Воспитание как педагогическое сопровождение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как педагогическое сопровождение



 

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, – значит следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если опирается на деятельность самого ребенка. Сопровождение ученика предполагает веру в его силы и возможности. Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать его от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности[8]. Сопровождение связывают с понятием поддержки, понимают его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь ему в процессе вхождения в «зону ближайшего развития».

Семантика понятия «сопровождение» позволяет говорить об особых взаимоотношениях между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы.

Анализ литературных источников показал, что педагогическое сопровождение (ПС) можно рассматривать в нескольких аспектах (см.таблицу4).

Таблица 4

Аспекты рассмотрения педагогического сопровождения

Аспект Характеристика
Деятельность Деятельность педагога, направленная на создание условий для развития личности ребенка
Процесс Комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении им жизненных задач
Взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого Направлено на проявление активности самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию
Технология Включает ряд последовательных этапов деятельности педагога по обеспечению образовательных и жизненных достижений детей
Система Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного

Педагогическое сопровождение предполагает помощь ребенку в решении личностных проблем и преодолении трудностей в ситуациях, требующих реализации субъектной позиции. Оно представляет собой целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию готовности воспитанников к самостоятельному принятию решений на основе рефлексии и установления приоритетности ценностных ориентиров.

Различают две группы функций педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка: целевые и инструментальные[9].

Таблица 5

Функции педагогического сопровождения

Функция Характеристика

Целевые функции

Развивающая Целенаправленное влияние на развитие ребенка, его индивидуальную образовательную деятельностъ. Создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в личностных качествах ребенка и раскрытию потенциалов, отражающих его индивидуальность
 Психолого-педагогическая поддержки   Педагогическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, решения проблем (О. С. Газман).Субъекты сопровождения помогают ребенку своевременно выявить его личностную проблему, осознать ее причины и вместе с ним осуществляют поиск вариантов решения проблемы и анализ последствий этих решений на основе имеющегося у ребенка социального опыта
 Педагогическая помощь Реальное содействие ребенку в преодолении возникающих у него трудностей. Выявление потребности ребенка в педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказание помощи как через действия ребенка, так и через действия педагогов, специалистов, друзей и одноклассников, взрослых
Фасилитация (облегчение) Развития и действий ребенка в новых для него ситуациях.Совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов действий и поведения
Коррекционная   Речь идет о детях, потерявших уверенность в себе, имеющих проблемы в знаниях, отклонения в интеллектуальном развитии, отставание в учебе, склонных к девиантному и деликвентному поведению.В этом случае педагоги призваны на основе реализации всех вышеназванных функций скорректировать отношение ребенка к учебе, результатам собственной деятельности, жизненным целям и планам, окружающему миру, изменить стереотипные для него нормы поведения, сделать его поступки более осмысленными и самостоятельными и т. д.

Инструментальные функции

Диагнос т ическая Выявление причин, возникающих у детей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.Контроль динамики личных достижений, поиск оптимальных возможностей их перевода на более высокий уровень развития, а также выявление эффективных педагогических средств и способов организации образовательной деятельности ребенка: -изучение образовательного и жизненного запроса ребенка и его родителей; -выявление проблемы; -выдвижение гипотез о причинах возникновения проблемы; -выбор методов исследования; -проведение исследования; -формулировка психолого-педагогического диагноза; -поиск педагогических средств решения проблемы развития и организации образовательной деятельности ребенка
Коммуникативная Успешность развития ребенка зависит от того, как складываются отношения между субъектами педагогического сопровождения, между педагогом и ребенком, между ребенком и его родителями, со сверстниками, с другими людьми. Диалог и сотрудничество, которые предполагают равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, взаимовлияние и развитие партнеров по общению. Реализуется через обмен опытом, мыслями, оценками, суждениями. Для этого используются средства прямого и косвенного, непосредственного и опосредованного общения
Прогностическая. Обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти в основном и дополнительном образовании ребенка, в его развитии, достижениях, базирующихся на проверенных диагностических данных, а также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей ученика его образовательных и профессиональных перспектив, жизненных планов
Проектировочная Проектирование воспитательной деятельности и жизненного пути ребенка, результатом которого являются планы саморазвития
Организаторская Использование педагогом ситуаций, действий, предусматривающих постоянное поддержание положительных стремлений, развитие самообразования и самовоспитания ребенка. Организация действий не только самого ребенка, но и его родителей, одноклассников, а также координация деятельности педагогов, психолога и других специалистов, взаимодействующих с ребенком, обеспечивающихдостижение намеченных целей и реализацию жизненных планов воспитания

Целесообразно рассматривать виды педагогического сопровождения, различая их по следующим критериям:

по степени участия взрослого: непосредственное и опосредованное сопровождение;

по времени оказания помощи: опережающее, своевременное, предупреждающее последействие;

по длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Кратко охарактеризуем их в таблице 6

Таблица 6



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.006 с.)