Этапы педагогического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы педагогического сопровождения



Нравственного выбора и формирования ценностных ориентаций

Этапы Мыслительные действия школьников Задачи педагогического сопровождения
Пропедевтический  «Цель-средство-результат»: проявление активности и самостоятельности в выборе средств социального взаимодействия, контроль над своими поступками Создание условий для становления индивидуальности школьников, формирования у них комплекса компетенций, необходимых для нравственного выбора
Актуальный  «Замысел-реализация-рефлексия»: выбор способа поведения человека в момент жизненного события на основе ценностных ориентаций и норм, одобряемых в обществе Оказание помощи непосредственно в момент нравственного выбора (педагогическое сопровождение жизненного события)
Рефлексивный  «Ценностная ориентация – принятие решение - социальная ответственность»: добровольное и осознанное принятие на себя определенных социальных обязательств за свои намерения и совершаемые поступки Стимулирование рефлексивно-ценностного отношения к жизненному событию, принятия экзистенциального решения, при необходимости внесение корректив в существовавшие ранее ценности

 

Вопросы.

1. В чем для вас смысл выбора профессии?

2. Как формировался этот смысл?

3. Изменялся ли смысл выбора профессии? Почему?

 

Ценностно-смысловые основы воспитания являются определяющими при обосновании целей воспитания.

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием субъектов воспитания. Прежде всего, надо говорить о трех взаимосвязанных целях воспитания: идеальной, персонифицированной и процессуальной.

Идеальная цель воспитания всегда находилась в центре внимания общества. И это не случайно, ведь в этой цели общество видит образ человека будущего. Философы, педагоги, общественные деятели в своих работах уделяли внимание этой проблеме. К.Д. Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».[12]

Можно обнаружить два основных фактора определения целей вос­питания. Первый фактор учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства и общества.

Второй фактор в определении целей предполагает учет потребностей человека. При этом целью является помощь в его социальном становлении, приспособления к существующим социальным условиям и одновременно в сохранении своего «я», развития индивидуальности.

С позиции социального заказа, определяющего потребности общества цель воспитания сформулирована вуказе Президента о национальных целях развития России до 2030 г.: создание «условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[13]Цель воспитания, обозначенная в этом указе,носит стратегическийобобщенный характер и определяет идеальное представление о результате воспитания.

Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность.

Нельзя отрицать эту гуманистическую цель. В то же время эта цельлишь рисует идеальный образ и требует конкретизации в каждый период общественного развития.

В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года приоритетной задачей воспитания является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины[14]».

Таким человеком может быть только свободный человек. И эта цель адекватна современным цивилизованным отношениям. Свободный человек – это не тот человек, который вопреки нормам общества делает то, что ему заблагорассудится. Свободный человек – это человек, обладающий внутренней свободой. Он осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. При этом должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.

Идеальная цель должна находить воплощение в персонифицированных целях воспитания (см. таблицу 9).Эти цели формулируются как полностью достижимый результат за определенный промежуток времени. По сути это цель–результат, и она не может быть отнесена к ученикам вообще. Персонифицированная цель всегдаотносится к конкретному ученику. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности, воспитанности, кото­рые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.

Персонифицированные цели соотносятся с процессуальными целями (целями– направлениями), то есть теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся. Разработка таких целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств.

Таблица 9

Цели воспитания

Идеальные цели - Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций (Указ Президента РФ). - Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. - Воспитание человека, обладающеговнутренней свободы, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно.(Актуальная задача воспитания для демократического общества)
Персонифицированные цели Относятся к конкретному ученику. В них отражаются те изменения в развитии, обученности воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретномученике за определенное время
Процессуальные цели Цели, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся, отражают результат работы с группой, классом и другими сообществами детей

 

Вопрос.

Какие факторы влияют на определение целей воспитания?

 

Реализация идеальной цели отражается в конкретных стратегиях воспитания, в которых идеальная цель, отражает основные направления этого процесса.

Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека.

Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), которыйпредполагаетсознательныедействия, направленныена интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности.

Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация».

В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться боль­шинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, добиваться взаимопонимания с другими на­родами.

Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса.Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую).

Основой акмеологической стратегии воспитания является создание поля самореализации для молодых людей, раскрытия их потенциалов. Для этого должны формироваться условия выбора молодыми людьми сферы применения и развития своих способностей, удовлетворения амбиций. Они должны иметь возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной и общественной деятельности.

Ребенку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла своего существования и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Это является основой экзистенциальной стратегии воспитания,реализация которой предполагает педагогическоевлияние на жизнь ребенка исостоит из определенных значимых для него событий. Чтобы событие способствовало позитивным изменениям в человекеисоздавало бы в его личности новообразования, необходимо педагогическое сопровождение события, которое обеспечивает включенность ребенка в данное событие истимулирует егосаморазвитие на основе рефлексии происходящего.

В таблице 10 обобщенно представлены стратегии воспитания.

Таблица 10

Стратегии воспитания

Стратегия Характеристика
Социализирующая Создание воспитывающей среды (воспитательная система, коллектив, самоуправление)
Культурологическая Формирование этнокультурного фона жизнедеятельности
Акмеологическая Создание поля самореализации
Экзистенциальная Персонифицированное социально-педагогическое сопровождение жизненных ситуаций

Стратегии воспитания определяют те основные направления воспитательной деятельности, в основе которых лежат ценностные смыслы человеческого бытия.

Вопрос.

Какие стратегии воспитания являются приоритетными и почему?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.012 с.)