Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика лица в физиогномике

Поиск

Ставшее популярным выражение: «Красота - великая сила» действительно оправдывает себя с точки зрения физиогномики. Внешняя красота дает человеку в ряде случаев неоспоримые преимущества и предпочтения перед конкурентами в ситуации формирования первого впечатления, оценки «на глазок», когда привлекательная внешность неосознанно связывается перципиентом с положительными качествами личности субъекта.

А. Шопенгауэр даже называет красоту в числе факторов, обуславливающих счастье человека, объясняя это так: «Хоть это субъективное преимущество и не способствует прямо и непосредственно нашему счастью, а содействует только косвенно, посредством впечатления на других, тем не менее оно имеет громадное значение... Красота есть открытое рекомендательное письмо, заранее располагающее сердца в нашу пользу» [133, С. 14]. С этим замечанием сложно не согласиться тем более что многочисленные психологические исследования подтверждают что высокошэивлекательные мужчины и женщины получают более высокие оценки по большинству личностных качеств (Э. Бершайд, Э. Уолстер (1972), А. Миллер (1970), К. Дионн (1973), М. Клиффорд (1973).

Однако красота не представляет собой определенного стабильного для всех времен и народов объективно существующего эталона. Оценка красоты лица постоянно изменяется в течение исторического развития человечества. Она во многом зависит от этнических критериев и от моды. При этом принимаются во внимание не только естественные пропорции и биологическая привлекательность лица, но и искусство его оформления.


101

среди специалистов по эстетике популярен анализ женской красоты, приведенный в диссертации Н.Г. Чернышевского, который обратил внимание на различные идеалы женской красоты у крестьян и представителей высших классов и указал на социально-психологические причины этого различия. Однако он же отметил, что черты, свидетельствующие о цветущем здоровье, никому не кажутся безобразными и привлекают всех.

С древних времен внешний облик играл значительную роль в жизни человека, появилось стремление изменять внешность в соответствии с современными местными идеалами. На начальных этапах развития человечества наблюдалось стремление обезображивать и украшать лица, чтобы испугать мифического врага, произвести устрашающее впечатление, а также с целью привлечения представителей противоположенного пола. Такие явления до настоящего времени наблюдаются в ряде племен и народностей (рис. 21).

Ставшее потребностью желание украшать свою внешность, лицо универсально, в каждой стране и в любом возрасте можно найти примеры «совершенствования внешности». Прокалывание носа, губ, ушей, щек было общепринято и до сих пор распространено во многих странах. В проколы продеваются перья, ножи, различные предметы обихода и украшения. В стремлении украсить себя, племена Северной Африки, например, красили белки глаз в голубой цвет с помощью сурьмы, новозеландцы прокалывали в мочках ушей отверстия шириной в человеческий палец и продевали в них кости цветные ткани прутья перья и связки стрел; эскимосы и папуасы носили в носовой перегородке длинную острую палку и т.п. Все эти украшения производились без анестезии.

Применяемые методы бывают невероятно жестоки, даже детство используется для достижения идеала - выработанного местного типа внешности и представления о красоте. Так, мягкость черепа младенца привела во многих странах к обычаю его деформации для получения социального статуса в глазах племени и волшебной защиты от болезней. Для этого


102

использовались приспособления из деревянных дощечек или камней для давления определенным образом на череп в течение первых недель или месяцев жизни, чтобы сделать голову круглой, плоской или удлиненной, смотря по местному вкусу (рис. 22). Деформация головы очень стара. Гиппократ упомянул о популярности ее в высокородных греческих и римских семьях. Есть предположение, что череп египетской принцессы Нефертити также был искусственно деформирован, как и у дочерей Аменхотепа четвертого. Деформирование черепа младенцев до сих пор распространено у африканских народов, в Гренландии и Перу, Нормандии.

Примеры болезненных деформаций различных частей тела имеют длительную историю и широкую географию. В Бразилии и Африке популярны различные по размеру круглые костяные или серебряные диски - лабреты, вставляемые в губы и препятствующие нормальной жизнедеятельности: приему пищи, сну, мешающие говорить и т.п. Не смотря на то, что лабреты крайне неудобны в практической жизни, они являются знаком почета, уважения, поэтому люди стремятся во что бы то ни стало получить их и празднуют такое приобретение. Размеры лабрета варьируются в соответствии с чином и возрастом обладателя и достигают порой немыслимых размеров.

Сложившиеся физиогномические стереотипы зачастую заставляли людей идти на определенные жертвы. Например, убеждение, что романтические натуры обычно бледны привело к тому, что в XVII-XVIII веках дамы, чтобы казаться романтичными и одержимыми страстями, старались придать бледность коже, а для этого не только носили шляпы с широкими полями и зонты, избегая загара, но и пили уксусную кислоту.

Вся история человечества свидетельствует о стремлении человека сделать себя привлекательнее, люди при этом обычно руководствовались своим субъективным представлением о красоте. Однако ряд приемов был направлен на изменения внешности, интуитивно отнесенные к привлекательным, а в настоящее время нашедшие свое научное обоснование.


103

Так, например, в XVII веке считалось красивым и модным искусственное расширение зрачков и усиление их блеска путем закапывания в глаза настоя белладонны, что было далеко небезвредно для здоровья. Современной наукой установлено, что увеличение зрачка сопутствует половому возбуждению и делает женщину более привлекательной в глазах мужчины. Примечательно, что на итальянском языке название этого препарата белладонны означает «прекрасная женщина».

Таким образом, люди готовы пройти через жестокие страдания в погоне за достижением современных местных принятых в обществе идеалов красоты. Красота приобретается за любую цену, потому что она дает ее владельцу глубокое социальное влияние, силу и уважение, вес в обществе. Как писал Оскар Уайльд: «Красота - один из видов гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания... Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает»59.

И в настоящее время внешняя красота продолжает играть немаловажное значение, давая ее обладателям дополнительные возможности, статус и шансы в жизни. Значительные денежные суммы тратят многочисленные пациенты и клиенты салонов красоты, центров пластической хирургии и т.п., постоянно проводятся конкурсы красоты; красивым легче добиться намеченных целей, им дается предпочтение при выборе спутника жизни, при приеме на работу, для них шире открыты двери.

Действительно, наружность каждого человека всегда познается и оценивается окружающими в соответствии с усвоенными ими эстетическими критериями и сравнивается с выработанными идеалами. Однако в цивилизованном мире все большее значение приобретает интеллект и та печать, которую он накладывает на внешний облик. Это не означает, что роль телесной красоты снизилась, просто возрастает сумма требований к внешности человека.

' Уайльд О. Избранное. - М.: Просвещение, 1990. - С, 23.


104

Что же является критерием красоты лица? Вероятно, это гармоничное сочетание всех его частей, имеющих правильную форму, пропорции. Франсуа де Ларошфуко в книге «Мемуары. Максимы» писал, что привлекательность -это особого рода симметрия, скрытая связь между всеми чертами лица. При этом ошибочно считать непосредственную симметрию лица непременным условием его красоты. Смешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Небольшая асимметрия присуща лицам всех людей и вовсе не влияет на красоту лица. При восстановлении изображения лица любого человека по половине фотографии и ее зеркальному отражению, портреты выполненные по правой и левой половине снимка значительно отличаются. Они не совпадают и с исходным вариантом (рис. 23) Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной билатеральной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Асимметрия лица т.е. неравнозначность по ширине и высоте правой и левой половин в большинстве случаев имеет причиной различный размер конструктивных элементов костного черепа (А П Быстров (1957) Jvr.ML Герасимов (1949).

Ценным источником информации о личности служит также оформление внешности, на основе оценки которой можно сделать вывод о социальной роли, роде деятельности, национальности, возрасте, вкусах, привычках, чертах характера и других свойствах и состояниях человека. (Бодалев, 1982. Дьяконов, 1979. Панферов, 1971). Недаром Гвидо дель Рей писал, что искусно подобранное одеяние может скрыть от людей дефекты не только тела, но и души.

В сознании людей одежда часто сливается с ее носителем в единый образ. Изменяя одежду можно добиться совершенно иного восприятия того же человека. Это обусловлено тем, что в человеческом обществе одежда тесно


105

связана с социальным статусом человека (причем в древности эта связь иногда была практически однозначной - рыцари, ремесленники, крестьяне имели свои каноны одежды). Поэтому над имиджем известных политиков и артистов трудится немало стилистов и имиджмейкеров.

Если же одежда является стандартной для определенной профессии или социальной группы, то люди переносят на ее обладателя свои установки и стереотипы, которыми, по их мнению, обладают люди из данной социальной категории. Человек, одетый в униформу, в глазах окружающих несколько утрачивает свои специфические личностные свойства, приобретая взамен общие, типичные, присущие людям данной профессии. Вместо конкретных людей мы видим перед собой милиционера, солдата, врача, священника.

Оформление внешности несет определенную информационную нагрузку. Некоторые социальные группы (например, панки) свой протест моделируют в плане внешности (рис.24). А, к примеру, борода может быть символом артистической натуры или выражать революционность, как у последователей Фиделя Кастро.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что при физиогномическом распознавании личности красота лица не позволяет делать каких-либо прогнозов по поводу характерологических свойств человека. Хотя на житейском уровне ее принято связывать с гармоничным развитием души, красота сама по себе не является критерием оценки личности. Другое дело, если внешняя привлекательность понимается как особая одухотворенность лица, искреннее, жизнерадостное его выражение, тогда она в некоторой ограниченной мере может быть свидетельством эмоциональных особенностей личности. Оформление внешности же может свидетельствовать о вкусах, предпочтениях человека а отсюда косвенно об уровне его культуры, интеллекте аккуратности самооценке и уверенности в себе.


106



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.009 с.)