Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание, воспитательная деятельность, воспитательная работа
Воспитание определяется как динамичное явление, как процесс, организация которого предполагает качественные изменения в личности воспитанников. Существенное влияние на это оказывают субъекты воспитания: u воспитанник (без мотивации изменить себя новообразования не возникнут); u педагог (организует воспитательный процесс, осуществляет в рамках реализации профессиональных функций.); u семья (регулирует поведение учащихся, формирует нормы отношений между людьми); u социальная среда (воспитательное пространство школы, микросоциум),которая способствует интеграции ребенка в систему социальных отношений. Организация воспитательного процесса является воспитательной деятельностью или воспитательной работой. Воспитательная деятельность включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Предполагается организация совместной деятельности педагогов и учащихся и регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка. Эта деятельность включает как целенаправленные воздействия на ученика с учетом особенностей окружающей его среды, так и активное воздействие на саму среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. «Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того,что педагогусваивает,осознает воспитательные функции,то есть обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формированияличностииученического коллектива».[10] В воспитательной деятельности следует выделить три группы функций (см. таблицу7). Таблица 7 Функции воспитательной деятельности
В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и т.п.
Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной ситуации, зависит успех развития детей. Вопросы. 1.Как соотносятся понятия воспитательный процесс и воспитательная деятельность? 2. Какие функции сложно реализовать на практике и почему? 1.4. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности. Основные цели и стратегии воспитания
Говоря о смысле человеческого существования, В. Франкл указывал на наличие сверх смысла, который превосходит познавательные способности человека и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть...»[11]. Основные положения, характеризующие смыслы человека: -человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла; - смысл – это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации;
-это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку; - каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл; - смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Главным условием проявления подлинной сущности, нравственности человека является наличие ситуации выбора. Выбор человека должен быть сознательным, ясным, с тем, чтобы человек мог проявить свою активность в конкретной ситуации, которую он способен изменить. Лишь в этом случае выбор создает условия для реализации нравственного смысла жизнедеятельностичеловека. Педагогическое сопровождение нравственного выбора и формирования ценностных смысловпредполагает взаимодействие педагога и ребенка в овладении детьми гуманистическими нравственными ценностями, помощь в решении личностных проблем и преодолении трудностей в ситуациях, требующих реализации активной нравственной позиции. В данном контексте педагогическое сопровождение представляет собой целенаправленный педагогический процесс, способствующий формированию готовности воспитанников к самостоятельному решению моральной дилеммы на основе рефлексии и установления приоритетности имеющихся ценностей и ценностных ориентаций. Если мы говорим о педагогическом сопровождении формирования ценностных смыслов, то должны, рассматривая его диалектически, выделить источник его развития, движущую силу и основные этапы. Источником является противоречие между актуальным уровнем нравственного опыта и недостаточностью его для решения ребенком нравственной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия ребенка с субъектом педагогического сопровождения: учителем, классным руководителем, психологом, социальным педагогом, любым другим авторитетным для школьника специалистом. Это взаимодействие и является движущей силой данного процесса. Ценностно-смысловые основы воспитания предполагают: – стимулирование нравственного саморазвития; – создание условий для нравственного саморегулирования; – преодоление психологических барьеров; – актуализацию моральной ситуации; – расширение нравственного опыта. В таблице 8определяются этапы педагогического сопровождения нравственного выбора. Таблица 8
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.007 с.) |