Биологическое и социальное в мимике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическое и социальное в мимике



Возможность человека выражать свое эмоциональное состояние в мимике лица, а также контролировать свои эмоциональные проявления является важнейшим регулятором взаимодействия людей.

Выражение эмоций в мимике и экспрессии выработалось в процессе эволюции. Движения мимических мышц лица человека (рис. 8), являющиеся неотъемлемым компонентом эмоции, произошли от аналогичных двигательных актов животных. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о «намерениях» и состояниях животного и, таким образом, повышающую бдительность другого существа в окружающей среде, выполняя коммуникативную функцию.

При этом мимическая активность развивалась сопряженно с фило- и онтогенетическим развитием. Чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем более развита и дифференцирована мускулатура его лица, тем разнообразнее репертуар эмоций, начиная с минимального у беспозвоночных и низших позвоночных, у которых отсутствуют поверхностные мышцы лица и заканчивая высшими приматами, обладающими достаточно развитыми мимическими проявлениями. Далее нервно-мышечные механизмы мимики развивались последовательно от высших приматов к человеку. (Ч. Дарвин).

В.М, Бехтерев отметил, что «вместе с большим совершенством организации и вместе с развитием психики, то есть сочетательной и репродуктивной деятельности нервной системы, развиваются и утончаются мимические движения. Мимика европейца живее и разнообразнее мимики человекообразных обезьян, у последних, в свою очередь, мимика разнообразнее и полнее, чем у других низших животных и т.д. Человеку, в


51

свою очередь, свойственны мимические движения, которые не наблюдаются у животных (например, мимика тщеславия, стыда и т.п.)»''

С развитием человека усложнялась и обогащалась его эмоциональная сфера, что повлекло за собой расширение репертуара мимических проявлений. Вовлечение человека в различные сферы трудовой деятельности сопровождалось появлением мимики сосредоточенности, концентрации внимания на объектах целенаправленной работы. Эмоциональная экспрессия стала сочетаться с интеллектуальной.

В связи с этим параллельно шел процесс повышения интереса к тому, что выражается на лице партнера. Даже животные узнают намерения друг друга по движению мышц. Человек же, обладая богатым внутренним миром, широкой гаммой переживаний и дифференцированными средствами их внешнего выражения, не мог оставаться равнодушным к знакам, отражающимся на лицах соплеменников и несущим значительный объем информации о них.

Как выяснила современная наука, эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы мозга. Таким образом, в настоящее время мимика человека с научной точки зрения рассматривается как продукт нервной деятельности, представляющий собой ответные сокращения мимических мышц на сигналы из соответствующих отделов центральной нервной системы, возможные благодаря нервным связям между головным мозгом и мимической мускулатурой, от которой и зависит многообразие выражения различных переживаний на лице человека. С точки зрения науки, мимика признается составным компонентом психомоторики. Человек и его мимика развиваются сопряженно вот почему по динамике лица представляется возможным судить о морально-нравственном облике личности.

Подтверждением генетической обусловленности способов выражения эмоций человека является факт их непроизвольного появления у младенцев.

1 1 Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - С. 255.


52

Г.Остер и П. Экман (1968) отмечают, что мимические мускулы лица формируются уже на 15-18 неделе эмбриогенеза, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели эмбрионального развития [116, С. 146]. Таким образом, эмоциональная выразительность лица имеет врожденную основу. Тот факт что развитие эмоций и мимики у всех грудных детей проходит одни и те же фазы также указывает на их биологическую детерминированность. Первая эмоциональная реакция новорожденного - плач, затем появляется рефлекторная улыбка, не связанная еще с событиями окружающего мира. Через несколько недель улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. Даже дети с сильно выраженной микроцефалией почти лишенные коры большого мозга, демонстрируют подобие улыбки12. Примерно в два с половиной месяца на лицах младенцев всех народов появляется социальная улыбка. С этого момента ребенок требует социальных контактов. Вскоре после этого возникают другие универсальные эмоции: у ребенка появляется страх при приближении незнакомого человека и неудовольствие когда его отделяют от матери. Эти два типа поведения обычно прекращаются в возрасте двух лет когда наступает новый этап в развитии познавательной сферы личности.

Таким образом, ряд выразительных движений, как, например, улыбка и плач универсален, их развитие отражает процесс созревания нервной системы. Данные эмоциональные реакции выполняют приспособительную и коммуникативную функцию: плач - это первый и наиболее важный эмоциональный сигнал, который сообщает о необходимости удовлетворения биологических потребностей ребенка; улыбка же дает побудительный мотив для общения с ним и, таким образом, стимуляции его развития.

Биологические основы мимики подтверждаются также способностью человека понимать даже те экспрессивные проявления, которые он никогда не

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир, 1988. - С. 246.


53

наблюдал у самого себя. Известно, что дети, еще не овладев речью, понимают чужую мимику.

Другим доказательством врожденности выражения на лице основных эмоций состоит в том, что мимика слепорожденных не отличается от мимики зрячих детей. Например, у тех и у других наблюдается поднятие бровей при удивлении, что подтверждает инстинктивность данного выразительного движения. Однако, с возрастом диапазон мимических выражений зрячих детей становится более богатым, в то время как у слепорожденных мимика, не находя подкрепления, сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции.

Таким образом, мимические движения имеют как генетические, так и социальные детерминанты и корректируются в процессе обучения и воспитания. Врожденные корни выявляются при сравнительном исследовании с животными (Ч. Дарвин, Ладыгина-Котс) (рис. 7), а приобретенные - при изучении конкретной среды, в которой воспитывался человек. Так, к примеру, ограниченность впечатлений, недостаточное общение ребенка со взрослыми приводит к обеднению детской психики, и, как следствие, к слабому развитию примитивных эмоций, бедности и трафаретности мимики.

Значительное влияние на мимические стереотипы личности оказывает также род ее профессиональной деятельности. Например, люди, систематически выполняющие ответственную, опасную или сложную работу, отличаются и соответствующим закрепившимся привычным выражением лица, сохраняющимся у них и вне профессиональной деятельности. Даже когда человек ослабляет контроль за собственным выражением лица, находясь наедине с собой, оно несет отпечаток его профессиональной деятельности, также как и состояния здоровья, настроения и т.д.

Фенотипические наслоения на лице, по мнению А. Kronfeld (1935),
превалируют   над    наследственными    (семейными,    расовыми,

конституциональными). Однако отделить их друг от друга довольно трудно.


54

Можно сделать вывод, что непроизвольная экспрессия лица человека, обладающая широким спектром выражений и их оттенков является результатом различных биотических и социальных зависимостей. Как писал С.Л. Рубинштейн: «Нигде нельзя провести границу между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально, природное и социальное, естественное и историческое здесь, как и повсюду у человека, образуют одно неразложное единство. Нельзя понять выразительные движения человека, если отвлечься от того, что он - общественное существо»13.

По мнению П. Фресса и Ж. Пиаже влияние общества на выражение эмоций идет в двух направлениях. Во-первых, общество поощряет выражение одних эмоций и порицает другие. При этом влияние социальной среды тем сильнее, чем более социальным характером обладает эмоция (например, выражение презрения более социализировано, чем проявление страха).Во-вторых общество создает настоящий язык мимики, делающий выразительные движения стилизованными, регламентированными и более многообразными. Язык мимики может быть универсальным или, наоборот весьма специфичным и.

Развитие и совершенствование мимики индивида идет вместе с развитием его психики, начиная с младенческого возраста, под влиянием воспитания, в результате взаимодействия с окружающей средой, в связи с трудовой деятельностью. Род занятий, психические нагрузки, стрессы, заболевания и вредные привычки придают мимике и чертам лица специфические черты. Так, например, многочисленные борозды и морщины, как правило, - свидетельство перенесенных страданий, гладкая и ровная кожа сохраняется у людей, проживших спокойную и благополучную жизнь. Причиной тому служат происходящие при эмоциях физиологические процессы: хорошее настроение радость сопровождается усилением

13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Педагогика, 1989. -Т. 1. - с. 162. 1 * Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. - Вып. 5. - М., 1975. - с.. 111195.


55

иннервации мышц, расширением мелких артерий, усилением притока крови к коже, питанием тканей, поэтому говорят, что радость - эликсир молодости; печаль же, напротив, старит, парализуя и расслабляя мышцы, вызывая чувство усталости, сужение сосудов, обескровливание тканей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.01 с.)