Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможности и границы физиогномического познания человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чувственное познание, ощущение и восприятие - исходные формы психического отражения, начальная ступень познания внутреннего мира личности, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъектов общения на основе доступных органам чувств свойств объектов, к которым относится внешность и экспрессия человека. Физиогномика направлена на распознавание характерологических свойств по внешним признакам и относится к первому этапу познания личности. В процессе общения каждый человек одновременно выступает одновременно как объект и субъект общения и познания. Субъект познания для начала должен иметь минимальное знание (представление) о сущности личности, о соотношении субъективного (внутренне скрытого) и внешнего, доступного восприятию. Восприятие лица человека рассматривается как частный случай восприятия целостного объекта, так как формирование образов людей и понятий о их личностных качествах подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного знания о нем [15, С. 3]. В то же время, когда объектом восприятия и познания выступает человек, они приобретают особые черты, ведь, как писал американский психолог Гордон Олпорт, «мы никогда не воспринимаем человека, чтобы в то же самое время не видеть в нем, что он есть личность». Allport G. W. Pattern and growth in personality. - P. 513. 107 Одной из распространенных причин неадекватного суждения о личности по ее внешним признакам является феномен неосознаваемого создания каждым индивидом собственной классификации людей на основе предыдущего жизненного опыта. Находя у нового объекта общения определенные внешние черты, его по аналогии наделяют и личностными качествами, по мнению субъекта, характерными для данного типа людей. При этом проявления объекта, не вписывающиеся в круг типичных, оцениваются как временные и нехарактерные исключения, не свидетельствующие о личностных особенностях, а потому не берущиеся во внимание. Субъект прогнозирует поведение объекта и выбирает тактику общения с ним в соответствии с особенностями того типа, к которому он его относит. Автор согласен с А.А. Бодалевым в том, что сложившиеся у человека в практике общения обобщения и стереотипы актуализируются в сознании при восприятии другого и выступают обязательным компонентом процесса распознавания его личности. Данные обобщения представляют собой систему зависимостей между особенностями внешнего облика и качествами личности, которые человек привык с ними связывать. Подобные обобщения могут отражать как существенные, так и случайные связи, а порой усматривают связь там, где ее вовсе нет [15, С. 118]. Следует учитывать, что типологическое мышление всегда категорично, упрощено и однозначно, оно абстрагируется от индивидуальных особенностей личности и позволяет видеть в человеке лишь типичного усредненного представителя определенной группы, лишенного уникальных черт. Такая приблизительная формальная оценка не позволяет узнать о личности сверх того, что заложено в классификации. Вместе с тем, чем у человека богаче, систематизированнее опыт общения и познания людей, выработанный и скорректированный в процессе жизнедеятельности, тем более достоверны его оценочные эталоны, тем весомее предпосылки для достоверного распознавания внутреннего мира 108 другой личности и выбора оптимальных способов общения с нею (Бодалев А.А., Панферов В.Н.). Вообще, сложный психологический феномен первого впечатления включает чувственный, логический и эмоциональный компоненты и является результатом аналитико-синтетической деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем. При этом запускается ориентировочный рефлекс, изменяющий уровень активности коры больших полушарий и необходимый для ориентирования в новой ситуации или для подготовки к возможному развитию событий в общении с новым человеком. Наделение нового объекта познания психологическими чертами, присущими, на взгляд исследователя, его внешнему типу относится к популярной концепции статической физиогномики, однозначно связывающей черты характера с анатомической структурой лица и проводящей прямое сопоставление устойчивых черт внешности и черт характера, являющейся научно не оправданной. Подобные положения не имеют возможности логического обоснования, поэтому данное направление исследований следует расценивать как искусство или своего рода развлечение, хотя возникшие в его рамках стереотипы обыденное сознание до сих пор склонно рассматривать в качестве достоверного знания о людях. Ведь до настоящего времени существует утопическая убежденность обывателя в том, что по устойчивым чертам лица могут быть «прочитаны» характерологические признаки человека. Проведенный А.А. Бодалевым с коллегами опрос различных слоев населения (пенсионеры, рабочие, студенты, школьники) подтверждает наличие веры общества во вненаучные физиогномические обобщения. В ходе исследования испытуемых просили ответить на вопрос, связывают ли они психические качества людей с особенностями их внешности, и в случае положительного ответа привести примеры таких отношений. В результате из семидесяти двух опрошенных 9 чел. утверждали, что люди с квадратным подбородком обладают сильной волей, 17 - что обладатели большого лба 109 умны, 3 - что жесткие волосы - признак непокорного характера, 14 - что полные люди имеют добродушный характер, 5 - что красивые люди либо глупы, либо себялюбивы, 4 - что постоянно приоткрытый рот характеризует глупца и т.п. [15, С. 118]. Было установлено, что имеющиеся подобного рода связи моментально включаются в формирующийся у человека образ субъекта восприятия, если у него обнаруживается тот или иной внешний признак. Зачастую житейские физиогномические суждения, на которые люди неосознанно опираются в повседневном общении, вынося оценки партнерам, возникают в следствие легкой ассоциации идей. Так, например, люди, носящие очки могли повредить зрение в учении; а индивиды, обладающие большим лбом, имеют большее пространство для мозга и потому умны. Такие оценочные тенденции являются свидетельством психологической некомпетентности и односторонности анализа собственного опыта общения. Поэтому следует предостеречь от слепой веры в подобные физиогномические постулаты. Данное явление наделения познаваемой личности целым набором качеств на основе отнесения ее по внешним признакам к какому-либо классу изучалось также Х.Х. Келли61 и СЕ. Эшом62, определившими его как «стереотипизацию», а «наборы» качеств как «оценочные стереотипы». Г. Олпорт63 и П. Секорд64 отметили, что подобные «стереотипы» начинают срабатывать уже при восприятии статических черт лица субъекта познания. Предположим, что характер человека может быть «прочитан» по форме его ушей, носа и т.п., а затем осуществлен контроль результатов этого анализа относительно всех доступных биографических данных. Несомненно, на этом 61 Kelly Н. Н. The warm cold variable in first impressions of personality. - Journal of abnormal and social psychology, 62 AschS.E. Forming impressions of personalities. - Journal of abnormal and social psychology, 1946. -№41. p. 258- 63 Allport G.W. Pattern and Growth in personality. - N.Y.,1961. 64 Secord P. Facial Features and inference processes in interpersonal perception. - In: Tagiuri R., Petrullo L, (ed.). Person Perception and Interpersonal Behavior Stanford. 1965. по пути возможно выявление ряда успешных корреляций, однако очевидна нелепость попыток «спрессовать» эти совпадения в науку с точными предписаниями о значении припухлостей, складок, пропорций и т.п., позволяющей механически «вычитывать» из формы ушей то, что едва ли может полностью выявиться на протяжении целой жизни - глубинную, сущностную природу человека. Как писал К, Ясперс: «Мы не можем объективировать интуиции, относящиеся к скрытой за внешним обликом природе объектов, так как они касаются не измеримых аспектов этого облика, а чего-то такого, что не поддается точному определению. Здесь мы сталкиваемся не с отдельными регистрируемыми формами и их измерениями, а с соотношениями формы и измерения. Эти соотношения не могут рассматриваться как отдельные измеримые единства; они переходят в бесконечность, которая в принципе не редуцируема до каких бы то ни было рациональных, исчислимых величин» [141, С. 332]. Обнаружить точную корреляцию невероятно сложно, поскольку ни физические формы, ни психологические характеристики личности не поддаются однозначному измерению и исчислению. Они доступны описанию лишь в виде неполной эмпирической типологии. Типологическая классификация же используется лишь как инструмент для приблизительных прогнозов, а не как методология распознавания отдельной личности. Статическая физиогномика вошла в глубокое противоречие с научными методами и скомпрометировала физиогномику в ее ориентации на науку, так как была основана на эмпирическом обобщении при помощи популярной индукции, когда переход от ряда единичных фактов к общим положениям делается при наличии какого-либо признака у части элементов класса. Выводы, основанные на простой повторяемости явлений, которая вполне может оказаться случайной, являются вероятными. Физиогномика восприняла эту случайную связь явлений за существенную, подняв на уровень закономерности. Ill Заключение при этом вытекало из принятых посылок не с логической необходимостью, а лишь с некоторой вероятностью. Неполная индукция вообще широко распространена в практике повседневного мышления, ею пользовалась и статическая физиогномика, выдвигающая обобщающее умозаключение о необходимой взаимосвязи какого-либо душевного свойства и черты лица и переносящая его на всю популяцию в силу того, что установлена такая взаимосвязь внешнего и внутреннего у некоторого количества людей. Убеждение об истинности подобных суждений основывалось на том, что в ходе индукции не встретился объект с несходными либо противоположенными сочетаниями лицевых признаков и характерологических особенностей. Поэтому Ф, Бэкон назвал популярную индукцию индукцией через простое перечисление в котором не встречается противоречащего случая. Обнаружение впоследствии таких противоречащих случаев опровергло ряд (Ьизиогномических постулатов и дискредитировало статическую физиогномику. Физиогномические обобщения, сделанные на основе популярной индукции могут носить лишь вероятностный характер, причем степень вероятности заключения увеличивается по мере роста числа рассмотренных объектов. В любом случае, такие индуктивные построения не могут удовлетворять требованиям научной точности. В результате многократного наблюдения одновременного присутствия какой-либо черты лица и особенности характера, не встретив в ходе исследования противоречащего случая утверждали что их взаимосвязь является необходимой. Однако такая индукция не может быть признана научно достоверной так как факт что не было встречено случаев противоречащих наблюдаемым не является гарантией, что он не встретится в последующем. Статическая физиогномика, таким образом не раскрывала у исследуемых объектов существенных связей необходимо обуславливающих наличие характерологического свойства у всех людей обладающих какой-либо чертой лица. Так например если в результате 112 исследования некоторого количества людей делалось заключение, что все люди, обладающие большим лбом, умны, то такая популярная индукция не выдерживает современной критики, так как размер лба, как впрочем и размер мозга, представляет собой нечто непостоянное, не связанное необходимо с природой интеллекта, а потому встречаются мудрецы, обладающие невысоким лбом. Индукция должна иметь дело с необходимой, а не случайной связью вещей. Связь между высоким лбом и уровнем интеллекта не является необходимой, высокий лоб - не есть что-либо такое, что противоречит другим обобщениям. Высота лба для человека не есть что-то существенное, т.е. такое, от чего могла бы зависеть величина интеллекта или жизнь человека. Совсем иное дело, если, произведя наблюдение за мимическими процессами, сказали, что «люди выражают основные эмоции при помощи мимики». Это было бы научной индукцией, так как сокращения мимических мышц есть такое свойство без которого эмоции немыслимы, Нельзя забывать, что всегда есть вероятность, что обобщение окажется поспешным или недостаточно обоснованным, ведь индукция - это переход от достоверного знания к вероятному. Пользуясь индуктивным умозаключением, открывают законы природы - постоянное необходимое свойство или связь ряда или класса явлений, но не физиогномические взаимосвязи. Физиогномика девальвировалась традицией и логикой «поспешного заключения». Несомненно, феномен первого впечатления в ряде случаев может себя оправдывать, но лишь за счет интуиции, представляющей собой неосознанный синтез жизненного опыта, и то до тех пор, пока не наткнется на ограниченность эмпирической случайности. Статическая физиогномика, не способная выявить причинную связь явлений, широко использовала приблизительные обобщения и аналогии. Приблизительные обобщения - это умозаключения, содержащие утверждение или отрицание, справедливые относительно большинства объектов данного класса. Многие физиогномические стереотипы носят именно характер 113 приблизительных обобщений, например, утверждения большинство злых людей худы, большинство полных людей добры, обладатели полураскрытого рта - разини, поджатых губ - ворчуны и т.п. Слово «большинство» в приблизительных обобщениях может заменяться словами «большей частью», «обыкновенно», «вообще» и т.д., отмечая, что это справедливо только относительно большинства людей, но не относительно всех. Такие обобщения широко употребляются в медицине. Взгляд на действие лекарственных средств на организм выражается при помощи положений, имеющих характер приблизительных обобщений. Если мы говорим, что «бром успокаивает нервы», то это справедливо только относительно большинства людей, а не относительно всех. Точно также суждения о характере и мимических особенностях народов представляют собой приблизительные обобщения, например, когда говорят, что англичане сдержанны и холодны, а французы легко возбудимы. Следует отметить, что на приблизительных обобщениях базируется значительная часть науки, и в практической жизни люди поставлены в необходимость пользоваться ими, так как не представляется возможным найти точные законы многих явлений. Приблизительные обобщения имеют свое важное научное значение. В исследованиях, относящихся к свойствам масс индивидуумов, как, например, в политических и социальных науках, целесообразно пользоваться приблизительными обобщениями. Однако нужно помнить, что приблизительные обобщения носят вероятностный характер, и нельзя из приблизительного обобщения типа: «Большинство людей, имеющих высокий лоб - умны» переходить к частным суждениям при познании конкретного человека, просто заключая о его интеллекте, исходя из размера лба и приблизительного обобщения. Помимо того, физиогномисты прошлого широко использовали умозаключения по аналогии, в которых от внешнего сходства двух людей в известном числе свойств заключалось и сходство черт характера. Особенно не 114 выдерживают критики аналогии с животными, популярными в физиогномике древних. И в индукции, и в аналогии заключают от частностей, но индукция приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. В умозаключении по аналогии умозаключают не от ряда случаев, а от известного числа пунктов сходства. Заключение по аналогии также не может дать ничего кроме вероятности, причем ее степень может быть небольшой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов. Умозаключение по аналогии может приводить как к истинному, так и к ложному выводу. Французская пословица гласит: сравнение - не доказательство. Аналогия - умозаключение, ведущее к гипотезе, но не имеющее доказательной силы. Ведь при желании можно отыскать сходство между любыми двумя произвольно взятыми людьми. Рассуждение по аналогии продолжает сходство между объектами, причем в новом, неизвестном направлении, где может наткнуться на неожиданное различие. Умозаключение по аналогии также не дает достоверного знания. Не только физиогномика, но и многие бытующие до сих пор предрассудки, вроде веры в приметы и гадания, опираются на ошибочные аналогии. Степень вероятности умозаключения по аналогии зависит от следующих обстоятельств: количества усматриваемых общих свойств предметов, количества известных несходств между ними, общие признаки должны быть существенными для обоих предметов, охватывать разные стороны предметов, быть разнородными, переносимый признак должен быть того же типа, что и подобные признаки предметов, объема нашего знания сравниваемых вещей. Для физиогномики данные условия не выполняются, следовательно нельзя говорить о высокой степени вероятности умозаключений по аналогии в физиогномике. Заключения по аналогии являются лишь предварительными 115 построениями, указывающими, куда должен направить свое внимание исследователь. Один из основных законов, которому должно подчиняться мышление, чтобы быть истинным - «закон достаточного основания», гласит: всякое суждение должно иметь определенное логическое обоснование. Физиогномические постулаты статической физиогномики прошлого не отвечали требованиям данного закона. Несомненно, единый внешний образ человека позволяет непосредственно интуитивно увидеть нечто, относящееся к сфере психического и выявляющееся как естественное единство форм и черт лица, доступное восприятию. Такое видение сродни художественным образам, оно охватывает свойства, которые невозможно «уловить» рациональными методами, но доступные взору художника, поддающиеся шаржированию, но недоступные точному научному классифицированию. Такая интуитивная чувствительность формируется как результат предыдущего опыта общения, а также благодаря художникам и писателям, на счету которых неисчислимое количество физиогномически характерных портретов, типизации и образов. Конечно, описания устойчивого внешнего облика личности в сопряжении с соответствующей характерологией оказывают воздействие, подобно описанию произведения искусства. Однако данный путь познания личности не позволяет достоверно прогнозировать поведение личности. Современная наука отрицает возможность достоверного распознавания личности по статике лица. Ограниченность статической физиогномики как средства познания человека очевидна. Однако, это не означает ее абсолютной непригодности. Диалектическая методология требует разумного совмещения статического и динамического подходов. Как было показано в третьей главе диссертационной работы, многие заболевания, влекущие за собой изменения психики, находят свое отражение в чертах лица больного. Одного взгляда на 116 него бывает достаточно, чтобы обнаружить наличие определенного заболевания. Кроме того, часто повторяющиеся в течение жизни мимические движения оставляют определенные следы в устойчивой картине лица. Его анатомические черты изменяются также под влиянием болезней, вредных привычек, профессии, условий жизни (климатических, материальных, социальных) человека. С возрастом на тех участках кожи, где, благодаря различным эмоциям, наиболее часто возникают складки, образуются глубокие морщины, имеющие индивидуальный рисунок у каждой личности в зависимости от особенностей психики, типа высшей нервной деятельности, преобладающих эмоций, характерной мимики. Индивидуальный рисунок морщин формируется под влиянием систематического сокращения определенных мышц а значит свидетельствует о наиболее частых эмоциональных состояниях и личностных особенностях. Лабиринт морщин неповторим: в одних сл\^чаях их расположение «говорит о доброте злобе жестокости»65. В той какой физиогномика рассматривает подобные Г* ТТ^ТТТ-Л в TTM^rUT/TLT ї /f ТТ а ТГЪТТЛТп,ЪТи £ 1 Г*К*Т/Т £ > Ч^Т^ТТ^Т ТТТЛТТ а Г^ТТЙ \/(C\'Wf*'T Г* TTWirWT'T» особенностей ТТ Т/Г tr TJ с\ С* Т* Т/Т физиогномика может считаться эмпирически обоснованной и способной к дальнейшему научному развитию. Кроме того, самосознание личности формируется не только под воздействием среды и воспитания, но и под влиянием представлений о собственном внешнем облике. В течение всей жизни самооценка человека подвержена влиянию того, насколько он физически развит, красив, здоров. Хотя изначально физические недостатки могут не иметь ничего общего с психикой человека, однако они представляют собой фактор изменения личности и появления комплекса неполноценности. Устойчивое представление человека о своей ущербности оказывает на него серьезное влияние, Кориа Л., Эрлих Ж. Малый медицинский справочник. Париж. 1969. 117 способствуя формированию своеобразных черт характера. Представление о собственной неполноценности оттесняется в подсознание и влияет на поведение. Так, статические черты внешности и психическая жизнь человека взаимодействуют даже несмотря на свою изначальную независимость. Как писал К. Ясперс: «...видя перед собой горбуна, невольно приписываем ему горький, саркастический склад ума, это обусловлено некоторыми привходящими моментами. Возможно, горбун приобрел свое уродство вследствие перенесенного в детстве повреждения позвоночного столба, то есть без всякого вмешательства психических факторов. Но иногда такие уродства или некоторые другие разновидности физического страдания влекут за собой психические последствия: может развиться чувство озлобленности, и то обстоятельство, что это случается достаточно часто, склоняет нас к ошибочному предположению, будто горб и озлобленность неотделимы друг от друга» [141, С. 338]. На это указывал также Л.Н. Толстой, убежденный, что ничто не имеет такого разительного влияния на характер человека, как его внешность, и не столько она, сколько убеждение в ее привлекательности или непривлекательности. Не смотря на то, что телесные факторы могут косвенно воздействовать на психику, встречается различная степень взаимного соответствия физических и душевных черт: в одних случаях наблюдается их однозначное соответствие, в других, напротив, полное несоответствие, например, подвижность, энергичность может не соответствовать тучности тела, или же флегматический темперамент может сочетаться с костлявой фигурой, в ряде случаев вообще не представляется возможным сделать какие-либо предположения о характерологии личности, исходя из внешности. Здесь нет регулярности, повторяемости и закономерности взаимосвязи. Физиогномика представляет научный интерес в той мере, в какой она исходит из принципа единства души и тела. В качестве методологической 118 платформы данная связь необходима и требует от физиогномики ответа на вопрос: в какой мере и каким образом духовное проявляется в физических явлениях. Современный динамический физиогномический подход к человеку имеет прямое отношение к научной психологии и материалистической философии, так как он выявляет природу взаимосвязи психических процессов с экспрессией лица. Характер и темперамент человека более всего проявляют себя через экспрессию, через закономерную связь между эмоцией и ее внешним выражением в мимике. Физиогномика - это наиболее проблематичная область познания личности. Современные науки: психология, физиология, антропология отказываются от поверхностного интуитивного понимания корреляций внешнего и внутреннего. Научная методология требует установления существенных связей между точно определенными внешними признаками и характерологическими свойствами личности. Трудности возникают в связи с необходимостью определения того, в како мере и в каком объеме объективное репрезентирует внутренний мир? Известно что это проявление ограничено и биологическими, и социально-этическими причинами. Внутренний мир личности богаче внешнего и потому не находит в нем исчерпывающего проявления. Отсюда следуют определенные методологические ограничения на познание личности по внешним гоэизнакам. Претензия окончательно познать личность по внешним признакам несправедлива и нереальна. Ведь даже познание простейших объектов невозможно с абсолютной полнотой, физиогномика же нацелена на распознавание сложного субъективного образования - личности человека, причем лишь по одному узкому каналу - по лицу. Изоморфизм или точное познание в физиогномике невозможно, как, впрочем, и вообще в общественных науках. Экспрессия лица индивидуальна и неповторима настолько, насколько индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях. Этим, а также подвижностью связи между экспрессивными кодами и их значениями, 119 постоянно изменяющимся контекстом общения во многом обусловлены трудности, связанные с интерпретацией мимики и ее точным пониманием в общении. В физиогномике не может быть однозначного линейного соответствия, абсолютно точного познания, но может быть выявлена зона соответствия, область возможных значений. Приблизительное вероятностное познание - гомоморфизм позволяет в определенной мере прогнозировать поведение личности и судить о ее качествах. Физиогномика как особый канал распознавания имеет ограниченные возможности однако достаточные для выдвижения гипотезы и оперативного прогнозирования поведения личности. Ограниченность физиогномики послужила причиной дискуссий в литературе относительно ее научного статуса. Специалисты зачастую придерживались крайних позиций: чрезмерно преувеличивали либо полностью отрицали роль физиогномики в понимании личности. Однако диалектика познания не сводится к категорическому утверждению крайних точек зрения. Знание об объективной реальности носит вероятностный характер, тем более это касается духовного мира человека. Отсутствие абсолютных критериев не является основанием для категорического отказа от физиогномики. Конечно, доля мимического проявления личности невелика но достаточна для суждения о ней на определенном познавательном уровне. Мимика - это лишь один из каналов по которому получают информацию о духовном мире человека. Распознавание личности по выражению лица не может претендовать на полное завершенное ее понимание но оно входит в состав познавательных актов. Это первый этап познания человека сЬормиюуюший гипотезу о том какой может быть личность в последующих наблюдениях. Гипотеза подтверждается либо оп ППЙРІЛГЯРТҐЇІ в Т \ Є * г %\7 ТТТьТЯТ (: к 77 Я ТТТ ^ ТТРХТТТТРГ ' О rmtTA/fPTTf^WWCT RPf^TO ТСОТ \ УГТТТТРТ £("* Я Л / Г ^ ТЧ "! 7TO в Но тттї " гттт _ f^TMo^tT'T,fkTTT-» T-TVTO MPXITT-TV Теоретическая база физиогномики должна быть подтверждена предсказаниями. Одно лишь часто применяемое интуитивное прогнозирование 120 поведения личности не отвечает научным требованиям. Предсказуемость, пусть вероятностная, должна отвечать требованиям регулярности и быть основанной на закономерных связях причины и следствия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.015 с.) |