Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи, основные принципы, ожидаемые результаты формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Общие положения Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и др.).С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития». Включение вопросов формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в содержание общего и дополнительного образования является общемировой тенденцией, определяемой возрастающей ролью образования для устойчивого развития.Экологическая грамотность является логическим компонентом образованияв интересах устойчивого развития, связанногос ним внимания к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды, включает в себя человеческую деятельность,имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемых рекомендациях используется следующий концепт «экологическая грамотность»: способность понимать системы и процессы природы и окружающей среды, которые позволяют обеспечивать создание и функционирование устойчивых сообществ. Экологическая грамотность является одной из основных целей экологического образования, состоящего в повышении осведомленности населения об окружающей среде и связанных с ней проблемах и формировании «знаний, навыков, установок, мотивации и стремлений действовать индивидуально и коллективно в поисках решений современных техногенных проблем и предотвращении новых» по определению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО). Концепт «экологически-ответственное поведение» описывает сформировавшиеся знания и навыки ответственного поведения в контексте природопользования, защиты окружающей среды и приверженности целям устойчивого развития. Экологически-ответственное поведение предполагает способности: действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды, прогнозировать развитие событий, напрямую или косвенно связанных с состоянием окружающей среды; понимать последствия индивидуальных и коллективных действий в плоскости «человек – природа», в том числе с учетом специфики социально-экономического развития региона и планетыв целом; принимать эффективные решения (в том числе совершая выбор из возможных вариантов) и их выполнять. Это означает, что экологически ответственное поведение задействует компоненты трех универсальных компетентностей: — мышления, — взаимодействия с людьми и окружающим миром, — взаимодействия с собой. Экологически ответственное поведение является высшим выражением экологической грамотности. Оно описывает точку, в которой компетентности, знания и установки приведены в действие в конкретном контексте. Экологически ответственное поведение формируется на основе универсальных компетентностей знаний и представлений об окружающем мире и принципах его существования. Спектр таких знаний разворачивается в плоскости отношений «человек — природа»: как строились эти отношения в прошлом и, особенно, как строятся они в настоящем и будущем. Такие знания и представления не ограничены естественными науками, в равной степени выходя в плоскость социальных и гуманитарных наук. Поэтому экологическая грамотность предполагает знание как природных, так и социальных, культурных и политических систем. Чтобы соответствовать вызовам современности, решать актуальные проблемы,экологического образованиячеловеку необходимовыйти за рамки теории, и стать более гибким и открытым инновациям. Применительно к дополнительному образованию детей формирование экологически ответственного поведения не может быть замкнуто на объединениях естественнонаучной направленности, должно проникать в содержание программ и практик объединений всех направленностей, используя как универсальные методы и средства обучения, так и специфические для каждой из них. Концептыэкологической грамотности и экологически-ответственного поведения возникают в процессе эволюции подходов к экологическому образованию, в первую очередь вследствие критики традиционной модели пассивной передачи знаний о серьезности техногенныхпроблем. Признается, что в рамках традиционной модели не удалось развернуть социальные перспективы, связанные с вопросами о коренных причинах проблем и возможностях действий, которые открыты для общества и личности. Новый подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делает акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на региональный опыт и вовлеченность обучающихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Он фокусирует внимание на формирование потенциала «действия», расширяющего возможность контроля и влияние на условия жизни обучающихся, как в местном сообществе, так и в обществе в целом.В этом контексте экологически-ответственное поведение предусматривает активное участие, направленное на решение проблем посредством отдельных видов деятельности, связанных с образом жизни, включая экологически безопасные потребительские покупки, с опорой на нормы ответственного ресурсного пользования; содействие в обеспечении соблюдения экологических норм; использование личных и межличностных средств для поощрения экологически-ответственного поведения и экологических практик; поддержка законодательных инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Экологическая грамотность в современном мире приобретает значение атрибутов образованного человека, становится необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире. Планы и сценарии мероприятий экологической направленности Планы и сценарии мероприятий экологической направленности приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям. Рекомендации по созданию детских общественных объединений экологической направленности Детские общественные объединения – самоорганизующиеся, самоуправляемые сообщества, созданные по инициативе детей и взрослых для достижения определенных целей и задач (автор:Л.В. Алиева). Детские общественные объединения экологической направленности (далее - ДООЭН), объединения, направленные на решение экологических задач– эффективный инструмент формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения. Они позволяют создать благоприятные условия для самореализации обучающихсяв экологических практиках через их включение в ситуации выбора, принятия ответственных решений и действий в социоприродной среде. В их деятельности успешно сочетаются познавательная, проектная и общественно-полезная деятельность.ДООЭН могут с особой эффективностью использовать потенциал коллективного взаимодействия (общности) для вовлечения, поддержания мотивации, формирования экологических ценностей и разворачивания практических форм работы. При создании ДООЭН важно определиться со спектром конкретных задач и направлений деятельности общественного объединения и зафиксировать их в уставах или правилах, а также в планах общественных объединений. При выборе задач и направлений следует учитывать следующие факторы: возраст обучающихся, их интересы, уровень мотивации, знаний и опыта, связанных с экологическими практиками (выявляется через опросы и интервью), особенности территории разворачивания деятельности ДООЭН (инфраструктура, экологическая обстановка, наличие особо охраняемых территорий, реализация экологических проектов и др.), возможности сотрудничества с организациями науки, предприятиями, общественными объединениями и организациями. Принимая во внимание междисциплинарный характер концепта экологической грамотности, ДООЭН в своих практиках могут интегрировать знания и практики из естественных, социальных и гуманитарных наук, а могут преимущественно фокусироваться на объектах и проблематике конкретных областей наук. ДООЭН могут создаваться на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования. Целесообразно создавать ДООЭН как разновозрастные объединения. Важнейшим принципом создания ДООЭН является добровольность. «Добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми"»(автор:М.И.Рожков). Полезным для оценки потенциала создания ДООЭН является проведение опроса, который помогает, как оценить принципиальную заинтересованность в участии в объединении, так и выявить наиболее привлекательные направления, формы работы ДООЭН. Перспективным вариантом создания ДООЭН является наличие предварительного замысла инициативы или проекта экологической направленности. В этом случае формирования ДООЭН ведется («под проект»). Оптимально, если инициатива или проект предложены самими обучающимися, что может быть сделано, как в рамках основных и дополнительных занятий, так и через специально организованные компании в медиа. Педагоги или тьюторы могут помочь детям оформить исходную инициативу (замысел) в программу действий/деятельности ДООЭН. Создание ДООЭН предусматривает проведение информационной компании по привлечению участников. Информация может распространяться через объявления на стендах, в СМИ, социальных сетях, проведение мероприятий, акций, персональные приглашения.Необходимым стартовым условием является наличие помещения для встреч (собраний) членов ДООЭН. Важным принципом работы ДООЭН является опора на принципы детского самоуправления (автор:А.С.Макаренко). В связи с этим в организации и сопровождении ДООЭН следует уделить специальное внимание выявлению и поддержке лидеров из числа детей-участников, в том числе проведение для лидеров мастер-классов, «школ», профильных смени конференций. В качестве наставников для работы с детьми в ДООЭН целесообразно привлекать студентов вузов, как педагогических специальностей, так и специальностей, связанных с экологией. В деятельность ДООЭН рекомендуется в качестве наставников, экспертов, консультантов, соорганизаторов инициатив и проектов вовлекать педагогов школ и организаций дополнительного образования, преподавателей организаций средне специального образования и высшего образования, родителей, представителей общественных объединений экологической направленности, учёных, работников природоохранных предприятий в качестве экспертов. В ДООЭН могут создаваться временные и постоянные рабочие группы, функции которых связываются, соответственно, с краткосрочными и долгосрочными задачами деятельности ДООЭН. Перспективными направлениями деятельности ДООЭН являются: информационно-просветительская работа (в т.ч. организация дебатов, дискуссий), исследовательская деятельность (проведение мониторингов, организация экологических патрулей), проведение акций и флешмобов, практическая (волонтерская) деятельность (посадка деревьев, очистка берегов рек и озер и др.), эко-журналистика, экспедиции. Добровольчество (волонтерство) исторически тесно связано с проектами экологического просвещения и охраны природы, но играет в последнее время все более значимую роль в работе ДООЭН, становится трендом. Экологическое волонтерство поддерживается в рамках федеральных проектов национального проекта «Экология», всероссийские акции «Сохраним лес», «Вода России». Анализ опыта ДООЭН свидетельствует о важности выстраивания работы с местными СМИ по представлению/освещению результатов деятельности ДООЭН и освещению экологической проблематики. В последние годы все большую актуальность и одновременно привлекательность для детей приобретает активность ДООЭН в Интернет–среде: создание интернет-представительств объединения, пабликов в социальных сетях, ведение блогов, каналов в You-tube. Активная работа в медиа будет способствовать укреплению репутации объединения, привлечению новых членов, формированию партнерских связей. Важными атрибутами ДООЭН является символика (фиксирующая ценности экологической деятельности в знаковых средствах, являющаяся средством поддержания идентичности сообщества и презентации его в социуме); ритуалы и традиции. На территориальном уровне следует предусмотреть различные виды поддержки деятельности ДООЭН - информационную, консультационную, методическую, ресурсную (гранты, безвозмездная или льготная аренда и др.). Особое место занимает социально−педагогическое сопровождение детских объединений, которое направлено на поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания (автор:М.И.Рожков). Необходимо привлекать представителей ДООЭН для участия в консультативных общественных органах по вопросам экологии (экспертные советы и др.), в общественных обсуждениях и слушаниях. Примеры действующих ДООЭН: Детское экологическое движение «Зелёная планета», «Первое детское добровольное экологическое движение «Зелёные пионеры», Детское общественное экологическое объединение «Союз охраны окружающей среды». Экологическое направление – одно из ведущих в деятельности Российского движения школьников (далее – РДШ). Оно включает в том числе, всероссийский проект «Экотренд» (https://рдш.рф/competition/278). В рамках проекта реализуется конкурс «На старт, экоотряд!», где современные научные данные используются как основа для изученияи охраныприроды на практике в сочетании с квизами, играми, квестами и конкурсами, экологическими исследованиями, практическими природоохранными мероприятиями и акциями. Дополнением конкурса является индивидуальный конкурс «Экологическая культура», который позволяет обучающимся, не имеющим возможность попасть в экологические отряды, принятьучастие в экологическом направлении РДШ и выполнять предложенные задания. В 2017 году сформирован Всероссийский детско-юношеский экологический Совет РДШ, в состав которого вошли юные экологи из большинства субъектов Российской Федерации, параллельно была запущена работа региональных детских экологических советов. Примеры волонтёрских сообществ и проектов - Сообщество волонтеров Гринпис (https://greenpeace.ru/volunteers), «Волонтёрскоедвижениевзащитуводныхобъектов» Экологическое движение «Делай» (https://www.ecodelai.com). Перспективным является установление связей ДООЭН с общественными организациями, многие из которых предусматривают специальные решения по вовлечению детей и молодежи. Примерами таких организаций могут служить следующие: - Зелёный крест http://www.green-cross.ru/ - Всемирный фонд дикой природы (WWF) http://wwf.ru - Инициатива Хартия Земли – Россия http://www.earthcharter.ru - Коалиция «PROОтходы» http://www.proothody.com - «Мусора. Больше. Нет» http://musora.bolshe.net/ - Неправительственный экологический Фонд имени В. И. Вернадского http://www.vernadsky.ru - Общероссийское общественное движение «Экосфера» http://ecosfera-ood.ru - Общественное движение «Посади своё дерево» http://plant-your-tree.chat.ru - Союз охраны птиц России (СОПР) http://www.rbcu.ru - Центр защиты прав животных ВИТА http://www.vita.org.ru - Центр охраны дикой природы http://biodiversity.ru/ - Эколого-просветительский центр «Заповедники»http://www.wildnet.ru - Экологическое движение «РазДельный Сбор» https://rsbor.ru/ - НП «ЮНЕПКОМ» Российский национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде http://www.unepcom.ru 3) Инфраструктура формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения включает в себя следующие элементы: - региональные ресурсные центры экологической направленности, «Экостанции»; - площадки организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы: общего образования, дошкольного образования, среднего профессионального образования, высшего образования, организации дополнительного образования,в том числе школьные лесничества, станции юных натуралистов, детские технопарки «Кванториум», «Точки роста»; - площадки отделений Российского движения школьников; - эко-клубы на базе организаций общего и дополнительного образования; - площадки для реализации сетевых мероприятий и коммуникационных событий с участием местных сообществ и бизнеса, в том числе «Точки кипения»; - площадки некоммерческих организаций, реализующих проекты экологической направленности; - платформы он-лайн образования; - площадки научных организаций, производств экологической (природоохранной) деятельности; - площадки детских лагерей, в том числе федеральных (всероссийских); - площадки конкурсных состязаний и соревнований. Инфраструктура формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения должна соответствовать следующим основным требованиям: 1) возможность для охвата программами формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения детей и молодежи во всех субъектах Российской Федерации, в городской и сельской местности; 2) безопасность участников программ, соответствие требованиям Роспотребнадзора России и Роспожнадзора России; 3) минимальная материально-техническая база для использования цифровых технологий (сеть Интернет, доступ к компьютерной технике, смартфоны и др.); 4) доступ к лабораториям, помещениям для организации проектной и исследовательской деятельности, проведения групповых занятий, открытым пространствам для дискуссий, массовых мероприятий, природным объектам на муниципальном и региональном уровнях; 5) возможности для мобильности обучающихся и преподавателей; 6) для реализации прикладных проектов и полевой практики при реализации проектной и исследовательской деятельности; 7) высокоскоростной доступ к сети интернет. Опыт работы региональных ресурсных центров по экологическому направлению Особое место в инфраструктуре формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения играют региональные ресурсные центры (далее – РРЦ)по развитию дополнительного образования детей естественнонаучной направленности, созданные в85 субъектах Российской Федерации. Большая часть из них является многопрофильными организациями дополнительного образования, часть представлена эколого-биологическими центрами и станциями юных натуралистов. Функции РРЦ закреплены также за центрами экологии, краеведения и туризма. Есть отдельные примеры РРЦ, созданных на базе организаций дополнительного профессионального, высшего, профессионального образования, общеобразовательной организации. РРЦ являются региональными операторами всероссийских мероприятий (всероссийского экологического диктанта, всероссийского урока «Эколята – молодые защитники Природы» и др.) и акций («День леса», «День птиц», «День эколога в России», «День Земли», «Живи, лес» и др.). Они такжеявляются организаторами региональных просветительских и конкурсных мероприятий дляобучающихся по экологической тематике. Так, например, ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» Астраханской областипроводит региональный смотр-конкурс «Жизнь в стиле ЭКО». Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма поддерживает природоохранные кампании: «Нашим водоемам – чистые берега!», «Дни действий в защиту Балтики», «Эстафета добрых дел», «За раздельный сбор отходов!», «Нет весенним палам!» и др.В частности, в 2020 году он провел благотворительную акцию-конкурс по созданию экологически дружественных сумок с целью популяризация использования многоразовых экологически дружественных (для изготовления экосумок используются натуральные ткани и краски) сумок как альтернативы одноразовых пластиковых пакетов. Региональный центр детского-юношеского туризма и краеведения Свердловской областинесколько лет проводил Областной конкурс «Юные исследователи природы». В 2020 году его преемником стал конкурс защиты проектов «Инженер планеты». Цель конкурса – создание условий для развития у детей и подростков активной гражданской позиции в области проектно-исследовательской, творческой, природоохранной деятельности. Работы участники представляли на секциях: «ресурсосберегающие технологии и растениеводство», «экологический мониторинг», «зоотехнология и ветеринария», «здоровьесберегающие технологии» и «ландшафтный дизайн». Кроме того центром проводится конкурс исследовательских проектов «Каникулы с greenteam» (тематические направления конкурса: прикладная экология, охрана окружающей среды и особо охраняемые природные территории – оценка экологического состояния ландшафта; зелёный город: зелёные технологии и архитектура; отходы в доходы, экотуризм). Эколого-биологический центр «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» выступает соорганизатором финала Санкт-Петербургского конкурса экологических проектов«Экосити». БОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей» Республики Мордовия является организатором Республиканского конкурса поделок из вторичного сырья (твердых бытовых отходов), посвященный Всемирному дню вторичной переработки. ГБУ ДО«Центр развития творчества детей и юношестваНижегородской области» координирует проведение областного конкурса проектных работ «Экологическая мозаика», включающего номинации «Информационные технологии в экологии» (техника и программирование в экологии; современные методы экологического мониторинга; мультимедийный продукт (видеоролик об экологической деятельности); «Зеленая планета глазами детей» (энергосбережение и бережное отношение к природным ресурсам, оценка энергопотребления и потерь энергии, расчет эффективности и экономичности; восстановление утраченных и деградирующих компонентов экосистем, их защита от антропогенного воздействия; проектирование природных зон отдыха), «Охрана и восстановление водных ресурсов». В Ярославской области Ресурсный центр ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества» проводит конкурс персональных портфолио «Эколидер – регион 76» с целью поощрения творческих инициатив обучающихся в области экологического просвещения. АНО ДО «Амурский биолого-туристический центр» регулярно организует областной очно-заочный смотр-конкурс на лучшую экологическую тропу. ГБУ РО ДО «Областной экологический центр учащихся» Ростовской области совместно с историческим парком «Россия - Моя История» проведена Акция «Сдай батарейку- спаси родную Землю», охватившую более 5000 обучающихся из 78 образовательных организаций из 20 муниципальных образований области, в результате которой удалось собрать свыше 1300 килограммов отработанных батареек. РРЦ осуществляют деятельность по координации и методическому обеспечению деятельности образовательных организаций в области экологического воспитания. Например, Белгородский областной эколого-биологический центр в рамках регионального плана мероприятий по экологическому просвещению школьников и пропаганде бережного отношения к окружающей среде, проводимых в рамках Десятилетия детства, координировал проведение «Недели экологической грамотности», которая включила Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники Природы», Всероссийский заповедный урок и экологические занятия, направленные на просвещение и формирование экологической культуры в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами. ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» организует выездные мероприятия в общеобразовательные организации области в рамках областного образовательного проекта «Экология и здоровье». В работе с дошкольными образовательными организациями заслуживает внимание практика ГАУ ДО. Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» по проведению регионального конкурса дошкольных образовательных организаций по экологическому воспитанию детей «Экобэби - 2020». Важную составляющую в работе РРЦ занимает организация исследовательской деятельности учащихся. В эколого-биологическом центре «Крестовский остров» ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» обучающиеся Лаборатории экологии и биомониторинга ЭФА ведут исследования проблемыметодов выявления и оценки загрязнению водоемов микропластиком. Партнерами лаборатории являются Институтозероведения, РГГМУ, Институт Арктики и Антарктики. РРЦ проводят научно-практические конференции обучающихся, включающие проблематику экологии. Примером может быть областная конференция Омской областной станции юных натуралистов «Исследователи природы», включающая номинацию «Экологический мониторинг». РРЦ развивают образовательные проекты, как собственные, так и в партнерстве с другими организациями и ведомствами с яркой региональной идентичностью. Детский экологический центр города Челябинска реализует проект «ТЕМП. Естествознание. Будущие металлурги, химики, биологи, экологи живут на Южном Урале». Проект направлен на модернизацию профориентационной работы и популяризация профессий, связанных с химическим, металлургическим, сельскохозяйственным производством, растениеводством, селекцией, производством и хранением продуктов, а также медицинских работников, экологов, биологов, преподавателей дисциплин образовательной области «Естествознание». Детский экологический центр «Косатка» города Хабаровска в проекте «Давайте сохраним хозяина дальневосточной тайги вместе!» не только привлекают внимание к проблеме сохранения уникального краснокнижного животного в местном сообществе, но и дают возможность детям участвовать в социально-значимой деятельности международного масштаба, получить навыки работы в заповеднике и зоосаду. Сетевой проект «Эколог» Эколого-биологического центра Костромской области создает возможности юным исследователям работыразличного эколого-биологического профиля (геоботаника, палеонтология, гидробиология, зоология, лесоведение и др.) под руководством опытных преподавателей и специалистов в экспедициях. Проект «Зеленая школа» Московского детского центра экологии, краеведения и туризма направлен на формирование экологического подхода к созданию образовательной среды, мотивацию к становлению устойчивых эколого-ориентированных ценностей по отношению к окружающей среде, развитию эколого-образовательной деятельности в московской системе образования. Цель Проекта - создание в Москве сети «зеленых» общеобразовательных организаций, внедрение эффективной образовательной модели развития экологического образования в Москве с привлечением и активным участием обучающихся и их родителей, педагогических работников.Другой проект этого регионального ресурсного центра - «Экосубботымосковских школьников» представляет широкую распределённую линейку мероприятий в области экологического просвещения для всех московских обучающихся на разнообразных площадках города. ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» Астраханской областиразработал серию занимательных экологических уроковс элементами исследовательской деятельности, в том числе «Волшебница – ВОДА!», «Тайны воздушного океана» «Почва - удивительная кладовая», «Альтернативные источники энергии». ГБУ ДО Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» вовлекает обучающихся в исследование растительного и животного мира, мониторинг экологической обстановки прибрежных районов Черноморского побережья. Такие проекты, как «Уникальные природные комплексы Крайнего Севера», «Природолюбие северного края», «Зеленые школы – залог здоровья», «Школьные площадки экологической среды» Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Якутии формируют у подрастающего поколения экологическую компетентность и развитие практических действий по решению экологических проблем природопользования и охраны уникальной северной природы. Ресурсные центры, располагая, как правило, собственной лабораторной и учебно-опытной базой, способствуют также агрегации и использованию ресурсов академических и технологических партнеров в регионе (вузов, природоохранных территорий, научных организаций, предприятий и др.), способствующее качественной допрофессиональной подготовке (например, Мурманский центр «Лапландия» и Арктический университет). Проект «Экологическая школа» Дворца молодежи Свердловской области является хорошим примером организации экологического образования через взаимодействие с особо охраняемыми природными территориями области, проведение экскурсий на промышленные предприятия Екатеринбурга. В структуре ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» организован Детский технопарк естественнонаучной направленности, «Музей природы- эксплораториум». На базе МБУДО Детской Экологической станции в городе Новый Уренгой (ЯНАО) действует самый северный зоопарк России- уникальная база для экологического образования и просвещения. Интересным форматом деятельности РРЦ являются «очно-заочные школы». Например, в структуре государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Областной центр внешкольной воспитательной работы» (ГБОУДО ОЦВВР) в рамках реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области «Развитие образования Сахалинской области на 2014-2020 годы» при сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Сахалинский государственный университет» (СахГУ) действует областная школа «Зеленый остров» (далее - школа).Обучение проводится в течение 2-х лет и включает в себя очную форму обучения в формате 4 сессий (2 осенние и 2 весенние продолжительностью по 5 дней); летнюю учебно-полевую практику; заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий через виртуальную образовательную платформуMoodle. Программа школы включает, в том числе, следующие разделы: «Экологические проблемы хозяйств: лесного, водного, сельского»; «Промышленная экология»; «Социальная экология и экология человека»; «Экологическое право»; «Экологическая экспертиза». В школе учатся дети от 13 до 18 лет, принимающие участие в природоохранных акциях, конференциях, а также участники конкурсов научно-исследовательских проектов и объединений естественнонаучной направленности. Для работы с обучающимися РРЦ используют каникулярное время. Так, например, ГОУ ДО Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся» проводит областной профильный экологический лагерь «Зеленый мир».Дворец творчества и спорта «Пионер» Тюменскойобласти для обучающихся 9-14 лет организовал смену «Ecosave». Игровой сюжет смены предполагал жизнь ребят и педагогов в Эко-городе, в котором внезапно случилось чрезвычайное происшествие: произошел масштабный разлив нефтепродуктов в реку в результате крушения нефтяного танкера, что могло повлечь очень серьезные последствия: нарушить экосистему города и привести к гибели редких животных и растений. Задача молодых ученых заключалась в том, чтобы не допустить развития такого сценария. РРЦ выступают площадками для организации работы детских общественных объединений экологической направленности. Так, ГАУ АО ДО «Эколого-биологический центр» имеет статус Астраханского регионального отделения Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета», координируя усилия астраханских обучающихся в социально-значимой экологической деятельности.ГБУ ДО Краснодарского края «Эколого-биологический Центр» создана волонтерская организация «Зеленое движение Кубани». При региональном Ресурсном центре ГОАУ ДО Ярославской области«Центр детей и юношества» организован и действует детский экологический совет, в который вошли представители экологических и юннатских объединений образовательных организаций области. Цель совета – развитие детско-юношеских инициатив и активизация природоохранной деятельности обучающихся образовательных организаций области. Одна из задач Совета – внесение предложений по улучшению экологической ситуации в органы исполнительной власти области и Общественный экологический совет при Губернаторе. Деятельность Совета осуществляется во взаимодействии со штабом актива Ярославского отделения РДШ. Заслуживает специального внимания участие РРЦ в международном сотрудничестве в сфере экологического образования. В Калининградской области «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» является участником международных проектов: «Баренц-Балтийская Программа «Природа и человек»; «Меньше мусора»; «Биоинтенсивное земледелие»; «От школьного энергосбережения к сохранению климата»; «Мониторинг морского мусора»; «Балтийское море, свободное от пластика», координирует реализацию международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг». Это престижный символ вручается за выдающиеся достижения в экологическом образовании, постоянное улучшение состояния окружающей среды в образовательном учреждении и вокруг него и пропаганду устойчивого развития. РРЦ осваивают новые форматы. Так в 2020 году ГБУ ДО«Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия» п ровел в текущем году хакатон «Экодействие», посвященный значимой экологической дате - Всемирному дню вторичной переработки, или Дню рециклинга. Дети должны были приготовить проекты на тему «Отходы – в доходы» с использованием метода Уолта Диснея. Проекты были представлены ребятами с точки зрения «мечтателя»», «практика» и «критика». ГБОУ ДО Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» демонстрирует разнообразные практики работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (акции, конкурсы, квесты). Интересный опыт проведения квест-игр и «экоквизов» накоплен в ГБУ ДО«Волгоградская станция детского и юношеского туризма и экскурсий». Просветительские мероприятия (экскурсии, мастер-классы, лекции) РРЦ (например, Алтайский краевой детский экологический центр) с участием профильных специалистов, волонтеров и ученых способствуют погружению в тему экологии семей обучающихся. Примером работы с родителями обучающихся также могут служить тематические собрания, проводимые ГБОУ ДО «Краевой центр экологии, туризма и краеведения» Ставропольского края. Так презентация блока «Мы – твои друзья!» в образовательной программе «Маленький эколог большой планеты» мотивировало родителей участвовать вместе со своими детьми в мероприятиях по программе. Популярной у обучающихся и их родителей является практика образовательных экскурсий. Например, в Эколого-биологическом центре Республики Калмыкия проводятся натуралистические экскурсии в дендрарий, хвойный отдел, уголок живой природы и др. <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.111 (0.016 с.) |