Глава 1. Основные этапы и особенности исторического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основные этапы и особенности исторического развития



Введение

Актуальность исследования.

Необходимым условием и специфической формой бытия человека в обществе является общение. Только в условиях общения возможно формирование полноценной личности, развитие здоровой психики, становление сознания индивида, овладение речью. Изоляция личности, продолжительное отсутствие общения неотвратимо ведет к нарушениям состояния сознания, отклонениям в эмоционально-волевой и социально-перцептивной сферах. Межличностное общение является потребностью каждого человека, самой большой роскошью (Антуан де Экзюпери), а изоляция от общества во всем мире применяется как основной вид наказания.

В большинстве случаев межличностное общение не мыслится без непосредственного контакта партнеров и наглядно-образного отражения ими внешнего облика друг друга, так как при взаимодействии лицом к лицу, с глазу на глаз люди получают дополнительную невербальную информацию, необходимую для понимания внутреннего мира и прогнозирования поведения другой личности. Такая потребность обуславливает внимание общающихся к лицевой экспрессии, способной передавать эмоциональный и содержательный контекст речевых сообщений, служить регулятором общения, свидетельствовать о чертах характера и свойствах личности. Полноценное общение невозможно без обратной связи, без получения человеком информации о том, какое действие произвели на партнера его поступки и слова. Сокращения мимических мышц и движения глаз позволяют следить за ответной реакцией субъекта и корректировать согласно ей свое поведение.

Стремление людей «читать» по лицу в процессе общения приобрело статус автоматизма. Знаки лица как естественные носители образной зрительной информации выступают в роли посредника между воспринимаемым и воспринимающим, исследователем и исследуемым. При


5

первой встрече с человеком они позволяют получить общее представление о другом, создать первое впечатление и оперативно выбрать тактику поведения по отношению к нему.

Убеждение, что характер человека можно прочесть по его лицу так же старо, как широко и повсеместно распространено. Вера во взаимосвязь между внешностью и характером нашла отражение в устном народном творчестве различных народов, в работах древних философов и писателей, став частью общепринятых знаний. Физиогномика - широко распространенное в обществе явление, имеющее многовековую историю и практическое приложение в различных формах общения и деятельности людей. Нет такой сферы общественной жизни, где бы люди не нуждались в прочтении внешних сигналов лица и не практиковали их интерпретацию.

Термин «физиогномика» происходит от греческих слов physis - природа, характер и gnomia - мысль, суждение, оценка. В современных исследованиях она определяется как учение о выражении личностных особенностей, характера человека в динамике черт лица, как учение о внешних выразительных формах психологического склада личности.

Согласно словарю русского языка, физиогномика или физиономика -искусство определения внутреннего состояния человека по его движениям, мимике лица. В «науке» древности и некоторых позднейших эпох: учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером1.

По словарю Г. Шмидта, физиогномика - искусство понимания лица, частная область учения о выражении; учение о чертах лица (физиономии) или - в широком смысле - учение о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основе духовных свойств, души, характера^.

' Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под. ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., - М.: Русский язык, 1981-1984. Т.4., 1984 - С.562.

2 Философский словарь. Сокр. перевод с нем. Изд-во иностр. лит-ры. М., 1961. - С. 606.


6

Хотя физиогномика имеет длительную историю, единая терминология,
описывающая физиогномические феномены не выработана, нет однозначного
предписания смысловым компонентам терминов. Ряд источников относит к
физиогномике исключительно статические признаки внешности, динамические
же признает предметом изучения либо «патономики», либо кинесики, либо
рассматривает их в рамках психологии невербального поведения. Многие
исследователи к физиогномике относят учение о конституции, френологию,
другие - исключительно знаки лица. В настоящей диссертационной работе
физиогномика    рассматривается   как     феномен    распознавания

характерологических особенностей личности по экспрессии ее лица, включающей как статические, так и динамические его признаки.

Тема исследования является актуальной не только для философии, но и для психологии, криминалистики, искусства и художественной литературы. Интерес к ней обусловлен как логикой развития науки, так и практическими задачами общения, труда и творчества. В теоретическом плане разработка данной проблемы тесно связана с решением ряда фундаментальных проблем гуманитарных наук, таких, как проблема общения, деятельности, личности, сознания, самосознания и др. На практике современная действительность предъявляет к человеку высокие требования оперативного распознавания реакций, состояний и черт характера людей и правильного реагирования на них в процессе взаимодействия и общения, а также в ходе трудовой деятельности. Нет такой сферы общественной жизни, где бы люди не нуждались в прочтении внешних сигналов лица и не практиковали их интерпретацию.

Адекватное распознавание состояний и качеств личности по лицу является центральной профессиональной задачей психолога, врача, руководителя, педагога, физиолога, работника кадровых служб, следователя, криминалиста, дипломата, социального работника, менеджера, специалиста таможенной и рекламной службы и т.д.


7

Для врача, психолога, психотерапевта лицо человека является окном в его внутренний мир. Лицо, его черты и мимика изучаются в процессе диагностики, дают информацию для выбора тактики работы с больным, определения его психических особенностей, варьирования имеющихся в резерве приемов воздействия, выбора методов лечения. Кроме того, в судебной психиатрии анализ экспрессии позволяет выявить возможную симуляцию, имитацию заболевания. В криминалистике нельзя не принимать во внимание реакции и экспрессию допрашиваемого, отражающиеся на его лице и выдающие истинное положение дел. В политике, дипломатии соблюдение этикета, дипломатическая игра требуют тонко улавливать по внешним признакам намерения и настроения партнеров и конкурентов, умело владея при этом собственным лицом, для выбора и реализации наиболее выгодной тактики и т.д.

Умение разбираться в нюансах эмоциональных проявлений, отражающихся в мимике, выражать чувства и раскрывать характер героя при помощи экспрессии лица необходимо людям, посвятившим себя искусству: писателям и поэтам, художникам и скульпторам, деятелям театра и кино.

Таким образом, физиогномика является универсальным всеобщим компонентом общения и жизнедеятельности людей. Каждый человек нуждается в понимании лицевой экспрессии, в умении распознавать скрытые внутренние качества личности по наблюдаемым внешним признакам.

Степень разработанности проблемы. Выдвинутые еще философами Древней Греции предположения о зависимости характера человека и внешних признаков его лица до сегодняшнего дня не получили убедительного научного обоснования ни в антропологических, ни в анатомических, ни в психологических, ни в философских исследованиях. Хотя во все времена данная проблема оставалась актуальной и привлекала массу исследователей, им не удалось создать методологической и теоретической базы физиогномики. Физиогномика Аристотеля, Лафатера, Гиппократа, Галля, Кречмера и многих


8

других отражала достижения и ошибки современной им науки. В лоне физиогномики был накоплен богатый эмпирический материал, нуждающийся в специальном методологическом анализе.

Ряд аспектов проблемы изучался в психологии и философии. Теория восприятия людьми друг друга разрабатывалась в работах А.А. Бодалева, В.Н. Панферова и др.. Проблема общения обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.И. Леонтьева, В.А. Ганзена, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Б.Д. Ломова, А.А. Бодалева, И.И. Обозова и др.

Зависимость между психическими заболеваниями и внешними статическими и динамическими признаками изучали Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, Л.С. Минор, В.Ф. Чиж, Л.М. Сухаребский и др.

Особенности экспрессивного поведения представителей различных культур выявили П. Экман, К. Фризен, Д. Матсумото, Е. Холл и др.

Отдельные периоды истории физиогномики рассматривали И.А. Сикорский, И.М. Нахов, В.В. Куприянов, Г.В. Стовичек, В.А. Лабунская и др. Критически оценивали возможности физиогномики М. Монтень, Ф. Бэкон, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Г.Х. Лихтенберг, К. Ясперс и др.

Однако, признавая за особенностями экспрессии лица личностное значение, современная наука не имеет четкого понимания их причинно-следственной связи. Специфика распознавания личности по экспрессии лица, интерпретации экспрессивного поведения в общении фактически не обсуждается. Усилия психологов главным образом направлены на выявление взаимосвязей между мимикой и психическими состояниями человека, а не его личностными качествами. В результате определение роли экспрессии лица как средства познания личности остается одной из наименее изученных проблем социальных наук.

Физиогномика нуждается во всестороннем научном рассмотрении и обосновании, до настоящего времени она занимается поиском убедительной научно-теоретической базы и адекватной методологии познания. Долгие годы


9

Препятствием для разработки проблемы были идеологические соображения: физиогномику обвиняли в биологизации, расизме, связи с генетикой и буржуазной наукой. Поэтому в период тоталитарного режима на исследования в области физиогномики был наложен запрет. Таким образом, вопрос: действительно ли знаки и сигналы лица имеют ценность как показатели характерологических особенностей личности остается открытым по сей день.

Не претендуя на всестороннее и окончательное освещение означенной проблемы, что является задачей не одного исследования, диссертантом предпринята попытка положить начало современному научному осмыслению популярного и широко используемого в общественной жизни феномена физиогномического распознавания личности, что в дальнейшем способствовало бы созданию на более обширном и детальном материале научной концепции физиогномики.

Объектом исследования является массив данных физиогномических исследований и источников формирования физиогномической теории в разрезе их исторического развития,

Предмет исследования: роль и возможности физиогномики как особого специфического канала познания личности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в целостном философском анализе физиогномики как социокультурного феномена. Ее достижение предполагает решение следующих задач:

1) Выявить основные этапы и особенности исторического развития физиогномического познания и концепции физиогномики.

2) Проследить биологические и социальные условия и формы физиогномического проявления личности.

3) Вскрыть основные источники формирования физиогномической теории распознавания личности.


10

4) Определить  методологические      особенности      стратегии

физиогномического познания личности в контексте общей теории

познания.

Методологическая, теоретическая и источниковедческая основа исследования.

Основные методологические принципы, используемые в диссертационном исследовании:

• принцип историзма;

• принципы единства сущности и явления, внутреннего и внешнего, духовного и телесного;

• комплексный подход;

• принципы общей теории познания.

Поскольку познание личности составляет предмет исследования ряда научных дисциплин, теоретической основой проведенного исследования, помимо философских концепций, являются психологические, социологические, этнические, юридические концепции личности в контексте физиогномической проблематики.

В качестве эмпирической базы исследования использован фактический материал психологии, социологии, этнографии, юриспруденции, искусства, художественной литературы, медицины, педагогики, различных форм практической деятельности.

Избранная тема входит в проблематику не только социальной философии, но и теории познания, и философской антропологии. Она соприкасается с фундаментальными философскими проблемами соответствия внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, идеального и материального, чувственного и рационального. Основной методологической предпосылкой феномена физиогномического познания личности является идея единства души и тела.


11

Научная новизна и положения, выносимые на защиту.

1.  Выявлены основные этапы и особенности исторического развития
физиогномического познания и концепции физиогномики.

Истоки физиогномического познания восходят к эпохе античности. В условиях средневековья физиогномика вырождается в антинаучное направление. Эпоха Возрождения дала новый импульс развитию физиогномического познания. Новое время знаменует становление научного подхода к физиогномике. В XX в. выделяется ряд самостоятельных направлений изучения проблемы, однако научной концепции физиогномики так и не создано. До настоящего времени конкурируют статическая и динамическая концепции физиогномики. Необходима разработка современной теории и методологии физиогномического познания личности, исходящей из дополнительности данных концепций.

2.  Прослежены биологические и социальные условия и формы
физиогномического проявления личности.

К числу важнейших методологических предпосылок выявления условий и форм физиогномического проявления личности относится единство биологических и социальных аспектов мимики, необходимость учета произвольных и непроизвольных форм экспрессии. Не только эмоции, но и особенности темперамента, характера человека в определенных рамках могут быть выявлены в мимической картине лица. Выделяются типичные для индивидуальной характерологии эмоции, неизбежно проецирующиеся вовне в мимике лица и других способах выражения.

3.  Вскрыты основные источники формирования физиогномической теории
распознавания личности.

Результат распознавания зависит от изучения истории физиогномики, методологического анализа эмпирических источников физиогномического распознавания (художественное творчество, народная мудрость, медицинские исследования, этнические и общекультурные стереотипы).


12

4.  Определены методологические      особенности      стратегии

физиогномического познания личности в контексте общей теории

познания.

Физиогномика имеет свою специфику познания, заключающуюся в необходимости комплексного подхода, обобщающего значительную массу наблюдений в контексте различных конкретных ситуаций, извлечения инварианта из ряда мимических актов субъекта познания. Адекватность распознавания зависит от компетентности перципиента в физиогномической теории и практике, готовности и целенаправленности наблюдения.

Научно-практическая значимость диссертации. Положения диссертации могут быть взяты за основу для дальнейшего изучения проблемы. Последующая более детальная разработка методологии физиогномического распознавания личности будет способствовать решению прикладных задач физиогномики в различных профессиональных сферах: криминалистике, психологии, психиатрии, педагогике, искусстве, художественной литературе, дипломатии и др.

Апробация результатов исследования. Существенные аспекты содержания диссертационной работы изложены автором в пяти публикациях. Результаты диссертационного исследования обсуждались на Научной конференции ЧГУ (Чебоксары, апрель 2001), Научно-практической конференции (Чебоксары, май 2001), Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, февраль 2002 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.


13

Физиогномического познания

Физиогномика Нового времени

В XVIII веке физиогномика вновь заняла умы образованных людей и вошла в моду. Ею заинтересовались французские материалисты от медицины. П.Ж.Ж. Кабанис (1757-1808) дал внешние описания представителей различных темпераментов. Так он пишет, например, о флегматическом темпераменте: «люди с телосложением слабым и вялым, с лицом спокойным, ничего не выражающим, с волосами прямыми и сухими, с тусклым взглядом, с слабыми, хотя и объемистыми мускулами, с движениями медленными и покойными... Ощущения их не живы и не глубоки; мысли их не

" Монтень М. Опыты. - М.: Наука, 1979, кн. 3. - С. 259.


23

многочисленны и не быстры и вследствие этого довольно точны, склонности их тихи, кратки и не энергичны. Занятия, требующие деятельности, смелости, быстроты, больших усилий, пугают их и возбуждают отвращение: им нравится и они усиленно берутся за такие, которые можно вести на досуге и покойно и которые требуют главным образом внимания и терпения. Нравственные их свойства соответствуют их физической организации, они одарены рассудительным умом и прочным характером»^.

Особый вклад в становление физиогномики внес швейцарский поэт, теолог, философ и художник Иоганн Гаспар Лафатер (1741-180 П, в своих четырехтомных трудах «Фрагменты по физиогномике в целях наилучшего познания человека и распространения человеколюбия» (1772-1778) показавший взаимосвязь между «движениями души» (психическими процессами) и эмоциями, выражаемыми мимикой.

И.Г. Лафатер также утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека и определил свое учение как физиогномонию, понимая под этим термином «способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза». Он утверждал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас».

Рассматривая душевные качества как врожденные и следующие общему плану развития организма, И.Г. Лафатер считал возможным определить особенности этого плана по малейшей части организма. В соответствии с его представлениями, интеллектуальная жизнь человека выражена в строении черепа и лба; моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, очертаниях носа и щек; животные качества человека находят свое отражение в складках рта и линиях подбородка. Центральным органом лица И.Г. Лафатер признавал глаза с окружающими их нервами и мускулами. Таким образом,

Кабанис П.Ж.Ж.. Отношение между физическою и нравственною природою человека. СПб.. 1866. - С. 85.


24

исследователь разделил лицо человека на «этажи», соответствующие вышеуказанным трем основным элементам, составляющим душу.

И.Г. Лафатер зарисовал тысячи лиц и составил альбом из 600 таблиц, названный им «Библией физиогномики» (рис. 4-5). Он сформулировал 100 принципов физиогномики, не имеющих однако научного обоснования и системности. И.Г. Лафатер и сам чувствовал слабость собственного анализа и в предисловии к своему изданию предупредил, что его намерением является не создание физиогномики, а лишь собрание материалов для этой будущей науки. В то же время И.Г. Лафатер поражал современников способностью правильно расшифровывать мимику наблюдаемого субъекта. Но он предостерегал от слепого подражания, считая, что «физиогномическое чутье - это дар божий»,

В своих трудах И.Г. Лафатер первым определил и описал клинические признаки заболеваний, отражающиеся на лице больных. Не смотря на то, что им посвящено лишь 4 страницы 4-х томных трудов, данные наблюдения представляют интерес и в настоящее время.

Резонанс книги И.Г. Лафатера был настолько велик, что русская царица Екатерина II отправила к нему делегацию во главе со своим сыном Павлом, который в 1782 г. встречался с Лафатером в Цюрихе, и их беседа длилась несколько часов. Хотя данная книга многократно переиздавалась, была переведена на иностранные языки, увлекала передовых людей своего времени, таких как, например, Гете; и даже Чарльз Дарвин, в своей книге о мимике, вышедшей в 1862 году, высказывавшийся о ней, как о заслуживающей признания, однако в трудах швейцарского философа достаточно необоснованных суждений, фантастики и просто абсурда. Поэтому среди современников Лафатера были и резко выступавшие о его трудах. Так, Г.Х. Лихтенберг с сарказмом естествоиспытателя, отвергающего всякий интеллектуальный произвол высмеивал произведения Лафатера: «Что такое


25

физиогномика Лафатера, - спрашивал Лихтенберг, - это четвероногий орел без крыльев»6.

Вместе с тем, искусство выводов, сделанных И.Г. Лафатером, продолжало вызывать интерес, энтузиасты стремились постичь его идеи. Многие положения, установленные философом в процессе длительной практики, посредством интуиции, оказались справедливыми, но законы экспрессии лица оставались непознанными, для их объяснения требовался естественнонаучный подход. Поскольку И.Г. Лафатер не располагал объективными доказательствами и не проводил экспериментальной проверки своих выводов, а опирался только на умозрительные заключения и интуицию, его физиогномика была обречена на неминуемую дискредитацию. Однако его основная заслуга в том, что он вновь поднял проблему связи психического и внешнего облика человека и пытался проникнуть в эту связь, насколько позволяло ему современное состояние науки.

Основоположник классического немецкого идеализма И. Кант (1724 -1804), указывая на ошибки И.Г. Лафатера, писал в «Антропологии», что «физиогномика никогда не будет наукой, так как между душевными качествами и строением тела нет никаких связей». Невозможность выявить такую связь была главным уязвимым местом физиогномики древних и И.Г. Лафатера в том числе.

Впервые пытался доказать наличие подобной связи австрийский анатом и невропатолог Франц Иосиф Галль (1758-1828) в книге Anatomie et pfysiologie du system. (1810), разработавший теорию, названную френологией, согласно которой черты характера локализуются в определенных участках мозга, а это, в свой черед, отражается на форме черепа. Уродливые формы головы, связанные с нарушениями психики; психические расстройства, различные при разрушении различных участков головного мозга, дали Галлю основание рассматривать головной мозг как совокупность центров, в которых заложены

Лихтенберг Г .Х. Афоризмы. - М.. Наука,,965.. Е -292.


26

отдельные психические функции. Исходя из предположения, что форма черепа определяется ростом тех или иных участков мозга, ответственных за определенную психическую особенность, Галль заключил, что по выпуклостям черепа возможно судить о степени развития способностей и наклонностей человека. Выведенная из многочисленных наблюдений и исследований, френология Галля пользовалась популярностью в обществе, но большинством ученых была встречена справедливой критикой.

Позднее данную теорию безуспешно пытался возродить П. Мебиус, осуществивший экспериментальные сопоставления и утверждавший, что ему удалось обнаружить «математический орган» в выпуклости в боковой части лба (Uber die Aniage zur Mathematik. Leipzig, 1900), который он нашел особенно развитым у знаменитых математиков. Однако многочисленные последующие исследования, данные которых были крайне противоречивы, не подтвердили френологических выводов. Френологию признали заблуждением.

Другим специфическим направлением физиогномики стали взгляды Цезаря Ламброзо (1836-1909) - итальянского антрополога, писавшего о соответствии между криминальным складом личности и внешним обликом человека и предложившего обобщенный портрет преступника: маленькая голова со скошенным низким лбом и ярко выраженными надбровными дугами, непропорционально развитая нижняя челюсть, аномалии ушей^. Подобные обобщения исследователя также не выдержали критики со стороны общественности.

Немецкий философ-идеалист Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) также высказывал свою точку зрения на физиогномику, он писал об априорности физиогномических взглядов: «Скорее всего, человеческое лицо есть иероглиф, который не только допускает дешифрирование, но и готовая азбука для которого имеется в нас самих» [132, С. 179]. Интересно его замечание что «уста высказывают только мысль человека лицо же - мысль природы. Поэтому

Lombroso C.Luomo diliquente. Torina: Босса. 1889. - С. 114.


27

ВСЯКий заслуживает того, чтобы его внимательно рассматривали, но не всякий стоит того, чтобы с ним разговаривать» [132, С. 178]. А. Шопенгауэр указывал на трудность распознавания по лицу, высокую вероятность заблуждения в этом «великом и трудном искусстве», особенно если присоединяются факторы субъективного характера, как, например, симпатия или антипатия к человеку, страх перед ним или чувство долга и т.п. Исходя из этого, он полагал, что адекватное распознавание личности по внешности возможно лишь при первом, объективном взгляде на человека, дальнейшее же знакомство изглаживает первое впечатление и уводит исследователя все дальше от истины, так как отношение к человеку становится все более субъективным. При этом А. Шопенгауэр придерживался принципов статической физиогномики, о чем свидетельствует, например. Он считал, что все мысли и желания человека налагают отпечаток на его лицо и, вследствие многих повторений, глубоко врезаются и оставляют свои следы на физиономии. Он подчеркивал, что в устойчивых чертах лица запечатлен «непреложный приговор» человека. За динамической физиогномикой же А. Шопенгауэр права на существование не признавал, так как мимика поддается искусству притворства, а потому, по мнению философа, не является надежным средством распознавания личности.

Систематическая теория человеческой физиогномии была выдвинута представителем романтизма К.Г. Карусом, который стремился «понять человека как символ Божественной Идеи души». Его символическая система включает, с одной стороны, весь Космос, а с другой - сферы морфологии и физиологии. К. Г. Карус исследовал целостный внешний облик человека для понимания его внутренней психической сущности. Решающее значение для него имел сам момент видения как «способность обнаружить природу психической Идеи в символе Формы». К.Г. Карус стремился преобразовать это бессознательное видение в науку и практическое знание, обнаружить фундаментальные принципы, которые могут быть применены к бесчисленному множеству отдельных людей. Однако ему также не удалось создать научной


28

концепции физиогномики, хотя в процессе исследования им был собран и проанализирован значительный объем эмпирических данных. Результаты исследований К.Г. Карус отразил в работе Symbolik der menschliche Gestalt. (Leipzig, 1853).

Г.В.Ф. Гегель нанес по статической физиогномике сокрушительный удар с позиций диалектической логики в работе «Феноменология духа» (1807).

Формирование естественнонаучного подхода к физиогномике начинается с работы Чарльза Белла «Анатомия и физиология выражения», написанной в 1806 году. Используя материалистический подход, он подробно рассмотрел взаимоотношения между мимическими мышцами лица и выражением различных чувств, объяснив мимические движения как следствие сокращения определенных мышц лица, что стало важным шагом в познании механизмов выразительности.

Белл стремился к комплексной оценке черт лица и избежал ошибки физиолога и антрополога П. Кампера, чья идея абсолютизации значения лицевого угла в определении культурного уровня человека послужила аргументом расовой теории, когда по степени прогнатизма (выдвижение нижней части черепа) людей разделяли на представителей высшей и низшей расы.

Ч. Белл также отмечал, что длительные экспрессии неизменно приводят к устойчивым изменениям черт лица. По его мнению, активно нагружаемые мимические мышцы характеризуются лабильностью, готовностью к сокращениям. При редком использовании определенных мышечных групп наблюдается структурное изменение тканей лица, данные мышцы становятся вялыми, атоничными, не готовыми к быстрым адекватным сокращениям.

В середине XIX века появилась попытка экспериментального подхода к проблеме. Знаменитый трактат французского невропатолога Г. Дюшена «Механизм человеческой физиогномии или электрофизиологический анализ выражения страстей» был посвящен исследованию анатомо-физиологического


29

аспекта взаимосвязи эмоций и мимических явлений. При помощи электротерапевтической техники Г. Дюшен искусственно вызывал сокращение мимических мышц живого человека (что было впервые) электрическим током и, таким образом, воспроизводил мимическую картину того или иного эмоционального состояния. Он исследовал лицевую мимику, определил мимическое значение каждой лицевой мышцы и дал мимическое описание основных эмоциональных состояний, получив функциональные доказательства материальной детерминации мимики и подтвердив правильность логических заключений о роли мышц в мимике лица Ч. Белла.

Изучение мышечных сокращений позволило объяснить закономерность расположения и формирования линий, складок кожи и борозд на лице. Было признано, что эти статические признаки представляют собой компоненты выразительности, свидетельствующие о частоте проявления определенных эмоций. На основании проведенных исследований Г. Дюшен пришел к выводу о возможности изучения законов, управляющих выражением человеческого лица^.

Во второй половине XIX века был опубликован также труд Ч. Дарвина «О происхождении видов» (1859), оказавший значительное влияние на понимание вопроса и ставшей знаменем эволюционного учения. Дарвин доказал, что человек представляет собой продукт природы, потомка нижестоящих человекоподобных приматов. В 1872 году он выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных» - первую монографию, посвященную мимике и написанную с позиции эволюционной теории, где Ч. Дарвин стремился показать, что эмоции людей имеют животное происхождение как и человек в целом. Он утверждал, что эмоциональная сфера и способы выражения эмоций следуют законам эволюции и базируются на трех главных принципах генезиса:

* Duchene G. В. Mecanisme de l a physiognomie humaine on analyse electrophysiologique de expression des passions. Paris, 1862.


зо

1) принцип целесообразности закрепляющихся мимических реакций, или экспрессии лица; обязательность связи мимики с мышечными сокращениями; совмещенность мимических реакций с сознательной и бессознательной деятельностью;

2) принцип контраста или противопоставления; имеются в виду намерения, желания, потребности индивидов, между которыми возникает какая-либо коммуникация; мимическая реакция следует за изменениями душевного состояния;

3) принцип прямого воздействия нервной системы при ее возбуждении или перевозбуждении; через это условие проходят все мимические реакции животных.

Следовательно, Ч. Дарвин показал, что каждое мимическое выражение эмоций представляет собой феномен, имеющий определенное исторически обусловленное биологическое значение,

Выражение эмоций, согласно учению Ч. Дарвина, - прежде всего реакция, имевшая определенное приспособительное значение. Неразрывность эмоций с выполнением моторных, целенаправленных действий явилась причиной того, что мимика закрепилась в эволюции.

По мнению Ч. Дарвина, мимика человека развивалась как форма сигнализации в первобытном обществе. Необходимость общения, передачи информации привели к расширению диапазона выразительных движений. Взгляды Ч, Дарвина о значении выразительности и природе выразительных движений получили всеобщее научное признание.

В России предшественником Ч. Дарвина в вопросе эволюции мимики был выдающийся физиолог И. М. Сеченов. В книге «Физиология нервной системы» (1866) он также показал общность происхождения эмоций и мимики у человека и животных, доказал, что мимические движения являются наследуемыми нервно-мышечными актами, что экспрессивные движения есть


31

результат мозговой деятельности и средство проявления психических процессов.

Таким образом И.М. Сеченов, Ч, Дарвин и Ч. Белл материалистически сформулировали проблему мимики и обозначали начало нового естественнонаучного подхода к проблеме мимики и физиогномики как средству распознавания характерологических особенностей личности.

С критикой биологизации человеческих эмоций в 1880 году выступил Л.Ф. Лесгафт. Он предложил свою концепцию, согласно которой на выразительность лица более всего влияют условия жизни, воспитание и характер трудовой деятельности человека.

Сторонником физиогномического подхода в России был профессор И.А. Сикорский, в 1861 году выпустивший книгу «Всеобщая психология с физиогномикой», где подробно рассмотрел различные физиогномические признаки, связываемые с психологическими характеристиками, трактуемые автором достаточно умозрительно. В своем трактате он сделал попытку анализа истории развития проблемы, на котором однако не могла не сказаться его приверженность принципам статической физиогномики.

Заслуживает внимания профессиональная физиогномика, описанная И.А. Сикорским, в ней получили отражение профессиональные характеристики внешности: отпечатки, накладываемые на выражение лица и характер мимики профессиональной деятельностью.

Взгляды И.А. Сикорского поддерживал П. Мантегаццы. В 1886 году в России вышло его сочинение «Физиогномия и выражение чувств» (Киев, 1886), где он изложил свои выводы о том, что длительное поддержание соответствующего выражения лица у представителей ряда профессий закрепляется и откладывает отпечаток на внешний вид. П Мантегаццы также описал типичные мимические признаки людей различных сфер деятельности. Так, например, от отметил подчеркнутую профессиональную серьезность врачей, обусловленную постоянной сопричастностью к страданиям пациентов.


32

Автор описывает мимику, связывая ее с этнической принадлежностью человека и его профессией, выделяет антропологические признаки для распознавания интеллектуальных и нравственных особенностей личности. П. Мантегаццы также рассмотрел экспрессивные паттерны основных состояний человека и его отношений к партнеру. Однако, стремясь распознать характер человека по его внешнему облику, П. Мантегаццы, как и многие его предшественники, приводил однозначные необоснованные толкования устойчивых черт внешности.

В XVIII - XIX веках значительный материал о мимике и выразительных движениях человека был накоплен в области патопсихологии и психиатрии, Так, например, русский невропатолог Л.С. Минор в работе «Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях» (1893) показал, что важную роль в мимике душевнобольных играют чувственные восприятия и представления. В своей работе он применял методы гипноза и внушения с целью выявления связи между эмоцией и ее внешним выражением.

Данный этап развития физиогномики стал периодом поиска решения и зарождения естественнонаучного подхода, перехода от статической к динамической физиогномике.

Распознавания личности

Познания личности

Комплексный подход

Целый ряд характеристик экспрессивного поведения предоставляет информацию об отношении человека к предмету общения и собеседнику, его личностных чертах, свойствах темперамента, состояниях и других особенностях. Между личностными свойствами и их внешними признаками


123



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.117 с.)