Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология научно-исследовательскихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программ И. Лакатоса
История науки, по убеждению И. Лакатоса [19], также как и история человечества состоит из событий, которые не являются полностью «рациональными». Основное понятие, вводимое мыслителем для оценки развития науки, получило название «научно-исследовательская программа». Под научно-исследовательской программой следует понимать серию сменяющих друг друга теорий, объединённых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Научно-исследовательская программа включает в себя: 1) Так называемое «жесткое ядро» – систему фундаментальных положений, сохраняющихся во всех теориях данной программы; 2) Так называемый «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и подтверждающих примеров, защищающих от критики систему фундаментальных положений; 3) Так называемую «положительную эвристику», указывающую учёному, какие направления исследования предпочтительны; 4) Так называемую «отрицательную эвристику», указывающую учёному, какие направления исследования нежелательны. Согласно концепции И. Лакатоса рост «зрелой», т.е. уже сформировавшейся, науки представляет собой смену связанных друг с другом теорий, за которыми стоит одна научно-исследовательская программа. Однако это развитие происходит не столько в результате взаимодействия теории и эксперимента, сколько в результате конкуренции научно-исследовательских программ. И сущность научной революции состоит в том, что одна исследовательская программа, в конце концов, вытесняет другую. Основные исторические этапы в развитие научно-исследовательской программы И. Лакатос обозначает «прогрессом» и «регрессом». На прогрессивной стадии развития «программы» теории, как правило, нацелены на то, чтобы открывать новые, ещё неизвестные науке факты, в то время как на регрессивной стадии теории, напротив, создаются, как правило, лишь для того, чтобы разобраться с уже известными фактами. Ценность такого духовного образования как научно-исследовательская программа заключается в способности пополнять наши знания и предсказывать новые факты. Стоит также отметить, что достаточно «богатую» научно-исследовательскую программу, на разработку которой были положены усилия многих научных групп, всегда можно защитить от всевозможных несоответствий её предсказаний с эмпирическими фактами. Иными словами, научно-исследовательская программа «устойчива» по отношению к возможным несоответствиям её предсказаний с эмпирическими фактами. Более того, можно сказать, что ни логическое противоречие, присутствующее внутри той или иной теории, ни экспериментально обнаруженная «аномалия» не способны одним ударом уничтожить научно-исследовательскую программу. Но правда, от этого может несколько пострадать её «привлекательность» в научных кругах. (Кстати говоря, многие научные теории изначально развивались на заведомо противоречивых основах; достаточно вспомнить здесь хотя бы «теорию множеств» или «анализ бесконечно малых».) В своём учении И. Лакатос также подчёркивает, что на конкурирующую борьбу между научно-исследовательскими программами очень большое влияние оказывает общество и государство, т.е., если обобщить, это такие факторы, которые можно, пожалуй, назвать «внешними» по отношении к науке. Ведь представители регрессирующей «программы», как правило, сталкиваются в своей деятельности со всевозможными социально-психологическими и экономическими проблемами, – иными словами, общество не стремится оказывать им поддержку. Контрольные вопросы 1. Дайте определение методологии? Каково соотношение логики и методологии? 2. Какое место занимает понятие «методология» среди близких ему по смыслу: «идеал», «норма», «парадигма», «программа», «установка», «основание» научного исследования? 3. Почему позитивизм с самого начала отвергал классическую философию в качестве эффективного средства обоснования науки? 4. Какую роль и какое место отводилось философии полезной с точки зрения позитивистов для научного развития? 5. Почему взгляды Г. Спенсера и Д. Милля относят к позитивистским? 6. Покажите связь между философией Э. Маха и философскими воззрениями Дж. Беркли? 7. Следует ли считать наивным убеждение Э. Маха в ложности атомистического учения? 8. Какие позитивные моменты проявились при последовательном проведении Э. Махом своего эмпиризма в отношении научных теорий? 9. Какую роль играет принцип верификации в концептуальных положениях представителей логического позитивизма? 10. Почему поспозитивистсккая философия науки расширила поле философской проблематики для понимания научного развития? 11. В чём смысл принципа фальсификации предложенного К. Поппером, учитывая его не утвердительную, а критическую направленность? 12. Раскройте структуру научной парадигмы в понимании Т. Куна?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.005 с.) |