Телесно-ориентированная психология для всех. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телесно-ориентированная психология для всех.



Мы родились с внутренней потребностью к игре; спонтанной, радостной, веселой и удивительной, мы хотим двигаться и чувствовать, мы все очень любим, быть здоровыми и непосредственными. Мы когда-то были детьми, и значит, какая-то часть нашего внутреннего ребенка навсегда остается с нами. Будьте собой, будьте внимательны к своему ребенку, выпускайте его на волю.

Введение.

Часть 1. Психология это просто.

Через тело мы можем вернуться к себе.

Наше тело = наши чувства.

 

Тело говорит с нами с помощью символов, знаков или напрямую, через ощущения. Если мы хорошо настроены и уравновешенны, то через тело мы получаем много практической информации, полезной для жизни. Если мы прислушиваемся и доверяем, тело нас никогда не обманет. Хуже если мы начинаем думать, что все то, что нам говорят тело и душа, есть следствие работы мозга, наши интеллектуальные «выдумки». В таком случае теряется правдивая связь с жизнью, радостью и творчеством, и всем тем, что позволяет нам жить в согласии с собой и своей внутренней правдой.

Тело связано с интуицией, душой и отвечает за то, что происходит в подсознании, а ум - это логическая и оценочная система, и он связан с сознанием.

В современном мире, хотя, по-моему, так было во все времена, мы склонны больше доверять тому, что можно увидеть, услышать, прикоснуться и доказать какое-либо явление на материальном уровне. Все что выходит за рамки разумного и не поддается логике, считается неправдой или галлюцинацией. В природе нет ничего лишнего и ненужного, все расположено на своих местах и выполняет свои функции наилучшим образом, если этому не мешать.

Давайте будем доверять своим чувствам и ощущением, в том числе телесным и эмоциональным, давайте позволим своему сердцу заниматься тем, что оно умеет делать лучше всего, пусть наш великолепный ум помогает сердцу в его нелегком жизненном пути, и пусть каждый из них не берет на себя обязанности другого.

 

Пример 1.

Однажды меня пригласили консультировать женщину, которая лежала в клинике с аллергией. Обычное лечение не давало эффекта, на который рассчитывали врачи. А через некоторое время женщина стала испытывать и психологические проблемы. Появилось чувство вины перед близкими, которым приходилось проводить много времени с ней, навалились депрессия и страх. Будучи очень деятельной, она не могла и дня просидеть без работы, а тут была вынуждена проводить все время практически взаперти.

На что именно была аллергия у нее, врачи не могли определить. Ее состояние было уже настолько плачевным, что мне пришлось приехать к ней в больницу.

Предварительно поговорив с ее лечащим врачом, которая была со мной приветлива и очень рада тому, что с ее пациенткой может поработать психолог. Врач отметила, что организм ее пациентки не усваивал никакие лекарства, и тем самым они не могли предотвратить новых приступов. После первой нашей встречи медикаменты стали действовать и здорово облегчили состояние женщины.

Дальше было легче: примерно через две или три встречи, через неделю, ее выписали из больницы, и она смогла приступить к работе и вести свою обычную жизнь, в том числе наконец-то свободно общаться со своей кошкой.

Наш успех заключался в том, что медикаментозное лечение сопровождалось психологической работой. Это было отмечено как мной, так и лечащим врачом.

Потом мы еще несколько раз встречались с этой женщиной, чтобы закрепить результаты нашей работы. С тех пор прошло уже больше 4 лет, аллергия ее больше не беспокоит. Самое интересное, что кроме аллергии прошли еще некоторые проблемы со здоровьем, например, ее, перестало укачивать в транспорте, что, в общем, не удивительно, так как мы работали с целостным организмом, и он ответил на это своим исцелением на всех возможных уровнях.

 

Многие приемы и техники, используемые профессионалами телесной психологии, интуитивно применяются и простыми людьми в своей повседневной жизни. Например, когда нам плохо мы можем принять позу эмбриона, так легче успокоиться и расслабиться. Или кладем руки на живот, прикасаемся и поглаживаем человека, чтобы приободрить или поддержать.

Интуиция родителей и умение чувствовать своих детей позволяет решать проблемы с их здоровьем намного быстрее, эффективнее и, самое главное вовремя. Ребенок не хочет идти в школу, он придумывает причину, одна из самых частых - болит живот или поднялась температура. Такие симптомы проявляются практически мгновенно. Печально то, что потом эти симптомы могут перерасти в настоящую болезнь, которую впоследствии одними психологическими или медицинскими приемами трудно исцелить. Способность родителя вовремя распознать, где есть каприз и придумывание ребенком проблемы, а где есть настоящая проблема, здорово бы всем помогло, сохранило бы здоровье, сэкономило время и деньги.

С другой стороны попустительство, и самолечение также может приводить к тяжелым последствиям. Получается, что как и в любом деле, главное это чувство меры, здравый смысл и умение слушать свое сердце, внутреннее Я, интуицию и соизмерять это со здравым смыслом.

 

Пример 2.

Мама девочки 4 лет рассказывает, что в какой-то момент у дочери обнаружили непроходимость слезных проток. Врачи предложили сделать бужировнаие, то есть расширение слезных проток механическим способом.

По их словам, это был единственный способ. Родители решили сделать диагностику всего организма, и ко всему прочему у девочки выявили дисбактериоз. Родители решили сначала разобраться с дисбактериозом, а потом заняться протоками. Через некоторое время, после того как дисбактериоз был успешно вылечен при повторном осмотре офтальмологи не нашли никаких проблем с протоками. Узнав, что лечили только дисбактериоз, доктора очень удивились: не может быть, чтобы, вылечив дисбактериоз, протоки стали правильно работать. Для этого надо проводить специальные лечебные мероприятия. Как могут быть связаны кишечник и глаза? Вот такой вопрос поставили они перед родителями. И тогда мама девочки ответила, на мой взгляд, очень просто и понятно: «Очень даже связаны между собой кишечник и глаза, потому что это все находится в одном организме».

 Именно так мы и должны подходить к себе, к своему здоровью. Не может сердце быть отдельно от печени или почек. Тело, ум и душа также между собой связаны. Когда мы думаем, воображаем, творим это не только работа ума или души, но и тела тоже. Через движение мы проявляем то, что есть внутри нас. Напряжение и расслабление мышц определяется, в том числе, и тем, что происходит в нашей душе, о чем мы думаем. Если вам плохо, и вы загрустили, сделайте вдох и выдох, потом распрямите спину, улыбнитесь глазами и всем телом, потянитесь, похлопайте себя по рукам и ногам, попрыгайте или свободно подвигайтесь. После таких действий вы сразу же отметите, что настроение поменялось в лучшую сторону.

И наоборот то, как мы думаем и переживаем, немедленно сказывается на работе всего организма и отдельных органов. Простой опыт показывает, что это именно так и обстоит. Вспомните, что-то печальное или стрессовое из своей жизни, и заметьте, как происходит непроизвольное сжатие всего тела. Дыхание становится поверхностным, движения угловатыми и неловкими. Возникшие зажимы и напряжения, не только внешние в позе тела, но и внутри всего организма.

А теперь, наоборот, подумайте о чем-то приятном и радостном. Тело сразу же становится легким, оно распрямляется, дыхание стало свободным, движения плавными и спокойными. Многолетние стрессы и напряжения постепенно накапливаются, а потом начинают себя проявлять через физическую болезнь.

Рассматривая целостный подход к здоровью человека, этот же принцип должен сохраняться и по отношению ко всей его жизни.

       Наше тело помнит все, что с ним происходило на всех уровнях: физическом, эмоциональном и ментальном. Все, что было с нами, особенно негативные и травмирующие события, о чем мы переживали, остается навсегда в телесном банке памяти. Телесная психология помогает достигать целостности и гармонии. Человек, у которого произошло разделение между телом, умом и душой не может счастливо и полноценно.

Наша целостность - залог здоровья. Целое всегда больше суммы частей.

 Целое обладает мудростью и силой.

На данный момент в мире существует около 60 различных направлений телесной психологии. Мы не будем разбирать их все, но немного остановимся на общих положениях, которые могут быть полезны в повседневной жизни.

 

 

Тело - дом для души и ума.

 

Мы ищем счастья, гармонии и стабильности во всех сферах жизни. В том числе, и в сфере здоровья. И как часто бывает, не можем найти его!

Наш организм саморегулирующаяся система, наделенная способностью правильно реагировать на стрессовые ситуации, не разрушаясь и не «уходя в болезнь», а, развивая и сохраняя тот уровень здоровья, который заложен в нас Природой. Как известно, наше тело дом для нашей души, и то, как мы себя чувствуем в этом доме, зависит от того порядка, который царит в нем.

Еще древними были отмечены взаимосвязи между физическими и психическими процессами в теле человека. Например, во время заучивания текста полезно прогуливаться, слишком долгое неподвижное сидение притупляет восприятие и внимание, учение без радости, под страхом наказания, снижает способность к творческому мышлению, прекращение движение поселяет в нас уныние и печаль.

Поэтому в древних системах оздоровления много времени отводилось на спорт и движение. Наши предки понимали, что правильно сочетание учения и движения обеспечивает наилучшие результаты для развития гармоничной личности.

       Известные ученые, отмечали, что поддерживать свой интеллект и свои неординарные способности на должном уровне, они могли во многом благодаря тому, что умели вовремя переключаться с процесса мышления на движение и наоборот. Каждый из них имел свои предпочтения в разнообразных способах движения. Кто-то плавал, бегал, ходил в горы, занимался своим огородом, просто прогуливался.

       Современные исследования в области нейрофизиологии показывают, что - то, как много и правильно мы двигаемся, напрямую связано с развитием и функционированием нашего интеллекта, эмоциями и психическим состоянием. Движение физическое способствует движению энергии в нашем организме.

Чтобы понять, почему движение позитивно влияет на нас, откажитесь от стереотипов и шаблонов, царствующих в нашем сознании и обществе. Например, вы наверняка слышали такое утверждение: если человек умный и выделяется этим среди всех остальных, то он обязательно должен быть болезненным и неуклюжим. Образ так называемого «ботаника».

В другом случае можно услышать: спорт делает человека интеллектуально неразвитым, сила есть ума не надо. Получается, что если ты хочешь быть умным, то должен быть слабым физически, а если хочешь быть сильным, то, значит, будешь «тупицей». На самом деле ум всегда дополняет силу, а сила помогает быть нам умными. Одаренный человек в одном, обязательно проявит талант и в других областях жизни.

Исследования мозга продолжаются уже много лет, но так и не нашли все ответы на те вопросы, которые есть у исследователей. Даже простой вопрос о том, как работает это великолепное создание, более-менее определили основные отделы мозга, которые отвечают за речь, письмо, движение рук, пальцев и т.д. но большая часть так и остается неоткрытой и не исследованной. Мозг, подобно Космосу не торопится раскрыть все свои секреты и богатства, но время от времени мы можем заглянуть внутрь себя (в прямом и переносном смысле), и тогда можно наблюдать поистине чудесную и необычную картину. Например, речевое развитие человека. Казалось бы, где, при чем здесь тело, упражнения и движение?

Оказывается, что область коры головного мозга, которая отвечает за речь, непосредственно соприкасается с областью двигательных зон связанных с кистями рук и стопами. Так же как и ухо, ушная раковина напрямую связано со способностью нашей слушать и слышать, различать, фильтровать и выделять главное от несущественного. Соответственно если у ребенка или взрослого есть проблемы с речью, то логопед-дефектолог кроме обычных упражнений с языком обязательно назначает специальные движения и упражнения для рук и стоп, массаж ушей. То есть, делая массаж, растягивая, усиливая или расслабляя стопы и кисти, мы эффективно стимулируем и речевую зону. Мы можем точно сказать, что в нашей практике работы с детьми испытывающих трудности с речевым развитием, работа со стопами и кистями рук давала замечательный эффект. Насколько хорошо развиты речевые способности человека, настолько же хорошо развивается его сознание и мышление. Как говорил Л.С. Выготский: «Речь определяет сознание». В работах отечественных психологов и нейропсихологов этому посвящено множество исследований.

Напряжение икроножных мышц, аххилова сухожилия, голеностопных суставов подсказывает специалистам и то, что здесь кроме простого физического напряжения может быть, и спрятаны различные страхи, тревоги. Думаю, что всем известны примеры из жизни, когда сильный страх негативно влияет на нашу речь. Мы можем забыть, что хотели сказать или начинаем заикаться.

Уже много лет у нас и в Европе используется различные методы акупунктуры, иглоукалывания, и других восточных техник натурального оздоровления, не использующие медикаменты, и направленные, прежде всего, на то, чтобы сбалансировать наш организм через работу с энергией.

Если вам трудно представить что такое энергия, или вы относитесь к этому понятию с недоверием, замените слово энергия словом «чувство» или «эмоция». И все будет точно так же.

       Существуют различные приемы и методы для восстановления гармоничного течения энергии в организме. Можно работать непосредственно с энергетической системой человека через меридианы и чакры (как в случае иглоукалывания и акупунктуры), а можно и через физическое тело, эмоции и чувства. Такие практики как йога, ушу, тайцзи-цуань и подобные им помогают достигать удивительных результатов, не только в укреплении здоровья, но в улучшении психического и умственного состояния. Каким бы ни был подход в работе со здоровьем человека, важно сделать так, чтобы не было преград для свободного течения энергии, крови и лимфы, передачи нервных импульсов от одной части тела к другой.

       Под влиянием стресса возникает напряжение или ослабление мышц. Если стресс продолжается долгое время, мышцы могут стать гиперактивными или гипоактивными (чрезмерно сильными или слабыми). В какой-то момент они могут потерять способность к саморегуляции напряжения и расслабления, возникает хаос в организме и дисбаланс в связях между мозгом, телом и эмоциями. Нервная система каждую секунду получает сигналы тела о том, что происходит в организме. Но если напряжение стало естественным состоянием, то мы, даже если и захотим почувствовать и прислушаться к себе, с первого раза можем потерпеть неудачу. Нам придется преодолевать барьер привычных чувств и ощущений. Привычка организма к своему избыточному напряжению или слабости блокирует его от самого себя и от того, что в нем на самом деле происходит. Объективность в таком случае не может быть сохранена, и постепенно теряется связь с самими собой, своим внутренним и внешним состоянием.

Как следствие этого процесса мы перестаем прислушиваться к себе, и ничего не предпринимаем для устранения неполадок. Возникает ситуация, в которой организм привыкает к патологическому состоянию, а мозг перестает адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители. Патологическое состояние становится нормой.

Я припоминаю случай, когда мы работали с одним молодым человеком с синдромом ДЦП, его мышечная система была в большом напряжении. Он мог самостоятельно передвигаться, и каждый раз приезжал к нам на общественном транспорте. В какой-то момент его мышцы стали расслабляться, тело обрело пластику и свободу, расширился диапазон его движений и он начал по-другому их чувствовать, изменилась его походка и поза тела. Он сам стал меняться и преображаться, вспыльчивость и нетерпимость заменялись на доброжелательное и спокойное отношение к себе и миру вокруг. Если раньше ему требовались значительные усилия чтобы подняться в автобус, теперь он делал это значительно легче. Теперь пассажиры не раздражали его и не мешали, он научился легко делать те движения, которые раньше ему давались с трудом.

При всех этих положительных и важных изменениях, он считал, что у него в теле что-то не так, что-то неправильное. Вот раньше, конечно, было трудно управлять непослушными руками и ногами, но зато это было привычнее. Другими словами, патологическое состояние для него в течение многих лет было нормой, а когда его движения изменились, стали гармоничнее, новое правильное состояние стало казаться наоборот неправильным. Так, например, в одно из посещений забираясь на массажный стол, он спросил, не поменяли ли мы высоту стола, потому что раньше он был более высокий, и ему было не так удобно на него взобраться. То есть ему было легче принять, что это не он изменился, а мир вокруг него. Нет, высоту стола не меняли, просто его тело стало по-другому работать, оно выпрямилось, и стол для него стал ниже.

Здоровье это движение; останавливается движение - прекращается жизнь. Чем более человек способен расслабляться физически, и психологически, тем активнее происходит внешнее и внутреннее движение. Чем сильнее он зажат, напряжен, тем более движение затруднено. Такое затруднение движения непосредственно влияет на здоровье и самочувствие.

 

Принять себя и других.

Психологи говорят, что для того чтобы быть счастливым следует принимать себя и других такими, какие мы есть.

 

  Принимай себя таким, какой ты есть!

 А какой я? Что мне сделать, чтобы увидеть себя настоящего?

 

Принимать себя и других такими, какие мы есть бывает очень трудно, практически невозможно, вон он что натворил, что сделал?! Да и себя я принять не могу, я такой плохой, никчемный!

Как мне принять человека, если он со мной не честно, несправедливо поступил? Этот вопрос часто задают психологам во время консультаций и тренингов. А что это действительно так важно принимать человека таким, какой он есть? Вопрос только в том, а какой он есть этот человек, то есть я сам и другие?

Мои коллеги рассказывали такую историю. У одной женщины муж выпивал, и она устав от этого стала искать способы как можно все это исправить и начать жить по-другому. Кто-то посоветовал ей пойти на прием к психологу. Она пришла на прием к моим коллегам, ей понравилось, она почувствовала себя лучше, увидела, что можно на самом деле изменить эту ситуацию. После нескольких встреч с психологами ее муж тоже захотел прийти к ним на прием. Вот тут и начинается психологическая комедия. Вернувшись с приема, муж вальяжно прошел в комнату и заявил, что психологи мировые, что они ему очень понравились и самое главное, что он усвоил от встречи это то, что человека надо принимать таким, какой он есть. Поэтому жена и принимай меня таким вот как есть, то есть пьющего и бездельника.

Хорошо, что психологи оказались действительно профессионалами и смогли помочь этой семье. Они разъяснили мужу этой женщины, что принимать это не значит потакать. В результате муж как говориться все понял и осознал, и действительно ситуация в корне поменялась.

А вот вопрос как научится принимать человека таким, какой он есть, еще долго занимал меня. И как-то для меня пришел ответ на этот вопрос. В каждом из нас есть что-то хорошее, доброе, светлое и святое. Это наша душа. Она чиста и наделена мудростью. Мы в течение своей жизни получаем удары и подножки, стрессы и переживания, которые наседают на нас, налипают, обиды и огорчения, обрастаем тревогами и страхами. Душа за всем этим теряется, ей уже трудно помогать в полной мере, она уже не может так легко вести нас по нашему жизненному пути. Она не может осветить путь, который нам предназначен, мы не слышим ее голоса и не видим ее знаков, которые прорываются с годами все реже и реже. И если только с нами не происходит чего-то настолько значительного и непреодолимого, что сметает и уносит прочь все то искусственное и наносное, что успели мы приобрести за время своей жизни. Тогда говорят, что у человека полностью переменилась вся его жизнь, что стал он другим человеком, что его совершенно не узнать. Но так ли это на самом деле? Может быть, он как раз таки и стал самим собой? А то, что мы видели раньше, и не был он настоящий?

Когда я размышлял над этим вопросом как научится принимать себя и других, то как-то во сне увидел я такую картину.

Вижу, идет мужчина, а вокруг него страждущие, кто-то хочет, чтобы он его исцелил, кто-то услышать от него доброго мудрого слова. Все люди вокруг ждут от него чего важного для себя, а он идет, и совершенно не затрудняя себя, улыбаясь и протягивая руки навстречу всем, прикасается, говорит, слушает, а вокруг него такое чувство парит, что всем становится легче. Вот кто-то уже исцелился, вот кто-то с радостью в глазах и миром в сердце пошел дальше по своим делам. И так каждый для себя получал, то, что было ему нужно.

Подходит этот человек ко мне и спрашивает, чего понять не можешь? Как людей видеть и принимать такими, какие они есть? Да, говорю, никак не могу этого представить себе. Ничего, это дело легко поправимо, идем со мной. Сказал он и пригласил жестом следовать за ним. Пришли мы в место тихое и приятное, все мои мысли и непонимания куда-то исчезли. Спокойствие и умиротворение заняли их место, мой ум очистился. Этот человек встал рядом со мной и попросил просто внимательно смотреть. Перед нами стоял старик, вид которого говорил о его давней и глубокой болезни и страданиях, а во взгляде была немая мольба о помощи.

Я стою, смотрю, и в начале ничего не было, а потом вдруг вижу я как будто не своим зрением, а через глаза этого человека. Вижу, как он смотрит на того старика, а видит не просто старика, а что-то большое и громоздкое, старое и больное, что облепило этого старика со всех сторон. А внутри еле-еле заметно проблескивает что-то. А когда смотрел он на старика, то не просто глазами смотрел. От сердца его шел свет к сердцу этого старика, к огоньку тому. Тут под взглядом его сердцавсе, что было вокруг старика, стало опадать и разваливаться, все, что было не его ушло, а огонек, мерцавший внутри, вдруг стал наливаться силой. И уже не огонек это был, а такой яркий белый свет, что смотреть трудно было.

Замечаю я, что стою теперь рядом и вижу, что между человеком и стариком, между их сердец течет белый прекрасный свет. А когда перестал этот свет так сильно литься, то старик оказался уже не таким больным, он заметно повеселел. Поклонился и пошел своей дорогой.

Мой спутник повернулся ко мне и сказал: «Принимать себя это, значит, видеть свет в своей душе, видеть и принимать мудрость ее. Душа всегда свята. Прими это в себе, прими таким себя, и будешь чистым. Будешь принимать себя таким, то и в других твой взгляд будет пробуждать их сердце, и они сами будут освобождаться от того, что им не надобно. Люди привыкли смотреть на внешнее, и не видят дара своего в самих себе. Принимать людей, такими как они, есть это видеть их внутреннюю суть, а не внешние наросты. Нелегко это будет научиться видеть в себе что-то доброе и хорошее, а потом это и в других, но постепенно научиться можно».

Сказал так, улыбнулся и закончился мой сон.

 

Тонус скелетных мышц.

Даже в покое вне работы мышцы не полностью расслаблены, а находятся в состоянии некоторого напряжения – тонусе. Пребывая в таком состоянии, они реагируют на раздражитель быстрее и сильнее сокращаются. Внешним выражением тонуса является определенная степень упругости мышцы.

Это – состояние устойчивого непроизвольного напряжения. Они состоят из мышечных волокон двух видов: произвольно сокращающиеся мышцы (поперечнополосатая мускулатура) и непроизвольно сокращающиеся (гладкая), или мышечные волокна осанки.

Непроизвольно сокращающиеся мышцы. (Мышцы осанки).

       Напротив, мышцы осанки нельзя использовать по желанию сознания. Они работают только по команде многочисленных рецепторов, разбросанных по всему телу. Наделены особой способностью, долго не утомляться, поскольку должны работать длительное время. Гладкие мышцы располагаются в стенке полых органов – желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, желчного, бронхов. Они выстилают стенки сосудов, протоков пищеварительных желез, мочеточников и находятся в сфинктерах полых органов.

Особенностью гладких мышц является свойство автоматии. Они очень чувствительны к ацетилхолину, адреналину, норадреналину, гистамину, серотонину. Адреналин возбуждает гладкие мышцы большинства органов, но оказывает тормозящее действие на гладкие мышцы сосудов.

Регуляция движений.

Любой двигательный акт связан с тонким и точным согласованием последовательности сокращений различных мышечных групп, их силы и продолжительности. Регуляция любого движения осуществляется разными отделами ЦНС, такими как спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг, и коры больших полушарий. В коре головного мозга в области передней центральной извилины находится зона двигательного анализатора.

Кора осуществляет условнорефлекторную регуляцию движений, т.е. тех движений, которые выработались у человека в процессе индивидуального опыта. Роль промежуточного мозга, его подкорковых ядер заключается в том, что они регулируют движения, ставшие в результате многократных повторений автоматическими. Мозжечок принимает участие в регуляции безусловно-рефлекторных движений. Между корой, мозжечком и подкорковыми ядрами существуют двусторонние связи. На уровне промежуточного, среднего, продолговатого и спинного мозга осуществляется рефлекторная регуляция тонуса мышц.

Движение и тело.

Когда мы едем на велосипеде, самокате или мотоцикле, мы не падаем, а движемся вперед. Мы сохраняем равновесие. И так везде, любой процесс жизнедеятельности связан с движением и балансом, гомеостазом, что означает равновесие внутренней среды организма. В природе не существует ничего неподвижного и замершего. Нет движения - нет жизни. Это закон. Мы все его знаем, но иногда забываем. Нарушение движения означает нарушение течения жизни.

Бывает так, что мы много работаем и берем на себя столько обязанностей, что просто невозможно найти даже пятнадцать минут в день для своего здоровья. Самое интересное что, организм, не выдержав очередных стрессовых условий жизни «ломается», и у нас моментально появляется время. И на врачей, и на больничный. Но в этот момент нам слишком плохо и нет сил, чтобы заняться собой. 

Может быть это лень? Почему, родившись со всем необходимым для счастливой и радостной жизни, мы не всегда получаем это? Может быть, мы потеряли природную способность радоваться и веселиться без повода, просто так?

Посмотрите на детей, они сохраняют способность быть беспричинно довольными и доброжелательно настроенными лучше нас, взрослых. И ведь они даже не задумываются о том, что может быть по-другому, что могут быть такие проблемы и трудности, которые мешают жить счастливо. Даже если дети и получают от жизни свои печальные уроки, они очень быстро восстанавливаются и возвращаются к сбалансированному состоянию. Конечно, есть такие ситуации, что дети теряют свою позитивность и радость. Но в большинстве случаев все-таки они ее сохраняют практически все время.

Почему так происходит?

Дети очень любознательны и любопытны, они без остановки познают мир и себя. Они неустанно исследуют все, что попадает в их поле зрения, слышания и ощущения. Они смотрят на мир открыто и с интересом. Для того чтобы воспринимать и понимать, что происходит вокруг, ребенок производит множество действий, движений и перемещений.

Движение! Вот в чем есть важное и существенное отличие жизни ребенка от того, как живет взрослый разумный, образованный, повидавший жизнь человек.

Ребенок следует за движением жизни, за движением природы. Для того, чтобы ребенок гармонично развивался, ему необходимо просто двигаться. Это то жизненно необходимое качество, которое многие взрослые люди уже давно потеряли. И возможно потому, воспитывая своих детей, многие взрослые на эту сферу мало обращают внимания. Чем старше человек становиться, тем меньше двигается; либо выучивает «правильные» движения, выводя их в ранг спорта, в таком случае организм, тело служит лишь инструментом для достижения каких-либо целей, которые не имеют под собой природной необходимости.

 

Как отличить вредное движение от полезного?

Очень просто  то - что дает силы, радость, легкость, то, что делает меня здоровее, крепче и выносливее. После таких движений в теле приятная усталость, голова ясная, а организм быстро восстанавливается. Полезное движение заключает в себе спонтанность, непроизвольность и непосредственность.

Вредным движением можно считать: чрезмерное, монотонное и однообразное, которое выматывает и поглощает много энергии. Даже после отдыха остается ощущение, что, было что-то не так. Особенно это касается детей и взрослых, кто занимается спортом профессионально, где движение необходимо делать не такое, какое ты хочешь, а какое должен.

Как можно научится «правильному» движению? Помните о том, что «правильное» и «неправильное» для каждого человека будет своим. Необходимо доверится себе и позволить своему телу почувствовать, что оно хочет и разрешить ему двигаться, так как оно хочет.

Для этого важно быть детьми. В процессе движения ребенок с ранних пор познает мир, естественным образом входя в него через прикосновение, ползание, нюхание и облизывание.

Вспоминаю несколько эпизодов, когда я работал с профессиональными спортсменами. Независимо, от того, в каком виде спорта они преуспели, видно было одно, что они не могут просто наслаждаться движением просто так. Для них движение стало работой, иногда тяжелой, изнуряющей и даже нелюбимой. Они уже не могли совершать движения как гармоничное, радостное, приятное, непосредственное и непроизвольное движение, их движения это выученные схемы и двигательные стереотипы. Я бы сказал, что их тело изолированно от их чувств и истинных потребностей тела.

Дети и животные не могут так поступить с собой, они двигаются, потому что это приятно и интересно, это радостно и естественно. Чем меньше ребенок, тем больше и разнообразнее он двигается, он учится и познает мир с помощью движения. Мы с коллегами часто наблюдали за малышами и отметили одну деталь, маленькие дети познают мир всем телом, они его прямо таки впитывают через прикосновение. Особенно это видно когда малыш хочет устроиться поудобнее, они начинают вертеться, поворачиваться так и эдак, и, в конце концов, могут найти такое положение, в котором благополучно проспят несколько часов, а взрослый человек не выдержит и нескольких минут.

Парадокс заключается в том, что, с возрастом человек накапливает мудрость. Но в жизни все наоборот, чем человек старше, тем больше у него трудностей и болезней. Обеспечьте ребенку возможность реализовывать свои двигательные потребности – и любая деятельность, обучение станет для него легким, понятным и доступным делом.

Посмотрите вокруг! Как отличить старика от молодого человека? Молодой человек гибкий и подвижный, он весь течет, переливается, излучает энергию, заряжая все вокруг силой и оптимизмом. Он открыт к миру и к себе самому, он живет своей жизнью.

А старый человек? Он потерял свою гибкость, растратил свою силу и не обрел той энергии и оптимизма, которые могли бы ему помочь в жизни. Он так много заботился о других, что прожил за них десять жизней вместо одной своей. Но ведь старым нас делает не возраст, а то, как мы выстроили свою жизнь. То, какое в нас есть движение, и есть ли оно вообще. Мы стараемся стать взрослыми и потом очень «умело» учим детей, как им тоже можно стать настоящими взрослыми.

Пример.

Однажды в электричке видел такой «классический» случай воспитания ребенка. Бабушка с внуком лет пяти едет на дачу. Ехать было долго около полутора часов. Мальчик какое-то время сидел и молча смотрел в окно. Минут через десять он стал проявлять признаки утомления от сидячего положения. Он ерзал, подкладывал под себя ноги, старался принять то одну, то другую позу. Ничего ему особо не помогало. Как только он перестал спокойно сидеть, бабушка тут же стала его одергивать. «Сиди спокойно, не дергайся. Что же ты такой непоседливый! Ну что тебе надо? На выпей сока!», мальчик сок не хотел и продолжал искать удобное положение для себя.

В один момент он встал и стал стоя смотреть в окно. Увидев что-то, что его заинтересовало, он вскрикнул, с радостью повернулся к бабушке: «Бабушка, смотри что там!» Бабуля нехотя посмотрела, и что-то пробурчав, так ничего и не ответила. Мальчик время от времени обращался к ней, но, почувствовав, что она не отвечает и не разделяет его интереса, вскоре замолчал.

Так прошло еще минут пятнадцать. Бабушкин внук к этому времени совершенно утомился от созерцания пробегающего пейзажа, и вновь стал проявлять «странное» желание подвигаться. Он попытался попрыгать, достать до ручек, которые открывают окно, потом просто стал тянуться своим сумкам, которые висели у него над головой. Бабушка мирно подремывала, но как только она почувствовала, что происходит какое-то движение, тут же включилась. Ее действия теперь уже носили явный физический характер. Она взяла внука за руку и посадила его на место. «Сиди как человек, а то вертишься, словно обезьяна!» - изрекла бабушка. Внук спокойно просидел 2 минуты. Потом он захотел походить по проходу, но это была закрытая территория для него. Мальчик уже не просто устал, он был вне себя от невозможности подвигаться, так как ему хотелось. Он вымолил разрешение походить по проходу. Но это длилось не долго. Ответственность бабушки взяла вверх.

«Иди, сядь, а то упадешь, когда поезд будет останавливаться!» - переживала за внука бабушка. Вернувшись на свое место, мальчик тяжело вздохнул, покорно сгорбился, спрятал свою любознательность и непосредственность, и стал обычным спокойным, тихим и подавленным, таким, каким его и хотела видеть бабушка. (Хотя она, конечно же, хочет самого лучшего для своего внука и очень любит его.) С чувством выполненного долга бабушка позволила себе улыбнуться и предаться сидячей спокойности. Для нее было бы лучше, если бы ребенок сидел себе на месте. Она сама может сидеть и не двигаться, и не понимает, что для ее внука неподвижное сидение не возможно.

Взрослые забыли, что когда-то были такими же детьми подвижными, любознательными, легкими на подъем, гибкими и пластичными.

Движение это жизнь. Если нет движения - нет жизни. Любой источник питания имеет два полюса: плюс и минус. Именно при таких условиях возникает электрический ток. Идет движение электронов от плюса к минусу. Мы делаем вдох и выдох. Планеты и вся Вселенная движутся, моря, реки и облака тоже в постоянном движении. На свете нет ничего неподвижного. Причем движение идет и внутри систем и снаружи. Мы постоянно обмениваемся информацией, чувствами и эмоциями, мы что-то принимаем от окружающего мира, что-то отдаем.

В движенье все!

Если рассмотреть наш организм как пример высокоорганизованного и сбалансированного движения, то мы увидим потрясающую картину. Кровь все время в движении, наши легкие бесперебойно поставляют кислород, нервные импульсы передают информацию из одного участка тела в другие. Каждая часть тела весь организм в ритме, в движении. Но если только где-то происходит остановка, мы сразу это почувствуем. Попробуйте не дышать? Не долго мы сможем продержаться, правда?

Наше физическое тело является как раз тем, что позволяет нам проявлять себя в этом физическом мире. Как бы мы говорили о чувствах и душе, о математике и физике, как бы мы могли жить,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.068 с.)