Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование интерактивных методов формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучение через игру (в игровой форме)» – один из наиболее древних и эффективных методов обучения.Обучающие игры предполагают четко поставленную учебную цель. Применительно к задачам формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения следует отметить особый потенциал игр для формирования мотивации и установок, моделирования опыта восприятия и решения реальных экологических проблем. Среди экологических игр наиболее часто используются следующие виды: игры-беседы, игры на местности, настольные игры, игры-конкурсы (состязания). Игры-беседы применяют, как правило, при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В их основе лежит общение педагогов и детей друг с другом. Педагог сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица определенного персонажа. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ (например, Филиппова С.В. «Игровые технологии в дополнительном экологобиологическом образовании детей». – М.: Экопресс, 2013). Настольные игры чаще используются в экологических центрах и учебных классах. Игры на местности (например, квесты) обычно используются на территории особо охраняемых природных территорий, в городских парках и даже во дворах образовательных организаций. Квесты – это специально организованные поиски на местности, игровые ситуации с использованием туристических навыков). Ключевой момент такого рода квестов – выполнение поисковых и исследовательских мини-задач экологической направленности на местности по заданному маршруту. Настольные игры, могут использоваться для формирования экологической грамотности, включают лото, игры со сложной игровой техникой (игра «Эволюция», настольная деловая игра «Ecologiс», развивающая игра «Птицы», экологическая магнитная игра для детей «Учимся сортировать мусор», «Экологические истории», «Хранители Земли» и др.). Существуют также интересные региональные разработки: например, «Путешествие вокруг Байкала» и др. В ряде экологических центров для детей старшего возраста можно предложить обучающимся самим сделать настольную игру для младших ребят. Ролевые игры моделируют историю, в которую вплетаются проблемы экологии. В ролевых играх обучающиеся выходят за границы своей личности и пробуют поставить себя на место других людей (определенной профессии, оказавшихся в конкретной ситуации). Принимая на себя роли и пытаясь принимать решения на основе этих ролей, обучающиеся научаются лучше видеть разные стороны проблем, понимать разнообразие интересов и возможность их конфликтов, и одновременно то, как люди могут работать вместе, учитывать различия позиций, находить компромисс, позволяющий разрешать проблемы. Ролевые игры помогают обучающимся оценить сложность экологических проблем. Такие игрыподразумевают искусственное воссоздание ситуаций, требующих принятия совместных/индивидуальных аргументированных решений обучающихся, играющих разные роли, составление обоснованных прогнозов развития ситуаций. Такие решения могут быть связаны с прогнозом динамики экосистем, последствий воздействия на них и т.п. В основу игрызакладывается некоторая проблемная ситуация в области экологии, в которой могут быть представлены разные позиции (точки зрения). Например, если речь идет о браконьерстве, участниками могут быть браконьеры, работник лесничеств, операторы экотуризма, представители органов власти, люди, которые покупают и продают браконьерские товары, международные защитники природы. Если в центре внимания находится производство, наносящее вред экологии на определенной территории, то возможными ролями могут быть: руководитель предприятия, мэр города, депутат, представитель общественной организации, эксперт (ученый) и др. Для игры важно прописать роли обучающихся в возрассте от 12 до 17 лет, обобщив интересы каждой из вовлекаемых позиций, чтобы помочь каждому ребенку понять свою роль, и сценарий, в котором происходит взаимодействие ролей. Как только дети получат краткое описание своих ролей, им необходимо осмыслить их, понять интересы, основания действий, отношение к проблеме. Полезно в ходе подготовки обучающихся ориентировать их на использование изученного материала или предложить познакомиться с дополнительными материалами (список источников должен быть предоставлен заранее). При этом важно осознавать ограничения ролевых игр. Даже когда предоставляется полная и конкретная информация, обучающиеся не могут полностью взять на себя роль другого человека, нельзя ожидать, что ребенок, играющий роль, будет действовать так же, как настоящий человек в этой ситуации. В применении игр важно учитывать возраст обучающихся Для обучающихся больше подходят более сложные настольные игры, ролевые игры и особенно квесты. Игры-конкурсы ориентированы на индивидуальное или групповое соперничество в выполнении игровых заданий. Примеры большого числа игровых материалов (викторин, конкурсов и др.), а также различных интерактивных форматов работы представлены, например, на сайте ГПБУ «Мосприрода» (https://mospriroda.ru/). Интересным примером игр-состязаний являются «Чистые Игры»— командные соревнования по очистке природных территорий от мусора и разделению отходов. Это игра с призами, где участники ищут артефакты, решают экологические загадки, собирают и разделяют мусор, получая за это баллы. На специализированном сайте https://cleangames.org/about и в мобильном приложении ведётся в реальном времени статистика игр. Особое место занимают компьютерные игры и приемы геймификации. Они обладают значительным потенциалом для повышения вовлечённости в образовательный процесс, обеспечения обратной связи оценивания. Игровые технологии можно использовать как инструмент оценивания экологической грамотности и экологически ответственного поведения. Такой подход больше мотивирует к дальнейшему обучению, чем, например, тестовые методы. В формировании экологической грамотности и экологически ответственного поведения важную роль могут сыграть «дебаты» - метод ведения дискуссии на экологическую тематику, при котором стороны взаимодействуют друг с другом по определенным правилам, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону, а не друг друга. Для достижения этой задачи они используют аргументы и контраргументы, вербальные и невербальные средства.Дебаты формируют навыки критического мышления, коммуникации (в т.ч. умение слушать, самовыражаться), самопрезентации, уверенность в себе, помогают обучающимся формулировать свои ценности, отстаивать свои убеждения, развивают компетентность гражданского участия. Оптимально строить дебаты по таким вопросам, на которые нет однозначно правильных и неправильных ответов. Полезно совмещать дебаты с исследовательской деятельностью, когда обучающиеся готовят свои аргументы через изучение проблемы, поиск информации в различных источниках. В дебатах обычно участвуют две команды, остальные обучающиеся являются либо «дискуссантами (рецензентами)», либо судьями и наблюдателями. Важно обеспечить, чтобы разные точки зрения в равной степени были представлены обучающимися, которые имеютравныеспособностии желаниевыражать себя. Качественные дебаты предполагают предварительную подготовку. Педагогам полезно вести записи дебатов с последующим совместным анализом. Также весьма полезно изучать записи общественных слушаний на экологическую тематику, а, при возможности, организовать участие обучающихсяв качестве наблюдателей втакого рода слушаниях. Пример использования технологии «Дебаты» можно найти в работе школьного клуба «Эколог» (http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1077).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.235 (0.007 с.) |