Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Чтоб ребенок был здоров.

Поиск

Здоровье детей – что может быть важнее? Во всех странах это одна из важнейших проблем. Несмотря на улучшение медицинского обслуживания, и открытие новых способов лечения и профилактики заболеваний, количество болеющих взрослых и детей не уменьшается. Если вы приглядитесь, то заметите, что аптек с каждым годом так же становится больше. А раз их становится больше, то значит и людей, которые все это покупают, тоже стало больше. Бывает, что даже в одном доме через подъезд располагаются по две три аптеки.

Еще один парадокс. Количество больных не уменьшается от того, что мы узнаем новые и эффективные способы лечения и «вылечивания» болезней. Либо известный вирус, например, гриппа вдруг мутирует и его снова невозможно вылечить, либо просто появляются какие-то новые или хорошо забытые старые болезни. О том, почему так происходит и что с этим делать написано в других книгах. Мне бы хотелось здесь рассмотреть не способы лечения, а возможные методы профилактики своего здоровья.

Все родители думают о том, как лучше всего позаботиться о здоровье ребенка, день и ночь думают, переживают, не спят. Тратят много сил и времени для того, чтобы обеспечить своим детям достойную жизнь. Покупают витамины, обеспечивают правильное питание, закаливают своих детей, отдают их в спортивные секции, бассейны. То есть объективно делают все, для того чтобы ребенок хорошо рос и развивался.

Но дети продолжают болеть. Я здесь не беру тяжелые и генетически обусловленные заболевания, это совершенно другая тема. Мне хотелось бы остановиться на таких известных заболеваниях, с которыми встречается каждый из нас, как грипп, ангина, простуда. Реклама предлагает множество чудесных и приятных, вкусных способов «вылечивания» на уровне двух таблеток и тому подобного. Если вы купите это сейчас, и будете принимать вот так и по столько, то все болезни обойдут вас стороной. Я не хочу сказать, что лекарства не нужны, в некоторых случаях они необходимы, но привыкать все время стимулировать или поддерживать свое здоровье извне, чужеродными веществами может принести больше вреда, чем пользы.

Если мой организм здоров и доволен жизнью то он будет способен сам по себе брать из пищи и окружающего пространства все то, что ему необходимо. Если же есть какие-либо нарушения, то он уже не сможет в полном объеме удовлетворять свои потребности. И тогда мы начинаем дополнительным образом вводить в наш рацион, как нам кажется недостающие микро- и макроэлементы, витамины и другие полезные вещества. Если, например организм не может усваивать какой-либо витамин, то это может очень негативно сказаться на нашем здоровье. Поэтому мы начинаем потреблять больше пищи, в которой может содержаться данный витамин, либо его химический аналог.

Но ведь изначальная причина, почему мой такой замечательно сбалансированный организм перестал усваивать витамин остается без внимания, она даже не учитывается и неизвестна. При увеличении количества витаминов, конечно, наш организм начнет их больше принимать в себя, но большая часть пройдет транзитом. Известно, что человеческий организм сам для себя самый совершенный лекарь, в нас может быть выработано все самое необходимое для поддержания здоровья на должном уровне. Все лекарства имеют дело только с симптомом, и ни одно из них не помогает устранить причину заболевания.

Попробуйте объяснить, почему дети чаще (или так же часто, как и весной) заболевают осенью, чем весной? Ведь они только, что отдохнули, у них наверняка было много положительных эмоций и впечатлений, целых три месяца занимались, чем хотели, были на свежем воздухе, на витаминах. И вот вдруг перед школой и детским садом они снова начинают болеть.

Можно конечно найти много объяснений, почему так происходит. Но как мне и моим коллегам, не только среди психологов, но и врачей, кажется, что дело здесь совсем в другом. Опираясь на информацию, полученную от врачей, в том числе от педиатров, мы отметили, что никаких объективных факторов, для того чтобы ребенок болел не так уж и много. И со всеми ими обычно он справляется легко. Тогда мы с коллегами стали рассматривать этот вопрос не только с точки зрения медицинской, но и психологической. Сколько детей с радостью и удовольствием идут в школу и детский сад? Вспомните себя и свой класс, много ли у вас было желающих идти в школу, и как много детей ждут с нетерпением, когда же, наконец, начнутся каникулы.

А весной ребенок знает, что скоро каникулы и что будет здорово и весело. Поэтому, зачем ему болеть, и он прекрасно себя чувствует весной, даже, несмотря на усталость и авитаминоз.

 Но иногда за всей этой видимостью упускается одна важная деталь. Ребенок растет в семье, общается со своими родственниками, они окружают его с первых дней жизни. Все, что происходит с его семьей и с каждым членом семьи в отдельности оказывает на ребенка непосредственное влияние. Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, чтобы его развитие по настоящему было гармоничным, чтобы он вырос крепким и здоровым ему нужно, чтобы его родители не только создавали правильные, полезные условия жизни для своего ребенка. В первую очередь необходимо самим родителям делать свою жизнь здоровой.

Нельзя вырастить здорового ребенка, если все вокруг него сами часто болеют. Трудно будет ему стать спокойным и уравновешенным, если его родители не чувствуют спокойствие в своем сердце. В детях будет проявляться то, что есть в родителях. Не нужно специально учить ребенка делать зарядку по утрам, если его отец сам ее делает каждый день. Тогда для мальчика будет само собой разумеющееся, что утром делают упражнения, а вечером принимают ванну или душ. Свои привычки делать что-то или нет, впервые мы усваиваем в семье, именно в семье мы получаем свое первое образование.

Конечно, будут сказываться и индивидуальные особенности ребенка, но во многом они формируются и закрепляются именно от семейного уклада.

Притча.

Сын Кирман–шаха.

 

Сын Кирман–шаха тяжело заболел. Созвали к нему много врачей, но они не могли помочь. Привели Абдул-Джафара. Он лечил больного всякими лекарствами, но тоже ничего не достиг. Тут он стал всматриваться в черты юноши и в черты его родителей.

В душу его закралось сомнение: между отцом и сыном не было никакого сходства.

Он тайно вызвал мать юноши и сказал ей:

- Если ты хочешь, чтобы твой сын остался жив, скажи, от кого он у тебя? Я знаю, что он не сын шаха.

Сначала она долго клялась и отрицала, но так как исхода не было, она раскрыла тайну и сказала врачу:

- Мой супруг был бездетен, нет у него родни, и наследство должно было перейти к чужому. Тогда я, чтобы никто ни о чем не догадался, взяла себе одного мельника, ребенок от этого мельника.

Узнав все это, врач не стал больше показывать юношу родителям. Он вытащил из-под него постель, постлал немного соломы и не стал давать ему лекарств. Когда больной просил есть, врач бранил его и давал небольшой кусок черствого хлеба. Дело было, оказывается, в том, что у больного была отцовская натура, и дорогие лекарства не шли ему впрок. Он выздоровел, Абдул-Джафар привел его, здорового к родителям, и все стали восхвалять искусство врача.[7]

 

Одно время я работал в одном из центров внешкольной работы и детского творчества. В этом центре был стандартный набор предметов, для того чтобы ребенок мог потом легко начать учиться в школе. Дети занимались каждый день по три, четыре часа. Эмоциональная и умственная нагрузка для них была очень большая. Администрация центра уже давно сотрудничала с психологическим центром, в котором я тогда работал, и знала, что мы занимаемся специальными программами для повышения школьной успеваемости и снятия учебного стресса. Детский центр попросил нас помочь им в разработке программ для детей, которые ходят на подготовку к школе. Я создал такую программу и стал работать с детьми. Занятия проводились для детей в возрасте от 4 до 7 лет, и официально наши занятия назывались «Психофизическая подготовка детей к школе», а в расписании было просто написано «психология».

Сначала родители не понимали, зачем это надо они считали, что подготовка к школе это подготовка по математике, чтению и письму, ну может быть еще иностранный язык. Но при чем тут психология? Правда, через некоторое время все встало на свои места.

С течением времени мои занятия понравились детям и их родителям. С криком: «Побежали на психологию!» дети вылетали из кабинета, где у них до этого были занятия и через секунду уже были у меня. Мои занятия проходили в спортивном зале с хорошим покрытием, где можно было бегать, ползать, лежать, сидеть. Здорово было то, что здесь не требовалось от детей думать головой и стараться, они были в своей естественной среде. Они ходили босиком по полу и от одного этого получали большое удовольствие.

После длительного сидения их природа брала свое, они хотели просто подвигаться, как следует. Постепенно они приучались, что мы не просто так бегаем или прыгаем. Обучение дело конечно очень важное и серьезное, но сам процесс должен быть легким, радостным и интересным и я считаю, самое главное, чтобы он был оздоравливающим. Я показывал детям, как они могут помогать себе, через упражнения и движение, чтобы лучше читать и писать, бегать прыгать и ползать, запоминать, слушать и слышать. Мы играли в ролевые игры и делали специальные упражнения индивидуально, в группах и в парах, чтобы стать сильными и умными. Иногда они сами подсказывали свои любимые игры, на основе которых мы выдумывали еще что-то новое и забавное. В процессе своей работы я отметил, как много детей на самом деле были мало приспособлены с точки зрения физиологии и здоровья к обучению в школе.

Многие дети просто физически были слабыми и с искаженным восприятием себя на физическом уровне. Они часто уставали на обычных уроках в центре, а после наших занятий, которые обычно были после всех уроков, наоборот появлялись силы. Даже родители отмечали, что в дни, когда моих занятий не было, дети выглядели опустошенными и грустными. После некоторого времени, когда мы с детьми уже хорошо познакомились, и они уже выучили упражнения, я стал показывать им, как они могут помочь своим родителям, братьям и сестрам.

 Были даже такие случаи, что когда родители приходили уставшие с работы, или кто-то из них вдруг говорил, что болит голова или спина, дети моментально подходили не просто с чувством пожалеть, но практическими вещами. Они так и говорили, мама если у тебя болит голова, то надо сделать вот так и так и все пройдет.

Дети стали учить своих родителей! Так родители через своих детей, приобрели много полезного и взошли на новую ступень во взаимоотношениях с ними.

Здоровый родитель – здоровый ребенок!

 

Когда работаешь с детьми, хочется помочь им, сделать так чтобы они чувствовали себя хорошо, были здоровыми и веселыми. Когда ко мне приходят родители с ребенком, у которого, был диагноз ДЦП или аутизм. Или это был ребенок, перенесший физическую травму, то есть в тех ситуациях, когда вроде бы психологические особенности семьи не должны влиять на восстановление и развитие ребенка. В то время в своей работе я не всегда учитывал, особенности каждой конкретной семьи, того, что происходит в семье, какие были недавние события или сильные стрессы некоторое время назад и т.д.

Родители хотели, чтобы их ребенок выздоровел, чтобы он стал лучше учиться, стал более внимательным и усидчивым, послушным и ответственным и много чего подобного. Также как и родители, мне казалось, что все силы и время должны быть направлены на него. С течением времени я стал подмечать такую особенность, что даже если мне и удалось хорошо поработать с ребенком, и он достиг значительных реальных успехов, то через некоторое время его проблемы снова возвращались к нему.

Поначалу это была для меня загадка. Ведь я же делал все правильно, результат был, а потом опять исчез, правда, это не было так, что ребенок снова откатился к своему старому уровню. Он все равно достигал, того чего раньше не было, но все-таки, почему он скатился назад?

«Выращивание детей». Метафорическое рассуждение.

Если мы сажаем что-либо в своем огороде, и оно там растет, то мы заботимся о том, как часто и обильно следует поливать саженец, какие удобрения должны быть внесены, и в какое время и т.д. Добрый хозяин следит также за тем, чтобы растение не высохло от солнца, и не было слишком затемнено от рядом растущих растений. Садовод также знает, что необходимо различать растения одного от другого, важно видеть, что есть растения тепло- или солнцелюбивые, а есть с совершенно противоположными свойствами. Мы привыкли думать, что если мы «яблоки», то и родится у нас «яблоко». Но вот в настоящей жизни так не всегда происходит. Образно говоря у нас, конечно же, рождаются яблоки, но они могут быть немного другие. Следовательно, потребности и условия для их хорошей жизни тоже могут быть другими, отличными от тех к которым привыкли мы.

Кроме того, мы, родители, выступающие в роли заботливого садовода, так старательно начинаем «ухаживать» за своим саженцем, так усиленно пропалывают вокруг него, что совершенно забываем о своем участке. Наш собственный сад постепенно зарастает сорняками или все высыхает на корню, и семена «наших» сорняков легко попадают на удобренную почву нашего ребенка. Все силы отданы ребенку, тем более, если это ребенок с ограниченными возможностями.

Ничего для себя, не оставляя, забирая все заботы и печали, у ребенка родители, сами того не замечая, лишают его жизненного опыта и тормозят его развитие. Они начинают жить его жизнью, чрезмерно опекают и определяют, что для него будет лучше в этой жизни, а что нет.

 

Ребенок растет в семье, в определенной культуре, обществе, в этой семье есть свои привычки и уклад. И это очень хорошо знать свой род, его историю такое знание может знание важно для полноценного развития личности. Родители, бабушки, дедушки и другие родственники живут, так как они привыкли, так как им кажется правильным. Постепенно они начинают воспитывать ребенка в соответствии со своими представлениями о жизни, в том числе вольно или невольно передают ему определенные навыки мышления и реагирования на стрессовые ситуации. Тут вспоминается анекдот, в котором говорится о молодом муже увидевшем, как его жена режет кусок мяса особым образом. Он спрашивает ее, почему она режет именно так, а она отвечает, что так научила делать ее мама. Он идет к теще и спрашивает ее об этом, та отвечает, что так ее научила делать ее мама. Муж идет к бабке, спрашивает ее о том же самом. Бабушка же отвечает, что она так делает потому, что ее научила этому ее бабка.

       В своей практике мы с коллегами постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда родители просят нас сделать, так чтобы этот ребенок начал слушаться нас, чтобы он ходил в школу и хорошо учился, чтобы занимался спортом и т.д.

 Ребенок изменился, он стал другим и соответственно стал по-другому реагировать на все то, что происходит вокруг него. А семья и обстановка, в которой находился ребенок, не претерпела никаких изменений. Родители, например, как были малоэмоциональными, скрытными и не выразительны в своих отношениях между собой, такими же и остались. Как продолжал отец ребенка думать, что не надо мальчика баловать, обнимать и прикасаться к нему, пусть будет мужчиной, нельзя плакать, нужно быть сильным, так он и остался при своем мнении. Как мама продолжала опекать и беспокоиться за всех и вся, она так и продолжает это делать, вгоняя всю семью своей гиперопекой в дистресс.

Бабушка и дедушка продолжают баловать и угождать ребенку, создавая тем самым оппозицию родителям. Таким образом, формируется полный хаос и неразбериха в голове и чувствах ребенка.

Та же опека мешает проявлять самостоятельность, препятствует развитию и становлению ребенка как взрослой и независимой личности.

Если семья остается в своих старых, негативных, разрушающих схемах поведения и жизни, то совершенно бесполезно и даже вредно, что-либо делать с ребенком на психологическом уровне. Ты его привел в порядок, он стал что-то такое видеть и чувствовать для себя новое, он изменился, открылся, а семья не готова к нему такому, и она снова начнет из него делать то, что было до терапии. Действительно лучше уже оставить все как есть, потому что ребенок уже как-то привык, приспособился к тому образу жизни, который у него есть. Он уже с ним может вполне мирно существовать.

Понял я это и задумался, что же делать, чтобы по настоящему помочь ребенку? Работать со всей семьей вот, что надо делать! Иначе все те изменения, которые ребенок получит в результате нашей с ним работы, тут же разлетятся в пух и прах. Впоследствии практика и опыт моих старших коллег показали, что иногда достаточно, а в большинстве случаев только это и необходимо, работать с семьей, либо с кем-то из родителей. И ребенок моментально начинает меняться (выздоравливать) в лучшую сторону.

Правда не каждый родитель соглашается с тем, что проблема ребенка есть отражение проблем взрослого. На наш вопрос, что родители готовы сделать для своего ребенка, отцы часто реагируют так: «Не беспокойтесь, сколько надо будет, столько заплачу!», а матери обычно отвечают так: «О, мы готовы приходить столько раз, сколько это будет необходимо. Я даже не пойду на работу, мы сможем пропустить (что-то там такое важное), но мы придем тогда, когда вы скажете!»

А когда поясняешь, что надо в первую очередь работать с ними, то возникает реакция недоумения: «С нами? А с нами все в порядке, это у ребенка проблемы. У нас все хорошо». В большинстве случаев родители прислушиваются к нашему мнению, и мы выстраиваем такую психологическую работу, в которой по возможности вовлечены все члены семьи. В таком случае мы достигаем замечательных результатов.

 

Пример: формирования физического напряжения у младенца.

Я консультировал одну молодую семью (родителям было около 22 лет), в которой был трехмесячный мальчик. Его мама пожаловалась, что он с некоторого времени стал делать странное движение руками назад. Он отводил их согнутыми в локтях назад и вверх, причем делал это только тогда, когда его брали на руки. В другое время он спокойно себе ими двигал в разных направлениях, нигде подолгу не задерживая.

Все попытки привести их в обратное положение давали только временный эффект, а потом все возвращалось на свое место.

Врачи не смогли обнаружить гипертонуса мышц или какой-либо другой патологии и назначили массаж. Массажист проделал все сеансы как положено, но руки у мальчика продолжали так же подниматься вверх и назад. При повторном осмотре неврологом и педиатром не было обнаружено ничего неправильного в развитии ребенка. Действительно его развитие было хорошим, аппетит и сон были в порядке, гулять любил, любопытство проявлял. С точки зрения медицины не к чему было прицепиться.

Родители уже не знали, что делать и решили обратиться на всякий случай к психологу. С психологической точки зрения в этом случае все тоже было хорошо. Совершенно не понятно, почему малыш так делал. Пообщавшись с ним я не нашел ничего такого, чтобы мне помогло понять почему так происходит.

В один из моих визитов папа мальчика подошел к нему и захотел взять на руки. Я заметил, что отец ребенка чувствует себя при этом неуверенно, как будто он боится взять сына на руки. Когда он все-таки брал ребенка, то его руки поднимались локтями назад и вверх. И у его сына автоматически повторялось это положение его рук.

Это было движение, которое отец ребенка сам в себе не видел и не чувствовал, не понимал, что это может быть неправильно и, тем более, что это может сказаться на ребенке таким образом.

Когда я на это обратил внимание, родители удивились, что это может быть причиной, но все же прислушались. Довольный папа научился выражать свои эмоции более свободно и естественно. А через пару дней у его сына «странное» движение окончательно прошло.

Ребенок даже если и рождается «чистым листом», то очень быстро впитывает информацию окружающего пространства, психологическое и физическое поле, пространство его семьи. Хочет он того или нет, но он уже начинает непроизвольно подстраивать себя под то окружение, в котором он чаще всего пребывает. День за днем он все больше становится одним «из», а не самим собой. Пожалуй, только очень сильные и независимые духом люди могут противопоставить себя своему близкому окружению, и еще меньше тех, кто при этом сохраняет добрые отношения.

Работая с детьми со специальными потребностями, мы с коллегами отмечаем, что важнейшую роль в исцелении ребенка играют установки родителей, их отношение к себе и к своим детям. Их желание и готовность к изменениям.

Некоторые родители, например, получив диагноз для своего ребенка от врача, потом все время носятся с этим диагнозом и везде где надо и не надо говорят о нем. Совершенно забывая в каком-то смысле о самом ребенке, для них важно найти способы лечения и реабилитации, которые соответствуют поставленному диагнозу. А не то, что с ребенком можно заниматься простыми вещами, которые именно потому, что просты и доступны, несут самый большой эффект.

Когда родитель оценивает и воспринимает своего ребенка через призму диагноза, то у такого ребенка мало шансов для роста, особенно если родитель свято верит в то, что этот диагноз определяет дальнейшую жизнь ребенка раз и навсегда.

Я был свидетелем многих замечательных историй, когда родители, не смотря на всю тяжесть заболевания ребенка, видели, прежде всего, в нем человека, который может справиться с теми трудностями, которые есть у него в жизни. Мы как-то работали с девочкой 7 лет с диагнозом аутизм, она не может говорить, не владеет своим телом в полной мере. Обычные действия и движения даются ей с большим трудом. Ее отец рассказывал мне, что самый большой успех пришел тогда, когда они с женой перестали испытывать чувство своей вины и переживать по поводу болезни дочки. Они стали, относится к ней как к здоровому ребенку. Они видели девочку, который может сам за собой ухаживать, одеваться и раздеваться, просить то, что ей надо, и который день ото дня развивается и приобретает новый опыт. Спустя некоторое время она стала делать столь значительные успехи, что ее лечащий врач развел руками и сказал, что такого успеха, при таком диагнозе он никогда не видел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.014 с.)