Конкретность и ситуативность в физиогномике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретность и ситуативность в физиогномике



Так как личность есть система общественных отношений, ее следует изучать относительно жизненной ситуации, в которой данные отношения себя проявляют. По изолированной от контекста экспрессии лица невозможно судить о человеке. Важно знать, на какие раздражители и ситуации человек отвечает теми или иными эмоциями, отражающимися в мимике. Кроме того, многие внешние признаки могут иметь несколько психологических значений. Так, например, прищуренные глаза могут выступать признаком скрытности, желания спрятать свой взгляд, утаить что-либо, но в тоже время это не относится к тем, кто вынужден прищуривать взгляд в связи с близорукостью или к натурам, склонным к юмору, шутовству и лукавству. Это может также быть чертой концентрации внимания, когда человек непроизвольно сужает границы восприятия, чтобы ничто не отвлекало и не мешало сосредоточенности на предмете. Поэтому необходимо соотнести мимику объекта с ситуацией, в которой она появляется.

Исследования Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна показали, что основным звеном процесса мышления является анализ через синтез, заключающийся в том, что объект изучения «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как


125

бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства»66. Таким образом, при изучении экспрессии личности в различных ситуациях она раскрывает себя со все новых сторон, субъект фиксирует в понятиях такие проявления и обобщает выявленные отношения.

С.Л. Рубинштейн писал о значимости конкретной ситуации для интерпретации мимических движений: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающими»67. Таким образом, обозначается необходимость конкретности и ситуативности в физиогномическом познании.

Целенаправленность, готовность и компетентность субъекта

Познания

Экспрессия, отражающая внутренние переживания человека, характеризуется свойством объективности: она доступна чувственному восприятию, очевидна, может быть сфотографирована или запечатлена каким-либо иным способом. С другой стороны, одно только чувственное восприятие без соответствующей направленности сознания не выявляет в ней какого-либо психологического значения, с точки зрения наблюдателя она начинает что-либо выражать только при наличии у него предынформации (предзнания) для понимании их смысла. Следовательно, понимание смысла экспрессивных явлений требует компетентности субъекта познания. Непосредственное

66 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958. - С. 99.

67 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1945. - С. 482.


126

понимание личности нуждается в теоретической интерпретации. Безусловно, при интуитивном восприятии интерпретация достигается молниеносно, в самый момент восприятия, но она нуждается в последующей проверке.

Люди в различной степени обладают способностью интуитивно понимать то, что выражается на лице партнера в зависимости от накопленного опыта общения и познания людей, изучения произведений искусства и литературы. Развитие данной способности определяет адекватность поведения человека в различных социальных ситуациях, его коммуникативную компетентность и успешность совместной деятельности. Установлено, что социально- перцептивная способность является одним из важнейших составляющих коммуникативной компетентности человека а также фактором успешной адаптации к новому типу деятельности и коллективу (А.А. Бодалев).

Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям, делает попытки постижения их личностных свойств, «читая» по лицу. Для понимания экспрессии призывается психологический процесс эмпатии (вчувствования). Тем не менее, не следует некритически воспринимать интуитивное понимание экспрессивных проявлений как нечто истинное и в силу своего непосредственного характера. Утверждать подобное было бы неверно даже по отношению к простому чувственному восприятию: ведь даже на этом уровне возможны обманы. То же относится и к пониманию экспрессии но здесь ошибки восприятия значительно многочисленнее а контроль за ними осложнен поскольку каждое отдельное экспрессивное проявление может иметь множество различных смыслов и понять его удается только в связи с

ТС а ТСМДЛ—ТО оп neTTPTTPTTT-n-iTlVr ТТЄЛЬТЛ /f

Способность интерпретировать внешние признаки развивается благодаря обобщению жизненного опыта общения и совместной трудовой деятельности, изучению  творчества  выдающихся  художников  и  писателей,


127

целенаправленному развитию личной наблюдательности за динамикой лиц партнеров. Опорой ей должны стать теоретические научные знания о взаимосвязи внешнего и внутреннего, о методах физиогномического распознавания личности. Так как понимание связано с опытом человека, воспитанием, с широтой его познаний, люди неосведомленные последовательно отрицают всякую ценность понимания экспрессии. В этой области широко представлена и весьма популярна склонность к банальным толкованиям и насильственному втискиванию наблюдаемых явлений в рамки собственных предрассудков.

Исследования В.В. Джое, Г.В. Дьяконова, Т.И. Пашукова, К.М. Романова и других по данной проблеме подтвердили высокое развитие у ряда индивидов интуитивной формы проникновения во внутренний мир других людей -способности постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. При этом, как отмечает отечественный психолог А.А. Бодалев, осмысление данных восприятия осуществляется у познающего субъекта путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату, происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение психологической стороны конкретного факта поведения или всей личности другого человека. [15, С.51].

Действительно, обладающий богатым опытом общения наблюдатель бывает способен по незначительным экспрессивным движениям лица моментально распознать эмоции и отношение человека. Особенно подобная компетентность развита у людей, работающих в сфере «человек-человек». Так, например, от глаз опытного следователя не может ускользнуть ни одно движение на лице подозреваемого: каждое отмечается и мгновенно оценивается как возможный сигнал скрываемых эмоций и отношения к предмету вопроса.


128

Т.В. Корнева и Е.Ф. Бажин (1977) установили, изучив точность распознавания эмоций людьми разных профессий, что лучше всего распознавали эмоции по лицу врачи-психиатры, по сравнению не только с математиками и инженерами, но даже - с врачами других специальностей. Следовательно, у психиатров профессионально развивается внимание к проявлениям экспрессии пациентов.

Интуиция, являясь одним из способов осознания человеком действительности, представляет собой феномен, увязывающий воедино восприятие, мышление и чувство. Широкий запас опыта, преломленный через призму научно-теоретических знаний о личности, - важнейшие условия высокой продуктивности интуиции. [15, С. 52].

Во многом постижение на уровне интуиции внутренней сути другой личности обусловлено участием в восприятии подсознания наблюдателя. В процессе общения значительная часть информации о человеке, различные микро и макросигналы его лица не отражаются сознанием субъекта, но улавливаются и накапливаются на уровне подсознания. Когда количество таких фиксирований достигает критической массы, в соответствии с законом диалектики, знание обнаруживает себя в новом качественном состоянии, возникая как озарение на уровне сознания субъекта.

Интуитивное понимание не может отвечать требованиям научной достоверности. Оно должно быть подкреплено научно-теоретическими знаниями и владением методологией распознавания личности по динамике лица. Только тогда можно говорить о компетентности субъекта познания и адекватности прогнозов.

Эффективность процесса познания достигается благодаря целенаправленности и готовности реципиента, сознательному наблюдению за мимикой объекта познания, учет всех ее особенностей относительно ситуации, в которой она появляется.


129

Заключение

Вера во взаимосвязь внешних признаков лица и характера человека возникла с древних времен. Люди не только применяли «чтение по лицу», но и стремились теоретически исследовать и систематизировать его методы, найти естественнонаучную основу для своих повседневных эмпирических наблюдений. Физиогномика стала всеобщим социально-культурным феноменом, повсеместно изобретались различные приемы распознавания внутреннего мира человека по его внешним признакам. Развитие физиогномики шло параллельно с нарастанием интереса к проблемам личности наследственности общения внутреннему миру человека в философии психологии медицине литературе и искусстве. Физиогномика будучи околонаучным знанием способствовала развитию теоретических представлений о нравственных моральных качествах человека о взаимосвязи души и тела сущности и явления фогэмы и содержания внешнего и

вHVTDеннerO

В настоящее время физиогномика является универсальным всеобщим компонентом общения, трудовой и творческой деятельности. Понимание лицевой экспрессии, умение распознавать скрытые внутренние качества личности по наблюдаемым внешним признакам определяет успешность социального поведения человека, его коммуникативную компетентность и способность адекватного прогнозирования поведения партнеров.

Однако, признавая за экспрессией познавательно-диагностическое значение, современная наука не имеет четкого понимания взаимосвязи между статикой и динамикой лица с одной стороны и личностными качествами - с другой. Проблема определения роли и места экспрессии лица в системе средств познания личности является одной из наименее изученных в социальных науках.


130

Данная диссертационная работа является первой попыткой положить начало созданию научной концепции физиогномики. Диссертантом впервые исторически прослежены и извлечены основные узловые этапы физиогномического познания; выявлены и показаны на конкретных материалах условия и формы физиогномического распознавания личности; обозначены и проанализированы основные источники формирования физиогномической теории; в контексте общей теории познания определены и проанализированы специфические особенности стратегии физиогномического распознавания личности. Таким образом, автору удалось рещить поставленные задачи и достичь основной цели диссертационного исследования - провести целостный философский анализ феномена физиогномического распознавания личности.

В результате исторического анализа выявлена сложность и нетрадиционность физиогномического познания. В лоне физиогномики до настоящего времени конкурируют две основные концепции: статическая и динамическая. Диалектическая методология требует совмещения данных подходов. Статическая физиогномика как средство познания личности имеет узкое ограниченное значение. Она применима в сфере патологии (отражение изменений психики в чертах лица больного), а также в той мере, в какой она учитывает влияние условий жизни человека на устойчивую картину его лица. В этих пределах статическая физиогномика способна к дальнейшему научному развитию. Современный динамический физиогномический подход должен быть основан на взаимосвязи психических процессов с экспрессией лица, изучении физиогномической проекции личности. Черты темперамента и характера могут быть обнаружены в мимической картине, так как они проявляют себя в индивидуальных эмоциональных свойствах личности доминирующих эмоциях и типичных способах выражения. Эмоции отражают личностную значимость внешних объектов для человека а потому характеризуют его устойчивое отношение к ним Характер влияет на динамику


131

эмоциональных переживаний и отражается в особенностях возникновения, протекания и выражения эмоций.

Физиогномика имеет свою специфику познания. Отсечение игровых и несущественных переменных в динамике лица и вычленение типичных для данной личности реакций возможно только при применении нелинейного диалогического подхода с опорой на значительное количество наблюдений. Современная динамическая физиогномика должна быть направлена на выявление и интерпретацию мимического «почерка» эмоциональных выражений, характерного для человека, извлечение из совокупности мимических актов поведенческого «паттерна» - инварианта, т.е. существенных экспрессии, позволяющих судить о характере и темпераменте человека.

Между личностными свойствами и внешними признаками существуют довольно сложные взаимоотношения. Соответствие внутреннего и внешнего верифицируется лишь при комплексном изучении. В ходе исследования выделяются следующие наиболее важные варианты комплексности: статический комплекс; динамический комплекс; экспрессивный комплекс; экспрессия в контексте целостного поведения человека.

Так как личность есть система общественных отношений, ее следует изучать относительно жизненной ситуации, в которой данные отношения себя проявляют. По изолированной от контекста экспрессии лица невозможно судить о человеке. Важно знать, на какие раздражители и ситуации он отвечает теми или иными эмоциями, отражающимися в мимике.

Компетентность субъекта познания и успешность прогнозов достигается, благодаря подкреплению интуитивного понимания научно-теоретическими знаниями, изучению истории и основных источников физиогномики, владению методологией распознавания личности по динамике лица, целенаправленности и готовности реципиента.

Изоморфизм в физиогномике невозможен, не может быть однозначного линейного соответствия, абсолютного познания личности по экспрессии, но


132

может быть выявлена зона соответствия, область возможных значений. Приблизительное вероятностное познание - гомоморфизм позволяет в определенной мере прогнозировать поведение личности и судить о ее качествах. Распознавание личности по экспрессии не может претендовать на абсолютное ее понимание, но оно входит в состав целостных познавательных актов. Это первый этап познания человека, формирующий гипотезу о его личностных качествах. Гипотеза проверяется в ходе дальнейшего применения комплекса методов познания.

Таким образом, в результате анализа имеющегося незначительного количества литературы по отдельным аспектам проблемы под углом зрения объективного подхода к физиогномике диссертантом определены место и роль физиогномики в системе методов познания личности. Физиогномика, не являясь универсальным всесторонним средством познания личности, дает немаловажные сведения о внутреннем мире человека, его переживаниях, состояниях, отношениях к объектам, темпераменте и чертах характера. Не претендуя на всеобъемлющее понимание личности, физиогномика является первым шагом в ее познании она неоценима в ситуациях требующих оперативных выводов и решений а также когда необходимо оценить искренность и истинность вербальных сообщений. Применение стратегии распознавания личности по экспрессии лица позволяет выявить ее мимический почерк свидетельствующий о психических качествах.

Положения диссертации могут быть взяты за основу для дальнейшего исследования проблемы. Разработка методологии физиогномического распознавания личности будет способствовать решению прикладных задач физиогномики во всех сферах ее применения. Усилия психологов необходимо направить на выявление взаимосвязей между экспрессивными особенностями и психическими качествами личности, что значительно повысит эффективность деятельности специалистов в области криминалистики, психологии, психиатрии, педагогики, дипломатии, художественного творчества и т.д.


133

Библиография

1. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека.-Л., 1977.-320 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. -380 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л,: ЛГУ, 1969. - 336 с.

4. Андреева Г. М., Донцов А. И., Хараш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. - С. 68-85.

5. Анохин П.К. Эмоции//Психология эмоций: Тексты.-М, 1984.-С.173.

6. Анциферова Л.И. Общественно-исторический характер телесного бытия человека // Биология и социальный прогресс. - Пермь, 1982. - С.93-94.

7. Ардтайл М. Язык взгляда // Наука и жизнь. - 1984. - № 1.

8. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство - подчинение» в условиях производственного кооператива // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. - С. 191-210,

9. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии, -М.: «Наука», 1981. - С, 121 - 133.

10. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. - М., 1962.

11. Белов Н.А. Физиология типов. - Орел, 1924.

12. Бехтерев В.М. Биологическое развитие мимики с объективно-психологической точки зрения - СПб., 1910, -210 с.

13. Бехтерев В.М. Мимические рефлексы // Вестник психологии. - 1911. - Т.8, Вып.1. - С. 1-48; Вып. 2. - С. 1-33.

14. Богданов А.П. Антропологическая физиогномика. - М., 1878. - 30 с.
15.Бодалев А. А, Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во

Моск. Ун-та, 1982, - 200 с.


134

16. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.-271 с.

17. Бодалев А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга // Психология межличностного познания. М., 1981. - с. 4-15.

18. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «ИПП», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 255 с.

19. Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность //Особенности познания и общения в процессе обучения. - Ярославль, 1982. - С. 92-96.

20.Бреслав Г.М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности //Личность в системе общественных отношений. - М., 1983. - 4.2. - С. 274-276.

21.Бурдон И. Физиогномика или наука знать людей по чертам лица и наружным признакам. -М., 1864.

22. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 1992. -№6. - С. 80-89.

23. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. - М.: 1998. - 327 с.

24. Виен И.И. Краткое историческое обозрение скульптуры и живописи с полным влиянием анатомии в сих свободных художествах. СПб., 1803.

25. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов - путь к успеху - СПб.: Питер, 2000. - 224 с.

26. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976.-143с.

27. Витт Н.В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 95-107.

28. Вреде В.А. Хирология / Френология; Физиогномика / В. Синг. - М.: ОО0 «Келвори», 1996. - 142 с.

29. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. - 1970. - №6.


135

30. Гагман Н. О физиогномии больных детей. - М., 1968. - 240 с. 31.Геллерштейн С.Г. Историческое значение труда Дарвина о выражении эмоций // Сочинения. - М., 1953. - Т.5. - С. 659 - 680.

32. Гительмахер Р. Б. Восприятие руководителя подчиненными. / Иван. Ун-т. Иваново, 1992.-144 с.

33. Гительмахер Р. Б. Социально - перцептивные процессы в управлении: Автореф. дис. д-ра психол. наук, - СПб., 1992. - 55 с.

34. Гончаров И.А. Обрыв. - М.: Сов. Россия, 1984. - 736 с.

35. Горчаков В.В. Новая физиономика: от изучения к формированию личности. -М.:Б.и. 19911-19(1)с.

36. Гранин Д.А. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. - Л.: Худ. лит-ра, 1989. - 592 с.

37. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.-608 с.

38.Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица. Дис. канд.

психол. наук. - СПб. - 1998. - 175 с. 39. Грегори В.К. Эволюция лица от рыбы до человека: Пер. с англ. - М. - Л.:

Биомедгиз, 1934.-155 с. 40.Грейдина Н.Л. Взаимодействие вербальных и невербальных средств в

коммуникативном акте: Пятигорск, 1996. - 223 с.

41. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: МГУ, 1989.-399 с.

42. Дарвин Ч. Выражение душевных волнений. Пер. с англ. - СПб., 1896.-224 с.

43. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001.

44. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. - Соч. - 1953. Т. 5. - 1040 с.

45. Декарт Р. Страсти души. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. - Т.1.- С. 481-572.

46. Дельсарт К. Выразительные движения и их интерпретация зрителями. - М: Искусство, 1968.-98 с.


136

47. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении

головного мозга. - М., 1974, 48.Додонов Б.И. О так называемой «информационной теории эмоций» //

Психологический журнал. - 1983. - №2. - С. 104-116. 49. Дьяконов Г.В. Психология первого впечатления о другом человеке: Дис.

канд. психол. наук. М., 1979. - 261 с. 50.Дюрвиль А., Дюрвиль Г. Физиогномика: Чтение по лицу характера,

темперамента и болезненных предрасположенностей: (Пер. с болг.) - М.:

Исслед. центр астропсихологии, 1997. - 95 с.

51. Жан де Лабрюйер. Характеры или нравы нынешнего века. - М.-Л.: Худ. лит-ра, 1964.-416 с.

52. Жинкин Н.И. Мимика больного человека // Вопросы психологии. - 1968. -№3.-С. 177-180.

53. Иванова Т.В. Социально-перцептивная компетентность и ее развитие средствами рисованного юмора.- Самара, 1999. - 210 с.

54. Иванская Л.Н. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии: Дисс. к. псих. н. - Л., 1981. - 278 с.

55. Изард К.Е. Эмоции человека. М: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 439 с.

56. Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

57. Исаева А.Ю. Восприятие и понимание человека человеком по внешности (Физиогномика как познавательный и социокультурный феномен) // Человек - Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. Материалы Межд. конф. (Т.2.) - М.: МГУ, 2002. - с. 206-207.

58. Исаева А.Ю. О роли физиогномики в межличностном познании // Цивилизация. Философия. Общество: Тез. докл. научно-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - С. 93-94.


137

59. Исаева А.Ю. Физиогномика в искусстве и художественной литературе // Сборник научных трудов кафедры комплексных исследований по философии. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - С.66-78.

60. Исаева А.Ю. Физиогномика как социокультурный феномен (в соавт.) // Труды молодых ученых и специалистов / Изд-во Чуваш, ун-та, Чебоксары, 2001.-С. 52-57.

61. Исаева А.Ю. Физиогномический подход к человеку как феномен культуры // Вестник ЧГПУ. - Чебоксары. - 2002. - №2. (26). - С. 133-136.

62.Казаринов А.В. Инфекционная теория неврозов. Антропология темепрамента. - Клинцы: «Клинцовская печать», 1928.- 80 с.

63. Кахиани С.Н., Кахиани З.Н., Асатиани Д.Л. Экспрессивность лица человека. - Тбилиси: Ганатлеба, 1978. - 99 с.

64. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции. - СПб., 1994. - 218 с.

65. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления. - Сов. этнография, 1977. - №3.- С. 14-21.

66. Козловская-Тельнова А.Ю. Тезаурус личностных черт как метод изучения стереотипов восприятия человека человеком. - Дисс. к. псих. н. - М., 1995. -164 с.

67. Крамаренко В.К. Типы телосложения, темперамента и характера. Киев, 1927.

68. Кречмер Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. - М. - Л.: Биомедгиз, 1936.-608 с.

69. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов н/ Д: Изд-во Рост, ун­
та, 1981.-157 с.

70. Куприянов В.В. Роль мимики в дифференциации личности // Сборник
трудов, посвященный 70-летию А.Д. Зурабашвили. - Тбилиси, 1976. - Т.19-
20.-С. 288-292.


138

71. Куприянов В.В., Стовичек Г.В. Лицо человека: анатомия, мимика. - М.: Медицина, 1988.-272 с.

72. Курбатова Г.В., Ласко М.В. К вопросу о методах опознания психического состояния по экспрессивному поведению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977. - С. 36-45.

73. Куши Микио. Восточная диагностика характера и здоровья по внешности. -Р-н-Д: Феникс, 2001. - 224 с.

74. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. - М.: Знание, 1989. -62 с.

75. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. М., 1981. - С. 54-66.

76. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/ Д: Феникс, 1999. - 608 с.

77. Лебедкина Н.С. Эволюция черепа амфибий. - М.: Наука, 1979. - 283 с.

78. Лейтес СМ. Ожирение. -М., 1948. (телосложение и характер).

79. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. - М.: Наука, 1965.

80. Лосев А.Ф. Физиогномическая эстетика. С. 329 - 352. В книге История Античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., «Искусство», 1975.-776 с.

81. Лубоцкая Е.М. Различие в строении тела людей и их значение. 1931.

82. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.

83. Малиновский А.А., Билева Д.С., Делоне Н.Л., Стрижков B.C. Определение конституциональных типов студентов Москвы // Вопросы антропологии. -М., 1981.-Вып. 67.-С. 86-93.

84. Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица. - Дисс. к. псих. н.-М., 1981.-192 с.

85. Мантегацца П. Физиология и выражение чувств / Под ред. Грота Н.Я., Вербицкого Е.В. - Киев: Печать, 1886. - 296 с,


139

86. Минор Л.С. Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях // Вопросы философии и психологии. - М., 1883. - С. 34-35.

87. Нахов И.М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // В сб.: Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, вып. 9. М: Изд-во МГУ, 1987. - С. 69-88.

88. Ньюренберг Д.И., Калеро Г.Х. Учитесь читать человека как книгу // Экономика и организация пром. производства. - 1988. - №2.

89. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - К., 1990.

90. Обозов Н.Н Типы личности, темперамент и характер. - СПб., 1997.
91.Оконешникова А.П. Опыт интерпретации мимики представителями

различных этнических групп // Сб. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения, - Краснодар, 1978. - С.94-102.

92. Панферов В.Н. Восприятие внешности людей и общение // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 8. С. 172 - 174.

93. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974. №2. С.59 - 64.

94. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей. - Дисс. к. псих, н.-Л., 1969. -239 с.

95. Панферов В.Н. К вопросу о восприятии человеческих лиц // Человек и общество. Л., 1967. Вып. 2. С. 159-168.

96. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей
// Вопросы психологии. 1982. №5. С.139 - 141.

97. Панферов В.Н. Опознание людей по фотографиям // Человек и общество.
Л., 1969. Вып. 4. С. 105-115.

98. Парамей Г.В., Измайлов Ч.А., Бабина B.C. Эмоционально- экспрессивные
характеристики схематического лица на дисплее компьютера //Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 14. - Психология.- 1992. - №3. С. 30-38.

99. Низ Аллан. Язык телодвижений. - СПб.: Изд. дом Гутенберг, 2000. - 188 с.
ЮО.Понугаева А.Г. Импринтинг. - Л., 1973.


140

Ю1.Пузин М.Н, Лицо - зеркало человека. - М.: Изд-во РУДН, 1993. - 142 с. Ю2.Рамишвили Д.И. О природе некоторых видов выразительных движений. -

Тбилиси, 1976.-126 с. ЮЗ.РейсеР.А. Словесный портрет.-М.. 1911.- 154 с. 104.Рогинский ЯЯ. Можно ли связать строение тела с характером? //

Антропологический журнал, 1973. - №3. - С. 51-60. 105.Романов К. М. Психология межличностного познания. - Саранск. - Изд-во

МУ, 1993. - 148 с. Юб.Ронзин Д.В. Выявление знаний о человеке в исследованиях социальной

перцепции, методологический анализ / ЛГПИ. - Л., 1986. - 30 с. 107.Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учеб. Пособие. - М.: Изобраз.

искусство, 1989, - 304 с. Ю8.Семенова З.Ф. К проблеме отражения и воспроизведения лица человека //

Вопр, психологии познания людьми друг друга и самопознания. Вып. 235. -

Краснодар, 1977. -С.101-106, Ю9.Сеченов И.М. Физиология нервной системы. - СПб., 1866. - 490 с. 1 Ю.Сикорский И .В. Всеобщая психология с физиогномией.- Киев, 1895.- 576с. 1 П.Симонов П .В. Метод К .С. Станиславского и физиология эмоций. - М.. АН

СССР, 1962.-139 с. П2.Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М.: Наука,

1970.-140 с. 113.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 215 с. 1Н.Скоти М. Новый способ как узнать можно каждого человека свойства по

его сложениям. -Б .М., 1781. - 159 с. Ш.Степанченко А.В., Пузин М.Н. Лицо человека. - М.: Журн. «Авиация и

космонавтика», 1991. - 46 с. 1 Іб.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. П7.Сухаребский Л.М. Клиника мимических расстройств. - М.: Медицина,

1966.-354 с.


141

118.Теппервайн К, Лицо - зеркало здоровья. Патофизиогномика для всех. - М.-

СПб.: Питер, 1995. -192 с. 119.ТООМ А.И. О восприятии эмоций по лицевой экспрессии //

Психологический журнал.- 1981. -№4.-С.150-151. Ш.Тримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. - М.,

1967. 121.Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П.Экмана) //

Вопросы психологии. - 1982. - №5. - С. 144-147. Ш.Уайльд О. Избранное. - М.: Просвещение, 1990. - 384 с. Ш.Уайтсайд Р. О чем говорят лица. - СПб.: Питер пресс, 1997. - 152 с. 124.Украинский Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей

как условие межличностного понимания: Автореф. дис. канд. психол. наук /

НИИ психологии УССР. - Киев, 1988. - 18 с. 125.Уоллэйс Р. Мир Леонардо. - М.: ТЕРРА, 1997. - 192 с. 126.Феизов Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та,

1992. - 120 с. 127.Физиогномика / Сост. Новоселова Г.М. - СПб.: Библиополис, 1993, - 311с. 128.Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на него // Психология

межличностного познания. М., 1981. С. 25 - 42. 129.Хигер Б.Ю. Физиогномика. - М.; СПб.: Диля, 2000. - 207 с. ІЗО.Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк. / Сост. Е. Знак. -

М.: ЭКСМО - Пресс, 1998. - 341 с. Ш.Шафранская К. Д. Экспрессивные движения как индикаторы

эмоционального состояния человека //Вопросы психологии познания

людьми друг друга и самопознания. - Краснодар, 1977. - С. 69-78. 132.Шопенгауэр А. Мысли о физиогномике // Афоризмы и максимы. - Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. - С.177-185. Ш.Шопенгауэр А. Изучение человека по выражению лица. СПб., 1901.


142

134.Штангль А. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной

жизни. -М., 1986. 135.Штефко В.Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов.

М.-Л., 1929. ІЗб.Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их

внешнему облику. - М.: «Профобразование», 1992. - 42 с. 137.Щекин Г.В. Как читать людей по их внешнему облику. - Киев: Крайна,

1992.-239 с. Ш.Щекин Г.В, Основы визуальной психодиагностики. - К., 1989. 139.Ямада Есиаки. Восточная физиогномика. - Токио: Гэндай Серии, 1993. -

314 с. 140.Ярмоленко А.В. К предыстории потребности общения у малого ребенка. -

Учен. зап. ЛГУ, 1957. - №244. 141.Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. - М, Практика, 1997.-1056 с. 142.Andrew R. J. Evolution of facial expression //Science.- 1963.- P.1034-1041. 143.Cams C.G. Symbolik der menschlichen Gestalt. - Leipzig: Brockhaus, 1953. -

371 S. 144.Corman Louis. Visages et caracteres: La science morphopsychol. - Paris:

Presses univ, de France, 1985.- 352 с 145.Davidson R., Ekman P., Saron C, Senulis J., Friesen W. Emotional expression

and brain physiology I: Approach with drawl and cerebral asymmetry // Journal

of Personality and Social Psychology, 58.- 1990.- P. 330-341. 146.Duchenne G.B. Mecanisme de la physiognomie humaine on analyse

electrophysiologique de expression des passions. - Paris, 1862. 147.Ekman P. Darwin and facial expression. - New York: Acad, Press, 1972. 148.Ekman P., Friesen W. Facial action coding system: A technique for the

measurement of facial movement. - Palo Alto, Calif.: Consulting Psychologists

Press.-1978. 149.Enlow D, The human face. - New York: Harper, 1968. - 303 p.


143

150.Evans Edizabeth С. Physiognomies in the ancient world, - Philadelphia, 1969. -

101 p. 151.Fletcher Garth. The scientific credibility of folk psychology. Lawrence Erlbaum

assoc, 1995.-Ill с 152.Geiter U. Die Sprache der Verstellung: Studien zum rhetorischen u. Anthropol. -

Tubingen: Niemeyer, 1992. - VII, 374 s. 153.Harris J. A., Jackson C.d M, Paterson D. The measurement of man.- Minnesota:

Univ. Press, 1930. -215 p. 154.Herland Leo. Gesicht und Charakter, Handbuch der praktischen

Charakterdentung, 2, umgearb. Aufl. Zurich, Rascher, 1956. 155.Kauser A. Physiognomic und Roman in 18. Yahr - hundert. - Frankfurt a. M.

Ets:Lang, 1989.-397 s. 156.Kronfeld A. Ueber physiognomische Aehnlichkeiten // Проблемы психиатрии

и психопатологии. - М., 1935. - с.35-43. 157.Landau Terry. About faces. New York etc.: Doubleday, Cop. 1989. - 294 с 158.Lavater J. C. La Physiognomonie, ou F'Art de connaitre les hommes d"apres les

traits de leur physionomie, leurs rapports avec les divers animaux, leurs

penchans. Paris. - Librarie franc. 1841.-286 p. 159.Liggett J. The human face. - London: Constable, 1974. - 288 p. 160.Mobius P. J. Aus gewahlte werke. Bd. - Leipzig, Barth, 1905. ІбІ.Репгу J. The face of man. - London: Rider a. Company, 1956. - 209 p. 162.Perceiving and remembering faces. / Ed. by Graham Davies, Hadyn Ellis. -

London: Acad press, 1981. 163.Piderit Th. Wissenschaftliches System der Mimik und Physiognomik. - Paris,

1888. 164.Porta J. B. Die Physiognomie des Menschen. Rodebul, 1931. 165.Traite de physiognomic. Paris, Belteslettres.-1981.-154 (90) с 166.Young Lailan. Secrets of the face: love, fortune, personality: London etc.:

Hodder and Stounghon, 1983.-186 с


РОССИЙСКАЯ

госуда:о-:іі:насі

БИБЛМиГЕНй

r ov^s^^ - Ч -ОЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.171 с.)