Учебное пособие для магистров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебное пособие для магистров



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. НАУКА И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЗНАНИЯ.. 7

1.1. Понятие науки. 7

1.2. Классификация наук. 8

1.3. Формы познания мира. 10

1.4. Специфика научного познания. 16

2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 20

2.1. Методы эмпирического познания. 20

2.2. Методы теоретического познания. 23

2.3. Общенаучные методы.. 25

2.4. Формы научного знания. 28

3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ.. 36

3.1. Основные этапы в развитии науки. 36

3.2. Этап становления натурфилософии. 37

3.3. Этап становления механистического естествознания. 40

3.4. Этап зарождения и формирования эволюционных идей. 43

3.5. Этап становления неклассического естествознания. 45

3.6. Этап формирования постнеклассического естествознания. 47

4. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 53

4.1. Логика научного открытия: Ф.Бэкон и Р.Декарт. 53

4.3. Логика подтверждения: неопозитивизм.. 56

4.4. Рост научного знания в концепции К. Поппера. 57

4.5. Концепция научных революций Т. Куна. 58

4.6. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса…………61

5. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.. 64

5.1. Коллективная деятельность в науке. 64

5.2. Понятие социального института науки. 65

5.3. Наука и общество. 70

5.4. Становление социального института науки. 72

6. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.. 76

6.1. Понятие техники. 76

6.2. История техники. 79

6.3. Сущность техники. 88

6.4. Специфика технических наук. 96

6.5. Взаимодействие науки и техники. 101

6.6. Современная техника и научно-техническая революция. 103

6.7. Позитивные и негативные стороны влияния техники на человека. 107

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 114

литература.. 116

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие современного общества, его ценности и его будущее, определяются наукой и техникой. Открытия, сделанные в науке, влияют на процесс создания новой техники, а новая техника в свой черед влияет на развитие производства. А развитием производства в целом обусловливается жизнь общества. Экономика, политика, социальная структура, духовная жизнь общества – всё обусловливается развитием производства. Таким образом, наука и техника, так или иначе, сегодня оказывают влияние на все стороны общественной жизни.

К сказанному можно еще добавить, что наука регулярно демонстрирует свою способность решать самые важные, насущные проблемы, которые ставят перед человеком быстроменяющиеся условия жизни, – это и обеспечение энергией, и развитие новых транспортных средств и средств коммуникаций, и излечение опасных заболеваний и т.д. Вместе с тем, не следует забывать и об оборотной, негативной стороне научно-технического прогресса. Именно из-за науки и техники человечество впервые столкнулось с так называемыми глобальными проблемами, к которым прежде всего относится проблема загрязнения окружающей среды и возможность полного самоуничтожения человечества. И это тоже говорит об особой роли науки и техники в развитии общества.

Мы можем без преувеличения сказать, что будущее человечества и пути развития общества в целом определяются научными достижениями и тем, как человечество будет их использовать. Это утверждение кажется тем более справедливым, если заметить, что наука переделывает не только материальную, «внешнюю» жизнь общества, но и глубоко проникает в его духовную, «внутреннюю» жизнь. Облик нынешнего человека: его потребности, интересы, цели и его мировоззрение, находится в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом.

Поэтому вопросы: «Что такое наука?», «Каковы границы и возможности научного познания?», «Чем определяется развитие науки?», «Как взаимосвязаны между собой наука и техника», «Какова структура науки и её роль в обществе?» способны прояснить не только сущность деятельности учёных – относительно узкого круга людей, но и пролить свет на многие философские проблемы, затрагивающие человека, общество и природу.

 


НАУКА И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЗНАНИЯ

 

Понятие науки

 

В понятии науки выделяются, по меньшей мере, три основных значения.

Во-первых, наука – это область культуры. Ибо она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.п. И, вполне возможно, что все эти духовные образования имеют некий один общий исток. Ведь культура, скорее всего, объединяет не внешне разнородные, а внутренне согласованные свои части. Поэтому развитие науки отражается и на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обусловливает развитие науки. Этой позиции придерживался, например, известный немецкий философ О. Шпенглер; по его мнению, основные идеи классической механики задолго до её появления таились в глубинах религиозного мировоззрения.

Во-вторых, наука – это способ познания мира. И, стало быть, она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Этот аспект науки исследуется в рамках такой дисциплины как эпистемология – учении о научном познании. Ключевыми понятиями здесь являются понятия субъекта и объекта познания. Субъект познания – это «тот, кто познаёт»; объект познания – «то, что познаётся». А конечный результат познания именуют знанием. Считается, что результатом научного познания выступает «объективное» знание о мире – знание, не зависящее от состояния субъекта. Что же касается высшей цели познания, то здесь ключевым понятием является такое понятие как истина – знание, соответствующее действительности.

В-третьих, наука – это социальный институт. В общественной жизни наука представляет собой сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Все эти учреждения решают специфический круг задач и выполняют определенные функции. Таким образом, наука представляет собой организованную структуру, своего рода корпорацию, которая призвана удовлетворять потребностям общества.

Все эти определения выражают различные аспекты одного и того же феномена – феномена науки.

 

Классификация наук

 

Любая правильно составленная классификация должна относить в один класс такие предметы, которые имеют между собой больше общих признаков, чем каждый из них имеет со всеми остальными предметами, не входящими в этот класс. Кроме того, найденные общие признаки должны быть более значимыми по сравнению со всеми другими признаками, какие только могут принадлежать предметам. Эти два правила должны соблюдаться при составлении любой классификации, – будь то наук, растений или же химических элементов.

Вопрос о классификации наук был поставлен очень давно. Первым, кто предложил наиболее продуманный вариант классификации наук, был древнегреческий философ Аристотель. Он выделил следующие сферы познания: теоретическая (где познание ведётся ради него самого), практическая (дающая руководящие идеи для поведения человека) и творческая (где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного). Из этих трёх выделенных разделов познания Аристотель отдавал явное предпочтение теоретическим наукам, т.е. наукам созерцательным (древне-греческое слово «теория» означало созерцание), куда у него вошли математика, физика и философия, как учение о первых причинах.

Несколько иначе классифицировал науки английский мыслитель XVII века Ф. Бэкон. В качестве исходного пункта классификации он взял познавательные возможности человека: память, воображение и рассудок. На памяти, согласно его воззрениям, основывалась история как описание фактов, на воображении – поэзия и искусство вообще, на рассудке – философия, которая включала в себя все теоретические науки. Наиболее крупные разделы философии в учении Бэкона составили: «первая философия», изучающая общие аксиомы наук, «естественная теология», косвенно доказывающая существование бога через факты природы, «учение о человеке» и «философия природы».

Интересный вариант классификации наук был предложен Г. Спенсером – английским мыслителем XIX века, одним из основоположников позитивизма в философии. Все естественные науки Г. Спенсер подразделил на те, что изучают формы, в которых предстают перед нами явления, и на те, что изучают сами явления, как в их элементах, так и в целом. К первому разделу, изучающему формы, в которых предстают явления, он отнес такие абстрактные науки как логика и математика; ко второму же разделу, изучающему явления в их элементах, он отнёс такие науки, как механика, физика, химия и др., обозначив их как абстрактно-конкретные науки; а к наукам, изучающим явления как целое, он отнёс астрономию, геологию, биологию, психологию, социологию и др., обозначив их как конкретные науки.

В настоящее время совокупность знаний человека об окружающей действительности, о самом себе и о результатах своей деятельности преимущественно разделяется на два больших класса: на естественнонаучное и гуманитарное знание. К естественнонаучному знанию относят дисциплины, изучающие то, что существует независимо от человека (физика, химия, биология, медицина и т.д.); и чаще всего «естественное» здесь противопоставляется «искусственному», т.е. созданному человеком. К гуманитарному знанию (от лат. homo – человек) относят дисциплины, изучающие человека и результаты его деятельности (философия, психология, социология, история и т.д.).

Как следует из определения, между естественным и гуманитарным знанием существует различие. Если опираться на разделение субъекта (человека) и объекта познания (действительность), то естествознание большее внимание уделяет объекту, а гуманитарное знание большее внимание уделяет самому познающему субъекту.

Помимо естественных наук выделяют также технические науки и математику. В отличие от технических наук естественные науки нацелены в первую очередь на познание, а не на создание средств преобразования действительности. В отличие же от математики естественные науки занимаются исследованием природных, а не знаковых систем.

Следует также учесть, что существует различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными науками, с другой стороны. Фундаментальные науки, такие как физика, химия, астрономия, изучают базисные, основополагающие структуры мира, а прикладные – занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом плане все технические науки являются прикладными, но не все прикладные науки являются техническими. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология – практическими прикладными науками.

Однако строгую границу между естественными, гуманитарными и техническими науками, провести нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, являющихся комплексными по своей сути. Так, например, на стыке естественных и гуманитарных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика (направление в кибернетике, которое изучает особенности живых организмов для создания новых приборов), а на стыке естественных, технических и гуманитарных разделов – социальная экология.

 

Формы познания мира

Знания человека не ограничиваются только наукой. Наука – не единственный способ познания. Во все времена сосуществовали разные подходы к изучению действительности. Человек стремился узнать о мире, прибегая к мифотворчеству, создавая религиозные учения или же творя произведения искусства. Правда, иногда в ту или иную эпоху главенствующим становился какой-нибудь один подход, и он подчинял себе другие подходы. Этот подход признавался образцом истинного познания, и на его основе строилось мировоззрение эпохи. Так, в эпоху Средневековья все формы духовной деятельности человека были пронизаны религиозным мировоззрением. Однако времена менялись. И вот уже в эпоху Нового времени в области познания ведущую позицию стала занимать наука. То была эпоха становления классической механики, в которой революционные открытия Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера и ряда других ученых способствовали формированию научного мировоззрения: механистической картины мира. И всё же, наверное, будет заблуждением считать, что наука в этой исторической борьбе конкурирующих между собой форм познаний вышла победительницей и что отныне только «научно обоснованное» имеет полное право претендовать на истину. Конечно, никто не сомневается в том, что мировоззрение нынешней эпохи формируется под определяющим влиянием науки и техники, но если мы зададимся вопросом: «Сохранится ли такое положение дел и в будущем?» то, пожалуй, однозначного ответа на этот вопрос мы не сможем дать. Поскольку ни в научно-исследовательской деятельности, ни в результатах этой деятельности нет ничего, что могло бы нам обещать сохранение существующего положения дел и в будущем. А некоторые утверждают, что человек в будущем может отвернуться от науки. Так, к примеру, К. Хюбнер, современный мыслитель, в книге «Критика научного разума», анализируя такой древнейший способ познания мира как мифы и сравнивая его с наукой, приходит, в конце концов, к следующему выводу. «Сегодня никто, – пишет он, – не в состоянии предсказать, возможно ли такое действительное изменение нашего горизонта восприятия, которое снова сделает миф живой силой и сферой нашего опыта. Вместе с тем… весьма важно установить уже саму принципиальную возможность подобной трансформации и иметь в виду, что она возможна в тот момент, когда односторонний научно-технический мир, в котором мы живем, теряет свою мощь» [1, с. 322].

Поэтому, наверное, будет опрометчиво видеть в иных подходах к познанию мира устаревшие, «отжившие свой век» формы духовной деятельности человека (или же нечто «второсортное» по сравнению с наукой).

Перейдем к краткой характеристике форм познания мира. Помимо науки сюда можно отнести обыденно-практическое познание, мифологическое, религиозное, художественное и философское познание.

Обыденно-практическое познание основывается на опыте, который человек приобретает, осуществляя разного рода деятельность.

Прежде чем человек обретет самостоятельность в своих рассуждениях и действиях, он усвоит многие вещи об окружающем мире; у него будет опыт. То есть, до того как человек станет самостоятельным (будет ставить перед собой вопросы, выдвигать предположения и искать возможности их подтвердить), у него уже будет иметься знание о мире. И это знание приобретается преимущественно через обыденно-практическое познание. Например, через обыденно-практическое познание человек усваивает язык, обычаи, нормы поведения, ценности, принятые в том обществе, в котором он живёт; а также в его сознании сложится множество представлений по поводу самых разных предметов, – в частности, политические, нравственные и религиозные убеждения. И всё это человек приобретает, постепенно осваиваясь в общественной жизни. И всегда, где человек обживает что-то, осваивается, он приобретает некие знания. В результате чего, непривычное становится привычным, то, что раньше не получалось, в процессе освоения, начинает получаться, то, что казалось странным и непонятным, делается естественным и понятным. Все эти перемены сопровождаются приобретением знаний. Таким образом, человек, например, обживает, осваивается в новом крае, приобретая об этом крае самые разные знания, – или осваивается в своей рабочей профессии. Впрочем, каждую фазу своей жизни, можно сказать, человек обживает, осваивается в ней.

Особенностью знаний приобретаемых через обыденно-практическое познание является следующее: эти знания по большей части так и остаются невыраженными, неявными, и только некоторые их элементы человек доводит до отчетливых словесных формулировок. Знание, приобретаемое через обыденно-практическое познание, не систематизировано, и оно приобретается подчас неосознанно, без привлечения критически настроенного разума. Именно поэтому нам бывает трудно найти основания некоторым убеждениям, в истинности которых мы ничуть не сомневаемся. Надо сказать, что каждое серьезное дело, освоение которого требует времени и усилий, основывается на знаниях, затрагивающих тысячи неприметных деталей и нюансов, и все их собрать воедино, систематизировать и объяснить не представляется возможным, но от этого знания не перестают быть действенными, эффективными и полезными; эти знания человек приобретает через процесс освоения, осуществления дела. То, что человек знает и использует в обыденно-практической деятельности, гораздо больше того, что он может описать и объяснить.

И еще следует отметить, что всё многообразие форм познаний изначально зарождалось на почве обыденно-практического познания, – и, скорее всего, первыми геометрами в истории человечества были землемеры, которые, решая практические задачи, открывали для себя любопытные пространственные соотношения.

Мифическое познание было главенствующим во всех древнейших культурах, в которых «традиция» выступала в качестве основного регулятора всех сфер жизнедеятельности человека. Все древнейшие культуры причисляются к так называемым традиционным типам обществ. В мифах (от греч. mythos – сказание, предание) разных народов мира, несмотря на всё своё многообразие, как правило, обнаруживаются одни и те же, повторяющиеся темы, среди которых центральное место занимает группа мифов о происхождении мира, богов и людей. Мифы являлись своего рода памятью для человека древнейшей культуры, связывающей его с предками, с космическими силами и с поколениями богов.

В мифическом мировосприятии Вселенная (космос) принималась как одушевленная. Природные стихии в мифах олицетворялись в виде своенравных божеств, на которых люди могли частично повлиять мольбами и жертвами. Кроме того, мифы не только объясняли явления природы, но и обладали предсказательной силой. Следует подчеркнуть, что содержание мифов воспринималось людьми как реальность, даже как высшая реальность. С точки зрения человека древнейшей культуры мифы являлись не выдумкой людей, не изобретением, а самой настоящей правдой.

Большую роль, по-видимому, в практике мифологического познания играло мистическое единение с богами (экстаз). Так, к примеру, в Древней Греции существовали дионисийские мистерии, устраиваемые в дни празднеств в честь бога плодородия Диониса. Верующие призывали этого бога, изображая сцены из его жизни. И когда они переставали отличать себя от той роли, которую играли, когда их тело и сознание «без остатка» растворялось в мифе, тогда-то и появлялся бог-Дионис. Отметим также, что в мифах в нерасчлененном, зародышевом виде содержались все позднее развившееся в самостоятельные формы духовной жизни феномены – искусство, религия, мораль, философия и т.д.

Религиозное познание опирается, главным образом, на такую духовную способность человека, как вера. Доводам же разума здесь отводится второстепенная роль – способствовать укреплению в вере. Истина, как высшая ценность познавательной деятельности, отождествляется с богом. Путь же к истине определяется верой человека, а не его разумом. В истории человечества религия появилась почти одновременно с философией, которые пришли на смену мифологическому познанию мира. Но наиболее ярким выражением религиозного мировосприятия была эпоха Средневековья (ориентировочно V – XV века). Один из неотъемлемых атрибутов религии – наличие Священного Писания, боговдохновенной книги, содержащей в себе истину. Поэтому познание здесь выстраивалось в строгом соответствии с догматами религиозной системы, которые нередко противоречили доводам разума. Труднейшие проблемы, встававшие перед человеком, разрешались путем «снимающего противоречия» толкования текста Священного Писания.

Мир, согласно религиозным воззрениям, является творением бога. И, следовательно, любой, даже самый ничтожный фрагмент мира указывает на «совершенство» и «могущество» бога, и в глазах ученого-богослова наделён святостью, хранящей в себе глубокую тайну. (Пожалуй, в свете такого отношения к миру многие нынешние экспериментальные исследования науки выглядят прямо-таки святотатством.) Большое внимание религиозное познание уделяет внутреннему, эмоционально нагруженному миру человека. Ибо вера, являясь основной духовной способностью познания, опирается на волю человека, а воля, в свою очередь, проявляет себя в борьбе со страстями.

Стоит также отметить такой специфический для религиозного познания способ интуитивно-мистического постижения мира, как откровение. Понятие откровения означает раскрытие истины, которая является результатом напряженного самоуглубления человека и, вместе с тем, божьей благодатью. Истина откровения – это не объект исканий, но явление божьей воли. Целью практики религиозного познания можно назвать внутреннее преображение человека, открывающее ему доступ к истине.

Художественное познание проявляет себя через предметы искусства – скульптура, живопись, поэзия, музыка. Можно сказать, что искусство – это «овеществление» души, будь то в камне, в красках, в слове или же в звуке. Искусство заключает в себе единство познания мира и самопознания. В отличие от иных изделий (творений рук человека) художественное творение содержит в себе «своё» истолкование мира. «Быть творением значит восставлять свой мир» [2, с.77], – говорит М. Хайдеггер. И «вещество» в художественном творении, по убеждению Хайдеггера, не исчезает, как это имеет место в изделиях (технических устройствах), а, напротив, полностью раскрывает себя. «Изготовляя изделие, например топор, пользуются камнем и используют его до конца: камень исчезает в своей служебности. А в творении вещество не исчезает, но как раз впервые выходит в разверстые просторы мира этого творения: скала приходит к своей зиждительности и к своей упокоенности и тем самым впервые становится скалой; металлы приходят к тому, что начинают светиться, звуки – звучать, слова – сказываться. Все это выходит на свет, как только творение возвращается назад в тяжеловесность и громадность камня, в прочность и гибкость дерева, в твердость и блеск металла, в светлоту и темноту краски, в звучание звука и именующую силу слова» [2, с.80].

Отметим, что истина в художественном познании отождествляется с красотой. Причём в художественном творении истина, можно сказать, присутствует, а не наличествует как «голый факт», – она и раскрывается, и, в то же время, ускользает. Своеобразие художественного познания коренится и в особенности языка искусства. Язык художественных образов выступает не столько как средство общения (средство передачи информации), сколько как творческая «игра смыслов».

Как и в любом познании, искусство требует полной самоотдачи от человека. И всё же преимущественную роль в процессе творческой деятельности играют такие духовные способности человека как интуиция и воображение. Поэтому художественное познание в основе своей иррационально. (Р. Акутагава: «Художник, я уверен, всегда создаёт своё произведение сознательно. Однако, познакомившись с произведением, видишь, что его красота и безобразие наполовину порождены таинственным миром, лежащим вне пределов сознания художника. Наполовину? Может быть, лучше сказать – в основном?» [3, с.180]).

Философское познание строится под определяющим влиянием той духовной способности человека, которая называется разумом. Поэтому, как и в науке, в философии используется язык понятий. (Понятия – это формы мышления, в которых отражаются существенные свойства и связи объектов; наиболее общие понятия называются категориями.) Но в отличие от науки, в которой предметом познания является какой-либо фрагмент мира, в философии предметом познания является мир как целое.

Эталон философского знания кроется в слове «мудрость». Ведь «философия» буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философия», предполагается, ввёл в употребление Пифагор, который указывал, что мудрость свойственна лишь богам, а человеку дано быть любителем мудрости – философом.

Философия зародилась почти одновременно в Индии, Китае и Греции в VIII – V веках до н.э. И, таким образом, существует уже, по меньшей мере, 2,5 тысячелетия. В настоящее время философия подразделяется на ряд дисциплин, в каждой из которых имеется свой предмет исследования. Основные философские дисциплины – онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях), этика (учение о нравственности), эстетика (учение о прекрасном). Философия созидает образ мира и соотносит его с человеком. Иными словами, философское познание включает в себя взаимосвязь человека и мира. («Философия анализирует не действительность как таковую, а то, как действительность представлена в человеческом знании» [4, с.9].)

Стоит также отметить, что философское познание опирается не только на рассуждения теоретического характера, но и на глубочайшие переживания человека, – его тревоги, нравственные искания, поиск смысла жизни. Например, по мнению П. Адо – современного французского мыслителя, – философское познание является результатом определенного образа жизни человека [5]. Поэтому философия не ограничивается только решением познавательных задач. Одна из главнейших её функций родственна искусству и религии – духовная ориентация человека в мире.

 

Специфика научного познания

 

И. Кант: «Когда нужно представить какое-нибудь познание как науку, то прежде всего должно в точности определить ту отличительную особенность, которую оно не разделяет ни с каким другим познанием, и которая, таким образом, исключительно ему свойственна; в противном случае границы всех познаний сольются и ни одну из них нельзя будет основательно изложить сообразно с её природой» [6, с. 21].

Следуя этой рекомендации мыслителя, определим теперь отличительные особенности научного познания. Объектом научного познания является тот или иной фрагмент действительности. Причём, чем более глубоким (детальным) становится исследование, тем «меньшим» оказывается выделяемый фрагмент. По этой причине наука, всё более углубляясь в изучение свойств действительности, делится внутри себя на относительно самостоятельные дисциплины. И такое же деление происходит внутри самих дисциплин. Так, к примеру, физика – наука, изучающая природные взаимосвязи, подразделяется на механику, термодинамику, электродинамику и т.д.; в свою очередь, механика тоже подразделяется на кинематику, статику, динамику, теорию упругости и т.д.; и внутри этих подразделов тоже имеются свои деления. Поэтому в этом смысле можно сказать, что наука «фрагментарна» (специализирована).

Другая примечательная особенность научного познания состоит в том, что её результаты фиксируются в виде «закона», представляющего собой наивысшую форму знания. (В самом деле, как можно представить себе, например, механику без законов Ньютона?) Наука стремится открыть закономерности, – будь то природы, общества или же мышления, – которые по своему характеру имеют универсальное значение. Ведь в формулировку закона в обязательном порядке входят те условия, при которых он был найден. И, следовательно, его предписания остаются справедливыми повсюду, где только эти условия соблюдаются. Поэтому можно сказать, что научное знание имеет универсальное значение.

Можно обратить внимание также на то, что в законах науки нисколько не отражаются индивидуальные качества субъекта познания. Вникая в суть какой-нибудь научной закономерности, мы ничего не узнаем о «психическом мире» учёного, о его умонастроении и т.п., ничего такого нам, понятное дело, не откроется. В научном знании имеют значимость и сохраняются лишь те моменты, которые соответствуют объекту исследования, «субъективное» же по возможности исключается из него. Поэтому в этом смысле можно ещё сказать, что наука объективна.

Следующую особенность научного познания можно обозначить как систематичность. Наука не является бессвязным набором частей, как это имеет место, скажем, при обыденно-практическом познании. Напротив, множество понятий, суждений и умозаключений образуют некую целостную структуру, поскольку описание и объяснение, соответствующее предмету, строится на основе единых строго сформулированных принципов. Кроме того, каждая отдельная научная дисциплина стремится «согласовать» (сделать непротиворечивыми) знания, полученные её, со всеми знаниями, полученными в других научных дисциплинах. Таким образом, за внешней раздробленностью науки на специализированные отрасли скрывается внутреннее единство и взаимосвязанность результатов познания.

Далее, следует отметить, что научное познание выстраивается на основе эмпирических данных, – через наблюдение, эксперимент и измерение, – и его результаты, выраженные в виде гипотезы, закона или теории, всякий раз проходят стадию эмпирического подтверждения. Таким образом, между знанием о действительности и опытом, через посредство которого открывается эта действительность, устанавливается тесная взаимосвязь. Поэтому к перечню особенностей научного познания можно ещё добавить эмпиричность науки.    

Важно отметить и то, что выводы научного познания строятся на основе «рациональных» процедур – логических правил, обеспечивающих достоверность и согласованность приобретённых знаний. Вместе с тем, в науке созидающая роль такой духовной способности человека как разум проявляется и в её самокритичности. Наука всегда готова поставить под сомнение даже самые основополагающие свои результаты. Эта открытость для критики существенно отличает её от, скажем, религиозного познания, в котором истины, как правило, не подвергаются сомнению. Поэтому можно ещё добавить, что наука рациональна и самокритична.

Отметим и такую особенность научного познания, как его «незавершенность». Научное знание безгранично растёт, и, тем не менее, абсолютная истина в науке, скорее всего, не достижима. Ситуация, когда науке нечего исследовать, кажется не только в перспективе удалённой от настоящего положения дел, но и в корне противоречивой. Ибо, какими бы богатыми ни были теоретические построения, в них всегда можно найти объекты, которые теорией не объясняются, но зато на их основе объясняются многие явления изучаемой действительности. Так, например, в физике подобными объектами являются элементарные частицы, на основе которых можно, в конечном счёте, объяснить очень большой круг явлений природы, но относительно их свойств многое остаётся не прояснённым.

Кроме того, для науки характерна преемственность знаний (новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно). Для науки также характерны свой особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (и, в частности, техническая аппаратура – ускорители, телескопы и т.п.).

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности определения понятия науки?

2. Каковы основные аспекты бытия науки и в чём их специфика?

3. Чем занимается дисциплина «философия науки», каково её содержание?

4. Какие существуют подходы к анализу науки?

5. В чём сущность логико-эпистемологического подхода к исследованию науки?

6. Каковы социологические и культурологические особенности исследования развития науки?

7. В чём специфика научного познания в сравнении с познанием философским, художественным и обыденным?

8. Перечислите функции науки и охарактеризуйте их?

9. Имеет ли значение наука в воспитании личности?

10. Верно ли считать нейтральным содержание научного знания при формировании ценностной структуры личности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.056 с.)