Этнические и общекультурные стереотипы в физиогномике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнические и общекультурные стереотипы в физиогномике



В процессе межличностного общения и познания следует учитывать этнические и национальные особенности культуры, оказывающие значительное влияние на выражение эмоций и чувств человеком.

Куприянов В.В., Сухаребский Л.М., Новинский Г.Д. Лицо больного. - М.: 1971.- С. 98.


96

Исследования эмоционального поведения людей различных культур, а также описаний выражения эмоций в художественной литературе разных народов установили, что в данной сфере встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. (П. Экман, К. Фризен, Д. Матсумото, Е. Холл и др.)

В современных исследованиях (С. Томкинс, П. Экман, У. Фризен, К. Изард) представлены доказательства существования генетически заданных универсальных поведенческих комплексов - базовых эмоций, мимические выражения которых также являются врожденными общевидовыми. Так, например, страдание и радость являются универсальными для различных культур, узнаваемыми по внешнему выражению представителями разных народов,

Однако нормы культуры оказывают специфическое влияние на формы реакций, регламентируют, когда, каким образом и как следует выражать свои эмоции. Богатый эмпирический материал в данной области собран антропологами, этнографами, путешественниками. Известна, например, традиция английского воспитания не обнаруживать внешне свои переживания и соблюдать сдержанность. То же характерно и для японской системы воспитания (бусидо), обучающей владению собственной мимикой. Любое проявление бессилия, в том числе слезы, мрачное выражение лица и другие его признаки считаются японцами крайне позорными. Внешне себя проявлять можно только улыбкой С точки зрения европейцев «японская улыбка» кажется слишком частой, не всегда уместной, а порой даже неискренней и фальшивой. Но следует учитывать что в ее основе лежит вековая традиция национальный

общения. Во      беседы в Японии ТЯ.К7К6 не ТТПИНЯТО ПЮИСТЭЛЬно

РЛЛПТПРТТл rmVT"* на ТЇТ^Л/ГЯ  «гТяТ7Т^ЯТіТТРТ-ТТ^Т-»ТІТ TTTISTA/fO в ТТТ а 'ЗЯ R^rTTSTTT TTVPCTC их

воспЮИНИМЗ.ЄТСЯ мНОГИМИ воСТОЧНЫМИ нЗ.ЮоДЭ.МИ кЭ.К невежливость дерзость


97

взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними»56.

По степени использования контакта взглядом все общества делятся на «контактные» и «неконтактные». В контактных культурах, к которым относятся в основном южные народы - испанцы, итальянцы, португальцы, латиноамериканцы, арабы, - взгляд при общении имеет значительное функциональное значение. У арабов, например, детей с детства учат при разговоре смотреть человеку прямо в глаза, иначе взгляд считается невежливым. В российской культуре смотрение в глаза («не отводит глаз») зафиксировано как выражение искренности. Это нашло отражение в пословицах, поговорках и фразеологизмах («соврет - глазом не моргнет», «искать правду в глазах»). Поэтому политиков, например, учат смотреть на переносицу интервьюера, что создает ощущение искренности.

В неконтактных же культурах, к которым относятся народы севера Европы, а также японцы, индийцы, пакистанцы издавна рассматривание человека, особенно незнакомца, в упор считается дерзостью, признаком вызывающего и даже оскорбительного поведения. Суеверия и религия наложили свой отпечаток на поведение людей, предопределив положение глаз во время разговора. В Кении, например, сохранился обычай, требующий, чтобы зять и теща разговаривали, только находясь спиной друг к другу. Индейцы племени навахо учат детей вообще не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и бороро собеседники смотрят в разные стороны, а при обращении к большой группе людей, рассказчик обязан повернувшись к ней спиной. Японцы при разговоре обычно смотрят на шею собеседника таким образом, что глаза и лицо партнера по общению находятся в поле периферийного зрения.

Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. - 1983. - С. 145.


98

Мимический облик личности также во многом обусловлен этнографическими нормами. На выражение лица и мимику влияют местные обычаи, традиции, стереотипы, закономерности общения, способы передачи информации с помощью мимики. Некоторым народам, например, свойственна открытая улыбка, у других она не принята. В любом случае, человек лучше понимает мимику тех, кто родился в той же географической и этнической зоне, что и он. Исключение составляют экспрессии, вызываемые глубокими переживаниями, так называемыми, базовыми эмоциями, такими как страдание, радость, печаль, гнев, удивление, свойственными всем людям и имеющими в своей основе физиологические процессы,

Культурные и национальные традиции откладывают отпечаток на выразительность и экспрессивность мимики и поведения. Так, например, российские телезрители отмечают непомерную по нашим канонам интенсивность проявления эмоций, выходящую, по нашим представлениям, за пределы приличия, героями в бразильских и мексиканских телесериалах.

У разных народов одни и те же выразительные средства используются при разных эмоциях. О. Клайнбер (1938), изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе, выявил, что фраза «глаза ее округлились и широко открылись» означает не удивление, а гнев; а от удивления «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение удовольствия, блаженства, счастья. Поэтому туристов, например, обычно предупреждают о необходимости с большой осторожностью использовать и интерпретировать невербальные средства в чужой среде.

Психолог B.C. Агеев отмечает, что в каждой культуре имеются «ключи» для прочтения внешности человека и оценки его личности. Эти ключи формируются в процессе усвоения личностью опыта своего народа и эффективны тогда, когда прилагаются к представителям одной культуры.


99

Следовательно, связь внешнего и внутреннего ограничена социально-психологическим опытом всего народа.

С.Л. Рубинштейн писал, что «форма и употребление наших выразительных движений преобразовываются и фиксируются той общественной средой, к которой мы принадлежим, в соответствии со значением, присвоенным ей нашим выразительным движениям»57. Выражение эмоций и чувств получает стилизованную социальными обычаями форму.

Большинство ученых признает, что в различных культурах эмоции выражаются и распознаются по-разному. Для объяснения данного феномена П. Экман разработал нейрокультурную модель эмоций, которая включает в себя следующие компоненты:

1) стимулы, вызывающие внешнее проявление эмоций - внешние события, ожидания, воспоминания и т.д.;

2) программа выражения эмоций на лице - активность мускулов лица при выражении основных эмоций: радость, гнев, удивление, страх, отвращение, печаль, презрение;

3) правила проявления - предписания «культуры» усилить или ослабить интенсивность, нейтрализовать или замаскировать определенное первоначальное выражение эмоций, вызываемое программой;

4) последствия - изменения на лице, моторная активность и т.п.

Данная модель предполагает, что программа выражения эмоций универсальна, одни и те же лицевые мышцы задеиствуются представителями всех культур для выражения основных эмоций. Специфические особенности выражения эмоций на лице у разных народов являются результатом влияния правил проявления на программы выражения 58.

л физиогномикп, таким ыбразом, неу.естен однозначный подход к интерпретации мимике людей различных культур, требуется йщательное

J.            X                                    *                                                                                                                                *^                               X                                                                                                      я*                         т / X '                       л.                   *

57 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Педагогика, 1989. - Т.1. - С. 190.

3 ^ Ekman Р. Emotion in the human face. - New York: Cambridge University Press, 1982. - P. 144.


100

изучение выразительных особенностей различных народов, что позволит учитывать их при распознавании личности по динамике лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.006 с.)