Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная характеристика поколенийСтр 1 из 17Следующая ⇒
Задание: Приведите примеры поступков детей поколений Z и α, которые отличают их от предыдущих поколений.
С самого рождения дети поколений α сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями: компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа.Доступ к разнообразной информации через всемирные компьютерные сети, с одной стороны, сделал современных детей более думающими, самостоятельно мыслящими, реализующими свою субъектную позиции. С другой стороны, стихийный поток информации при неумении её отбирать и осмысленно перерабатывать ведёт к различным негативным последствиям У значительной части современных детей ярко выражена потребность быть счастливыми, наслаждаться жизнью, получать от нее удовольствие, быть успешными, ощущать ценность каждого мгновения и любовь к себе, потребность в признании. Дети стремятся получить быстрый результат нажатием одной кнопки. По их мнению, стать счастливым можно только тогда, когда найдешь свой путь. Но, если на этом пути возникают реальные трудности, это означает, по мнению этих детей, что путь выбран неверный, нужно искать другой. По-другому, в сравнении с предыдущими поколениями, современные дети воспринимают взрослых, педагогов. Сегодня немало детей доверяют не тем, кто проявляет доброту, заботу о них, а тем, кто смог их чем-то удивить, более ярко и убедительно представить информацию, добиться вершин в каком-либо деле, порой не важно, полезно это или нет для других людей. Взрослые для них не являются безусловным авторитетом, какой бы профессиональный статус они ни имели, какие бы должности ни занимали. Дети откликаются на предложения взаимодействовать только с теми, кого они уважают, признают для себя значимыми. Причём такое отношение сохраняется до тех пор, пока взрослый, в том числе и педагог, является авторитетным, способен взаимодействовать с ребёнком, не прибегая к принуждению, строить партнёрские отношения. В значительной мере это обусловлено тем, что нынешние дети, даже с дошкольного возраста, лучше владеют информационными технологиями, чем педагоги или родители, и это дает им основания полагать, что в известных сферах жизни они имеют определенное превосходство перед взрослыми. Распространение интернета и компьютерных технологий ведет к снижению устойчивости социальных контактов подростков, развитию вербальной коммуникации при значительном снижении навыков невербальной коммуникации и эмоционального обмена. Самая большая разница между советскими и современными подростками, по словам ученых, проявляется по параметру ответственности. Сегодня подростки предпочитают перекладывать ее на других. Сравнение результатов современного исследования и данных 80-х годов также показало, что советские школьники относились к учебе преимущественно равнодушно, как к «школьной скуке». Отношение к учебе сегодняшних девятиклассников более противоречивое и эмоционально насыщенное.Однако, несмотря на такое отношение к учебе в школе, современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности. Это связано с особенностями современной социальной ситуации развития. Рост требований к профессиональной компетентности сформировали в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения.
Для современного ребёнка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», полученного вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневную жизнь ребенка[2]. Зависимость детей от различных гаджетов приводит к нежеланию концентрироваться на каком-либо занятии. Детям сегодня необходима постоянная стимуляция с экрана. Очень трудно у них сформировать интерес к чтению художественной литературы, для знакомства с которой они предпочитают экранизацию литературных произведений. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребёнок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребёнку со стороны взрослых. Взрослеющий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция школьников от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между детьми разного возраста приводят к самоизоляции детства. Результат этого – примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально-ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Ученые установили повышение социальной тревожности подростка, усилении остроты переживания проблем и, как следствие, выражаются в отношении детей подросткового возраста к самим себе, определяемом следующими характеристиками: низкий уровень самоуважения, самопонимания, ожидание антипатии со стороны других, повышенное самообвинение[3]. Для учащихся основной и средней школы важно включиться в процесс социального взаимодействия, «встретиться» с имеющимися национальными и региональными ценностями и самоопределиться в них. Важно, чтобы школьники не только усваивали информацию и использовали ее в своих социальных контактах, но и подтверждали свои гражданские позиции и убеждения в ситуациях социального выбора и умели аргументировать свое решение. Таким образом, в процессе взаимодействия с современными подростками педагоги должны обращать особое внимание на развитие социальной активности, инициативности, рефлексивных способностей детей, создавать условия для осознания ребёнком собственных особенностей, сильных и слабых сторон, их принятия и дальнейшего развития социально и личностно значимых качеств современного воспитанника.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.009 с.) |