Учет циркуляции при прокладке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет циркуляции при прокладке



       Циркуляция судна это кривая, описываемая центром масс судна при руле, положенном на какой-либо угол.

       Для учета циркуляции составляется специальная таблица или диаграмма (Рис.1.34), из которой можно выбрать следующие элементы циркуляции (Рис.1.33): d1 – расстояние по ИК1 до точки пересечения с ИК2, d - промежуточное плавание по ИКср.

                                      ИКср = .

                                                        

                                                     М1     a                   

                                                   d1        d1                                  

                                      a/2                    S                               

                                            В         C          А                      

                                                   Rц    d                                     

                                          

                                                         О                                                                

                                   К1                                         К2

                                                       Рис.1.33

 

Ð BOA = a, как угол между сторона нами, перпендикулярными сторонам угла a.  

Ð ОВА = 90 - a/2, как угол между сторонам угла ВМ1О.

Ð М1ВА = ÐМ1АВ = a/2, как углы у равнобедренного треугольника.

Аргументами для входа в таблицу или диаграмму является угол поворота a.

a = ИК2 – ИК1, сторона поворота и угол перекладки руля. Из таблицы (Рис 1.34) выбираем: время поворота и диаметр циркуляции.

Из D ОВМ1 находим:                d1 = Rц Ctg (90 - a/2) или

                                                     .                            (1.46)

Из D ОВС d/2 = Rц Cos(90 - a/2) = Rц Sin a/2;   

                                                    d = 2 Rц Sin a/2                       (1.47)

Плавание по дуге ВА (Sa) определится из соотношения:

                                         S a = =                    (1.48)

                       Rц =                                          (1.49)

                                                                                     t a =                        

Sa - расстояние пройденное на циркуляции.

ta - время поворота на заданный курс.  

   

В ГРУЗУ

В БАЛЛАСТЕ

Время циркуляции (сек)

Время циркуляции (сек) в балласте

Влево

 

Вправо

Влево

 

Вправо

15 ° 30 ° DК ° 15 ° 30 ° 15 ° 30 ° DК ° 15 ° 30 °
25 сек 15 сек 10 25 сек 15 сек 25 сек 15 сек 10 25 сек 15 сек
30 20 20 30 20 30 20 20 30 20
35 25 30 35 25 35 25 30 35 25
40 30 40 40 30 45 30 40 45 30
45 35 50 45 30 55 35 50 55 35
55 40 60 50 40 60 40 60 60 40
60 45 70 60 45 70 45 70 70 45
70 50 80 65 50 80 50 80 80 50
75 55 90 70 55 90 55 90 85 55
95 70 120 90 70 120 75 120 110 75
115 85 150 110 85 145 95 150 140 90
130 100 180 130 100 175 110 180 165 110
190 145 270 190 145 260 160 270 245 160
245 190 360 250 190 340 210 360 325 215
2,2 1,6 DЦ кб 2,2 1,6 3,0 2,0 DЦ 2,9 2,0

Рис. 1.34

Существует несколько методов учета циркуляции:

а) Точка поворота не известна, но на карте проложен новый курс. Продлеваем линию нового курса до пересечения с предыдущим. Получим точку М, место их пересечения. Разделим внутренний угол пополам, проведя биссектрису этого угла. На биссектрисе находим раствором циркуля такую точку О, в которой окружность, проведенная радиусом Rц, касается обеих линий проложенных курсов (А и В) (Рис.1.33). Точки касания и будут началом и концом поворота на циркуляции.

б) точка поворота известна. Из точки начала поворота (В) проводим перпендикуляр в сторону поворота судна и на нем откладываем величину радиуса циркуляции (Рис.1.35). Получим точку О – центр окружности, по которой судно будет перемещаться при повороте на новый курс Теперь нужно описать из точки О окружность, а к ней провести касательную, параллельную новому курсу. Это и будет линия нового курса.

Конец поворота будет в точке А (в точке касания нового курса к проведенной окружности). Существуют и другие методы учета циркуляции. В них путем расчета определяют точки начала и конца поворота, а также плавание Sл на циркуляции.
    

                         В              М      

                                                               

                           О    А              

                                                          

                                                                  

                                                                  

                                                                  

                                                                  

                                    Рис. 1.35  

в) Диаметр циркуляции неизвестен или поворот судна выполняется при нестандартном положении руля.

При таком способе учета циркуляции схему движения судна можно восстановить только после окончания поворота. Для этого в начале поворота снимаем отсчет лага ОЛ1, а в конце поворота - ОЛ2. Рассчитав по отсчетам лага пройденное расстояние S a, вычисляем радиус циркуляции.          ОЛ2 – ОЛ1 = РОЛ      Rц =

Далее из начальной точки поворота проводим перпендикуляр к ИК1 (Рис.1.35) и на нем откладываем величину рассчитанного радиуса циркуляции Rц. Находим точку О, из которой описываем окружность радиуса Rц. Транспортиром и параллельной линейкой проводим линию ИК2 в касание к проведенной окружности. Точка касания и будет точкой окончания поворота на новый курс ИК2. Можно также рассчитать направление, перпендикулярное ИК2 и, проведя его из точки О, отложить радиус циркуляции Rц, получим точку окончания поворота А.

 

г) Способ Домогарова.

Судно, следующее ИК1 (Рис.1.33), в точке В вышло на циркуляцию и, описав ее, легло на ИК2 в точке А. С незначительной для практики погрешностью, дугу циркуляции можно считать дугой окружности, проведенной из центра О. Угол между ИК1 и ИК2 называется углом поворота a = Ð DM1 K2,

угол ÐМ1ВА = ÐМ1АВ = a/2 называется курсовым углом промежуточного курса. Хорда, стягивающая дугу циркуляции ВА = d, называется длиной промежуточного курса,

отрезок ВМ1 –это расстояние до нового курса по линии старого. Для учета циркуляции нужно найти положение точки конца поворота А, относительно точки В и точку пересечения линий курсов ИК1 и ИК2.

Когда положение точки начала поворота не известно, для графического решения задачи рассчитывают величины:

- a = ИК2 – ИК1 при повороте вправо и a = ИК1 – ИК2 при повороте влево. Если ИК1< ИК2, то к ИК1 прибавляют 360°.

- Расстояние до нового курса d1 = BM1 = Rц tg a/2.

Теперь от точки пересечения линий курсов М1 откладываем вычисленное расстояние d1 по линиям курсов ИК1 и ИК2. Получим точки В и А начала и конца поворота на новый курс. Время поворота рассчитываем по формуле: Т =

Вторая задача сводится  к нахождению точки конца поворота (А) при известной начальной точке (В). Для графического решения этой задачи рассчитываем ИКср и d.   

 

                                                               

                                                           O  RЦ       K2

                                                                a          

                                                           L                     С

                                                                                       n

                              K1                                                    

                                                             B     m         M

                                                                   

                                                                Рис. 1.36

Из точки начала поворота В с помощью параллельной линейки и транспортира откладываем ИКср. На проложенной линии среднего курса откладываем рассчитанное d. Из полученной точки А откладываем новый курс, на который судно ляжет после поворота.

Для учета плавания на циркуляции и расчета показаний лага и судовых часов после поворота выполняем следующие расчеты:

1) расчет показаний лага в конце поворота , РОЛ = , ОЛ2 = ОЛ1 + РОЛ,

2. расчет времени циркуляции , Т2 = Т1 + DТ

д) Способ Андреева

Этот способ используется в тех случаях, когда неизвестен радиус циркуляции. Для его применения используются показания судового лага. Судно следует истинным курсом К1

(Рис. 1.36). В точке В оно пошло на циркуляцию и, описав ее, в точке С легло на новый истинный курс К2. Центр циркуляции находится в точке О. Тогда ОВ = ОС = Rц. Из точки С опустим перпендикуляры на линии К1 (СМ) и ОВ (С L). Угол поворота a образуется радиусами ОВ и ОС. Из прямоугольного треугольника О LС получим

OL = Rц Cos a LC = Rц Sin a.

Обозначим LC = BM = m и LB = CM = n, получим:

m = Rц Sin a n = Rц – Rц Cos a = Rц(1 – Cos a),         но Rц = .

Подставив значение Rц, получим

m = S a Sin a;                 (1.50) 

n = S a(1 – Cos a).       

Известно, что , тогда

n = 2 S a Sin2 a/2. (1.51)

По линии истинного курса К1, от точки начала поворота В откладываем значение рассчитанной величины m и находим точку М. Из полученной точки М восстанавливаем перпендикуляр к истинному курсу К1 и на нем откладываем рассчитанное значение n. Полученная точка С и будет точкой конца поворота.

       Учет циркуляции при аналитическом счислении сводится к расчету ИКср и величины хорды между точками начала и конца поворота (d).

                             ИКср = ИК1 ± a/2 и d = 2 Rц Sin a/2

Эти величины принимают как дополнительный курс - (ИК) и плавание по нему - (d).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.032 с.)