Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеологический полисубъект и его влияние на достижение истины
В коллективном познании, так же, как в индивидуальном, в качестве основных субстратных элементов мы выделяем три: объект познания, субъект познания и результат их гносеологиче- ского взаимодействия – знание, существующее либо в объективи- рованной, овеществлённой форме, либо в субъективированной – в форме субъективных гносеологических образов. Четвёртым ос- новным элементом коллективного познания выступает рефлек- сивный – гносеологическая взаимосвязь между ними, формиру- ющая основные уровни когеренции коллективного познания. Специфика коллективного познания начинает проявлять себя уже на уровне масштабной организации самого познающего
субъекта, которая является фактором когерентности. Ряд учёных, анализирующих познавательный процесс и его закономерности, признаёт, что познание и его результаты необходимо рассматри- вать в социально-историческом измерении, анализировать как деятельность познающих индивидов, взаимосвязанных локально и темпорально. Сущность коллективного познания определя- ется в первую очередь структурной организацией познающего субъекта. Поэтому вполне оправдана концентрация внимания на анализе её специфики. Представляя основные масштабы по- знающего субъекта, В. А. Лекторский справедливо отмечал, что носителем коллективного познавательного процесса не являет- ся индивидуальный субъект, так же, как и простая совокупность последних. Этим носителем можно считать коллективного субъ- екта, понимая под ним социальную систему, несводимую к кон- гломерату составляющих её людей. Существует множество кол- лективных субъектов, связанных между собой определёнными отношениями. Так, любое научное сообщество является подсистемой бо- лее обширной системы: сообщества всех специалистов в данной области знания и сообщества всех людей, занимающихся науч- ной деятельностью. Учёный использует в своей деятельности национальный язык – значит, он включён в сообщество носите- лей данного языка. Сюда же включаются и те люди, которые не занимаются наукой, и они являются определённым коллектив- ным субъектом познания. Функционирование и развитие зна- ния определяется процессами, протекающими в более широкой социальной системе, чем сообщество учёных. Получается, что человек, не занимающийся наукой, тоже осуществляет процесс познания и, следовательно, тоже подключен к различным кол- лективным субъектам. Вместе с тем, пишет В. А. Лекторский, надо принимать во внимание не только разнообразие, но и един- ство социально-исторического процесса развития познания, об- щество в целом следует тоже рассматривать в качестве коллек- тивного субъекта, включающего множество как коллективных, так и индивидуальных субъектов. Именно наличие определён- ных связей между различными коллективными субъектами обе- спечивает единство познания. Философ указывает на взаимосвязь
индивидуального и коллективного субъектов познания, утверж- дая, что разрыв связей между ними невозможен: в этом случае общество в целом перестало бы быть субъектом познавательной деятельности. Поэтому каждый индивидуальный субъект вклю- чён одновременно в различные коллективные субъекты. Различ- ные системы и формы познавательной деятельности интегриру- ются в индивиде в некоторую целостность, её существование есть необходимое условие единства познающего субъекта1. Индивидуальный субъект, его сознание и познание должны быть правильно поняты с учётом их включённости в различные системы коллективной практической и познавательной деятель- ности. Но это не означает, что индивидуальный субъект каким-то образом растворяется в коллективном. Существуют основания их диалектического взаимодействия: во-первых, сам коллективный субъект не существует без отдельных конкретных людей, реаль- ных индивидов, связанных между собой специфическими зако- нами коллективной деятельности; но его нельзя и уподоблять индивидуальному, ибо он не является особой личностью и не совершает познавательных действий, отличных от тех, которые осуществляют входящие в него индивиды. Во-вторых, познание субъекта-индивида или моносубъекта тесно связано с объекти- вированными системами знания, но, и это весьма важно, непо- средственно с ними не совпадает. Особенности восприятия инди- вида, его воспоминания, субъективные ассоциации относятся к знанию, важному лично для него и доступному только ему. Они не входят в систему объективированного знания, являющегося достоянием всех индивидов и включённого в структуру коллек- тивного субъекта. Это означает, что знания, присущие индиви- дуальному и коллективному субъектам, не совпадают полностью и не растворяются друг в друге, а взаимно предполагают сами себя – и это принципиальное положение.
Подчеркнём, что коллективного субъекта нет вне системы взаимодействующих индивидов, и вместе с тем он существует вне каждого индивидуального субъекта. Мы разделяем точку зре- ния, утверждающую, что коллективный субъект выявляет себя и 1 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 279–281.
законы своего функционирования не столько через внутренние структуры сознания индивида, сколько через внешнюю предмет- но-практическую деятельность и коллективную деятельность с системами объективированного знания. Коллективный субъект не единственен. Множество таких субъектов изменяется: одни коллективные субъекты и присущие им формы деятельности возникают, другие отмирают. Отношения между разными кол- лективными субъектами могут быть достаточно сложными. Таким образом, масштабная организация субъекта позна- ния выделяет в качестве основных уровней его существования от- дельного познающего индивида, исследовательский коллектив, социальную общность и общество в целом. Достоинства данной классификации, основанной на масштабной организации по- знающего субъекта, заключаются не только в том, что она даёт возможность проанализировать и упорядочить процесс позна- ния, но и в том, что содержит в себе методологические основания дальнейшего, более пристального изучения деталей и механиз- мов познавательной деятельности. Вместе с тем мы считаем целе- сообразным ввести в данную классификацию такие понятия как «моносубъект познания» и «полисубъект познания». Моносубъект познания (в дальнейшем моносубъект) – это отдельный человек, выступающий в роли эпистемического или гносеологического субъекта. В терминологии В. А. Лекторского этому понятию соответствует словосочетание «субъект-инди- вид»; само по себе введение философом этого термина в науч- ное употребление оправданно, ибо открытие нового сопряжено с появлением новых понятий. Но научный текст требует одно- значности прочтения, строгой дефиниции терминов. В данной ситуации употреблены слова «субъект» и «индивид», каждое из которых полисемантично, поэтому оно вызывает у читателя раз- личные смысловые ассоциации. Полисубъект познавательной деятельности (в дальней- шем – полисубъект) – это коллективный познающий субъект с различной масштабной организацией, начиная от группы людей (коллектива) и заканчивая цивилизацией в целом. Субъекты-индивиды (или моносубъекты – Ф. П.), составляю- щие тело эпистемического или гносеологического полисубъекта,
могут быть связаны различными видами связей. По нашему мне- нию, наиболее важными для понимания характера познающего субъекта, универсальными являются локальные и темпоральные связи, то есть такие, которые существуют в пространстве и вре- мени познавательного процесса. В этом плане время выступает основанием для разделения познающих субъектов на синхрони- ческие и диахронические. Синхроническим субъектом называет- ся такой познающий субъект, структурные элементы которого существуют в одном и том же временном интервале; структурное единство его может быть организовано формально или нефор- мально, по своему характеру он может быть гносеологическим, эпистемическим или синкретическим.
Диахроническим называется такой познающий субъект, структурные элементы которого существуют в различных времен- ных интервалах, то есть в разное время. Так же, как и синхрониче- ский, данный субъект может быть формальным или неформаль- ным, эпистемическим, гносеологическим или синкретическим. Данное единство познающего субъекта своеобразно проявля- ется в области философии. Д. В. Анкин по этому поводу отмеча- ет, что если отвлечься от институционального аспекта, то можно сказать, что все философы – современники – поскольку принадле- жат вечности и единоплеменники – поскольку являются «гражда- нами мира»1. Роль отдельного человека и групп людей в познавательном процессе различна: деятельность одних в большей степени ори- ентирована на получение знания, деятельность других – на его использование. Но деятельность тех и других влияет на результат познавательного процесса. Такое различие в отношении к полу- чаемому знанию дает основания для деления коллективного по- знающего субъекта на субъект гносеологический и субъект эпи- стемический. Гносеологический субъект – это такой познающий субъект, деятельность которого направлена на получение нового для цивилизации знания. Чаще всего он осознает цели и зада- чи своей познавательной деятельности (здесь речь идёт прежде всего об учёных-профессионалах и их сообществах). Но иногда 1 Анкин Д. В. Пролегомены к семиотике философии. Екатеринбург, 2003. С. 196.
новое знание обнаруживается на первый взгляд как бы случайно, мимоходом; учёные получают результаты, которые не предпо- лагались заранее. Например, поиски эликсира жизни привели средневековых алхимиков к формированию ятрохимии, к откры- тию новых химических соединений. В роли гносеологического субъекта может выступать один человек, группа людей, всё сообщество учёных в цивилизации – такова масштабная организация гносеологического субъекта. Эпистемический субъект – это такой познающий субъект, деятельность которого направлена на использование как уже имеющегося, так и возможного будущего знания цивилизации. Его масштабная организация также располагается в границах от отдельного человека до общества в целом, то есть им может быть как конкретный индивид, так и группа людей, как социальная общность, так и цивилизация в целом. Это люди, имеющие пря- мое или опосредованное отношение к знанию, реальному и по- тенциальному. Они влияют на ход познавательной деятельности либо позитивно – стимулируют её, либо негативно – тормозят и сдерживают.
Описание этих различных функций познающего субъек- та мы обнаруживаем в трудах по истории науки. Например, В. И. Вернадский, характеризуя сообщество учёных – в нашей терминологии коллективного познающего субъекта или поли- субъекта – отмечал, что научная мысль сама по себе не существу- ет, она создается человеческой живой личностью, есть её прояв- ление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное твор- чество – духовную энергию. Взрывы научного творчества повторяются через столетия и указывают на то, что в одной или многих странах, в одном или многих поколениях скапливаются богато одарённые личности, те умы, которые изменяют окружающий мир. Их нарождение есть реальный факт. Историческую роль подобного учёного сообще- ства В. И. Вернадский оценивает достаточно высоко, отмечая, что всюду и всегда в истории всех наук видно, как талантливые люди поднимают на огромную высоту данную область духовной жиз- ни человечества и затем не имеют себе заместителей. Это видно,
например, в древней Греции в истории искусства, литературы, философии, где на протяжении немногих десятков лет были со- средоточены величайшие гении всей исторической эллинской жизни. Но в истории науки и художественного познания видны и пустые промежутки, например, в ХVIII в. во французской изящ- ной литературе после расцветов ХVI–ХVII и ХIХ столетий. Мож- но обнаружить скопление великих французских математиков в конце ХVIII и начале ХIХ столетия и перерыв поколения раньше и позже. В истории России это – создание великой русской лите- ратуры в ХIХ в. и в начале ХХ в. Решая одну познавательную задачу, учёные объективно, ча- сто независимо от их собственной воли и желания, выступают в роли гносеологического полисубъекта. Как реально осущест- вляется их взаимодействие, как влияют особенности их гносео- логической коммуникации на формирование гносеологическо- го ряда – таковы наши дальнейшие исследовательские задачи. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают в различ- ные виды коммуникаций. Для наших исследований важно обра- тить внимание на те из них, которые влияют на познавательные процессы и результаты познания. В этой связи гносеологическая коммуникация – это такой вид взаимосвязи познающих субъек- тов, который влияет на формирование элементов гносеологиче- ского ряда, на достижение истины. Одним из примеров бытия коллективного гносеологическо- го полисубъекта является жизнедеятельность учёных, внёсших вклад в развитие представлений о форме и очертаниях Земли, её местоположении в Солнечной системе. Кто из них и как повлиял на формирование данных гносеологических образов – вот про- блема, решаемая нами в первую очередь.
Особо важная роль в их становлении принадлежит Н. Копер- нику, реальному гносеологическому моносубъекту, выдающейся личности в науке, создателю гелиоцентрической модели Солнеч- ной системы. Но само её создание было подготовлено другими гносеологическими моносубъектами, история науки воспроизво- дит некоторые их имена. Речь идет, в частности, о научной дея- тельности М. Бехайма, Региомонтана, Г. Пурбаха, П. Тосканелли. Как же начиналось формирование данных представлений, фор-
мирование этого гносеологического ряда в коллективном по- знании? Известно, что развитие мореплавания в ХV веке (особен- но бурное в Испании и Португалии) требовало освоения новых земель, новых территорий. В этом движении мореплаватели ориентировались на такие небесные объекты как Солнце, Луну и другие знакомые им звёзды. Необходимо было знать их точ- ное местоположение в данное время, чтобы определить свои ге- ографические координаты. В 1474 году учёный-астроном Регио- монтан издаёт астрономические таблицы, показывающие такое расположение этих светил. Таблицы быстро распространились и приобрели крупное значение в астрономии. На их составление прямо повлияла деятельность предшествующего гносеологиче- ского моносубъекта К. Птолемея, так как они были вычислены на основании развития птолемеевской системы, филологически исправленного его текста. Но это не единственный эпистемиче- ский источник, Региомонтан использовал развитые методы ма- тематики, новые приборы и приёмы астрономической работы. Таким образом, в роли реальных гносеологических субъектов вы- ступили и его предшественники – арабские математики, которые развили и соединили геометрию греков с вычислительным ис- кусством индусов. Они достигли к ХIV столетию таких крупных результатов в вычислительных отделах математики, например, в тригонометрии, о каких в Европе стало известно только в начале ХVI века. Математические исследования велись и в отдельных местах европейского континента, они не раз прерывались, однажды до- стигнутое терялось и гибло в рукописях. Гносеологические мо- носубъекты были разобщены, не существовало их локального и темпорального единства, отсутствовало формальное и нефор- мальное объединение. Названные факторы сдерживали развитие научного знания. Многое изменилось с появлением книгопеча- тания. В математике больше, чем в других областях знания, по- чувствовалось позитивное его проявление, ибо в этой области те- оретического знания особенно большое влияние может оказать и оказывает доступная широкому кругу случайных читателей кем-нибудь достигнутая истина.
До изобретения книгопечатания локальная и темпоральная разобщённость познающего субъекта могла быть преодолена путём создания научных или проблемных школ. Подобные тен- денции реализовались в развитии математического знания: в ХV веке через посредство арабов и Византии алгебраические зна- ния достигают Италии, а затем Германии. В это время здесь появ- ляется сообщество учёных-математиков – школа коссистов. Это были последователи Kossische Kunst – искусства решать вопрос о неизвестном – о вещи (по-итальянски cosa – откуда и название ис- кусства), принимая её как известное. Данная школа – это пример бытия коллективного гносеологического субъекта в математике того времени. С изобретением книгопечатания доступная в сот- нях и тысячах экземпляров мысль и новое решение абстрактных задач находили себе неведомых и неожиданных сторонников и поборников, развитие математики пошло быстро, без перерывов и остановок1. Таким образом, книгопечатание явилось фактором преодо- ления локальной и темпоральной разобщённости коллективного познающего субъекта, к тому же оно стало одним из средств гно- сеологической взаимосвязи индивидуального и коллективного познающих субъектов, установились их неформальные отноше- ния. Это означает, что в истории науки появился новый коллек- тивный гносеологический субъект – неформальный. Это такой познающий субъект, гносеологические потребности и интенции которого субъективно детерминированы. В свою очередь нефор- мальный гносеологический субъект делится на синхронический и диахронический. На ранних этапах существования человече- ского общества, когда познающий субъект имел синкретический характер, качества синхроничности и диахроничности в позна- ющем субъекте были нераздельны, они воспроизводились в си- стеме «учитель – ученик». Ситуация изменяется с появлением письменности в различных её видах и книгопечатания: появ- ляется возможность существования как синхронического, так и диахронического гносеологических субъектов. В истории науки 1 Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М, 1988. С. 142–143.
существуют факты использования принципа диахроничности, в частности, при анализе развития различных культур1. Ряд характерных качеств неформального гносеологического моносубъекта ярко проявляется в деятельности предшественни- ка и учителя Региомонтана – Георга Пурбаха. Он сделал крупней- ший шаг в истории всего развития математики в Средние века: впервые ввёл систематически тригонометрию в европейские вычисления и выработал начала тригонометрических теорем и понятий. Оценивая вклад Г. Пурбаха в науку, В. И. Вернадский отмечал, что он делал самостоятельные астрономические наблю- дения и из них черпал уверенность в неправильности таблиц и рукописей «Алмагеста». Сохранились описания улучшенных им астрономических приборов2. Но Г. Пурбаху не удалось довести до конца своей работы. Ещё не старым – 38 лет – он умер на ру- ках своего любимого ученика Региомонтана, и перед смертью, как пишет последний, заклинал его довести до конца начатое им дело. Все свои рукописи он оставил в руках своего ученика, и Ре- гиомонтан свято исполнил заветы учителя. Следует заметить, что коммуникативные взаимоотношения типа «учитель – ученик» выступают в качестве одного из главных рефлексивных факторов коллективного гносеологического субъ- екта Средневековья. С другой стороны, отсутствие неформаль- ных гносеологических связей между моносубъектами заставляет учёных заново открывать уже открытое. Подобное произошло и с Региомонтаном. Он ничего не знал о том, что проделал в конце ХV cтолетия ту же самую работу, что и персидский математик ХIII века Мухаммед ибн Мухаммед ибн Хассан ат Туси, прозван- ный в Багдаде Насирэддином. Региомонтан даже не дошёл до тех открытий, которые совершил этот неизвестный ему пред- шественник, поэтому его тригонометрия была далека от триго- нометрии учёных мусульманского Востока. В руках последних это орудие научного мышления осталось без приложения, было погребено в рукописях, забыто и выяснено исторически лишь в 1 Беломестнова Е. Н. Диахронический принцип типологии культур // Философские науки. 2006. № 1. С. 81–92. 2 Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 145.
XIX веке. А вот в руках Региомонтана оно оказалось средством величайшей важности, явилось первым толчком в крушении ста- рых представлений о Вселенной, оказало величайшее влияние на весь ход цивилизации, так как дало опору мореплаванию в от- крытом море. А между тем и мусульманские математики прила- гали тригонометрию к комментированию и вычислению того же «Алмагеста». Причиной различия явилось то, что Региомонтан мог воспользоваться книгопечатанием, и это открытие придало совершенно иное значение полученным новым данным вычисли- тельного анализа. Применение новых таблиц и инструментов нашло продол- жение в деятельности М. Бехайма, кормчего и астронома порту- гальской экспедиции к берегам Африки, начавшейся в 1483 году. Кроме введения таблиц Региомонтана для определения широты по луне и звездам, М. Бехайм ввёл два инструмента, привезён- ные им из Нюрнберга: один – обыкновенная морская астроля- бия, только улучшенная, металлическая, другим инструментом являлся так называемый градшток – прибор, который долго дер- жался в морском деле и открытие которого он приписывал Реги- омонтану. Снабжённые градштоком и таблицами Региомонтана, европейцы могли пуститься в открытое море, а следствием этого явилось необычайное расширение их научного кругозора. Этот результат, конечно, был далёк от замыслов теоретика-у- чёного Региомонтана, а между тем, именно ему более всего обя- зана культура и наука этими крупными открытиями. Итоги ока- зались более блестящими, чем невидная, но неизбежная укладка фундамента. Основы этого фундамента, всего современного на- учного мышления – улучшение приборов, методов вычисления, точная проверка теории, проверка вычислений и измерений природных явлений, – заложил Региомонтан, и имя его не долж- но быть забыто среди более блестящих, стоящих на почве его тру- дов, его преемников1. Региомонтан, Бехайм и их коллеги, входящие в состав не- формального коллективного гносеологического субъекта, расши- рили научный инструментарий. Благодаря этому познаваемый 1 Вернадский В. И. Указ. соч. С. 150.
объект – Земля и её очертания – открыли свои новые неизвестные стороны. Взаимосвязь познавательной деятельности этих учёных во времени является основанием для объединения их в нефор- мальный коллективный диахронический субъект. Это была де- ятельность людей, живших и творивших в разное время, но свя- занных единой познавательной задачей. Дальнейшее исследование этой проблемы связано с деятель- ностью небольшого по своим масштабам неформального кол- лективного гносеологического синхронического субъекта, в роли которого выступили Х. Колумб, П. Тосканелли и их менее из- вестные коллеги. Напомним, что формальным гносеологическим субъектом является такой познающий субъект, структурная ор- ганизация которого задана либо субъектом управления, либо об- щественными объединениями; неформальным гносеологическим субъектом является такой познающий субъект, структурная ор- ганизация которого не является заданной. Основанием формирования данного познающего субъекта явилась мысль о том, что, двигаясь от берегов Европы на Запад, можно попасть в Индию. О гносеологических интенциях П. То- сканелли В. И. Вернадский пишет следующее: «Интерес Тоска- нелли был интересом учёного; перед ним ясно стояло чисто на- учное значение факта (шарообразной формы Земли – Ф. П.), хотя он никогда не упускал из виду и то практическое влияние, какое может оказать такое кругосветное плавание»1. П. Тосканелли ис- пользовал знания не только своих современников, то есть не огра- ничил свою познавательную деятельность рамками коллектив- ного синхронического гносеологического субъекта, он исходил в своих размышлениях из работ Страбона, которым придавал бо- лее важное значение, чем трудам К. Птолемея. П. Тосканелли попытался увеличить масштабы коллективно- го гносеологического субъекта: в своих изысканиях он учёл знания, добытые Марко Поло и венецианцем Н. де Конти, прожившим 40 лет в Египте и побывавшем в Индии, Индокитае, на Зондских островах. Пользуясь их сведениями, он пришёл к убеждению, что с востока Китай омывается океаном и что на этом океане 1 Вернадский В. И. Указ. соч. С. 150.
расположена Япония (Чинангу). На другом берегу этого океана находится Португалия. Он вычислил размеры океана и получил цифры, близкие к современным, начертил карту этих мест. Кар- та П. Тосканелли была скрыта в королевских архивах, но о ней каким-то образом узнал прибывший в Португалию Х. Колумб и вступил в переписку с П. Тосканелли. Последний прислал ему копию карты, с которой через много лет Х. Колумб отправился в своё знаменитое плавание. Таким образом, складываются нефор- мальные синхронические и диахронические гносеологические связи и формируется коллективный синкретический гносеологи- ческий субъект. В его состав мы должны включить не только известных исто- рии науки людей, но и совершенно неизвестных, таких, у которых стремление к обретению нового знания, гносеологические интен- ции в структуре личности были доминирующими, главными, это у них на первый план выступал интерес знания. История не пом- нит их имён по двум основным причинам: во-первых, потому, что полученные ими результаты оказались такими элементами гносеологического ряда, которые характеризуются категорией «заблуждение», и, во-вторых, они входили в состав неформально- го гносеологического субъекта. Дело в том, что в формально ор- ганизованном познающем субъекте, осуществляющем научный поиск, необходимо регистрируются все результаты, положитель- ные и отрицательные, конечные и промежуточные, истинные и неистинные, то есть учитываются все элементы гносеологическо- го ряда. В деятельности неформального гносеологического субъ- екта такая фиксация возможна, но не обязательна, это обстоя- тельство и приводит к появлению в истории познания людей, искавших истину, но оставшихся в неизвестности. Мы выявили некоторые характерные особенности формиро- вания коллективного гносеологического субъекта. Исторический период его формирования, представленный в нашем анализе, выбран не случайно: в это время появляется и распространяется книгопечатание, развиваются средства связи гносеологических моносубъектов, что даёт более широкие возможности для фор- мирования синхронического и диахронического коллективных гносеологических субъектов, для формирования науки в строгом
смысле этого слова. С развитием средств коммуникации, с разви- тием производства связаны последующие масштабные и струк- турные изменения гносеологического субъекта, происходит его специализация в науке. В этом плане историки науки в качестве основных вех в её формировании выделяют появление математики, затем теорети- ческого естествознания, возникшего в эпоху Г. Галилея и И. Нью- тона. В науке XVII столетия главной формой закрепления и транс- ляции знаний была книга (манускрипт, фолиант), в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных коммуникаций «учи- тель – ученик», обеспечивающих передачу знаний и навыков ис- следовательской работы от учителя его ученикам. Одновременно она выступала и главным средством фиксации новых результатов исследования природы. Перед учёным XVII столетия стояла весьма сложная задача. Ему недостаточно было получить какой-либо частичный резуль- тат (решить частную задачу), в его обязанности входило построе- ние целостной картины мироздания, которая должна найти своё выражение в достаточно объёмном фолианте. Учёный обязан был не просто ставить отдельные опыты, но заниматься натур- философией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в неё соответствующие изменения. Так работали все выдающиеся мыслители этого времени – Г. Галилей, И. Ньютон, И. Лейбниц, Р. Декарт и другие. В то время считалось, что без об- ращения к фундаментальным основам науки нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям. Однако по мере развития науки и расширения поля иссле- довательской деятельности всё настоятельнее формировалась по- требность в такой коммуникации учёных, которая обеспечивала бы их совместное обсуждение не только конечных, но и проме- жуточных результатов, не только «вечных» проблем, но и конеч- ных и конкретных задач. Как ответ на этот социальный запрос в XVII столетии возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учёными. Письма, которыми они обме-
нивались, как правило, содержали не только сведения бытового характера, но включали в себя и результаты исследования, и опи- сание того пути, которым они были получены. Тем самым пись- ма превращались в научные сообщения, излагающие результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и кон- траргументацию. Систематическая переписка велась на латыни, что позволяло сообщать свои результаты, идеи и размышления учёным, живущим в самых разных странах Европы. Так возни- кает особый тип сообщества, которое избрало письмо в качестве средства научного общения и объединило учёных Европы в так называемую Республику учёных – появился неформальный коллек- тивный гносеологический субъект, для которого переписка между составляющими моносубъектами была формой трансляции зна- ний и служила основанием выработки научного инструмента- рия. В государствах Европы формируются сообщества учёных, их поддерживает общественное мнение, иногда государство. Как пишет по этому поводу историк науки К. Хуфбауэр, «…в конце XVIII столетия германские химики образовали единое сообще- ство… Они стали относиться друг к другу как к необходимым коллегам и основным арбитрам во всём, что касается научной ис- тины и личных достижений»1. Обмен информацией внутри дан- ного коллективного субъекта осуществляется на национальном языке, научные сообщения публикуются в журнале «Научные анналы». Аналогичные процессы организации неформальных коллективных гносеологических субъектов происходят в других областях научного знания. Однако по мере развития науки и расширения поля иссле- довательской деятельности всё настоятельнее формировалась по- требность в такой коммуникации учёных, которая обеспечивала бы их совместное обсуждение не только конечных, но и проме- жуточных результатов, не только «вечных» проблем, но и конеч- ных и конкретных задач. Как ответ на этот социальный запрос в XVII столетии возникает особая форма закрепления и передачи знаний – переписка между учёными. Письма, которыми они обме- нивались, как правило, содержали не только сведения бытового 1 Цит по: Степин В. С. Теоретическое знание: структура, история, эволюция. М, 2000. С. 90.
характера, но включали в себя и результаты исследования, и опи- сание того пути, которым они были получены. Тем самым пись- ма превращались в научные сообщения, излагающие результаты отдельных исследований, их обсуждение, аргументацию и кон- траргументацию. Систематическая переписка велась на латыни, что позволяло сообщать свои результаты, идеи и размышления учёным, живущим в самых разных странах Европы. Так возни- кает особый тип сообщества, которое избрало письмо в качестве средства научного общения и объединило учёных Европы в так называемую Республику учёных – появился неформальный коллек- тивный гносеологический субъект, для которого переписка между составляющими моносубъектами была формой трансляции зна- ний и служила основанием выработки научного инструмента- рия. В государствах Европы формируются сообщества учёных, их поддерживает общественное мнение, иногда государство. Как пишет по этому поводу историк науки К. Хуфбауэр, «…в конце XVIII столетия германские химики образовали единое сообще- ство… Они стали относиться друг к другу как к необходимым коллегам и основным арбитрам во всём, что касается научной ис- тины и личных достижений»1. Обмен информацией внутри дан- ного коллективного субъекта осуществляется на национальном языке, научные сообщения публикуются в журнале «Научные анналы». Аналогичные процессы организации неформальных коллективных гносеологических субъектов происходят в других областях научного знания. Частная переписка ещё выступает средством научной комму- никации, но теряет своё прежнее приоритетное значение, усту- пая место печатным научным изданиям. Процесс преподавания требовал не просто знакомства слушателей с совокупностью от- дельных сведений о достижениях в естествознании, но и систе- матического изложения и усвоения знаний. Систематизация по содержательному компоненту и совокупности методов, с помо- щью которых были получены данные знания, стала рассматри- ваться как основа определённой научной дисциплины, отличаю- щая одну совокупность знаний (научную дисциплину) от другой. 1 Цит по: Степин В. С. Теоретическое знание: структура, история, эволюция. М, 2000. С. 90.
Иначе говоря, систематизация знаний в процессе преподава- ния выступала одним из факторов формирования конкретных научных дисциплин. Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство коллективных гносеологических субъектов) оформляла особую профессию научного работника. Наука по- степенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию. В качестве других исторически значимых этапов становления науки, пишет В. С. Стёпин, можно выделить зарождение техниче- ских и социально-гуманитарных наук1. Это время вступления тех- ногенной цивилизации в стадию индустриализации, обретение наукой новой функции – быть производительной и социальной силой. К началу ХIХ столетия наука стала бесспорной ценностью цивилизации, обнаружив свою теоретическую и практическую значимость. История науки сохранила факты использования научных зна- ний в практике в доиндустриальную эпоху. Такова практическая механика Архимеда2, создание ятрохимии в период Возрожде- ния; в Новое время количество подобных фактов неуклонно воз- растает. Осознавая практическую роль науки в жизни общества, Ф. Бэкон формулирует известный принцип – «знание – сила». Мы согласны с оценкой этого периода, данной В. С. Стёпиным:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.055 с.) |