Каковы особенности городских и сельских школьников? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы особенности городских и сельских школьников?



 

Социально-экономические условия существенно влияют на развитие современного ребенка.Сравнительные данные, характеризующие городских и сельских школьников, представлены в Таблице 2. Большую часть сельского населения составляют представители базового и нижнего социальных слоев, тогда как в городских школах обучаются дети из семей всех социальных слоев, в том числе 10 % верхнего социального слоя и 16,6 % среднего социального слоя. Соответственно, полученные результаты В. В. Белкина объясняет и с точки зрения социально-стратификационного подхода[4].

Таблица 2

Некоторые сравнительные особенности сельских
и городских школьников

 

Городские школьники Сельские школьники
Положительные стороны

- интерес к школе как институту развития личности, отношение к образованию как средству личностного совершенствования и самореализации;

- высокий уровень притязаний на достижения и успех;

- устойчивый интерес к учебе,

стремление к дееспособности во всех сферах;

- готовность к содержательному интеллектуальному труду;

- требовательность к себе,

- самокритичность;

- амбициозность,

- целеустремленность,

- оптимизм;

осознание и принятие собственной индивидуальности;

- единство представлений о предъявляемых в школе требованиях;

- понимание значимости учебной и внеучебной деятельности для собственного социального становления

- интерес к школе как месту общения, толерантность по отношению к ее недостаткам; - широкий круг внешкольных и внеучебных интересов; - стремление узнавать новое; - высокая потребность в коллективном взаимодействии и чувстве социальной солидарности; - устойчивость к жизненным невзгодам, неприхотливость, стремление к согласию; - умение находить компромиссы; - последовательное и четкое выполнение обязанностей; - коллективное решение проблем; стремление к самоуправлению
Проблемы

- нежелание помогать отстающим, участвовать в жизни класса;

- индивидуализм;

- выраженная нетерпимость к недостаткам школы, скептическое отношение к школьному преподаванию;

- чувство превосходства над окружающими;

- неудовлетворенность взаимоотношениями с педагогами и одноклассниками;

- нежелание участвовать в жизнедеятельности школы;

- недостаточное развитие эмпатийных способностей;

- противопоставление себя коллективу;

- неумение отстаивать собственные права;

- не всегда ответственное отношение к выполнению обязанностей

- недопонимание значения образования, презрительное отношение к образованности; - отсутствие притязаний на достижения и успех; утилитарное отношение к образованию; - слабая дифференциация учебных и внеучебных интересов и потребностей; - отсутствие интереса к большинству учебных предметов, неумение связать их содержание с жизненными перспективами; - неумение отстаивать собственные права; - недостаточное осознание собственных особенностей; - стремление к постоянному приспособлению; - размытая гендерная идентичность
       

Сельские школьники полны решимости действовать, добиваться всего собственным трудом, но цели своей деятельности представляют не очень ясно. Актуальными для них являются такие ценности, как чуткость, терпимость к недостаткам других и стремление произвести хорошее впечатление на окружающих. Сельские школьники отличаются заботливым отношением к младшим и старшим, они более чуткие и внимательные, легко откликаются на просьбу старших, педагогов.

Мы остановились лишь на некоторых характеристиках современного поколения, которые обусловлены влиянием многих факторов, но прежде всего, социально-экономических. Естественно, использован для анализа не весь массив имеющихся данных по результатам различных исследований. Очевидно, что современные дети очень разные, противоречивые, каждый со своими проблемами. Более четко, чем когда-либо, наблюдается расслоение (социальное, экономическое, интеллектуальное, нравственное) молодых людей. Те положения, которые зафиксированы в этом разделе, являются веским подтверждением необходимости серьезных и глобальных изменений в системе воспитания современного поколения школьников.

При разработке и реализации новых идей и подходов к воспитанию чрезвычайно важно учитывать типичные особенности нового поколения, а также социальные, материальные, территориальные, интеллектуальные и психологические особенности и возможности различных групп детей. При этом необходимо иметь в виду государственно-общественный запрос, перспективы развития общества и производства, которые определяют требования к молодому человеку, компетентному и конкурентоспособному специалисту.

В настоящее время от образования ожидают подготовки людей с высоким уровнем общего развития, умением принимать самостоятельные решения, готовностью к переучиванию, приобретению новых знаний, коммуникабельных, умеющих работать в группе и команде, ответственных за свои действия и поступки, в то же время способных нести ответственность за судьбу своей семьи, страны. В нашем понимании, это должен быть свободный человек.

 

Вопросы:

1. Как представителям поколения Z, какие черты личности характерны для вас?

2. Какие качества личности поколения Zнаиболее значимы для развития общества?

Общие признаки воспитания

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Сегодня в педагогической науке трудно найти понятие, которое допускало бы столь различные определения. В буквальном смысле «воспитание» - это «вскармливание», «питание» ребенка. Считают, что термин «воспитание» в науку был введен И.И. Бецким (середина XVIII в.). Он надеялся путем воспитания создать «новую породу людей». Задача воспитания, по его мнению, «вкоренять добродетель, благочестие, склонность к опрятности, не терпеть праздности»[5]. Несмотря на то, что в ряде языков нет точного аналога слову «воспитание», в российской педагогической терминологии это слово сегодня является устоявшимся термином. Проблема определения сути воспитания является одной из самых древних. В педагогической литературе в силу ряда объективных причин оно постоянно уточняется.

В различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач, при этом оно заботилось чаще всего о своей стабильности, чем о развитии отдельной личности.В поправках к закону об образовании, принятых в июле 2020 года воспитание определяюткак "деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения".[6]В таблице 3 обозначены признаки воспитания.

Таблица 3

Общие признаки воспитания

Признак воспитания Сущность
Воспитание - процесс Динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения в человеке, с которым взаимодействует воспитатель
Воспитание - взаимодействие С одной стороны, это деятельность педагогов, родителей и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей, с другой, -деятельность воспитанников, направленная на саморазвитие. При этом обе стороны реализуют субъектную позицию.
Целенаправленность воспитания Как педагоги, так и дети должны четко представлять перспективу тех изменений, которые должны произойтив их личности.
Гуманистическая направленность Формирование общечеловеческих качеств личности с максимальным уважением её прав и свобод.
Духовно- нравственная доминанта В развитииличности ребенка, характереего взаимодействия с окружающим миром должна преобладать нравственная составляющая.

Воспитание – этообщественное явление, сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений: и который можно представить следующим образом:

- это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

- воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

- на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

- воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

- по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.01 с.)