Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование дифференцирующего разноуровневого подходаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В организации работы по формированию экологической грамотности и экологически ответственного поведения можно выделить уровни, отличающиеся по глубине погружения в экологическую проблематику и, соответственно, по использованию различных технологий и методов, приоритетной ориентации на те или иные целевые группы обучающихся. Разноуровневость расширяет возможности для вовлечения детей разных возрастов в программы по формированию экологической грамотности и экологически ответственного поведения через учет существующих различий в их интересах и способностях. I. Общекультурный уровень («Прикосновение» к экологическим вопросам и проблемам окружающего мира). Данный уровень первичного ознакомления с экологическими вопросами на локальном материале через инициирование поисковой активности, игры, первичные пробы (игры и квесты, экологические тропы, геокешенги, поисковые задачи и задачи открытого типа, знакомство с результатами экологических исследований, фестивали увлекательной науки и др.) подходит для всех категорий детей. На нем закладываются основы экологической грамотности, создаются условия для приобретения базовых умений и навыков, формирования устойчивой мотивации к осознанному потреблению, бережному природопользованию, приобретается первый опыт действий, направленных на решение экологических проблем, включая изменение собственного поведения. Основным форматом для данного уровня являются просветительские мероприятия, постоянно действующие локации с интерактивными форматами организации деятельности, дистанционные и смешанные формы реализации образовательной деятельности. Примеры форматов работы на уровне «прикосновения»: - проведение занятий по окружающему миру и биологии на природных территориях (включая пришкольные участки, парки, ближайшие поля, леса, луга и др.); - посещение экологических троп с заданиями-квестами; - самостоятельное выполнение поставленных (в том числе с применением дистанционных технологий) простых поисковых и исследовательских задач на местности; - социальные акции по уборке территорий, выложи фото до и после с хештэгом (например, #trashtag или #IceBucketChallenge); - организация раздельного сбора отходов (или какого-то типа отходов, например, крышечек) с последующей утилизацией; - изготовление функциональных предметов, приборов для геофизических измерений и др. из вторсырья. II. Базовый уровень («Вовлечение» в исследовательскую и проектную деятельность экологической направленности). Данный уровень ориентирован на обучающихся, проявивших интерес к экологическим вопросам. Предлагается последовательное освоение исследовательских методов на конкретных природных объектах, в контексте конкретных экосистем с выходом на реализацию полноценного алгоритма исследовательской деятельности,включение в реализацию различных системных социальных проектов (например, в области устойчивого природопользования). На данном уровне происходит формирование достаточно глубоких знаний у обучающихся, овладение методами естественнонаучных исследований и практическими приемами прикладной деятельности. Обучающиеся осваивают нормы экологически-ответственного поведения. Это предполагает использование формата устойчивых групп с выходом индивидуально и/или в группе на внешние мероприятия соревновательного характера с предъявлением результатов деятельности. Примерами системной работы на данном уровне являются выездные формы работы с обучающимися или системные проекты, объединяющие усилия ребят из разных регионов: - проект «Охотники за микробами» в Новосибирском Академгородке https://microbehunters.ru/; - учебно-исследовательские программы для обучающихсяна природе (например, на Звенигородской и Беломорской биологических станциях МГУ, программы для обучающихсяцентра «Полярный круг» на Белом море», детский экологический лагерь на Масельге Кенозерского национального парка, Байкальская экологическая лаборатория и др.). III. Профильный уровень («Погружение» в профессиональное сообщество и системную деятельность). На этом уровне основная работа ведется с одаренными детьми, демонстрирующими высокий уровень мотивации.. Методы и формы работы по экологическому направлению с одаренными детьми Методы и формы работы с одарёнными детьми нацелены на формирование специальных знаний и практических навыков, специализацию в экологической деятельности, в том числе включение в дополнительную профессиональную подготовку для выстраивания дальнейшей образовательной и профессиональной индивидуальной траектории (например, продолжение обучения в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего профессионального образования). На данном уровне используется включение обучающихся в мониторинговые исследования, многоэтапные исследования на местности, большие исследовательские проекты и программы, участие в исследовательских экспедициях на особо охраняемых природных территориях и др. Используются такие форматы как устойчивые учебно-исследовательских лаборатории, олимпиадные команды, выездные исследовательские школы и экспедиции. Этот уровень подразумевает междисциплинарность, интегративность и конвергентность не столько в аспекте разнообразия программ и практик дополнительного образования, сколько в реализации непосредственной исследовательской и проектной практики обучающихся с выходом на продуктивные результаты, имеющие социальную ценность. На этом уровне можно также дифференцировать разные типы команд по признаку устойчивости. Временные команды формируются по какому-то признаку (общие интересы), но при этом обучающиеся друг с другом (большинство) не знакомы заранее. Примером может быть представлена работа по подготовке региональных команд к Всероссийской олимпиаде школьников по экологии (с выездными форматами подготовки, в том числе реализации исследовательских работ и проектов) или выездные исследовательские школы (например, Байкальская международная исследовательская школа – https://baikal-school.ru/baikal-international-school,Международная исследовательская школа – http://irschool.org/; экологические лагеря Кенозерья – http://www.kenozero.ru/detyam/park-detyam/ekologicheskie-lagerya-kenozerya/;Биошкола «Пилигрим» – https://ipbz.ru/ и др.). Постоянная команда (разновозрастная) - команда, где все друг друга знают, у командыесть своя история реализации экологических исследований и проектов. Такие команды могут реализовывать какую-то общую долгосрочную задачу экологической направленности (это может быть проект или исследование, в том числе мониторинговое,а может быть и просто участие в социальных акциях – раздельный сбор мусора, сбор крышечек или отказ использовать пластиковые стаканчики, очистка береговой линии, просекии т.п.). Примеры таких команд есть в каждом регионе. В основном они, так или иначе, связаны с региональными станциями юннатов или эколого-биологическими станциями (например, Детская экологическая станция с самым северным зоопарком и регулярными экспедициями в Новом Уренгое http://desnu.ru/) или даже в формате сетевого взаимодействия между рядом образовательных организаций (например, практики по экологическому мониторингу реки Гурьевка в Калининградской области). Наиболее известные примеры, которые создают уже несколько поколений профессиональных экологов и биологов: КЮБЗ – Кружок юного биолога зоопарка (https://moscowzoo.ru/education/biological-club/kyubz/), Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ имени М.В. Ломоносова (http://zmmu.msu.ru/posetiteli/kruzhok-junih-naturalistov),Центр экологического образования ГБПОУ города Москвы «Воробьевы горы» (https://vg.mskobr.ru/add_edu/ceo/),Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (https://ecocentr39.ru/) и сообщество «Исток» Калининградской области (https://istok39.ru/). В ряде образовательных организацийсистемно реализуются исследовательские экспедиции и другие выездные формы обучения, проводятся исследования на базе лабораторий научно-исследовательских институтови организаций высшего образования, например: исследовательские экспедиции и исследовательские специализации. Инструментами выявления мотивированных и талантливых детей являются разнообразные олимпиады, конкурсы, состязания по тематике экологии (экологического образования), проводимые государством, общественными организациями. Приведем примеры наиболее известных: · Всероссийская олимпиада по дисциплине «Экология»https://mir-olimpiad.ru/olimpiady/213-vserossiiskaya-olimpiada-po-distsipline-ekologiya/; · Всероссийский экологический конкурс «Экология. Природа. Человек». https://centrideia.ru/node/vserossiyskiy-ekologicheskiy-konkurs-ekologiya-priroda-chelovek; · Международный онлайн-конкурс по экологии «Организм и среда обитания» https://erudit-online.ru/konkurs/191.html; · Всероссийский конкурс «Природа и Экология» https://seraya-caplya.ru/tvorcheskie-konkursy/priroda-i-ekologiya.html; · Всероссийский конкурс экологических проектов «Экологический патруль» https://reactor.su/ru/event/28; · Всероссийский юниорский конкурс «Подрост» https://podrost.ecobiocentre.ru/; · Конкурсы проекта Страна Экологических троп https://eco.rosuchebnik.ru/konkursy/; · Ежегодный Всероссийский конкурс «Энергия и среда обитания» http://rusecounion.ru/ru/spare-schoolcomp2020-2021; · Конкурс Русского географического общества «Самая красивая страна» https://photo.rgo.ru/; · Всероссийский конкурс «На старт, эко-отряд!» https://рдш.рф/competition/44; · Российский национальный юниорский водный конкурс http://eco-project.org/water-prize/; · Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветные капли» https://voda.org.ru/about-water/konkurs-detskogo-risunka/raznocvetnye-kapli-2020/. На уровне вовлечения может быть организовано, а на уровне погружения является необходимым сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в области экологии. Современными форматами сопровождения профессионального самоопределения обучающихсяв области экологии могут выступить следующие: · экскурсии и стажировки в научно-исследовательских институтах и на профильных производствах; · практикумы и участие в экологических программах на особо охраняемых природных территориях в позиции волонтеров, участников реализации практических действий по сохранению биоразнообразия, поддержанию устойчивого развития локальных территорий; · участие в международных проектах, экспедициях и конференциях эколого-биологической направленности. Интересными примерами поддержки профессионального сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в области экологии являются: «Академия сити-фермерства» ГАУ дополнительного образования Астраханской области «Эколого-биологический центр» (http://cityfarmer.ebc30.ru/index.php/uchastie), Образовательный проект «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» (https://ds353.ru/temp). Рекомендации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в области экологии Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в области экологии предполагает знакомство с современными профессиями и специальностями, где обучающиеся могут получить необходимую подготовку. Примеры приведены в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям. Планы и сценарии мероприятий экологической направленности Планы и сценарии мероприятий экологической направленности приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.009 с.) |