Непроизвольное и искусственное в физиогномической экспрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непроизвольное и искусственное в физиогномической экспрессии



Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяет человеку осознавать и направлять свои мимические реакции, дает возможность контролировать и совершенствовать свою мимику, а также управлять ею как инструментом общения, средством воздействия на окружающих и создания желаемого образа. Если мимика младенца выражает только его естественные реакции на внешние и внутренние раздражители, то по мере формирования сознания ребенка, она все более утрачивает свою врожденную естественность, приобретая следы воспитания заимствования, подражания.

Высокие диагностические возможности лицевой экспрессии, ее постоянная представленность, «осязаемая данность» другому и управляемость привели к развитию противоположенной ее основному назначению функции -функции маскировки и имитации переживаний. Без подобной «экспрессивной маски» сложно представить процесс социализации личности, она делает поведение человека социально-приемлемым и привлекательным, создавая нравственно-этический образ личности для окружающих. Поэтому лицо человека становится достаточно противоречивой иллюстрацией его личности, не всегда правдивым отражением его реальных чувств, эмоций и отношений.

Следовательно, при изучении внутреннего мира человека следует учитывать, что как объект познания он одновременно выступает и субъектом активной деятельности, познания и общения. Отсюда следует стремление каждого человека преподнести себя, произвести на окружающих нужное впечатление, скрыть или, наоборот, изобразить определенные чувства и


56

переживания. Поэтому мимика субъекта может быть как реальная (натуральная, естественная), так и ролевая (искусственная, фиктивная).

Управление собственной экспрессией выражается в трех различных формах: «подавлении», т.е. сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маскировке», т.е. замене выражения переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуляции», т.е. выражении не переживаемых эмоций. [56, С.582]. Поэтому, например, отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает; он может скрывать свои переживания, «загоняя их вглубь».

Стихийная естественная мимика, таким образом, - привилегия детей и больных: она подсознательна, неконтролируема и неуправляема сознанием. Ее начала находятся внутри субъекта. Искусственная мимика же целенаправленна во вне, она не отражает истины переживания, а является способом воздействия на окружающих, способом внушения.

Еще А. Шопенгауэр писал: «Так как каждый старается возбудить уважение или приязнь, то наблюдаемый тотчас же пустит в ход всякие усвоенные уже им уловки притворства, станет своими минами лицемерить, льстить и так нас этим подкупит, что мы вскоре перестанем видеть то, что явственно показал нам первый взгляд. Поэтому-то и говорится, что «большинство людей при ближайшем знакомстве выигрывают», тогда как следовало бы сказать - «нас одурачивают» [132, С. 160].

При общей возможности человека контролировать выражение лица и проявление эмоций, существуют большие различия между людьми в способности владения эмоциональными проявлениями от полного невладения при психических нарушениях до совершенства у талантливых актеров. Диапазон выразительности мимических проявлений достаточно широк - от амимии до мимикрии, от безликости до безграничного аффекта. Кроме того имеют место культурные традиции проявления эмоций, усваиваемые детьми в


57

процессе воспитания. Социальная среда и опыт общения способствуют формированию у человека прототипов мимики для различных ситуаций.

Мимический эквивалент психического статуса человека не является твердо закрепленным и меняется под влиянием воспитания, в результате тренировки (Куприянов В.В., Стовичек Г.В.). Данное положение подтверждается примером поведения представителей аристократических кругов, в которых амимия считается правилом хорошего тона, а также артистов и лиц военных специальностей, обязанных управлять своими эмоциями и подавлять естественную мимику. Кроме того, в истории психологии описан ряд случаев вынужденного подавления выражения эмоций, когда мимика должна была быть подчинена условным нормам, принятым в обществе.

Несомненно, мимика в большинстве случаев воспроизводима искусственно. Есть множество жизненных ситуаций, в которых владение подобным артистизмом играет существенную роль. Ролевая мимика имеет большое значение, например, в работе официантов, продавцов, стюардесс, дикторов телевидения и т.п.. Сокращения мимических мышц лица помогают им маскировать истинные чувства и эмоции, будь то личные переживания или негативная оценка клиента и выражать ожидаемые, необходимые в данной ситуации.

Наибольшей способностью волевого управления мимикой обладают люди артистических профессий, так как их работа связана с систематической тренировкой определенных групп мышц. У карточных игроков также развито умение управлять своей мимической мускулатурой, на котором строится так называемое «искусство блефа» в азартных играх. При необходимости они могут изменить знак эмоции на обратный, например, выразить на лице чувство удовлетворения при неудачном раскладе для введения в заблуждение партнеров.

В рамках своей коммуникативной функции и благодаря оказываемому воздействию на  партнеров эмоции и мимика могут использоваться для


58

манипулирования другими людьми. А. Шопенгауэр писал на этот счет: «Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения»15. Уже с первого года жизни ребенок начинает использовать эмоции для манипулирования другими людьми: плач, крик и мимика страдания вызывают желаемую ответную реакцию взрослых. Так эмоции и их выражение служат удовлетворению потребностей индивида путем изменения в нужную сторону поведения других. В качестве манипуляторов используются улыбка, смех, плач, показной презрительный, равнодушный или страдальческий взгляд и т.п.

Е.П. Ильин (2000) указывает, что при манипулировании воспроизводится «эмоциональная заготовка» - энграмма. Память человека запечатлевает ситуации, когда она принесла желаемый эффект, и в последующем при наступлении аналогичной ситуации данное эмоциональное поведение будет избрано как предпочтительное. Энграммы, с точки зрения влияния на других людей, могут быть положительными - вызывать положительное отношение: любовь, признание, доверие при помощи улыбок, смеха, мимики удовольствия, внимания, принятия партнера и т.д. и отрицательными, наполненными экспрессией агрессии, вражды, угрозы, гнева, отчуждения и т.п.

Таким образом, мимика людей часто бывает обманчива и противоречива: в одном случае она выражает реальное внутреннее состояние, в другом -маскирует его, поэтому такие пословицы, как «Что в душе, то написано на лице», «Что в сердце варится, в лице не утаится», «На воре шапка горит» (рус), сочетаются с противоположенными: «На сердце обида, а на лице улыбка» (кит.), «соврет и глазом не моргнет» (рус). Однако не стоит соглашаться с Ларошфуко Франсуа де, писавшим: «Каждый человек, кем бы он ни был,

Шопенгауэр А. Афоризмы и истины. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - С. 597.


59

старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин».16

Конечно, в жизни непроизвольная мимика постоянно переслаивается с мимикой управляемой, и в ряде случаев сложно различить искусственную и естественную мимику, однако это не является основанием для отказа от физиогномики, так как, несмотря на это, в большинстве случаев между людьми при контакте лицом к лицу достигается взаимопонимание.

Это происходит потому, что при «подделке» своей мимики, по мнению ряда авторов, (П. Экман, У. Фризен, А. Пиз, И.П. Ильин) человека выдает отсутствие полного соответствия между отдельными микро и макросигналами его лица, мимикой и другими невербальными (интонация, жесты, позы и т.д.) и вербальными выразительными средствами. Это может быть искривление лицевых мышц, их напряжение, расширение зрачков, румянец, испарина на лбу, учащенное моргание и множество других мелких признаков, нарушающих общую гармонию целостного облика человека и сигнализирующих об обмане. Большинство людей способны замечать такое несоответствие между вербальной и невербальной информацией, улавливать «предательские» знаки лица. Напротив гармоничность лицевой экспрессии синхронность элементов мимики знак внутренней гармонии личности истинного отношения и согласованности между вербальной и невербальной информацией.

Учет ситуации, жизненный опыт общения, интуиция и теоретические знания помогают человеку распознать фальшь и неискренность, иначе не было бы условий для здорового межличностного общения и совместной деятельности. Однако вероятность несовпадения мимической реакции с действительным состоянием мыслей, чувств и настроений субъекта требует наличия научных критериев оценки мимики.

1'Ларошфуко Франсуа де. Мемуары. Максимы. -Л., 1971. -С. 170.


60

Несомненно, силой воли человек может изменить динамику своего лица и тем самым ввести в заблуждение партнера. Однако ряд физиологических и психических реакций возникает у него не зависимо от его воли и желания и находит свое отражение на его лице.

В связи с этим, в криминалистике, например, достаточно часто в интересах поиска истины используется детектор лжи, действие которого основано на распознавании неосознанных и потому неконтролируемых вегетативных реакций личности в ответ на предъявление ряда эмоциогенных раздражителей. Испытуемый отвечает на вопросы, часть которых нейтральны по содержанию, в другой же части содержатся слова, относящиеся к составу преступления. Задержка ответа рассматривается как признак особого обдумывания вопроса и желания скрыть информацию. Она обусловлена эмоциональным всплеском, безотчетно и независимо от воли испытуемого наступающим у него в ответ на эмоциогенные слова, относящиеся к разбираемому делу.

Эмоциональный отклик динамично отражает быстрые и неглубокие переключения в системе отношений человека к текущим изменениям ситуации. Он не меняет существенно эмоциональное состояние человека, появляясь на мгновение как ответная реакция на ситуацию. Наличие таких мгновенных реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом, открывшими существование «кратковременных выражений» лица, представляющих собой резкое изменение выражения лица в пределах 1/8 - 1/5 с при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов. [56, С. 16-17]. Обычно такие мгновенные изменения лица не улавливаются людьми в общении, однако на подсознательном уровне они замечаются, и человек может, не отдавая себе отчета в причинах данного явления, почувствовать, что партнер скрывает истинное отношение к предмету.

Отечественный психолог А.А. Бодалев отметил, что при нормальном общении невербальные средства обычно подкрепляют вербальные. Но из-за


61 того, что последние человеку легче контролировать, невербальные сигналы могут действовать рассогласование с вербальными и выдавать скрываемое состояние. Например, движения мимических мышц человека может вовсе не соответствовать содержанию его речей, при этом одни наблюдатели, фиксируя этот «конфликт речи и действий», заключают, что у партнера в данный момент «ум с сердцем не в ладу», а другие не замечают диссонанса и оценивают человека только по содержанию его речи [18, С. 30-31].

Убедительным примером «предательской» реакции психики является также изменение величины зрачка. Оптическая система не подчиняется сознанию и работает автоматически: зрачок рефлекторно расширяется или сужается в зависимости от количества поступающего света, а также от активации симпатической нервной системы. Изменение зрачка является индикатором психических процессов, не поддающихся волевой регуляции, например, при психическом и половом возбуждении, при боли, испуге, страхе.

Американский психолог Э. Хесс первым открыл данный феномен. Предложив ассистенту просмотреть пачку пейзажей, в которую было вложено изображение обнаженной девушки, он следил за глазами испытуемого. Когда ассистент дошел до эмоциогенного изображения, его зрачки резко расширились17. В результате последующих наблюдений Э. Хесс написал книгу «Предательский глаз», вдохновившую многочисленных последователей, стремившихся по глазам узнать скрытые мысли и чувства человека. Американские разведывательные службы пытались использовать данный феномен в практике ведения допроса, вспомнив слова Конфуция: «Загляните человеку в зрачки - и он не сможет спрятаться»,

Как писал М.И. Авербах: «зрачок расширяется при сильном сжимании век, при раздражении тройничного нерва, во сне, а также от физической боли, от страха, при резких боковых взглядах, при глубоком вдохе, от психической депрессии и суживается от радостных, приятных переживаний... Поведение

Хессет Дж. Введение в психофизиологию. М., 1981. С. 106-107.


62

зрачка отличается исключительной искренностью. Он отражает и выдает самые сокровенные элементы душевного состояния, ибо иннервация мышц,

18

управляющая сокращениями радужки, не зависит от воли человека».

Однако, научное изучение феномена не оправдало всех надежд энтузиастов. Было установлено, что зрачок откликается на достаточно широкий диапазон внешних и внутренних причин..исследователям не удалось стандартизировать изменения зрачка. Но учитывая конкретную ситуацию, многофакторность расширения зрачка, данный феномен может быть

WC/llvJJiD-jL/ocliT. ixdiv L'UоC/об ХЮхІА.ОЛОІ IrHcL'K.tJl о /J, Mel J. її О о сі. (О/.З. VfwJ43о-BK



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.013 с.)