![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы педагогического сопровожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нравственного выбора и формирования ценностных ориентаций
Вопросы. 1. В чем для вас смысл выбора профессии? 2. Как формировался этот смысл? 3. Изменялся ли смысл выбора профессии? Почему?
Ценностно-смысловые основы воспитания являются определяющими при обосновании целей воспитания. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием субъектов воспитания. Прежде всего, надо говорить о трех взаимосвязанных целях воспитания: идеальной, персонифицированной и процессуальной. Идеальная цель воспитания всегда находилась в центре внимания общества. И это не случайно, ведь в этой цели общество видит образ человека будущего. Философы, педагоги, общественные деятели в своих работах уделяли внимание этой проблеме. К.Д. Ушинский писал: «Определение цели воспитания мы считаем пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».[12] Можно обнаружить два основных фактора определения целей воспитания. Первый фактор учитывает, прежде всего, потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребенка опираются на задачи государства и общества.
Второй фактор в определении целей предполагает учет потребностей человека. При этом целью является помощь в его социальном становлении, приспособления к существующим социальным условиям и одновременно в сохранении своего «я», развития индивидуальности. С позиции социального заказа, определяющего потребности общества цель воспитания сформулирована вуказе Президента о национальных целях развития России до 2030 г.: создание «условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[13]Цель воспитания, обозначенная в этом указе,носит стратегическийобобщенный характер и определяет идеальное представление о результате воспитания. Гармоничного человека отличает гуманное отношение к людям, к самому себе, высокая нравственность и духовность. Нельзя отрицать эту гуманистическую цель. В то же время эта цельлишь рисует идеальный образ и требует конкретизации в каждый период общественного развития. В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года приоритетной задачей воспитания является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины[14]». Таким человеком может быть только свободный человек. И эта цель адекватна современным цивилизованным отношениям. Свободный человек – это не тот человек, который вопреки нормам общества делает то, что ему заблагорассудится. Свободный человек – это человек, обладающий внутренней свободой. Он осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. При этом должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Идеальная цель должна находить воплощение в персонифицированных целях воспитания (см. таблицу 9).Эти цели формулируются как полностью достижимый результат за определенный промежуток времени. По сути это цель–результат, и она не может быть отнесена к ученикам вообще. Персонифицированная цель всегдаотносится к конкретному ученику. В ней отражаются те изменения в развитии, обученности, воспитанности, которые мы хотим получить в каждом конкретном ученике за определенное время.
Персонифицированные цели соотносятся с процессуальными целями (целями– направлениями), то есть теми обобщенными целями, которые ставит перед собой педагог или педагогический коллектив по отношению ко всем учащимся. Разработка таких целей возможна и необходима по признаку существования и развития индивидуальных психических и личностных качеств. Таблица 9 Цели воспитания
Вопрос. Какие факторы влияют на определение целей воспитания?
Реализация идеальной цели отражается в конкретных стратегиях воспитания, в которых идеальная цель, отражает основные направления этого процесса. Воспитание сегодня все чаще рассматривают в контексте процесса социализации человека. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), которыйпредполагаетсознательныедействия, направленныена интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности.
Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием «инкультурация». В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, добиваться взаимопонимания с другими народами. Каждый человек проходит через процесс инкультурации, поскольку без его результатов не может существовать как член общества и своего этноса.Этот сложный процесс начинается в раннем детстве с приобретения навыков владения своим телом и усвоения элементов ближайшей жизненной среды и продолжается всю жизнь. В данном процессе принято выделять две основные стадии: первичную (детскую) и вторичную (взрослую). Основой акмеологической стратегии воспитания является создание поля самореализации для молодых людей, раскрытия их потенциалов. Для этого должны формироваться условия выбора молодыми людьми сферы применения и развития своих способностей, удовлетворения амбиций. Они должны иметь возможность попробовать свои силы в различных сферах профессиональной и общественной деятельности. Ребенку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла своего существования и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Это является основой экзистенциальной стратегии воспитания,реализация которой предполагает педагогическоевлияние на жизнь ребенка исостоит из определенных значимых для него событий. Чтобы событие способствовало позитивным изменениям в человекеисоздавало бы в его личности новообразования, необходимо педагогическое сопровождение события, которое обеспечивает включенность ребенка в данное событие истимулирует егосаморазвитие на основе рефлексии происходящего. В таблице 10 обобщенно представлены стратегии воспитания. Таблица 10 Стратегии воспитания
Стратегии воспитания определяют те основные направления воспитательной деятельности, в основе которых лежат ценностные смыслы человеческого бытия.
Вопрос. Какие стратегии воспитания являются приоритетными и почему?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.90 (0.011 с.) |