Идеи отечественных педагогов в эмиграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеи отечественных педагогов в эмиграции



Автор/ период жизни Основные идеи
Сергей Иосифович Гессен (1887 -1950)   Задача всякого образования − приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе нашего деления понятия образования лежит, таким образом, призрак целей, преследуемых образованием. Идеал свободного воспитания в своей критической части неувядаем, им обновлялась и будет вечно обновляться педагогическая мысль, и мы начали с изложения этого идеала не ради критики, которая всегда легка, а потому что. Мы убеждены, что через этот идеал надо пройти. Педагог, который не пережил очарования этого идеала, который, не продумав его до конца, заранее, по-стариковски, уже знает все его недостатки, не есть подлинный педагог.
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) Особое значение придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием.Говорит о принципе иерархичного строения человека. Силы и свойства человека должны располагаться в нем в строгой иерархии. Человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы
Павел Александрович Флоренский (1882-1937)   Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Показал, что существуют различные высокоразвитые системы жизневосприятия и жизнетворчества в различные эпохи и у различных народов. В педагогической деятельности заботился о том, «чтобы художественное восприятие не было засорено … ложными взглядами, которые усвоены как сознательно, так и … полусознательно из окружающей среды». Для него студенты − «чистое око человечества, которым оно созерцает реальность». Заложил основы философии генеалогии, своеобразной педагогики: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Написал собственную родословную («Детям моим»). Подошел к понятию духовного генотипа: «Только при... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...». Подошел к необходимости метапредметных основ образования
Иван Александрович Ильин (1882-1954)  Педагог должен помочь ребенку научиться осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт. Подчеркивал, что каждый ребенок является индивидуальным и неповторимым самобытным существом, и на первом месте в воспитании должно быть формирование «предметно-настроенной» души, ориентированной на личное духовное самосовершенствование в соответствии с абсолютными ценностями

В то же время в Советской России рождалась новая педагогика, соответствующая коммунистическим идеям. Как не парадоксально, номногие идеи, которые рождались педагогами в эмиграции, были созвучны идеям советских педагогов. Главное, что было общего в этих исследованиях, - ориентации на активность и самостоятельность самих воспитанников.

При этом были различия в понимании целей и задач воспитательной деятельности и организации воспитательного процесса. До начала шестидесятых годов доминировали идеи коллективного воспитания.Инициатива и творчество детей поощрялось в рамках деятельности пионерской и комсомольской организаций.Однако, несмотря на это рождались новые продуктивные идеи, обосновавшие гуманистическое отношение к ребенку.

В шестидесятых годах начался новый этап поиска концептуальных подходов воспитания.Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания. Большое значение для педагогической теории имело рождение коммунарской методики И.П. Иванова, которая была ориентирована на развитие социального творчества детей. Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников –это главная идея его концепции воспитания. Главным средством воспитания и развития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем глубже человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.

В основе деятельности детей лежат следующие идеи:

-забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и далеких людях, своей школе, селе, городе, самом себе как товарище других людей);

-творчество, т.е. совместный поиск новых, лучших решений, жизненно-важных проблем или задач;

-коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость в достижение общего результата;

-сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П. Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.

 Большое значение имели работы Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкиина по стимулированию детского лидерства и др.

Новые концепции, возникшие в 80-х-90-х годах,призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества, каково содержание и структура воспитательного процесса, кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?

В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой и др. была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире.Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие. Задачи воспитания в этой концепции были сформированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявления творческого потенциала детей; формирование чувства свободы; способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.

Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом.

Он обратился к проблеме целей воспитания и на ряду с идеальной целью – формирования гармонической, всесторонне развитой личности – предложил реальную. Цель – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

Конечно, в данном обзоре перечислены далеко не все концепции воспитания советского периода. Мы предлагаем лишь наиболее значимые, оказавшие значительное влияние на современную педагогику (см. таблицу 26).

 

Таблица 26

Концепции воспитания в СССР

Автор, период жизни Основные идеи
Па́вел Петро́вич Бло́нский (1884 - 1941) Был против постоянных запрещений и приказаний. По его мнению, «гораздо разумнее вместо беспрестанного стеснительного «нельзя» наводить ребенка на правильный путь, давать ему какое-нибудь рациональное занятие: чаще всего «нельзя» приходится говорить ничего не делающему ребенку…». Он был против и обычая упрекать ребенка, говорить часто о его недостатках; ребенок в этом случае теряет веру в себя, и у него могут совершенно опуститься руки
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1878- 1934) Особое внимание он обращал на организацию многообразных видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Школа должна преследовать цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. Важнейшей целью воспитания считал проектирование процесса развития личности школьника
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 – 1960) Цели воспитания: -воспитать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли; -воспитать чувство собственного достоинства; -раскрыть и обогатить творческие способности каждого ученика, объединяя их в единое целое, в один творческий коллектив
Антон Семенович Макаренко (1888-1939)   Разработал теорию воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разрабатывал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотно­шений с личностью ребенка и связи с другимиколлективами, методику организации трудового и эстетического воспитания, фор­мирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Его организационно-педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание - были привлекательны для воспитанников ипозволяли достигать намеченных воспитательных целей
Наде́жда Константи́новна Кру́пская (1869 –1939) Подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с окружающей жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему различные сферы применения своих сил, создает условия для развития человеческой личности. В советской школе воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать
Лев Семенович Выготский Принципы воспитания: 1. Уступайте ребёнку, чтобы потом взять верх. 2. Позвольте ребёнку почувствовать себя главным. 3. Даже у трудных есть плюсы и таланты, рассмотрите их. 4. Превратите недостаток ребёнка в его достоинство. 5. Ребёнок плохо себя ведёт не просто так. 6. Позвольте ребёнку играть − это основа его взрослой жизни. 7. В раннем детстве ребёнок не умеет обманывать. 8. Позднее развитие так же плохо, как и раннее. 9. Не мешайте ребёнку исследовать мир.
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (1918-1970)   Определял главную задачу педагогической деятельности как создание благоприятных условий для всестороннего развития школьника, а это предполагает его активность, обусловленнуюпринципами жизнедеятельности и проявляющаяся в структуре социальных отношений, и является основой реализации субъектной позиции.
Ша́лва Алекса́ндрович Амонашви́ли (род.1931)   Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Основные установки -законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, относиться с оптимизмом по отношению к ребёнку; -принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка; -заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку; -опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе; -личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность
Людмила Ивановна Новикова (1918−2004) Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему, направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решение проблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.
Игорь Петрович Иванов (1923−1992) Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
Олег Семёнович Газман (1936 - 1996) Психолого-педагогическая поддержка – это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы. Главным объектом психолого-педагогической поддержки является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее состояние.Именно состояние является основой, фундаментом, который в итоге формирует направленность личности, ее поведение, поступки.
Лев Ильич Уманский (1921−1983) Анатолий Николаевич Лутошкин (1935-1979) Разработали теорию и методику подготовки школьников-организаторов, выявили особенности сплочения малых групп школьников.Раскрывая потенциальные возможности коллектива для социального воспитания детей в первую очередь выделяли нравственные нормы, объединяющие детей.При этом подчёркивали такой важный потенциал как наличие способных организаторов. В актуальной сфере, в непосредственной деятельности детей отражается их взаимодействие в процессе решения коллективной задачи. А.Н. Лутошкин разработал методику самоаттестации коллетива
Николай Михайлович Таланчук (1936–1999) В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и саморегулятивных ролей. Педагогическая парадигма предлагает принципиально новые предпосылки и ориентиры в решении первостепенной задачи - понять сущность самоорганизации человеческого бытия, ибо главные проблемы жизни человека связаны с ним самим, с его философией жизни.
Борис Зиновьевич Вульфов (1932-2009) В жизни есть многое (смерть близких или война, равнодушие или предательство), что, и правда, человеком непреодолимо. И все-таки человек сильнее! Даже совсем молодой, даже однажды оступившийся. Он сильнее, если сам захочет, если при этом его кто-то или что-то поддерживает, помогает пробудиться каким-то способностям, потому что верит в него, даже вопреки этим самым обстоятельствам.
Владимир Абрамович Караковский (1932-2015) Детей воспитывают на базисных понятиях: · Земля – общий дом человечества; · Отчизна – единственная для человека Родина; · Семья – ближайшее окружение человека, его опора; · Труд – основа человеческой жизни; · Знания – необходимое для человека средство развития; · Культура – духовное богатство человечества; · Мир – главное условие существования Земли и человечества; · Человек – высшая абсолютная ценность. Для усвоения каждым школьником главных ценностей, подчинения своей жизни многочисленным требованиям, вытекающим из их соблюдения, разработана и внедрена целостная система воспитательной работы. В ней в оптимальном сочетании соединены общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела – это, как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, воспитание "большими дозами"
Концепция А. А. Бодалева, 3. И. Мальковой, Л. И. Новиковой(1990) В основу концепции положены следующие идеи: · а) личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью; · б) отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; · в) природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся; · г) культуросообразность – опора на национальные традиции народа; · д) гуманизация межличностных отношений; · е) опора на чувства воспитанников
Герман КостантиновичСелевко (1932-2008) Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность); в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы)

Вопросы.

1. Идеи каких ученых привлекли ваше внимание? Почему?

2. Можно ли сегодня реализовать методику коллективного воспитания И.П. Иванова?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.011 с.)