Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности воспитания отражают объективные, независимые от педагога существенные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания.
Обосновать закономерность – значит выявить такие существенные связи, реализация которых позволяет всегда получить ожидаемый результат. Закономерности показывают, что и как связано, что и от чего зависит. Они являются общими регуляторами педагогической практики. Недооценка значимости закономерностей может привести к негативным результатам воспитательной деятельности. Все субъекты воспитания должны хорошо понимать и знать действие закономерностей. В такой сложной и динамичной системе, как воспитательный процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве внутренних закономерностей этого процесса (см. таблицу 11). Воспитание совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач воспитательного процесса. Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, мы должны рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия детей. Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность и т. п. Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для него главным в данный момент. Следующая закономерность отражает динамику воспитательного процесса. Любое действие воспитателя целенаправленно и последовательно, опирается на актуальный социальный опыт ребенка, учитывая его отношение к окружающей социальной действительности. Эта закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т. п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания. При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде, как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых в совместной деятельности целей и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Сущность целостности воспитательного процесса – в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, развитию индивидуальности и социализации личности. Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает адекватность деятельности каждого педагога общей цели: единству воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, установлению связей между элементами педагогической системы – информационных (обмен информации), организационно-деятельностных (методы совместной деятельности), коммуникативных (общение), связей управления и самоуправления. Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность, его счастье и самочувствие. Следующая закономерностьопределяет единство обучения и воспитания. В процессе обучения приобретается социальный опыт, который является основой для формирования мировоззрения и поведения человека;происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формируется комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая как единый процесс образование и воспитание, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.
Закономерностью является также зависимость результатов воспитания от сформированности субъектной позиции ребенка. Взаимодействие педагога и ребенка приведет к достижению желаемого воспитательного результата в том случае, если будут использоваться средства, способствующие построению иерархии ценностных ориентаций; формирующие отношение к себе как субъекту жизни, чувство собственного достоинства, компетенции, позволяющие быть активным участником социальных отношений, самореализовываться и саморазвиваться, добиваться поставленных целей, преодолевая внутренние и внешние барьеры[15].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.006 с.) |