур, учение о подобии и многое другое. «Всё есть число» – утверждал Пифагор.

Глубокими научными прозрениями было пронизано и учение Демокрита. Наблюдаемые явления Демокрит объяснял при помощи ненаблюдаемого: недоступных глазу мельчайших и неделимых частиц – атомов. Соединение атомов знаменовало рождение вещей, а разъединение – их гибель. И в основе всех возникновений и уничтожений в мире, по убеждению мыслителя, стоял хаос (случай). «Демокрит создал, – отмечает А. Ф. Лосев, – небывалую картину мирового хаоса, упорядоченного как раз в виде хаоса, без превращения его в стройность и порядок. Это была картина того единственного возможного порядка, на который способен только хаос. Это была картина мирового космогонического бытия атомов» [8, с. 445].

Огромный вклад в развитие натурфилософии внёс и древнегреческий мыслитель Аристотель. По убеждение многих исследователей античности Аристотель являлся, пожалуй, первым в истории человечества учёным – мыслителем с научным складом ума. «Как философ, – пишет Б. Рассел, – Аристотель во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он первый стал писать как профессор; его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он – профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. Его работы отличаются критическим характером, тщательностью, прозаичностью, без какого-либо следа вакхического энтузиазма» [9, с. 214]. Пожалуй, трудно было бы найти такую область знания, на которую этот мыслитель не оказал никакого влияния. Аристотель построил классификацию наук, разработал принципы формальной логики, которые оставались неизменными до конца XIX века; далее, основываясь на разработанной системе категорий, он дал объяснение очень большому кругу физических явлений, который исследовался им в трактате «Физика». (Кстати, многие его положения, среди которых были и ошибочные, просуществовали более двух тысяч лет).

Большим научным достижением Античности было и создание геометрии. Приблизительно в III веке до н.э. Евклид, используя аксиоматический метод, полностью построил здание геометрии. Его фундаментальный труд «Начала», состоящий из 15 книг, являлся основным учебным пособием по геометрии на протяжении двух тысячелетий. В это же время на острове Сицилия в Сиракузах жил Архимед – выдающийся инженер, механик и математик. Ему удалось определить значение числа π, он положил начало гидростатики, сформулировал закон рычага, нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии. Кроме того, история хранит память о созданных им военных машинах, которые были применены во время осады римскими легионами города Сиракузы.

В следующую эпоху, эпоху Средневековья, натурфилософия развивалась под определяющим воздействием религиозного мировоззрения. Природа понималась, прежде всего, как творение бога; её истины скрывались от человека за символами, знаками и приметами, которые могли открыться разуму только при соответствующем (религиозном) истолковании, – ведь все эти приметы были расставлены богом. Поэтому познавательный интерес человека эпохи средневековья лежал главным образом в сфере теологии. Достижения античной культуры здесь не получили широкого распространения и были в значительной степени утеряны.

Натурфилософские знания были неотделимы от соответствующих мифологических и религиозных образований. «Так, например, знания (весьма детальные) о движении небесных светил, накопленные многими древними культурами, составляли в то время в первую очередь компонент религиозно-мифологического комплекса, необходимый для своевременного выполнения соответствующих ритуалов. Знания шамана, колдуна о травах, снадобьях, свойствах человеческого организма, приемах воздействия на психику соплеменников также были компонентом религиозно-мифологического комплекса, с помощью которого они могли осуществлять связи земного мира с миром небесным и миром подземным» [10, с. 234].

Другой характерной особенностью знаний этого периода является их преимущественно рецептурный характер. «Преднаучные знания, в отличие от научных знаний, ещё не образовывали своего специфического царства. Они не были нацелены на описание и объяснение мира; им не свойственны были доказательность, обоснованность и т.п. Они являлись предписаниями, схемами, рецептами практических действий; они были вплетены в реальную, практическую жизнь людей» [10, с. 234]. Так, например, описание основных движений небесных тел было удовлетворительным уже во времена Вавилона, но первые попытки анализа и объяснения относятся только к XVI – XVII векам. Однако очень давно были составлены неплохие календари и сформулированы астрономические прогнозы. Или, приведём другой пример, регулярность в передаче некоторых признаков от родителей детям была отмечена в самой далёкой древности. Но первые научные объяснения были даны лишь после экспериментов в конце XIX – начале XX века. Однако животноводы с давних времён умели, по меньшей мере, предвидеть явления и проводить полезное скрещивание.

Следует добавить, что натурфилософия, как учение о природе, продолжала существовать и в последующие эпохи. Существует она и поныне, как философское учение о наиболее общих закономерностях природы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.005 с.)