Методы эмпирического познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы эмпирического познания



 

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод предполагает знание о том, какие следует совершать действия и в какой последовательности для того, чтобы решить те или иные задачи. Учение о методах начало складываться в эпоху Нового времени, в эпоху становления естествознания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Наблюдение определяется как чувственное отражение предметов внешнего мира. Научное наблюдение (в отличие от наблюдений в повседневной жизни) характеризуется целенаправленностью (наблюдение связано с постановкой какой-нибудь задачи исследования), планомерностью (наблюдение проводится согласно составленному плану), активностью (исследователь активно ищет и выделяет нужные ему моменты). По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (т.е. при помощи приборов). Ученые редко ограничиваются вúдением невооруженным глазом. Ибо вещи, которые «видны» современной науке редко можно наблюдать при помощи органов чувств. Большую роль в науке играют и, так называемые, косвенные наблюдения, в которых представление об объекте складывается по результатам его взаимодействия с другими объектами. Посредством косвенных наблюдений ученые, например, изучают свойства нейтрино, восстанавливая характеристики этой частицы по продуктам взаимодействия её с другими частицами.

Подчеркнем, что в наблюдениях отсутствует деятельность, направленная на изменение объекта познания. Исследователь не вмешивается в ход изучаемого процесса. Это может быть связано с тем, что объект недоступен исследованию, скажем, из-за удаленности, или с тем, что вмешательство в изучаемый процесс представляется нежелательным, или, наконец, с тем, что техническая аппаратура не позволяет провести более детальные исследования. Вместе с тем, с наблюдением связаны некоторые философские проблемы. В частности, принципиальное значение для философии науки имеет вопрос о том, существует ли строгое разграничение между наблюдением и теорией. Вот как, например, освещает эту проблему Я. Хаккинг в книге «Представление и вмешательство»: «Если мы всего лишь зрители в театре жизни, как на основании происходящего в спектакле мы можем узнать, что есть просто действия актеров, а что соответствует действительности? Если бы между теорией и наблюдением существовало строгое разграничение, тогда, может быть, мы могли бы считать наблюдаемое реальным, а теории, которые лишь представляют, – идеальными. Но когда философы начинают утверждать, что все наблюдения нагружены теорией, мы оказываемся совершенно замкнутыми в мире теоретических представлений и, следовательно, в одной из версий идеализма» [7, с. 143].

Точку зрения, согласно которой между наблюдением и теорией существует различие, отстаивали сторонники неопозитивизма. Они утверждали, что реальное ограничивается наблюдаемым, и поэтому все теоретические предложения можно, в конечном счете, свести (редуцировать) к предложениям наблюдения и, таким образом, истинность первых предложений будет зависеть от истинности вторых. Точку зрения, согласно которой между теорией и наблюдением не существует границ, отстаивали сторонники постпозитивизма.  Они утверждали, что любой термин и любое предложение, относящиеся к наблюдению, несут теоретическую нагрузку. Ибо «мы склонны замечать вещи, только если у нас есть какие-то ожидания, часто теоретического сорта, которые сделают их интересными или, по крайней мере, придадут им какой-то смысл» [7, с. 183].

Эксперимент – более сложный, по сравнению с наблюдением, метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в то же время обладает рядом особенностей:

1) Эксперимент позволяет изучить объект в «очищенном» виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. (Например, корпуса, защищающие объект от внешнего электромагнитного излучения.)

2) В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусственные, в частности, экстремальные условия. (Например, при сверхнизких температурах, в вакууме и т.д.)

3) Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание.

4) Условия эксперимента и, соответственно, проводимые при этом наблюдения и измерения, могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты.

По способу проведения эксперименты могут быть исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Результатами таких экспериментов могут быть выводы, не вытекающие из теоретических знаний об объекте. Проверочные же эксперименты направлены на подтверждение теоретических построений. Исходя из методики проведения, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении. Указанные типы экспериментов, как правило, являются последовательными этапами развития познания. Заметим, что между экспериментом и наблюдением нет строгого разграничения. Например, ученые сейчас говорят о наблюдении структуры вещества при помощи спектрального анализа, но, вероятно, в период открытия спектрального анализа те же самые наблюдения являлись ничем иным, как исследовательскими экспериментами. Поэтому, скорее всего, вопрос о том, является ли нечто непосредственно наблюдаемым или нет, зависит от существующего состояния знания.

Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение измерений. Измерение – это процесс определения количественных значений тех или иных свойств объекта при помощи специальных приборов. Результат измерения выражается в виде некоторого числа единиц измерения. По способу получения результатов различают прямые и косвенные измерения. В прямых измерениях искомая величина получается путем непосредственного сравнения её с эталоном или же выдается измерительным прибором. В косвенных измерениях искомая величина находится через математическую зависимость, связывающую её с другими величинами, которые определяются в прямых измерениях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.006 с.)