Взаимосвязь истины и заблуждения в трудах философов Нового времени и немецкой классической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь истины и заблуждения в трудах философов Нового времени и немецкой классической философии



Новое время формирует новый способ философствования: в теоретической форме выражаются интересы нарождающегося класса – буржуазии. Изменяются цели и смысл познания, о ко- торых Ф. Бэкон во введении к «Великому восстановлению наук» пишет, что они заключаются в том, чтобы «имела от неё (науки – Ф. П.) пользу и успех сама жизнь».

Теорию познания Ф. Бэкона многие авторы определяют как эмпирическую. На наш взгляд, это не совсем полное определение её характера: она включает в себя и логический компонент, и ди- алектический. Саму логику он понимает как орудие познания – органон. А свой научный метод в «Новом Органоне…» характе- ризует как науку о лучшем и более совершенном употреблении разума при исследовании вещей и об истинных пособиях разума, который познаёт их для того, чтобы познающий разум возвысил- ся (насколько это позволяет человеку разум) и кладёт их, пособия разума, в основание своей классификации наук. Памяти способ- ствовала история, воображению – поэзия, разуму – философия. Поэзия понимается им как изображение действительности не та- кой, какой она существует вне сознания, а в зависимости от эмо- ций человека, т.е. она менее всего претендует на истину. История есть описание отдельных фактов и событий, при этом сущность их может быть и не выявлена. Философия являет собой обобщён- ное познание, даёт разовую истину.

Ф. Бэкон разделяет и теорию «двух истин». Теология че- рез мистику постигает бога, основанная на опыте и анализе вся


 

остальная наука может и должна полностью игнорировать би- блейские тексты. В качестве оснований гносеологического ряда у Ф. Бэкона может служить указание на то, что позднее авторы на- зовут антропным принципом в восприятии мира. И старая (ари- стотелевская) логика сдерживает достижение истины. Но это не единственная помеха на пути познания; сдерживают предрассуд- ки, врождённые и въевшиеся представления и фикции – идолы рода, пещеры, рынка, театра. Природа этих идолов достаточно хорошо исследована1, поэтому мы не будем останавливаться на их подробной характеристике.

После рассмотрения идолов как основных препятствий на пути к истине Ф. Бэкон представляет свой метод в «Новом Орга- ноне наук» как средство её достижения. Суть этого опытно-индук- тивного метода состоит в постепенности образования понятий. Веруламец не отрицает пользы и дедуктивно-силлогического метода, новый его метод дополняет аристотелевский: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия ис- тины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее об- щим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой ис- тинности, открывает средние аксиомы. Этим путём и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частно- стей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный»2. Второй метод призван исправить недостатки разума.

Таким образом, в качестве основных элементов гносеологиче- ского ряда у Ф. Бэкона выступают незнание, заблуждение, истина плодоносная, истина светоносная, истина божественная.

В то же время творчество Ф. Бэкона фактически начинает си- стемное изложение оснований гносеологического ряда, найден- ное эмпирическим путем. Попытка их классификации во второй книге «Нового Органона наук» в виде известных таблиц является исторически ограниченной, но, вместе с тем, и исторически зна-

 

1 Cм.: Соколов В. В. Европейская философия ХV–ХVIII веков. М., 1984.

2 Бэкон Фрэнсис. Сочинения в 2-х т. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1978.

С. 14–15.


 

чимой. Советы Ф. Бэкона по преодолению ошибок и заблужде- ний в познании человека не потеряли своей актуальности и се- годня.

Особенности понимания истины Р. Декартом накладывают отпечаток на его гносеологический ряд, причины ошибок и за- блуждений, способы её достижения. Истина – это не только то, что должно быть и всегда будет в будущем, она полна, вечна и неизменна, не нуждается ни в каких дополнениях. Такая истина может быть выведена только из разума: «Только один интеллект способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к по- мощи воображения, чувств и памяти»1. Но эта помощь, на наш взгляд, и выступает в качестве одного из оснований гносеологи- ческого ряда, она-то и даёт знания относительные, приблизи- тельные; только лишь вероятные, которые следует, по Декарту, отвергать.

Достичь истины можно только с помощью истинного мето- да, а перед этим обязательно освободиться от заблуждений, ме- шающих познанию. Как это сделать – рекомендуют декартовы

«Рассуждения о методе» и «Правила руководства ума». Первое правило, например, требует считать истиной то, что восприни- мается в ясном и отчётливом виде и не даёт повода к сомнению. Всё, что не подпадает под эту разумную интуицию, не может считаться истинным. Интуиция даёт первичные, врождённые ис- тины. В диалоге «О разыскании истины …» Р. Декарт утверждает, что ошибки проистекают от свободной воли человека, вызываю- щей путаницу в мыслях, но не от интуиции разума.

Для достижения успеха в изучении сложного Р. Декарт ре- комендует делить его на простые составляющие, затем от про- стого восходить к сложному, и тогда каждую истину необходимо рассматривать как правило перехода к истине следующей, ещё неизвестной, двигаясь как бы по цепочке. Познанию противопо- казана неполнота; ни к чему пропуски и перерывы2.

Чувственный опыт есть необходимое дополнение к работе мышления. Он порождает соответствующие идеи, которые на-

 

1 Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 121.

2 Декарт Р. Указ. соч. С. 95, 115.


 

глядны и убедительны1, но приходится сомневаться в их досто- верности, так как они иногда отвлекают мысль в сторону от ис- тины и надо приучить свой дух отрешаться от показаний чувств2. И всё-таки, «все мои чувства дают мне чаще истинные, чем лож- ные показания», – заключает Р. Декарт 3.

Итак, Р. Декарт считал ряд понятий и суждений врождённы- ми; разумная интуиция – способ познания абсолютных истин. Путём собственного познания мира с помощью разума человек формирует понятия и раскрывает сущность вещей. Чувственный опыт даёт нам материал, который в меньшей степени соответ- ствует истине, но содержит некоторые её элементы. Абсолютная истина, понятия, добытые с помощью разума, чувственный опыт и его результаты, ошибки и заблуждения, незнание – основные элементы гносеологического ряда Р. Декарта. Основанием для их существования выступают различные познавательные способно- сти человека, как общие, так и особенные: врождённость идей и интеллектуальная интуиция, деятельность разума, чувственный опыт.

Движение к истине в философии Т. Гоббса начинается с удостоверения «собственного незнания»; процесс познания на- чинается с чувственности, в чём и следует видеть первый прин- цип теории познания, ибо «...от рождения человек имеет лишь ощущения»4. Продукты чувственного познания Т. Гоббс называет

«фантасмами», «идеями», «фантомами» (призраками) и обозна- чает ими полноценную чувственную информацию, они несут в себе долю истины, выступают в роли относительных истин.

Человек, получая восприятия, «фантасмы» обозначает их знаками, именует. «Лишь благодаря именам мы способны к зна- нию», – утверждает Т. Гоббс5. Теоретически познавать – значит оперировать знаками. Мышление – сложный процесс, в котором мысль может переходить от одной вещи к другой. При этом воз- никают пассивные ассоциации на базе случайного сцепления

 

1 Там же. С. 346; 429.

2 Там же. С. 330, 386.

3 Там же. С. 450.

4 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2-х т. М, 1964. Т. 2. С. 100.

5 Там же. С. 460.


 

«фантасм», активные перескоки мыслей (мечты о будущем, упо- рядоченные воспоминания прошлого), наконец, обоснованные предсказания будущего. Важно отметить, что сочетания имён, которыми обозначаются «фантасмы», должны соответствовать не произвольному суммированию представлений о душе, но та- кому их соединению, у которого есть объективная подоплёка1. Иначе говоря, они должны иметь соответствие действительности. Степень такого соответствия различна, а, значит, мы можем рас- сматривать названные элементы в качестве составляющих гносе- ологического ряда.

Так представляет ступени познания Т. Гоббс: тело → фан- тасма → знак → знак знаков (классификация) → формулировка определений → соединение определений в утверждения → через анализ и индукцию формирование простейших и всеобщих окон- чательных составляющих тел → через приложение к человеку всеобщих утверждений о природе человека → синтез и индукция ведут к утверждениям о свойствах сложного искусственного тела (государства, например). Каждая ступень познания имеет свои результаты – они также входят в состав гносеологического ряда Т. Гоббса и делают его достаточно своеобразным.

В качестве причин, вызывающих ошибки и заблуждения в познании, Т. Гоббс называет язык, так как имена бывают их источ- никами, способствуя подмене вещей словами2, неверное при- менение анализа и синтеза, индукции и дедукции в познании, несоблюдение правил перехода с одной ступени познания на другую.

 

Движение к истине Б. Спиноза понимает как соединение ума с вещами, как усвоение внешнего мира человеком. Познание диалектично – это положение выступает в качестве главного ос- нования гносеологического ряда голландского мыслителя. Оно включает в себя три ступени, начинаясь «снизу», с чувственного познания, которое не мешает, а способствует рациональному. Здесь, на чувственном уровне, достигается знание о фактах и преходящих вещах, т.е. модусах: «Нам прежде всего необходимо всегда выводить наши идеи от физических вещей или от реаль-

1 Там же. С. 69.

2 Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 463.


 

ных сущностей, продвигаясь, насколько это возможно по ряду причин, от одной реальной сущности к другой»1.

Чувственное познание неясное, смутное. Из него никогда не может следовать ясное и отчётливое познание, из относительно- го (неполного) знания не вытекает знание абсолютное, от знания модусов нельзя подняться к сущностному познанию субстанции. Эта чувственная ступень в познании ведёт к субъективным ассо- циациям и односторонним родовым идеям – «универсалиям» – к

«плохим» общим понятиям.

От этих «плохих», неистинных идей Спиноза отличает идеи истинные, адекватно общие – или общие понятия. Их человек постигает с помощью рациональной интуиции и дедукции2. Это высший уровень познания, дающий человеку понятие субстан- ции и позволяющий делать некоторые определения и непосред- ственные выводы из них.

Средний уровень познания основан на использовании (де- монстрации) метода дедукции. Результатом этих операций вы- ступают принципы математиков и физиков, выводы об атрибутах из понятия субстанции и из имеющихся в науках определений. Они используются людьми ясного рассудка и частично охватыва- ют область nаturа nаturаtа.

Высшим уровнем познания является интуитивное, оно даёт человеку совершенно достоверную и абсолютную истину. Путь человеческого познания бесконечен, он идет от незнания к «пло- хим» родовым идеям, затем к общим понятиям и, наконец, к абсолютной истине. Ограничивают познавательное движение различные способы познания, которые и выступают у Спинозы в качестве оснований гносеологического ряда.

 

В учении Г. В. Лейбница (в отличие от Спинозы) идеи при- знаются врождёнными: «Идеи и истины врождены нам подобно склонностям, предрасположениям, привычкам или естествен- ным потенциям»3. Они из виртуальных становятся реальными путём напряжения внимания, воспитания и образования, воспо- минания – в этом и заключены основания гносеологического ряда

1 Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 363–354.

2 Спиноза Б. Указ. соч. С. 436.

3 Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.–Л., 1936. С. 49.


 

немецкого автора. Поэтому основную причину ошибок в позна- нии Лейбниц видит не в чувственных иллюзиях, а в нарушениях при рассуждении и слабости памяти, в различных способностях и задатках, полученных людьми от рождения. В каждый данный момент различные люди (монады) находятся на различных уров- нях своего познавательного процесса, продвигаясь от незнания и понимания истины в смутном познании к наибольшей истине в интуитивном познании – это и есть крайние члены гносеологиче- ского ряда Г. Лейбница.

Ясная идея обладает яркостью и очевидностью, непосред- ственной достоверностью, на которую способна чувствитель- ность, но она позволяет лишь узнать вещь; у смутной идеи ум не в состоянии перечислить её признаки. «Объективное познание имеет степени», – пишет Лейбниц, утверждая диалектический характер процесса познания1. Для достижения более высоких его ступеней нужно отсеять «неадекватные» идеи, в которых не все признаки схватываются умом.

 

Под интуитивным познанием Г. Лейбниц понимает позна- ние высокого уровня непосредственности, при котором мыслят- ся одновременно все признаки вещи, это высший уровень позна- ния, дающий возможность осознать всеобщие самоочевидные истины, являющиеся бесспорными. Другие виды истины дости- гаются с помощью мышления, строго соблюдающего законы ло- гики. Непосредственные аксиомы (вечные, существенные исти- ны) и производные логические истины (научные) в совокупности являют собой истины разума. Знания об единичных вещах есть фактические истины, их доставляет человеку чувственное позна- ние, они понимаются Лейбницем как истины явлений. «Не сле- дует пренебрегать никакой истиной» – советует Лейбниц2. Всякая остановка в диалектике познания представляется ценной для че- ловека, в этом движении нет мелочей – отсюда и его гносеологи- ческий ряд, представленный достаточно широко: идея (истина) из тёмной становится ясной, ясная превращается в отчётливую, которая может быть неадекватной, но становится адекватной. Адекватная истина (идея) может быть представлена в символах,

1 Лейбниц Г. Избранные философские произведения. М., 1988. С. 88.

2 Там же. С. 322.


 

в языке – это научные знания. Адекватная идея может быть вос- принята с помощью рациональной интуиции – это формирует отчётливое понятие.

Гносеологический ряд Д. Локка строится под влиянием идей Р. Декарта. Из ощущений и рефлексии человек черпает весь ма- териал своего познания. Последний складывается из простых идей – наиболее ясных элементов нашего знания. Идея у Локка

«обозначает всё, что является объектом мышления»1. Это могут быть и абстрактные понятия, и ощущения, и фантастические образы. Человеку непосредственно даны только идеи, а не сами вещи, которые за ними, несомненно, скрываются, но до которых далеко.

Познание человека дискретно, конкретно, интенциально. Ум соединяет простые идеи и образует всё более сложные. Чем даль- ше он отходит от простых идей, тем больше подвержен ошибкам и заблуждениям. Хотя эти сложные, «...отвлечённые идеи суть и продукт разума, но имеют своим основанием сходство вещей»2.

Самое точное знание состоит из самоочевидных истин, оно интуитивно. Интуитивное познание имеет место тогда, когда «... ум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей не- посредственно через них самих, без вмешательства каких-либо других»3.

Знание выводное, доказательное, демонстративное – вторая разновидность знания. Оно есть следствие дедуктивного метода, и при безошибочном его проведении даёт знание бесспорное, достоверное, точное (хотя и не в такой превосходной степени, как интуитивное). Интуитивное и демонстративное знания в со- вокупности образуют умозрительное, умопостигаемое, чисто ум- ственное знание.

Третья разновидность знания – сенситивное, которое дают человеку чувства, сообщая о единичных предметах и их каче- ствах. Это знание не обладает достоинствами интуитивного и демонстративного, но жизнь человека без него невозможна. Все

 

1 Лейбниц Г. Указ. соч. С. 75.

2 Локк Д. Избранные философские произведения: в 2 т. М., 1960. Т. 1. С. 322.

3 Там же. С. 519.


 

знания человек приобретает из простых идей, входящих в состав либо внешнего, либо внутреннего опыта. Внешний опыт склады- вается на основе восприятия тел, внутренний – есть деятельность ума, рационального познания. Процесс познания – это восхож- дение от простых идей к сложным, движение от одного элемента гносеологического ряда к другому, от сенситивного знания к де- монстративному и далее, к интуитивному, они отличаются друг от друга степенью соответствия познаваемому объекту.

Таким образом, в процессе достижения истины в трудах фи- лософов Возрождения и Нового времени акцентируется влияние субъектных факторов, т.е. тех, которые характеризуют самого человека, его внутренний мир. Вместе с тем проявляется воздей- ствие средневековой философии, обнаруживаются концепции двух истин – земной и божественной. В концепциях Нового вре- мени приоритет в достижении истины отдаётся разуму человека. Эти приоритеты, на наш взгляд, закладывают основы последую- щего бурного развития науки и техники в Западной Европе, фор- мируют основы будущей научной революции.

Наибольшее влияние на современную гносеологию, на наш взгляд, оказала классическая немецкая философия, и, в частно- сти, теория познания И. Канта. По своему характеру она явля- ется диалектичной, но путь, направление достижения истины у него прямо противоположны тому, что предлагает теория «кор- респонденции». Это сознательный выбор Канта, о котором он пишет в «Критике чистого разума»: «До сих пор господствовало предположение, что все наши знания должны сообразоваться с предметами. При этом, однако, кончались неудачей все попытки через понятия что-то априорно установить относительно пред- метов, что расширяло бы наше знание о них. Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизи- ки (т.е. философии – Ф. П.) более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с на- шим знанием...»1. В этом приближении истину, по Канту, можно понимать как наличие сообразования, согласованности между предметом, вовлечённым в познание, и предметом, уже ставшим

 

1 Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 87.


 

достоянием познающего. А так как наличие или отсутствие этой согласованности определяет сам человек, то и получается, что рассудок не почерпает свои законы (а рriori) из природы, а пред- писывает их ей1.

Абсолютизируя субъективность познавательного процесса, И. Кант разворачивает его в пространстве субъективного дискур- са. Здесь и выстраивается кантовский гносеологический ряд, ос- нованием которого, в числе прочих, выступают различные позна- вательные способности познающего. Чувственная способность даёт человеку ощущения, восприятия, они есть следствие того, что «...предмет некоторым образом воздействует на нашу ду- шу»2. С помощью априорно существующих трансцендентальных схем ощущения синтезируются и трансформируются в суждения опыта. Опыт отличается от простого утверждения чувственно данного, констатации его тем, что являет собой знание отноше- ний, причинной связи, необходимости и т.д. Опыт ограничен, неполон, ибо не даёт своим суждениям истинной или строгой всеобщности.

Вместе с тем, даже обыденное сознание располагает некото- рыми всеобщими и необходимыми истинами, которые представ- ляют собой определённость, предметность всего воспринимае- мого чувствами и создаются априорно заданной бессознательной продуктивной силой воображения, с одной стороны, и деятель- ностью рассудка – с другой. На этой ступени познания появляет- ся теоретическое знание, представленное различными точными науками: математикой, естествознанием.

 

С помощью разума и априорной способности суждения формируются чистые понятия или некоторые истины из обла- сти метафизики (философии). Орудием разума выступает здесь логика. Трансцендентальным идеалом чистого разума является идея совокупности всего возможного или недостижимая истина. Таким образом, в диалектике познания субъекта, представ- ленной И. Кантом, мы обнаруживаем в качестве основных сле- дующие элементы гносеологического ряда: ощущения и воспри- ятия, понимаемые как результаты деятельности органов чувств

1 Кант И. Пролегомены. М.-Л, 1934. С. 54, 94.

2 Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 127.


 

человека (т.е. как гносеологические образы, полученные познаю- щим на уровне чувственного познания), суждения опыта, всеоб- щие истины обыденного сознания, чистые понятия или абсолют- ные истины философии и идею совокупности всего возможного. Именно после И. Канта в философии стало принято различать

«абсолютную» и «относительную» истину. При более подробном анализе, выходящем за рамки нашего исследования, мы обнару- живаем между ними ряд других переходных элементов.

Основаниями гносеологического ряда И. Канта выступают, с одной стороны, субъектные факторы когерентности. Это и апри- орные формы знания: трансцедентальные схемы, воображение, способность суждения, чистое внутреннее созерцание, это и осо- бенности взаимосвязи эмпирического и теоретического знания, апперцепция, диалектика как логика видимости и др. С другой стороны, это объектные факторы. Проведённое И. Кантом выде- ление феномена и ноумена, бесконечность проникновения в сущ- ность вещей являются факторами, порождающими всё новые и новые элементы гносеологического ряда.

Познание истины, по Г. Гегелю, – исторический процесс, че- ловечество непрерывно движется к истине абсолютной. Этот путь лежит через преодоление ошибок и заблуждений1, пройденные человечеством этапы познания есть его необходимые ступени – в этом мы видим главное основание гегелевского гносеологиче- ского ряда. Абсолютная истина складывается из относительных истин, отличающихся исторической конкретностью. Если «… истина состоит в том, что объективность тождественна с поняти- ем», то в относительных истинах степень этой тождественности различна, неполна – отсюда стремление к достижению истины абсолютной. Истинное и ложное взаимодополняют друг друга, их текучая природа делает их в то же время моментами органи- ческого единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но одно так же необходимо, как и другое2.

 

Гегель определяет ложное как неравенство знания с его суб- станцией. Но иногда и истины кажутся заблуждениями из-за

1 Гегель Г. Ф. Сочинения. Энциклопедия философских наук. Ч. 1. Логика. М, 1929. Т. 1. С. 320.

2 Гегель Г. Указ. соч. С. 2.


 

того, что отдельные моменты содержания знания выдаются за целое; тогда это есть «необоснованное предположение, или субъ- ективная достоверность» – ещё один элемент гносеологического ряда Г. Гегеля. В знании есть относительно истинные моменты. Они определяют его развитие. Истина и заблуждение «подоб- ны маслу и воде, которые, не смешиваясь, только внешне соеди- нены»1.

В движении познания Гегель указывает на категории извест- ное и неизвестное. Если известное может быть оценено как ис- тинное, так и ложное, то к неизвестному данная оценка непри- ложима. На каких-то участках познавательного процесса они выступают в роли факторов, стимулирующих поиск истины.

«Можно сказать, – пишет Гегель, – что познание начинается во- обще с такого, что неизвестно, ибо с тем, что нам уже знакомо, нечего знакомиться. Но верно и обратное: познание начинается с известного, то, что еще не познано и должно быть познано лишь впоследствии, есть ещё нечто неизвестное. Постольку мы должны сказать, что познание, если только оно уже началось, всегда дви- жется от известного к неизвестному»2. Применение известного знания к неизвестному имеет целью получение истины. Но при несоблюдении правил экстраполяции мы нередко получаем за- блуждения.

В качестве одного из оснований «смутной деятельности духа» как элемента гносеологического ряда у Гегеля выступают ощу- щения. Они есть форма смутной деятельности духа в его бессоз- нательной и чуждой рассудка индивидуальности. Содержание ощущения потому ограничено (здесь и далее курсив Гегеля – Ф. П.) и преходяще, что оно относится к естественному, непосредствен- ному: бытию, к тому, следовательно, что качественно и конечно.

Примечание. Всё содержится в ощущении, и, если угодно, всё выступающее в сознании духа и в разуме имеет в ощущении свой источник и своё первоначало»3.

Ощущения мы получаем посредством разных чувств. Ощу-

 

1 Там же. С. 20.

2 Там же. С. 252.

3 Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М, 1977. Т. 3. С. 104.


 

щающее начало является при этом определённым извне, т.е. его телесность определяется чем-либо внешним. Всеобщие способы ощущения относятся к разным физическим и химическим опре- делениям того, что принадлежит природе. А раз так, то можно уже здесь, на этой стадии познания ставить вопрос о гносеоло- гическом соответствии предметов природы и наших ощущений, именно здесь берёт начало гносеологический ряд в человеческом познании, по терминологии Гегеля, в познающем субъективном духе. Гегель даёт основания для дальнейшего его расширения, разделяя чувства на три класса. Можно соглашаться или не согла- шаться с гегелевской триадой, представленной здесь – нам важно другое – это основания гносеологического ряда и возможности его детализации. К тому же, душа в познании проходит также три ступени. На первой она видится Гегелю объятой сплошны- ми грёзами и предчувствием своей конкретной природной жиз- ни; вторая ступень есть точка зрения помешательства, т.е. точка зрения раздвоенной в себе самой души, с одной стороны уже овладевшей, а с другой – еще не овладевшей собой; наконец, на третьей ступени душа приобретает господство над своей при- родной индивидуальностью, над своей телесностью, низводит эту последнюю до подчинённого ей средства и выбрасывает из себя не принадлежащее её телесности содержание своей субстан- циальной тотальности в качестве мира объективного. Достигнув этой цели, душа выступает в абстрактной свободе своего «я» и становится сознанием1.

Каждая ступень – это ступень приближения к истине, зна-

ния, добытые здесь, отличаются друг от друга степенью их взаим- ного соответствия и поэтому выступают в роли элементов гносе- ологического ряда.

Сознание, вышедшее за пределы чувственности, стремится воспринять предмет в его истине. На этой ступени находится опыт; сознание или осознание чувственного опыта есть рассудок, лежащий в основе самосознания. В своём развитии самосознание проходит также три ступени – это и есть новое основание для но- вой детализации гносеологического ряда. Наконец, душа прояв-

 

1 Гегель Г. Указ. соч. С. 131–132.


 

ляет себя как разум или теоретический дух, мышление, имеющее своим содержанием рассудок, суждение и разум1.

Результаты и ступени развития субъективного духа, пред- ставленные Гегелем в «Философии духа», выступают элементами и основаниями его гносеологического ряда. В качестве таковых выступают результаты чувственного восприятия, обобщённые чувственные восприятия как элементы опыта; знания, добытые с помощью рассудка; знания, представленные развитием само- сознания и, наконец, деятельности теоретического духа, мышле- ния. Подчеркнём, данный гносеологический ряд и его элементы есть результат развития субъективного духа. Это то, анализом чего ограничился И. Кант.

Гегелевская онтология заставляет его идти дальше. Развитие абсолютной идеи в его теории познания выступает как самопо- знание самого себя – и здесь мы выходим на новые элементы гносеологического ряда, которые выступают ступенями этого са- мосознания. Помимо развития субъективного духа – части этого процесса – сюда включается движение к истине через ступени объективного и абсолютного духов. Гегель во втором и третьем разделах «Философии духа» показывает этапы этого движения, промежуточные результаты движения к истине абсолютной.

Воспроизведение гносеологического ряда Гегеля в этих двух ипостасях, анализ причин, приводящих к ошибкам и заблужде- ниям в познании, понимаемое как саморазвитие их абсолютной идеи, – задача, далеко выходящая за рамки нашей работы, боль- шая по своему объему и сложная по характеру исследований.

В гносеологическом ряде Л. Фейербаха в качестве полярных системообразующих категорий выступают незнание и абсолют- ная истина, понимаемая им антропологически, как абсолютные знания о человеке. На наш взгляд, такое понимание движения к истине сложилось не без влияния Г. Гегеля. Если у последне- го движение к абсолютной истине есть движение к абсолютной идее, то Л. Фейербах на место этой идеи ставит полное знание о человеке. В «Сущности христианства» Л. Фейербах предлага- ет с помощью достоверного знания рассмотреть вопросы о том,

 

1 Там же. С. 268.


 

как человек создал бога, и осуществляет эту попытку. Незнание, заблуждение, достоверное знание, истина являются основными элементами гносеологического ряда Л. Фейербаха.

Таким образом, представители классической немецкой фи- лософии И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах констатируют, что до- стижение истины есть процесс, связанный с формированием промежуточных гносеологических образов одного и того же по- знаваемого объекта. Они и выступают в качестве атрибутивных элементов гносеологического ряда.

Проведённое в классической немецкой философии разгра- ничение истины абсолютной и относительной и составляет в плане наших исследований специфику гносеологического ряда данного периода развития философии и, вне всякого сомне- ния, представляет значительный шаг вперёд в развитии теории познания, служит методологической базой дальнейших гносе- ологических изысканий. Вместе с тем, дифференциация истин только на абсолютные и относительные представляется явно недостаточной, ибо сами относительные истины различаются между собой степенью гносеологического соответствия позна- ваемому объекту. Это значит, что описание процесса познания как взаимосвязи только абсолютной и относительной истин яв- ляется также неполным, недостаточным, ибо при таком подхо- де элиминируются многие промежуточные этапы познаватель- ного процесса. Учёт промежуточных этапов процесса познания и их результатов необходим, так как именно они и составляют живую ткань познавательного процесса, позволяют выявить его целостность и системность, понять процессуальный характер. Именно эти обстоятельства вынудили нас ввести в научное упо- требление категорию «гносеологический ряд», понимаемую как систему всех промежуточных результатов человеческого позна- ния, полученных в отношении одного и того же познаваемого объекта. Методологическое влияние немецкой классической философии обнаруживает себя и в современных философских изысканиях.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.084 с.)