Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнические и общекультурные стереотипы в физиогномикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе межличностного общения и познания следует учитывать этнические и национальные особенности культуры, оказывающие значительное влияние на выражение эмоций и чувств человеком. Куприянов В.В., Сухаребский Л.М., Новинский Г.Д. Лицо больного. - М.: 1971.- С. 98. 96 Исследования эмоционального поведения людей различных культур, а также описаний выражения эмоций в художественной литературе разных народов установили, что в данной сфере встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. (П. Экман, К. Фризен, Д. Матсумото, Е. Холл и др.) В современных исследованиях (С. Томкинс, П. Экман, У. Фризен, К. Изард) представлены доказательства существования генетически заданных универсальных поведенческих комплексов - базовых эмоций, мимические выражения которых также являются врожденными общевидовыми. Так, например, страдание и радость являются универсальными для различных культур, узнаваемыми по внешнему выражению представителями разных народов, Однако нормы культуры оказывают специфическое влияние на формы реакций, регламентируют, когда, каким образом и как следует выражать свои эмоции. Богатый эмпирический материал в данной области собран антропологами, этнографами, путешественниками. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои переживания и соблюдать сдержанность. То же характерно и для японской системы воспитания (бусидо), обучающей владению собственной мимикой. Любое проявление бессилия, в том числе слезы, мрачное выражение лица и другие его признаки считаются японцами крайне позорными. Внешне себя проявлять можно только улыбкой С точки зрения европейцев «японская улыбка» кажется слишком частой, не всегда уместной, а порой даже неискренней и фальшивой. Но следует учитывать что в ее основе лежит вековая традиция национальный общения. Во беседы в Японии ТЯ.К7К6 не ТТПИНЯТО ПЮИСТЭЛЬно РЛЛПТПРТТл rmVT"* на ТЇТ^Л/ГЯ «гТяТ7Т^ЯТіТТРТ-ТТ^Т-»ТІТ TTTISTA/fO в ТТТ а 'ЗЯ R^rTTSTTT TTVPCTC их воспЮИНИМЗ.ЄТСЯ мНОГИМИ воСТОЧНЫМИ нЗ.ЮоДЭ.МИ кЭ.К невежливость дерзость 97 взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними»56. По степени использования контакта взглядом все общества делятся на «контактные» и «неконтактные». В контактных культурах, к которым относятся в основном южные народы - испанцы, итальянцы, португальцы, латиноамериканцы, арабы, - взгляд при общении имеет значительное функциональное значение. У арабов, например, детей с детства учат при разговоре смотреть человеку прямо в глаза, иначе взгляд считается невежливым. В российской культуре смотрение в глаза («не отводит глаз») зафиксировано как выражение искренности. Это нашло отражение в пословицах, поговорках и фразеологизмах («соврет - глазом не моргнет», «искать правду в глазах»). Поэтому политиков, например, учат смотреть на переносицу интервьюера, что создает ощущение искренности. В неконтактных же культурах, к которым относятся народы севера Европы, а также японцы, индийцы, пакистанцы издавна рассматривание человека, особенно незнакомца, в упор считается дерзостью, признаком вызывающего и даже оскорбительного поведения. Суеверия и религия наложили свой отпечаток на поведение людей, предопределив положение глаз во время разговора. В Кении, например, сохранился обычай, требующий, чтобы зять и теща разговаривали, только находясь спиной друг к другу. Индейцы племени навахо учат детей вообще не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и бороро собеседники смотрят в разные стороны, а при обращении к большой группе людей, рассказчик обязан повернувшись к ней спиной. Японцы при разговоре обычно смотрят на шею собеседника таким образом, что глаза и лицо партнера по общению находятся в поле периферийного зрения. Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. - 1983. - С. 145. 98 Мимический облик личности также во многом обусловлен этнографическими нормами. На выражение лица и мимику влияют местные обычаи, традиции, стереотипы, закономерности общения, способы передачи информации с помощью мимики. Некоторым народам, например, свойственна открытая улыбка, у других она не принята. В любом случае, человек лучше понимает мимику тех, кто родился в той же географической и этнической зоне, что и он. Исключение составляют экспрессии, вызываемые глубокими переживаниями, так называемыми, базовыми эмоциями, такими как страдание, радость, печаль, гнев, удивление, свойственными всем людям и имеющими в своей основе физиологические процессы, Культурные и национальные традиции откладывают отпечаток на выразительность и экспрессивность мимики и поведения. Так, например, российские телезрители отмечают непомерную по нашим канонам интенсивность проявления эмоций, выходящую, по нашим представлениям, за пределы приличия, героями в бразильских и мексиканских телесериалах. У разных народов одни и те же выразительные средства используются при разных эмоциях. О. Клайнбер (1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а от удивления «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья. Поэтому туристов, например, обычно предупреждают о необходимости с большой осторожностью использовать и интерпретировать невербальные средства в чужой среде. Психолог B.C. Агеев отмечает, что в каждой культуре имеются «ключи» для прочтения внешности человека и оценки его личности. Эти ключи формируются в процессе усвоения личностью опыта своего народа и эффективны тогда, когда прилагаются к представителям одной культуры. 99 Следовательно, связь внешнего и внутреннего ограничена социально-психологическим опытом всего народа. С.Л. Рубинштейн писал, что «форма и употребление наших выразительных движений преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ей нашим выразительным движениям»57. Выражение эмоций и чувств получает стилизованную социальными обычаями форму. Большинство ученых признает, что в различных культурах эмоции выражаются и распознаются по-разному. Для объяснения данного феномена П. Экман разработал нейрокультурную модель эмоций, которая включает в себя следующие компоненты: 1) стимулы, вызывающие внешнее проявление эмоций - внешние события, ожидания, воспоминания и т.д.; 2) программа выражения эмоций на лице - активность мускулов лица при выражении основных эмоций: радость, гнев, удивление, страх, отвращение, печаль, презрение; 3) правила проявления - предписания «культуры» усилить или ослабить интенсивность, нейтрализовать или замаскировать определенное первоначальное выражение эмоций, вызываемое программой; 4) последствия - изменения на лице, моторная активность и т.п. Данная модель предполагает, что программа выражения эмоций универсальна, одни и те же лицевые мышцы задеиствуются представителями всех культур для выражения основных эмоций. Специфические особенности выражения эмоций на лице у разных народов являются результатом влияния правил проявления на программы выражения 58. л физиогномикп, таким ыбразом, неу.естен однозначный подход к интерпретации мимике людей различных культур, требуется йщательное J. X * *^ X я* т / X ' л. * 57 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Педагогика, 1989. - Т.1. - С. 190. 3 ^ Ekman Р. Emotion in the human face. - New York: Cambridge University Press, 1982. - P. 144. 100 изучение выразительных особенностей различных народов, что позволит учитывать их при распознавании личности по динамике лица.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.007 с.) |