Определение поправки компаса по пеленгам двух ориентиров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение поправки компаса по пеленгам двух ориентиров



- При постоянном курсе и скорости трижды измеряют пеленги ориентиров А и В и фиксируют время и отсчет лага на каждое из трех измерений. На карте прокладывают пеленги ориентира А, используя имеемую поправку компаса Dк и проводят линию, параллельную пути судна (аbс).Отрезки пути s или интервалы времени в определенном масштабе вмещают между пеленгами на линии параллельной курсу судна. Из точек а, b, с прокладывают пеленги ориентира В. Пеленги пересекутся в точке В1. Тогда угол между линиями АВ и АВ1 будет равен погрешности eк в принимаемой поправке компаса Dк (Рис.1. 43).

Определение знака eк:

- если угол погрешность расположен справа от линии АВ, соединяющей ориентиры, то знак плюс (+),

- если слева – знак минус (-).

- Поправка определяется из выражения: Dк = Dбывшая ± eк

 


            А

                                    eк          

                                                           В

 

                                                     В1        Рис.1.43

  

        s1       s2

  а     в     с

Точность определения поправки таким методом будет ± 1,0°.

 

Пример 1. Сделать сличение главного магнитного компаса с показаниями гирокомпаса и составить таблицу девиации. Девиацию магнитного  компаса на любом курсе, можно рассчитать исходя из следующего примера: ГКК = 36,4°, DГКК = + 2,0°. Склонение, приведенное к году плавания d = 10°W, а показание магнитного компаса  КК = 45,0°.

Решение: ГКК = 36,4 °                   ИК = 38,4 °          МК = 48,4 °

       +DГКК = + 2,0°                  - d = -10,0°       - ККП = 45,0°

           ИК = 38,4 °                        МК = 48,4 °            dП = +3,4 °

Dслч = ГКК – КК;       Dconst = d - DГКК = - 10,0° – (+2,0°) = - 12,0°; Dслч=dМК+Dconst;

dМК = Dслч  -  Dconst = -11,7° – (-12,0°) = + 0,3°

 

КК ГКК Dслч D const dМК КК ГКК Dслч D const dМК
0 348,3 -11,7 -12 +0,3 180 168,1 -11,9 -12 +0,1
45 36,4 -8,6 -12 +3,4 225 216,3 - 8,7 -12 +3,3
90 77,9 -12,1 -12 -0,1 270 258,2 -11,8 -12 +0,2
135 119,0 -16,0 -12 -4,0 315 299,6 -15,4 -12 -3,4

Контрольные вопросы:

1. Сроки и причины определение девиации магнитного компаса

2. Понятие хорошая морская практика

3. Определение погрешности в  поправке магнитного компаса по пеленгам двух ориентиров.

 

Глава 8

Определение угла дрейфа судна

Дрейф судна

Под термином «дрейф» следует понимать результирующее отклонение судна от линии истинного курса. В общем случае ветер, кроме бокового смещения, создает усилие вдоль диаметральной плоскости (ДП) движущегося судна, увеличивая или уменьшая его скорость. Эти изменения скорости учитывает прибор, вырабатывающий скорость и пройденное расстояние относительно воды – лаг, поэтому нет необходимости учитывать его отдельно. Полная сила А давления кажущегося ветра приложена к центру парусности надводной части судна и направлена всегда под ветер (Рис.1.44).

A = Gq W2  Sq.

Gq – коэффициент сопротивления надводной части корпуса, зависящий от обтекаемости корпуса судна и его надстроек (изменяется по закону, близкому к синусоидному). r - плотность воздуха (зависит от давления атмосферы и влажности). W – скорость кажущегося ветра. Sq – площадь проекции надводной части судна на вертикальную плоскость, перпендикулярную вектору кажущегося ветра. Разложим силу А на продольную и поперечную состав-
           V0  Vл

 


     a

                              ŵ

           q

 

 

 


ž    Vдр                               Zo

 Z              v

 А             x

 

           Рис. 1.44

ляющие (X, Z). Продольная составляющая изменит скорость судна, а поперечная даст боковое смещение, скорость которого обозначим Vдр. Под влиянием составляющих Vл и Vдр судно перемещается относительно воды по линии пути со скоростью V0 (Рис. 1.44), направленной под углом a к диаметральной плоскости судна (ДП).

Угол дрейфа можно определить из наблюдений или предвычислить по формулам, специально составленным таблицам или номограммам.

8.2 Определение угла дрейфа различными способами

 


                                                  ОКП                                       

                                            КУ                                                Кильватерная струя

                                                                                                                      

                                                                           компас                         Рис.1.45

 

Угол дрейфа по кильватерной струе

При хорошей погоде кильватерная струя отчетливо видна за кормой. Определение угла дрейфа производится с помощью компаса (Рис. 1.45).

При определении угла дрейфа по кильватерной струе с азимутального круга компаса несколько раз снимают отсчеты курсового угла (КУ) на кильватерную струю, получают значение угла a по формуле:   a = КУ – 180   или   сравнивают ОКП  с  КК, тогда a = ОКП – КК.

Например: КУ = 177 ° или ОКП = 267,0 ° и КК = 270,0 °

a = 177 – 180 = 267,0 °  – 270,0 °  = - 3,0. a = 3 °  пр/б.

Применяется способ, как ориентировочный, при больших углах дрейфа и снятии отсчетов  курсовых углов.

 Определение угла дрейфа по створу.

       При плавании в узости судно следует по створу (Рис.1.46), а течение отсутствует. Угол дрейфа определяется как разность между ИП створа и ИК. Такой метод является контролирующим, позволяющим управлять движением судна.

       ИП = ПУa = 90° ИК = 93°    a = ПУa - ИК    a = 90° – 93° = - 3°   

 

 


             Рис.1.46                                                      a     

 Определение угла дрейфа из обсерваций

       Широко распространенный и наиболее надежный метод (Рис.1.47), сущность которого сводится к получению угла между ИК и линией, соединяющей серию 3-4 обсервованных точек, полученных наиболее точным способом определения места судна (по трем пеленгам или трем дистанциям, по двум горизонтальным углам).

 
ИК

                                                 ⊙         ⊙              a

ПУ
                      Рис.1.47                                                                     ⊙        ⊙

 

Точки, как правило, будут не на одной линии, поэтому проводят осредненную линию ПУ.

 Определение угла дрейфа по пеленгам свободноплавающего ориентира.

       Применяя этот метод (Рис.1.48), измеряют три пеленга на ориентир с разностью около 30 градусов и с помощью секундомера фиксируют промежутки времени (DТ1и DТ2) между наблюдениями.

 


                          ИК          

                                   f b    c                    ПУa

                А                                                             В   Рис.1.48

                                           П1  S П2  S2    П3

Предполагается, что движение судна прямолинейно и равномерно. При этом условии отрезки пути (S1 и  S2), пройденные между моментами измерения пеленгов будут пропорциональны промежуткам времени DТ1 и DТ2.

На карте от ориентира проводят пеленги П1, П2 и П3. Из произвольной точки А проводят линию ИК, так чтобы линии пеленгов с ней пересекались. Из точки пересечения ИК с П1 по линии ИК откладывают расстояния равные пройденному пути за время DТ1 и DТ2.

S1 = K DT1 S2 = K DT2. Здесь К – коэффициент пропорциональности.

Через концы отрезков (S1 и S2)  проводят прямые, параллельные линии первого пеленга П1.

На линиях пеленгов П2 и П3 получают точки b и c. Прямая, проведенная через точки b и c будет линией путевого угла, так как на основании свойств параллельных линий, пересекающих пучок прямых, сохраняется  равенство отношений:

                                              

Сняв с карты это направление, сравнивают с ИК и получают угол сноса от ветра a (угол дрейфа).

При равенстве промежутков DТ1 = DТ2 (Рис.1.49), на втором пеленге выбирают произвольную точку b и через нее проводят прямые, параллельные первому и третьему пеленгам. Искомый путевой угол будет соответствовать углу между меридианом и линией ac, так как ad равно cd из свойства диагоналей параллелограмма.

Поэтому, где бы не выбирали точку b на линии второго пеленга равенство отрезков диагонали (ad = dc) сохранится.

                                   NИ           О

 


                                      ПУa

 


                           ИК                d       c

                                 a                                           a = ПУa - ИК

 

 

 


                                                  b        Рис. 1.49

8. Определение угла дрейфа по курсовым углам ориентира.

       На постоянном курсе снимают отсчет курсовых углов ориентира так, чтобы первый КУ был меньше 90° (КУ< 90°), второй курсовой угол был равен 90° (КУ =90°) и третий курсовой угол должен быть боле 90° (КУ > 90°).                

                                                А

                                                                     Рис. 1.50

                                                                  q1  q2     q3

 

При снятии отсчетов курсовых углов засекают время, для того чтобы определить время плавания между первым КУ (q1)  и траверзным КУ (q2) – tтр , а также между первым КУ(q1) и третьим  КУ (q3) – t. Тогда можно применить формулу:

a = 57,3 [( ]     (1.62)

Применяя этот метод (Рис.1.50), получают угол дрейфа в прошлом, и если условия не меняются, то он учитывается и при дальнейшем плавании.

 Дрейф измеренный дрейфомером.

       Дрейфомер – это прибор, измеряющий скорость по диаметральной плоскости судна и в перпендикулярном направлении. Геометрическая сумма векторов дает угол дрейфа.

Не решая графически скоростной треугольник, можно рассчитать угол дрейфа по формуле:

a = arc tg , а скорость - по линии пути: V =

На основе статистических данных для расчета угла дрейфа применяют способы Матусевича и Демина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.028 с.)