Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема формирования гносеологического ряда в современной философии
В философии ХХ–ХХI века интерес к эпистемологической проблематике сохранился; более того, исследователи верну- ли анализ этих проблем к традиционным формулировкам: что есть истина; как возможно истинное знание, насколько знание является истинным? Отказ от аристотелевского понимания истины привёл к появлению новых её концепций: семантиче- ской, когерентной, идеонормативной. Сегодня такие авторы, как Н. П. Копцева, М. Колбел1 активно ставят вопрос о формиро- вании синтетических концепций. При всём этом эпистемоло- гическом многообразии ряд традиционных принципов фило- софствования оказался сохранённым. В числе таких принципов, имеющих непосредственное отношение к нашему исследованию, утверждение того, что если истина существует и она достижима, то её достижение имеет процессуальный характер. А потому су- ществуют промежуточные этапы её достижения, которые и вы- ступают элементами гносеологического ряда. В этой связи воз- никает вопрос: если гносеологический ряд и его формирование закономерны при понимании истины в традиции Аристотеля– Канта–Гегеля, то существует ли он в неклассической эпистемо- логии? Одним из влиятельных философских направлений высту- пает аналитическая философия, являющаяся сегодня и в своей истории сложным, разнохарактерным направлением. В плане на- шего исследования она представляет интерес ещё и потому, что здесь проявляются традиции «старого» и «нового реализма», а в понимании истины обнаруживает себя так называемый эписте- мологический релятивизм. В лице Л. Витгенштейна, У. Куайна, Х. Патнэма, Д. Дэвиэдсона и других авторов. Так оценивал отно- сительно недавно её состояние профессор Вирджинского универ- ситета Р. Рорти: «…Множество философов в большей или мень- шей степени являются «аналитиками», но нет ни согласованной 1 См.: Kölbel M. Truth without Objectivity (International Librari of Philosophy). New York–London, 2002.; Копцева Н. П. Проблема истины в истории философии: от Аристотеля до Э. Гуссерля. Красноярск, 1995.
меж-университетской парадигмы философской работы, ни хоть какого-то согласованного списка центральных проблем»1. Мы согласны с такой её оценкой, но, вместе с тем, считаем возможным на её материале проследить формирование проме- жуточных элементов достижения истины. На становление и раз- витие аналитической философии и формирование когерентной концепции истины значительное влияние оказало творчество Р. Карнапа и О. Нейрата (а ещё ранее работы Г. Фреге конца ХIХ века); на наш взгляд, это влияние было настолько сильным и проявилось в том, что дальнейшее развитие аналитической фи- лософии можно рассматривать как развитие теории когеренции, некоторые из главных принципов которой можно выразить сло- вами Р. Карнапа: «…Подтверждения (верификация) некоторого предложения системы означает согласованность с протокольны- ми предложениями; в отношении протокольных предложений нельзя ставить вопрос о подтверждении (быть может, можно говорить о подтверждении тех предложений системы, которые утверждают, что соответствующий сигнал фактически присут- ствует). Если в системе мы наталкиваемся на противоречие, то вносим изменения либо в гипотетически установленные предло- жения, либо в правила перевода»2.
О. Нейрат в статье «Протокольные предложения» применя- ет данные принципы к науке и определяет когерентную истину: «…В единой науке мы стремимся создать непротиворечивую си- стему протокольных и непротокольных предложений. Когда мы сталкиваемся с некоторым новым предложением, то мы сравни- ваем его с системой, чтобы установить, не противоречит ли это новое предложение нашей системе. Когда новое предложение противоречит системе, мы можем отбросить его как непригод- ное, («ложное»), например, предложение «В Африке львы поют только при музыкальном сопровождении», или же можно «при- 1 Рорти Р. Американская философия сегодня // Аналитическая фи- лософия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 438. 2 Карнап Р. О протокольных предложениях // Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Пер. с нем. А. Л. Никифорова. Под ред. О. А. Назаровой. М., 2006. С. 326.
нять» данное предложение и так изменить систему, чтобы она осталась непротиворечивой при включении в неё этого предло- жения. В таком случае оно будет называться «истинным»1. В статье «О протокольных предложениях» Р. Карнап отме- чает некоторые причины формирования промежуточных этапов (в нашей терминологии – гносеологических образов) достижения истины: при желании – когда, скажем, возникают сомнения или стремятся более прочно обосновать научное утверждение, – пред- ложения, принятые ранее в качестве конечного пункта, можно свести к другим предложениям, и теперь эти последние считать конечным пунктом. В любом случае сведение с целью проверки должно где-то остановиться. Однако, ничто не принуждает нас останавливаться на каком-то определённом месте. Каждое пред- ложение допускает дальнейшее сведение; для построения науки нет никакого исходного пункта.
Примеры протокольных предложений находим у О. Ней- рата: сейчас радость. На столе лежит красный кубик. В этом же его тексте содержится указание на причины формирования про- межуточных гносеологических образов: «…Процесс изменения науки заключается в том, что предложения, которыми пользо- валось одно поколение, последующими поколениями отбрасы- ваются или заменяются другими предложениями. Слова иногда сохраняются, но изменяются их определения. Каждый закон и каждое физикалистское предложение единой науки или одной из кон- кретных наук может испытать такое изменение, в том числе ка- ждое протокольное предложение»2. Подобное формирование гносеологических образов харак- терно, по О. Нейрату, и для обыденного познания. Так он пишет по этому поводу, что Робинзон вчерашний противостоит Робин- зону сегодняшнему точно так же, как он противостоит Пятнице. Отсюда он делает общий вывод: протоколы одного момента вре- мени должны включаться в протоколы следующих моментов3. 1 Нейрат О. Протокольные предложения. // Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Пер. с нем. А. Л. Никифорова. Под ред. О. А. Назаровой. М., 2006. С. 314. 2 Там же. С. 314. 3 Нейрат О. Указ. соч. С. 317.
Становится ясно, что причиной формирования новых гносе- ологических образов, состоящих из протокольных предложений, становятся сомнение, стремление «с целью проверки»; к тому же, сами протокольные предложения относительны. Для дости- жения более надёжных результатов можно с самого начала из- менить те или иные стороны опыта и благодаря этому получить более содержательный протокол. В данном контексте вопрос о достоверности есть вопрос о степени достижения истины. «Под- тверждения» протокольных предложений, полученные в разное время во всём их многообразии, различающиеся между собой степенью достоверности или приближения к истине, и есть эле- менты гносеологического ряда Р. Карнапа и О. Нейрата. Более детально, нежели у Р. Карнапа и О. Нейрата, эле- менты гносеологического ряда представлены в исследованиях Л. Витгенштейна. Это объясняется тем, справедливо указывает М. С. Козлова, что тема оснований достоверности знания – одна из стержневых во всём творчестве Витгенштейна. К тем или иным её аспектам он обращался во все периоды своей деятельности. В «Логико-философском трактате» было предложено ориги- нальное, получившее признание специалистов решение вопроса о природе логических истин (как тавтологий), о секрете необхо- димого характера заключённого в них «знания». В «Замечаниях по основаниям математики» большое внимание было уделено специфике логического и математического «знания», природе всевозможных «правил» и их отличию от содержательных, эм- пирических положений. Был предпринят весьма интересный и плодотворный анализ феномена так называемого «априорного» знания, стабильных, бесспорных основ познавательного процес- са. В последние месяцы своей жизни Витгенштейн всецело со- средоточился на проблеме полномочий знания, тех границ, за которыми уже неуместно говорить о знании, а правомерно вести речь лишь о том, в чём люди по тем или иным причинам бы- вают уверены1. В плане наших исследований данные изыскания
1 См.: Козлова М. С. Вера и знание как проблема границы. (К публи- кации работы Л. Витгенштейна «О достоверности») // Вопросы филосо- фии, 1991. № 2. С. 58–66.
Л. Витгенштейна есть не что иное, как поиск оснований его гносе- ологического ряда. Идеи формирования его элементов, некоторые причины об- наруживаются в «Логико-философском трактате», здесь же мы находим указание на его границы: «…То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о чём же невозможно говорить, о том следует молчать»1. «Сказанное ясно» и то, «о чём невозмож- но говорить» различаются между собою степенью достоверности. А в работе «О достоверности» открываются новые элементы гно- сеологического ряда позднего Витгенштейна, такие как «выраже- ние сомнения», ошибка, «ясное представление». Особое значение обретает такой элемент как «я знаю» или «знать». Характеризуя данное понятие, Витгенштейн пишет, что «я знаю это» часто оз- начает: у меня есть бесспорные основания для моего высказыва- ния2; человек бывает убеждённым в том, что «…21… утверждение «Я знаю» не может быть ошибкой. Если же дело так и обстоит, то из такого высказывания можно сделать вывод об истинности того, что в нём утверждается»3. По его мнению, «знать» аналогич- но понятиям «быть уверенным», «предполагать», «сомневаться». Исследователь отмечает существование различных степеней достоверности знания, иначе говоря, различных степеней дости- жения истины. По этому поводу он пишет, что «…386…человек, заявляющий, что он знает, что …передаёт степень достовер- ности, которую нечто для него имеет. И важно, что эта степень максимальна»4, то есть максимально приближена к истине. До- стоверность характеризует в познании не только субъективную значимость информации, она свойственна и эмпирическим предложениям, говорящим об объективной реальности: «…599. Можно было бы, скажем, описать достоверность предложения: вода кипит приблизительно при 100˚ С»5. В этой связи Витген- штейн отмечает: «…66. Я делаю утверждения о действительности
1 Witgenstein L. Tractatus logico-philosophicus. L., 1966. P. 3. 2 Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии, 1991. № 2. С. 68. 3 Там же. С. 69. 4 Витгенштейн Л. Указ. соч. С. 95. 5 Там же. С. 113.
с различной степенью уверенности. Как проявляется степень уве- ренности? Каковы её последствия? Речь может идти, например, о достоверности воспоминания или восприятия»1. В плане нашего анализа это указание также является одним из оснований гносе- ологического ряда. Поздний Витгенштейн уточняет его границы и в качестве крайних членов называет истину, с одной стороны, и заблуждение (ошибку), с другой. Он утверждает, что ошибка и истина играют различную роль в нашей жизни, проверка может убедить нас в ошибке. Отталкиваясь от унаследованного опыта, можно также различать истинное и ложное. Элементами гносеологического ряда выступают «ложная вера» и «истинная вера»: «…89. Вера есть то, что она есть, име- ет ли она какие-либо практические проявления или не имеет,… вера есть всегда одна и та же установка человеческого духа»2. На взаимосвязь знания и веры указывает следующий факт: «…170…. изучать в своей основе означает верить»3. Вера же, в свою очередь, бывает обоснованной или необоснованной. В гносеологическом ряду находятся и сомнения человека, ко- торые образуют, по мнению автора, некую систему. Свой гносе- ологический ряд аналитик дополняет «несомненной истиной»: «…470. Почему не вызывает сомнения, что меня зовут Л. В.?... надо думать, что это одна из несомненных истин»4. Весьма своеобразными элементами познавательного процес- са выступают объективная и субъективная достоверности. Фило- соф дифференцирует их следующим образом: «…194. Словом «достоверный» мы выражаем полную убеждённость, отсутствие всяких сомнений, и тем самым стремимся убедить других. Это субъективная достоверность. А когда можно говорить об объек- тивной достоверности? Когда ошибка невозможна»5. Объектив- ная и субъективная достоверность настолько тесно взаимосвяза- ны, что их трудно различить. Среди элементов гносеологического ряда находится «неопровержимое знание», которое весьма близ- 1 Там же. С. 72. 2 Там же. С. 74. 3 Там же. С. 80. 4 Витгенштейн Л. Указ. соч. С. 103. 5 Там же. С. 82.
ко к истине. Им обладают те люди, пишет аналитик, «…657. … кто, подобно мне, располагают на этот счёт непреложной очевид- ностью, и его будут рассматривать как неопровержимое»1. Опорой, основанием неопровержимого в объективной и субъективной достоверности является непреложная, необоримая очевидность. Устанавливая истину, Л. Витгенштейн помнит и мире вещей, отдаёт известную дань теории корреспондентской концепции Аристотеля, справедливо утверждая, что «…595. …можно пред- ставить себе человека, который устанавливает связи, из коих ни одна не соответствует действительности. Если я представляю себе такого человека, то представляю и некую реальность, мир, кото- рый его окружает; представляю этого человека с его мышлением и речью, как противостоящего этому миру» 2 (курсив мой – Ф. П.). Тем не менее, само понимание истины, истинности Витгенштейн ищет в реалиях языка: «…153….истинность этого предложения [высказанного мною – Ф. П. ] предполагается в моих утвержде- ниях и т.д. (как если бы они основывались на нём), в то время как в действительности оно обретает смысл лишь благодаря другим нашим утверждениям»3, то есть благодаря метаязыку, который во многом создаётся и существует за счёт эмпирических предло-
жений. Исследователь указывает на факторы, влияющие на достиже- ние истины и формирующие различную степень достоверности. К их числу относится опыт: «…275….основанием нашей несо- мненности служит опыт. И я получаю знание не из одного лишь моего опыта, но и из опыта других»4. Важным фактором, детер- минирующим появление тех или иных элементов гносеологиче- ского ряда является «система верификации». «…279. Эта система есть нечто такое, что человек усваивает, благодаря наблюдению и обучению»5. Верификация может осуществляться не только в системе языка, но и в более широкой системе – в системе знаний, ибо во что мы верим, зависит от того, что мы усваиваем, а «… 1 Там же. С.118. 2 Там же. С. 113. 3 Витгенштейн Л. Указ. соч. С.79. 4 Там же. С. 87. 5 Там же.
наше знание образует большую систему. И только в этой системе единичное имеет ту значимость, которую мы ему приписываем»1. Учёный отмечает некоторые причины, уводящие людей от истины и вызывающие ошибки в познании. Он пишет, что даже в вычислении, в математике можно допустить ошибку. Ошибки вызываются духовным расстройством и субъективными установ- ками людей. Их может вызывать отсутствие достаточной инфор- мации; в этом случае возникает ситуация, когда «…ничто в моей картине мира не свидетельствует об обратном и способствует утверждению в ошибке»2. К тому же память «может обмануть меня везде», отмечает Л. Витгенштейн. Ещё одна причина появ- ления ошибок – это сами слова, их употребление и понимание, ибо «…435. …человек часто бывает околдован словом»3. Дости- жению большей степени достоверности, приближению к исти- не способствует унаследованный опыт, отталкиваясь от которого можно различить истинное и ложное, установление соответствия между эмпирическими суждениями и целокупностью суждений. Таким образом, гносеологический ряд Л. Витгенштейна раз- ворачивается в рамках объективной и субъективной достоверно- сти. Когда речь идёт об элементах, тяготеющих к объективной достоверности, тогда Витгенштейн вспоминает о мире реальных вещей и теории корреспонденции; когда же разворачивается в рамках субъективной – тогда концепции истины Аристотеля Витгенштейну становится явно недостаточно. В числе элементов гносеологического ряда данного автора мы обнаруживаем лож- ное, далее то, «о чём невозможно и говорить», ошибку, предпо- ложение, которое может быть как истинным, так и ложным. Бли- же к истине располагается достоверное знание, выступающее в формах объективной и субъективной достоверности, «знаю, что», ясное представление, убеждение, «сказанное ясно», неопровер- жимое знание. Завершением ряда является несомненная истина (или истина). Витгенштейн указывает на ряд факторов, детерми- нирующих появление данных элементов. Это прошлый опыт че- ловека, система его знаний, особенности логического мышления, 1 Там же. С. 97. 2 Там же. С. 74. 3 Там же. С.100.
некоторые закономерности языка, эмпирические предложения. Сюда философ относит особенности бытия системы знания, как целостности. Правда в последнем случае это просто постулиру- ется и не подвергается разработке. У другого представителя английской аналитической фило- софии Д. Остина границы гносеологического ряда определяют категории «истинное» и «ложное», между ними располагаются гносеологические результаты, отражающие различные степени приближения к истине. Что же такое истинное? Ответ Д. Осина в следующем: «…Мы говорим (или нас приучили говорить), буд- то истинными могут быть убеждения, объяснения и описания, суждения и утверждения, слова и предложения. Заметим, что здесь приводятся только наиболее очевидные кандидаты. Далее мы говорим (или нас приучили говорить): «Истинно то, что кош- ка на рогожке», «Истинно сказать, что кошка на рогожке» или же «Кошка на рогожке» является истинным». По случаю стоит так- же упомянуть и фразы типа: «Вполне истинно», «Это истинно», «Достаточно истинно»1. Последние фразы заслуживают особого внимания, так как это не что иное, как элементы гносеологиче- ского ряда мыслителя, обозначающие различную степень при- ближения к истине. Ложное Д. Остин определяет следующим образом: «Быть ложным означает неверно соответствовать факту»2. Факт же по- нимается как выражение, альтернативное истинному утверж- дению, ибо «…для каждого истинного утверждения существует свой собственный «один единственный» в точности ему соответ- ствующий факт – для каждой шапки найдётся подходящая голо- ва»3. Учёный указывает, и вполне справедливо, на наш взгляд, что «…допускать, будто все утверждения должны быть «истинными», попросту бесплодно»4. Это положение выступает у него в каче- стве одного из оснований гносеологического ряда. А как устанав- ливается истина? Её определение укладывается в методологию 1 Остин, Д. Истина // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. – М., 1998. С. 174. 2 Там же. С. 186. 3 Там же. С. 180. 4 Там же. С. 187.
когерентной концепции: «…чтобы утверждение было истинным, одно положение дел должно быть подобным некоторым другим положениям дел»1. Но Д. Остин чувствует недостаточность тако- го определения и признаёт, что истина должна быть определена ещё и как отношение между словом и миром: «…Есть смысл в «ко- герентных» (и прагматистских) теориях истины, несмотря на их неспособность осознать простой, однако важный момент: истина всё же связана отношением между словами и миром, а также не- смотря на ошибочную унификацию всех разновидностей неудач в утверждениях под единственным заголовком «частично истин- ные» (что с тех пор неверно приравнивается к части истины)»2. Вторая причина формирования промежуточных результа- тов в достижении истины – это то, что «…утверждения всегда соответствуют фактам более или менее неточно»3. Появление элементов гносеологического ряда, заблуждений в частности, детерминируется языковыми особенностями и некоторыми ло- гическими закономерностями: «…мы говорим, что определён- ное утверждение содержит преувеличение, или оно не совсем ясное, или стилистически невыразительное, описание чего-либо приблизительное, вводящее в заблуждение или просто не очень хорошее, объяснение слишком общее или неоправданно сокра- щённое»4. Поэтому, пишет Д. Остин, мир приходится населять «лингвистическими двойниками». С нашей точки зрения «линг- вистические двойники» есть не что иное, как элементы гносеоло- гического ряда, выраженные в слове. А в целом, заключает Д. Остин, мы «…подобострастно при- ближаемся к ней [истине – Ф. П. ], держа шляпу и категории»5. Мы позволим себе перевести эту часть текста несколько иным образом, как нам кажется, в духе самого Д. Остина: «Мы подо- бострастно приближаемся к истине, держа наготове шляпу и категории». Итак, какие элементы гносеологического ряда мы обнаруживаем в теоретических конструкциях Д. Остина? Ответ в 1 Там же. С. 179. 2 Остин Д. Указ. соч. С. 187. 3 Там же. 4 Там же. С.186. 5 Там же. С.174.
следующем: ложное знание, заблуждение, вероятное, достаточно истинное, вполне истинное и, наконец, истинное знание. При- чём, вероятное, достаточно истинное и вполне истинное он объ- единяет понятием «частично истинное» – и таким образом ещё более детализирует свой гносеологический ряд. Процессуальность достижения истины отмечает и философ- ствующий логик и математик профессор Гарвардского универси- тета У. Куайн. Он считает истину имманентной. Её нельзя путать с подтверждением. По мнению исследователя, познание включа- ет в себя множество подразумеваемых объектов, которые опре- делены неясно или неадекватно – это и есть элементы его гносе- ологического ряда. Аналитик концентрирует своё внимание на причинах их появления, так он указывает, что на достижение ис- тины оказывает влияние природа познающего, ибо: «…нервные окончания и другие вещи позволяют осуществить подходящие замещения, опять-таки не затрагивая никаких свидетельств»1. Под подходящими замещениями понимаются различные под- разумеваемые объекты, которые сменяют друг друга в процес- се индивидуального познания. Но появление промежуточных элементов характерно и для коллективного познания, научного в том числе, так как продуктом науки «являются предложения, которые…содержат истину о природе. Научная система, онто- логия и всё остальное представляют собой созданное нами кон- цептуальное средство, связывающее один чувственный стимул с другим. Иначе говоря, наука формирует систему чувственных стимулов. Можно по-разному относиться к подобному понима- нию одного из аспектов бытия науки, но в плане наших исследо- ваний важно отметить, что упоминаемые системы являют собой определённые элементы гносеологического ряда, формируемые в научном познании. На их возникновение оказывает влияние и сама природа познаваемого, физических объектов. Характери- зуя их, У. Куайн пишет: «…Тело представляет собой физический объект особого рода – объект, который выглядит непрерывным и плотным в пространстве, чётко выделяется на фоне своего окру- жения и сохраняет индивидуальность во времени благодаря не- 1 Куайн У. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 341.
прерывности изменений места, формы и цвета. Эти критерии достаточно расплывчаты»1. В существовании объективной реаль- ности автор не сомневается, ибо нет ничего более достоверного, чем существование внешних вещей, по крайней мере некоторых из них: палок, камней, других людей2. Познание формирует их образы, причём, считает автор, «…бессмысленно, изолируясь от контекста, являются ли некоторый вчерашний и некоторый се- годняшний образы образами одной и той же вещи. Они могут быть или не быть образами одного и того же тела, однако они безусловно являются образами одной и той же вещи, одного и того же физического объекта»3. Детализируя своё понимание физического объекта, аналитик отмечает, что президент, или президентство Соединённых Штатов, является одним из таких физических объектов, хотя не является телом, а «…в дополнение к физическим объектам мы принимаем также абстрактные объ- екты»,4 заключает автор. Главное основание появления элементов гносеологического ряда, на наш взгляд, отражено в куайновской доктрине онтологи- ческой относительности, сущность которой выражается в следу- ющем: существуют альтернативные способы постановки наших знаков в соответствие с вещами, которые оставляют набор истин- ных высказываний неизменными5. Таким образом, гносеологи- ческий ряд в исследованиях У. Куайна существует и представлен следующими элементами: неадекватное знание, неясное откры- вает его, далее располагается целый комплекс «подразумеваемых объектов», отличающихся между собой степенью соответствия истине, вещам. Завершает этот ряд истина. Гносеологический ряд английского философа П. Ф. Стросо- на, по его выражению, являет собою смесь «истины и лжи, ил- люзий и тривиальностей»; этот ряд дополняют убеждения раз- личного рода и «конвенциональные системы значений». Процесс 1 Куайн У. Указ.соч. С. 333. 2 Там же. С. 323. 3 Там же. С.332. 4 Там же. С.335. 5 См.: Quine, W. V. Ontological Relativity and Other Essays. – N.-Y.: Columbia University Press, 1969.
познания данный автор представляет как формирование систем конвенций. Сами по себе эти системы способны к саморазвитию и проходят через различные стадии своего существования, при этом они испытывают модификации, обогащаются. А «…моди- фикация и обогащение, в свою очередь, создают возможность появления таких мыслей, которых мы не смогли бы понять без подобного обогащения. На этом пути мы можем представить на- бросок альтернативного развития. Исходные коммуникации-ин- тенции и успехи в коммуникации дают толчок к возникновению ограниченной конвенциональной системы значений, которая создаёт возможность своего собственного обогащения и разви- тия»1. Изменения этих систем, различные стадии их существова- ния и составляют гносеологический ряд данного автора. П. Ф. Стросон указывает на некоторые причины, приводящие к их формированию. Это, в частности, выражение убеждения с интенцией, направленной на слушателей и без неё: «…Часто мы выражаем убеждения с интенцией, направленной на слушате- лей; мы стремимся внушить аудитории, что придерживаемся того убеждения, которое выражаем, и, может быть, хотим пере- дать это убеждение аудитории. Но тогда совершенно очевидно: то, что можно сделать с интенцией, направленной на слушате- лей, можно сделать и без такой интенции!»2. В роли детерминантных оснований гносеологического ряда П. Ф. Стросон называет исходные коммуникации-интенции и успехи в коммуникации. К тому же существуют различные «спо- собы использования наших лингвистических способностей», ко- торые также порождают различные гносеологические образы. Появлению промежуточных результатов в познании, справедли- во замечает аналитик, способствует саморазвитие человека: «… человек может пожелать записать свои убеждения с тем, чтобы сослаться на эти записи позднее, а затем он мог бы счесть удоб- ным иметь правила для интерпретации своих собственных за- писей: …вчерашний человек общается с самим собой сегодняш- ним»3. 1 Стросон П. Ф. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 218. 2 Там же. С. 226. 3 Стросон П. Указ. соч. С. 228.
В исследованиях П. Ф. Стросона интересным и значимым, по нашему мнению, является следующий факт: несмотря на то, кри- терий истинности учёный находит в языке, его эпистемология содержит попытку соединения концепции когеренции с корре- спондентской концепцией истины Аристотеля. Вот что он пишет по этому поводу: «Тот, кто высказывает некоторое утверждение, высказывает истину тогда и только тогда, когда вещи, о которых идёт речь, таковы, как о них говорится, или несколько иначе: тот, кто высказывает некоторое предположение, выражает истинное предположение тогда и только тогда, когда вещи таковы, как гово- рится о них в предположении»1 (курсив наш – Ф. П.). И далее ав- тор заключает: «Таким образом, нет вреда в том, чтобы сказать: человек высказывает нечто истинное, если вещи таковы, как он говорит о них»2. Данная попытка соединения (возможно синтеза) двух концепций значима, по нашему мнению, потому, что явля- ет собою в известной степени олицетворение будущего развития эпистемологии. Итак, П. Ф. Стросон на пути к истине устанавливает такие промежуточные результаты: ложь, иллюзии, тривиальное зна- ние, убеждения различного рода, конвенциональные системы значений, которых может быть много, и, наконец, истина. В своих исследованиях Х. Патнэм, профессор Гарвардского университета, основное внимание сосредотачивает не столько на элементах гносеологического ряда или промежуточных резуль- татах познания, сколько на факторах, детерминирующих их по- явление. В статье «Почему существуют философы?» он пишет по этому поводу: «…если существует множество различных «соот- ветствий» между знаками мысли или словами и внешними объ- ектами», то существует много различных «моделей» для наших теорий и много различных «отношений референции» для наших языков3. (Аналогичные мысли автор высказывает в статье «Models and Reality»4). Допустим, продолжает свою мысль аналитик, С1 и 1 Там же. С. 222. 2 Там же. С. 230. 3 Патнэм Х. Почему существуют философы? // Аналитическая фи- лософия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 502. 4 Putnam H. Models and Reality // Jornal of Symbolic Logic, 1980. № 45. Р. 464–482.
С2 являются двумя различными «соответствиями» (связями обо- значения в смысле теории моделей) между нашими знаками и некоторым фиксированным набором объектов, это будет озна- чать, что существуют альтернативные способы постановки наших знаков в соответствие с вещами. В плане наших исследований эти результаты – С1, С2 … Сn и есть элементы гносеологического ряда. Появление их детерминировано и тем, что «…значение наших слов часто определяется другими членами лингвистического со- общества, которым мы хотим уступить. Существует лингвистиче- ское разделение труда»1. Итак, для Х. Патнэма существуют «истина и ложь» как гра- ницы его гносеологического ряда, а между ними расположены
«старого реализма» новый реализм отбрасывает идею, что наши ментальные представления имеют какую-либо внутреннюю связь с вещами, которую они обозначают. Другой представитель аналитической философии профес- сор Калифорнийского университета Д. Дэвидсон различает ис- тинное, ложное и согласие, как элемент, их связывающий, при этом, что согласие, сколь бы «…широко оно ни было распростра- нено, вовсе не гарантирует истинности». Он считал, что «…согла- сие не создаёт истины, однако большая часть того, относительно чего достигнуто согласие, должна быть истинной, чтобы кое-что могло быть ложным»3. Таким образом, соглашения различного рода и составляют его гносеологический ряд, различаются же 1 Патнэм Х. Почему существуют философы? // Аналитическая фи- лософия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 498. 2 Там же. С. 502. 3 Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая фило- софия: Становление и развитие (антология). Пер. с анг., нем. М., 1998. С. 343.
они между собою степенью истинности или ложности, заклю- чённой в них. Одной из причин появления ложности в познании Д. Дэвид- сон считает непонимание людьми друг друга и отмечает, что «… мы (познающие субъекты – Ф. П.) искажаем понимание слов другого человека, если в процессе понимания считаем, что он явно ошибается»1. Другая причина появления ошибок – это сама природа познавательного процесса, в котором ошибочность представлений о мире просто не может быть осознана, ибо «… теперь становится ясно, почему ошибочность наших представле- ний о мире – если этих ошибок слишком много – просто не мо- жет быть осознана. Предполагать, что она может быть осознана, значит допускать, что мог бы существовать такой (всесведущий) интерпретатор, который корректно интерпретировал бы чьи-то взгляды как в основном ошибочные, что… невозможно»2. А это означает, что ошибки в познании будут возникать, означает, что будут закономерно формироваться очередные элементы гносео- логического ряда. Данный автор не ограничивает определение истины только областью языка и считает, что должно быть достигнуто согласие с картиной мира и самой реальностью: «…Когда мы совместно пользуемся некоторым языком, а это необходимо в целях комму- никации, мы принимаем также картину мира, которая в общих чертах должна быть истинной. Отсюда следует, что выявляя об- щие особенности нашего языка, мы выявляем общие особенно- сти реальности»3. Заметим, что это признание соответствия язы- ка и реальности есть известная дань теории «корреспонденции» Аристотеля, ибо существует «систематическое привязывание» языковых выражений к познаваемым объектам. Таким образом, гносеологический ряд Д. Дэвидсона отлича- ет необычайная простота: с одной стороны, есть ложное, с дру- гой – истинное. Между ними располагается система различных соглашений. Истина имманентна и нет ничего более высокого, чем истина. 1 Там же. С. 343. 2 Там же. С. 345. 3 Дэвидсон Д. Указ. соч. С. 343.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.095 с.) |