Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Идеи современных отечественных педагогов
Автор, период жизни
| Основные идеи
| Игорь Михайлович Ильинский
(род.1936)
| Гуманизация воспитательного процесса предполагает ряд условий:
а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;
б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации;
в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;
г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;
д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;
е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.
Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Гуманизация включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России
| Щуркова Надежда Егоровна
| По ее мнению, целью воспитания является личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. И человек в свою очередь становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Жизнь достойная Человека, − это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте.
Принципы воспитания
1)принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор
| Олег Семенович Гребенюк (1937-2003)
| Воспитание придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования личности. Поэтому воспитание можно представить как управление развитием индивидуальности, управление развитием всех ее основных сфер на основе интеграции индивидуального и социального. Развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного, личного и индивидуального, духовного и материального. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, сам осуществить свою человеческую природу
| Евгения Васильевна Бондаревская (1931 - 2017)
| Личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Овладение детьми базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. В качестве основных ценностей, определяющих ориентации воспитания, выделяет:
-человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала);
- духовные (совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления);
- практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы);
- личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества)
| Ирина Алексеевна Зимняя
(род. 1931)
| Общая стратегия воспитания характеризуется вариативностью форм, средств, условий воспитательного воздействия при инвариантности цели, направленности, содержания, механизмов. Процесс воспитания в образовательной системе − это не только развитие того позитивного, что сделано семьей и предыдущим образованием, но в ряде случаев − изменение негативных проявлений предыдущего воспитания и даже формирование новых психических и личностных образований. В целом − общая стратегия воспитания в непрерывном образовании направлена на упрочение позитивного и предотвращение негативного
| Анатолий Викторович Мудрик (род.1941)
| В воспитании (и семейном, и школьном) очень важно понимать, что за многими конфликтами старших и младших лежит именно несовпадение их субкультур, а не просто личные качества человека. В идеалев работе с детьми надо стремиться к созданию собственной своеобразной субкультуры, "интегрируя в нее ряд черт уже существующей молодежной,но при этом педагогам необходимо вновь и вновь осваивать "марсианский язык нового поколения", для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками". Тем более что сам феномен субкультурыеще крайне недостаточно изучен во всем мире
| Надежда Леонидовна Селиванова
| Обосновала возможности для развития и формирования личности школьникав воспитательном пространстве:
- свободы принятия школьником решения о его вхождении в воспитательное пространство;
- свободы выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
- построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;
- более интенсивного проживания различных социальных ролей;
- выбора различных коллективов, общностей и их смены;
- освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т.д.
| Николай Михайлович Борытко
| Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояний)
| Кондаков Александр Михайлович (род. 1958 г.)
| В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности
| Евгений Николаевич Степанов (род. 1958)
| Успешность воспитания детей во многом зависит от правильного выбора стратегических ориентиров в воспитательной деятельности. Стратегический ориентир позволяет более обоснованно и верно определять цель, задачи, содержание, формы и способы организации воспитательного процесса. В качестве такого ориентира в нынешней социально-педагогической ситуации может выступать подлинное воспитание, его концепция. Основные характеристики подлинного воспитания: событийность, персонифицированность, системность, гуманистичность, рефлексивность
| Алла Прокофьевна Тряпицина
| Считает важным:
-видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут;
-создавать условия для достижения учеником цели образования - формирование ключевых компетенций учащихся;
-устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
-создавать и использовать образовательную среду
| Владислав Владиславович
Сериков
(род. 1950)
| Личность - это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человекачерез выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве. Личность - это свой своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешивание двух начал - императива и свободы
| Фрагментарно представленные в таблице 26 идеи ученых далеко не исчерпывают весь спектр научных исследований, названных и других современных педагоговпо проблеме воспитания.
Вопросы.
1.Какие идеивоспитания привлекли ваше внимание и почему?
2.Какие противоречия вы видите в современных концепциях воспитания?
|