Физиогномика в художественном творчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиогномика в художественном творчестве



Лицо как зеркало души человека испокон веков привлекало внимание деятелей искусства и литературы. Художники, скульпторы, писатели, поэты, драматурги, режиссеры, артисты в своем творчестве во все времена использовали для передачи и раскрытия внутреннего мира и характера своих героев описания и изображения их внешности, особенно выражения лица (рис. 11). Их творчество предполагает умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений, выражать чувства и характерологические особенности личности при помощи мимики и экспрессии.

При этом многими авторами черты лица человека неразрывно связывались с определенным характером (рис.12). Поэтому поэты-драматурги V - VI вв. до н.э., например, чтобы помочь зрителю понять психологию персонажей, сопровождали тексты рукописей своих трагедий и комедий рисованными изображениями масок действующих лиц, отражающими, на их взгляд, характер героев. Таким образом, система масок овеществляла, материализовала духовное, делая его однако достаточно одномерным, обобщенным, схематизированным. Фиксируя типичное выражение лица, экспрессивную статичность, маска не могла передать все богатство индивидуальности личности.

Художники и скульпторы с древних времен изучали пропорции тела и лица человека, особенности отражения на лице различных эмоций, стремились точно отразить глубину душевных переживаний и передать психологический портрет героев в своих произведениях, достигнув в этом немалых успехов (рис. 13). Они первыми уловили и старались отражать в своих работах связь мимики, внешности с характером и эмоциями человека.


75

Так, например, статуи и изображения богов и мифических персонажей в Древнем Риме создавались со стремлением воплотить в задуманных образах внутреннюю сущность персонажей: статуя Венеры олицетворяла красоту и женственность. Геркулеса - физическую силу и мужественность. Юпитера -моральную силу, интеллект.

Художники всех времен и народов стремятся подмечать и передавать на полотнах неповторимый внутренний мир личности, ее душевное состояние, психологические и нравственные характеристики. Умение правильно воспринять и выразить духовный мир героя во многом определяет уровень мастерства автора.

Как писал искусствовед Виен И.И.: «...члены человеческого тела входят в выражение наших страстей, так что все его движения вообще и, одним словом сказать, внешний вид человека соответствует совершенно душевному его положению». Поэтому современные хрестоматии по изобразительному искусству указывают, что «для создания портрета художнику необходимо знать не только характерные особенности внутреннего строения черепа и его мышечного покрова, но и знать мировоззрение портретируемого, его характер, вкусы интересы, которые также проявляются в чертах лица»

Физиогномические наблюдения наиболее широко использовались в живописи выдающимся художником Леонардо да Винчи, убежденным, что психологический склад человека обнаруживает себя в его внешности, особенно в лице. Все его творчество было основано на глубокой вере в соответствие души и тела, в то, что в лице отражается внутренний мир человека. Он писал в свое трактате: «У художника две цели: человек и проявления его души. Первая проста, вторая трудна, потому что он должен раскрывать ее с помощью

30

движения».

28 Виен И.И. Краткое историческое обозрение скульптуры и живописи с полным влиянием анатомии в сих
свободных художествах. - СПб., 1803. - С. 107-109.

29        Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека. - М.: Изобраз. искусство, 1989. - с.236.

30        Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. - М.: Терра, 1997. - С. 80.


76

Внимательно изучая разнообразие человеческих лиц, художник пришел к ряду собственных физиогномических суждений, многие из которых были изложены им в «Книге о живописи мастера Леонарда да Винчи. Живописца и скульптора Флорентийского». Он писал, например, что «знаки на лице, отделяющие щеки от губ, рта, ноздри от носа и главные впадины от глаз, отчетливы у людей веселых и часто смеющихся; те же, у которых они слабо обозначены, - люди, предающиеся размышлениям, те же, у которых части лица сильно выдаются и углубляются, - скотоподобные и гневные, с малым разумом; те же, у которых линии, находящиеся между бровями, очень отчетливы, -склонны к гневу; те же, у которых поперечные линии лба сильно прочерчены, -люди, богатые тайными или явными жалобами. И также можно говорить о многих частях»31.

Леонардо уделял большое внимание наблюдению и изучению внешнего выражения чувств и переживаний людей, делал бесконечное множество зарисовок (рис. 14) и советовал художникам, желающим добиться мастерства наблюдать различные состояния души: смех, плач, гнев и т.д., будучи уверенным, что именно через них более всего раскрывается человек.

В своих произведениях художник добился непревзойденного уровня выражения внутреннего мира человека. Одно их таких выдающихсся творений - картина «Тайная вечеря», написанная на стене доминиканского монастыря Сайта Мария, где изображенные, помимо Христа, 12 апостолов без труда узнаются зрителем по позам, жестам и выражениям лиц, являя, благодаря им, свое душевное состояние, реакцию на пророчество Иисуса и черты характера: вопрошающие, отрицающие, протестующие апостолы и отмеченный печатью вины и одиночества, сразу выделяемый из всех, отпрянувший от Христа, Иуда.

В результате своих наблюдений Леонардо да Винчи вывел формулы соотношения черт лица с характеристиками личности и пользовался ими при

Книга о живописи мастера Леонарда да Винчи. Живописца и скульптора Флорентийского. - Ч.З. М.: Искусство, 1934.-С. 162.


77

написании портретов. По этому поводу специалист по западно- европейскому искусству В.Н. Лазарев отмечает, что знаменитая улыбка Моны Лизы «построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. И при этом эта улыбка абсолютно естественна, в этом сила ее очарования и загадочности. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало душевных переживаний... Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типичной формулой психологического оживления... которая позднее превратилась в руках его учеников и последователей в традиционный штамп»32. Однако улыбка Джоконды до настоящего времени считается неразгаданной.

Не смотря на то, что наука пока только занимается поиском теоретической базы физиогномики, работы выдающихся художников всех времен служат наглядным примером отражения характерологических свойств во внешности, выражении лица, глаз, мимики, в позе и жестах. Так художник И.Е. Репин, например, в своей картине «Царевна Софья» великолепно передает величие и гордость, надменность, властность и силу характера владычицы. А его колоритное полотно «Запорожцы» - целая галерея ярких характеров казаков.

Особенно ярко индивидуальные особенности человека подчеркиваются художниками средствами рисованного юмора: дружескими шаржами, карикатурами, комиксами и т.д. (рис. 15). С их помощью облегчается распознавание внутренних черт личности, обостренно выраженных в рисунке. В дружеских шаржах художник, как правило, привлекает внимание к лицу, заостряя самые существенные детали, подчеркивает особенности телосложения, утрирует характерные позы и жесты, несущие значимую информацию о человеке, через графические метафоры раскрывает особенности

Книга о живописи мастера Леонарда да Винчи. Живописца и скульптора Флорентийского. - Ч.З. М.: Искусство, 1934.-С. 23.


78

его внутреннего мира, связанные с личностными качествами. Карикатура изображает людей во взаимодействии друг с другом, благодаря которому раскрывается характер, темперамент, эмоциональное состояние человека. Ее сюжеты позволяют проследить поведение людей в разных ситуациях, социальных ролях и общественных отношениях.

Художники имеют в арсенале ряд средств, позволяющих им добиваться поставленной цели при раскрытии психологических характеристик персонажа. Так для того, чтобы взгляд портретируемого был более проникновенным и выразительным, ими часто используется эффект «всевидящего глаза», описанный Н.В. Гоголем в повести «Портрет». Создается иллюзия, что взгляд лица, изображенного на портрете, постоянно направлен на зрителя, с какой бы стороны от портрета он ни находился. Для создания такого впечатления художник располагает зрачки портретируемого строго по центру в глазных щелях, в результате чего обеспечивается меньшее изменение диаметра зрачка при рассмотрении портрета под углом. Откуда бы ни рассматривалась картина, зрачки персонажа остаются в центре и зрители воспринимают взгляд субъекта на портрете как постоянно обращенный на них. Благодаря подобным средствам, художники создают психологический портрет, передающий характерологические особенности личности

Однако, в искусстве и художественной литературе проявляют себя и многие несостоятельные физиогномические стереотипы, например, существует тенденция изображать положительных героев привлекательными внешне, обладающими правильными гармоничными чертами лица и мимикой. Отрицательные персонажи же, напротив, наделяются авторами непривлекательной внешностью и мимикой (рис. 16). Подобные представления внушаются людям с раннего детства, благодаря народными сказкам, где, например, добрая трудолюбивая Золушка или Аленушка обязательно прекрасна, а злые ленивые сестрицы и внешне непривлекательны, также как безобразны Баба Яга, ведьмы и другие отрицательные герои. Если же поначалу


79

положительный герой по каким-либо причинам и дурен собою (царевна -лягушка, Чудовище из «Аленького цветочка»), то в развязке он обязательно обретает красоту как необходимый атрибут счастья. Художественная литература и искусство, таким образом, закрепляют трафареты и шаблоны взаимосвязи внутреннего и внешнего, используя образы визуализации незримого духовного мира героев для читателей и зрителей (рис. 17).

Вообще физиогномика в литературе изначально выступала как средство типизации, обобщения человеческих типов, а впоследствии стала и способом индивидуального портретирования, создания неповторимых психологических образов. В отечественной литературе особое внимание поиску устойчивых связей между внешностью человека и его душой уделял Ф.М. Достоевский. Несколькими штрихами писатель добивался глубокого проникновения читателя во внутренний мир героев: «неблагородно развитая нижняя челюсть», «резкий самодовольный взгляд» и «ядовитейшая улыбка» Гани, «глубокие глаза задумчивый лоб» «страстное и высокомерное выражение лица» Настасьи Филипповны и т.д.

Ф.М. Достоевский неоднократно подчеркивал значение эмоциональных особенностей и типичных черт выразительных движений человека для раскрытия его характера. Писатель использовал описания множества тонких оттенков экспрессии, характеризующих личность. В романе «Подросток» Ф.М. Достоевский пишет о том, как по своей сути физиологическая реакция организма, представляющая собой чередование длительных непрерывных вдохов и коротких, прерывистых выдохов (смех) способствует раскрытию характера человека, несет отпечаток личностных качеств: «смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную... Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно... Иной характер долго не


80

раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони... смех есть самая верная проба души»33.

Писатели наделяют смех своих героев самыми разными оттенками: радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Кроме того в произведениях писателей можно встретить веселый и печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный и даже унылый, злой, натужный, показной, сладострастный, надрывный, игривый, ехидный, хитрый, гомерический смех и т.д.

Описания внешности, выражения глаз и мимики для раскрытия внутреннего мира своих героев особенно широко использовал великий русский писатель Л.Н. Толстой, В романе «Война и мир» им отмечено 85 оттенков выражения глаз (грустные, спокойные, ясные, честные, преданные, умные и т.п.) и 97 улыбок человека (нежная, одушевленная, неестественная, милая...), отражающих особенности настроения и характера героев (по подсчетам психолога СР. Янкелевича).

Так, например, Л.Н, Толстой описывает перемены в характере и внешности главной героини романа «Война и мир» Наташи Ростовой - юной романтичной девочки в начале повествования и зрелой практичной женщины -- в конце: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составляющего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а

33 Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30-ти т. T.13. - М.. Худ. лит-ра, 1975. - С..70.


81

души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая

34

самка...»

Многие писатели на страницах своих произведений высказывали

убеждение в возможности по внешности судить о человеке. Так, главный

УД

гброй романа Ф.М. Достоевскоге «Идиот» князь Мышкин наделен автором

способностью «читать по лицу»: «...И теперь очень всматриваюсь в лица».

и

Особенное впечатленип на княз«произвело лицо Настасьи Филипповны,

" н               £Z

этом нице и поразившее его... Как будто необъятная гордость и презрение,

РД             P P

почти ненависть, были в эеом лКце, и в то же время что-то доверчивое, что-то

удивительно простодушное; эти дви вонтраста возбуждало кач будеч даже

сострадание про взгляде на эти черак...». «Удивительное лицо! - говорит

P

Мышкин о епм. — И я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое,

у р \ у

а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое...»

М.А. Булгаков накже вкладывает в уста илавного героя романа ^Мастер и Маргарита» свое физиогномическое убеждение: «Вгдо яколько же раз и говграи вам, что осногная ваша ошибке иаключаетсс в том, ета вя недооценивамте значения челявеческио глаз. аоймите, что язык томет скрыть истину, а глаза  никогда! Вам задгют внезапный вопрыс, вы даже не

вздрагиваете, в од-у секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать,

ДР                                    уду

втобы укрытв истину, и весьма убедительнс говорите, и еи одна складка на УР

вашем лицы не шевельнется, но, увы, встревоженная еопрнсоо нстина со дна души на мгневение прыгаено глаза, и все кончено. Она мамечена, о вы

38

пойманы!»

34 Толстой Л.Н. Война и мир. Роман в 4-х томах. Т.3,4. - М.: Худ. Лит-ра, 1983. - -. 580-081.

35 Достоевский Ф.М. Идиот. - Ижевск: Удмуртия,,984. - С..8.

36 Там же. С. 72.

37 Там же. С.ЗЗ.

38 Булгаков М.А. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5. - М.: Худ. лит-ра, 1989. - С. 164.


82

М.А. Булгаков использует множество физиогномических описаний и суждений. Например, в романе «Мастер и Маргарита» Воланд говорит: «Вчера в кабинете у вас я видел мельком этого индивидуума, но достаточно одного беглого взгляда на его лицо, чтобы понять, что он - сволочь, склочник, приспособленец и подхалим».39 Приводится ряд оригинальных наблюдений автора о взаимосвязи внутреннего и внешнего, например, особенно колоритна «девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами» 40.

В совести М.А. Булгакова «Сооачье сердце» даже Шар.к наделяется способностью иитать по глазам: «Пес здесь возненавидел больше всего тяпнутого - ю больше всего за:г«сегодняшние глаза. Обычно смелые и прямые, о-не они бегали во все стороны от песьих глаз. Они были настороженные, фальшивые, и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление».

В иудежественной литературе писателями постоянно высказываются различные точки зрения по поводу физиогномической информативности той или иной части изца. Не смотря на ти, что большинстви авторов, как и М.А. Булгакой основнуи роль отводит глазач человека, нущесавуют и иные точки зрения. вак, например, ьисатель В.В. Вересаев считает, ств более правдивую информацию можно еолучите от губ, Вежели вс глазетГлазб - зеркало души. Какой вздор! Глаза - обманчивая маска, елазо - ширмы, скрывающие душу.

г                                            Y

Зеркалв души - губ-. И хотите узнать душу а-ловека, глядите на его губы. Чудесные, све-лгб глазх и хищные губы. Девическг невинные глаза и разератнее губы. еоварищески радужные.лаза и сановнически еоджатые губы с брезгливо опущенными вниз углами. Берегитесь глаз! Из-за глаз гменно баю часто опбманываются в людях. Губы не обманут!. А М.С.

39 Там же. - С. 79. 40Там же.-C. 140.

41 Булгаков М.А. Собр. соч. в 5-ти т. - Т.2. - М.: Худ. Лит-ра, 1989. - С. 159.

42 Вересаев В.В. Литературные воспоминания. - М.: Худ. лит-ра, 1984. - С. 184.


83

Прудников правомерно отмечает: «не только глаза - зеркало души. Зеркало -это все лицо»43.

А.И. Куприн в повести «Звезда Соломона» справедливо подмечает, что способность проникать в глубину человеческих душ по едва уловимым изменениям лица не имеет «в своей основе ничего таинственного». И он перечисляет специалистов - физиогномистов: «старые судебные следователи, талантливые уголовные сыщики, опытные гадалки, психиатры, художники-портретисты...»44, указав практически все основные сферы применения физиогномики.

Характерологическому разнообразию лиц посвящено стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц», воспевающее, в первую очередь, внутреннюю душевную красоту лица:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих как солнце сияющих нот

43 Прудников М.С. Особое задание. - М.: Молодая гвардия, 1969. - С. 288.

44 Куприн А.И. Звезда Соломона. Собр. соч. T.5. - М.: Худ. лит-ра, 1958. - -. 5050


84

Составлена песня небесных высот 45.

В зарубежной литературе особенно часто обращается к физиогномическим суждениям в своем творчестве В. Шекспир. В одноименной трагедии Гамлет просит друга Горацио наблюдать за реакциями дяди во время спектакля, где артисты разыгрывают картину убийства отца Гамлета, чтобы по динамике лица сделать выводы о причастности к преступлению его дяди. А высказывание Цезаря о Кассии из трагедии «Юлий Цезарь», где обозначается одно из наиболее популярных заблуждений обыденного сознании даже было избрано Э. Кречмером в качестве эпиграфа для своего физиогномического трактата «Строение тела и характер»:

«Вокруг себя людей хочу я видеть

Упитанных, холеных, с крепким сном.

А этот Кассий выглядит голодным:

Он слишком много думает.

Такие опасны люди... Будь он полней!...46»

Подобно В. Шекспиру многие писатели используют в своем творчестве положения статической физиогномики для создания психологического портрета персонажа. Александр Дюма в романе «Джузеппе Бальзамо» стремится оправдать статическую физиогномику, критикуя возможности распознавания личности по динамике лица: «Я убедился в следующей истине: на лице человека написаны, для того, кто умеет читать, все его пороки и добродетели. Пусть человек умеет владеть лицом, смягчая взгляд, заставляя губы улыбаться, - все эти ужимки в его власти. Однако сквозь них всегда проступает основная черта характера - видимое и неоспоримое свидетельство того что происходит в его душе. Тигр тоже умеет улыбаться и ласково смотреть однако низкий лоб, выдающиеся скулы, мощный затылок, кровожадный оскал выдают в нем хищника. Собака хмурит брови, скалит зубы, изображает бешенство, но в спокойном и открытом взгляде, в умной морде, в

45 Н.А. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. - С.144.

46 Шекспир В. Собр. соч. T.2. - М.: Худ. лит-ра, 1978. - С. 180.


85

заискивающей походке угадывается доброе, услужливое существо. Господь указал имя и звание на лице каждого создания»47. А. Дюма, таким образом проповедуя статическую физиогномику, связывает анатомические и характерологические особенности личности. Подобные взгляды писателей приводят к соответствующим описаниям героев: «Нос у него был крючковатый, но тонко очерченный, тонкие губы и выступающие скулы свидетельствовали о хитрости и осторожности, выпуклый округлый подбородок говорил о решительном характере»48.

Вообще, зарубежными писателями создано немало ярких физиогномических портретов. Вальтер Скотт, например, так описывает своего героя Эшли Осбалдистона: «Внешность его сама по себе отнюдь не располагала в его пользу...в глазах его таилось выражение хитрости и коварства, а при случае и злобы, умеряемой осторожностью, злобы, которую природа сделала явной для каждого рядового физиономиста, может быть, с тем же намерением, с каким надела она гремучие кольца на хвост ядовитой змеи...»49

Таким образом, художественная литература укрепляет веру в возможность по внешним признакая лудить а человеке, использув определенные стереотипы, а порой и заблужденит ьбыденного сознания.

Однако многии писатели отмечали яораниченныс возможности распознавания человека по внешним признакам. Нааричер, Жан де Лабрюйер,

отмечает: «Не следует судоть о шеловеке по лицу - оно позволяет лишь строить

ду

предположения»; И. и. Гончаров указывает на позможные трудтость
РД                                             P  У                                       РУД

распознавания: «Физиономисту трудно аыло бы определить по лицу его

свойства, склонности и характер, потому что лицо ето было неуловимо

P  Р,  У

47 Александр Дюма. Собр. соч. в 15-ти т. т.11. Джузеппе Бальзаме - М.: «Правда», 1991. - С. 23-24.

48 Там же. С. 45.

49 Вальтер Скотт. Собр. соч. в 8 т. Роб Рой. T.4. - М.: Правда, 1990 - С. 106.

50 Жан де Лабрюйер. Характеры. - М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964. - С. 229.


86

изменчиво»51; Д.И. Гранин пишет о своем герое: «Тулин вглядывался в его лицо, убеждаясь в полной беспомощности физиономистики»52.

Писатели касались многих психологических проблем, связанных с внешностью, в частности, писали о влиянии внешних аномалий на характер и судьбу человека. Так, например, герой романа «Собор парижской богоматери» Квазимодо, как пишет Виктор Гюго «родился кривым, горбатым, хромым...И если бы нам удалось сквозь эту плотную и грубую кору добраться до души Квазимодо; если бы могли исследовать все глубины духа этого уродливого создания...и ярким лучом внезапно осветить на дне этой пещеры скованную его душу, - то несомненно мы застали бы ее в какой-нибудь жалкой позе, скрюченную и захиревшую, подобно узникам венецианских тюрем...Не вызывает сомнения, что в увечном теле оскудевает и разум. Квазимодо лишь смутно ощущал в себе слепые порывы души, сотворенной по образу и подобию его тела»53. Здесь автор касается проблемы формирования комплекса неполноценности, однако уродливая внешность Квазимодо сочетается с добротой и великодушием героя, противопоставленного автором легкомысленному и неспособному на глубокие чувства красавцу Фебу. В. Гюго подчеркивает отсутствие взаимосвязи между гармоничностью внешности и души.

Неразрывная взаимосвязь формы и содержания, внутреннего и внешнего приобретает трагические черты в романе Кобо Абэ «Чужое лицо», где главный герой вынужден жить в маске после сильного ожога лица. Сначала «чужое лицо» угнетает его, но постепенно он привыкает к нему, и его личность начинает моделировать себя в соответствии с «новым лицом» уверенного, независимого человека. Герою удается освободиться от прежних комплексов, но другая внешность начинает навязывать, диктовать ему свою волю.

Гончаров И.А. Обрыв. - М.: Сов. Россия, 1984. - С. 37.

Гранин Д.И. Собр. соч. в 5-ти т. Т.1. Иду на грозу. -Л.: Худ. лит-ра, 1989. - С. 47.

Гюго В. Собор Парижской богоматери. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1990. - С. 119.


87

Большое значение имеет выражение лица также в театральном искусстве и в кино. К.С. Станислаский писал о искусстве интонаций, мимики, жестов как о важнейшем этапе обучения актеров. Он отмечал: «в творческом состоянии большую роль играет телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата приказам воли артиста. Благодаря такой дисциплине получается превосходно организованная творческая работа, при которой артист может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует душа»54.

Кино также не было бы подлинным искусством, если б экранное изображение человека являлось только зрительной информацией о его внешних свойствах, ведь кинопортрет, созданный настоящим художником - это всегда характер, всегда проникновение в суть личности.

При подборе исполнителя на определенную роль в кинофильме или спектакле всегда учитывается внешность и физический облик человека, обычно по сценарию это должен быть персонаж с определенным конкретным типом внешности. Широко используются такие понятия, как типаж и амплуа. В. Кузнецов в своей книге «Кинофизиогномика» подробно рассматривает типажные характеристики актеров с точки зрения определенных социальных ожиданий и современных нравственно-этических требований к личности.

Исследователи мимики неоднократно изучали вопрос об искусстве воспроизведения выражения лица при помощи приемов актерского мастерства. Несомненно, естественная мимика богаче, разнообразнее, тоньше. Эмоциональная экспрессия, демонстрируемая в театре и кино, как правило, преувеличеннее, чем в жизни, более подчеркнута, схематична и стереотипна. Однако именно это делает ее доступной для прочтения и позволяет зрителям понять переживания и характер героя (рис. 18).

Таким образом, можно сделать вывод, что в искусстве и художественной литературе физиогномика находит свое широчайшее применение как условное

54 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1980. - С. 311.


88

средство раскрытия характера, психологии героя через описание или изображение его внешности. Благодаря использованию физиогномических приемов происходит визуализация незримого духовного мира персонажей для читателей, зрителей, воспитание у людей чувствительности к форме, способности по малозаметным микро и макро-сигналам мимических мышц, глаз, особенностям экспрессии судить о душевном состоянии, отношении и характере человека, об истинности вербального сообщения, распознавать скрываемые чувства и намерения, прогнозировать поведение партнера. Образы, созданные искусством и художественной литературой, играют значительную роль в формировании и обогащении индивидуального опыта восприятия и понимания людей, способствуют адекватному отражению людьми друг друга в процессе общения и совместной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.078 с.)