Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование гносеологического ряда
в индивидуальном познании – отражение взаимосвязи истины и заблуждения Одним из характерных примеров бытия гносеологического ряда и формирования его элементов в индивидуальном позна- нии являет собой научная деятельность Д. И. Менделеева. Из- вестно, что научную работу Д. И. Менделеев начал вести ещё будучи студентом. В 1854 г. он исследовал химический состав некоторых минералов. Тогда же приступил к изучению отноше- ний между кристаллической формой и химическим составом различных веществ, в частности к изучению изоморфизма, что составило содержание его студенческой работы «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к соста- ву». Эта работа положила начало ряду исследований Дмитрия
Ивановича, посвящённых изучению взаимоотношений «есте- ственных групп элементов». Данные представления о взаимос- вязи химических элементов являют собой, в плане наших иссле- дований, один из начальных элементов этого гносеологического ряда. Сущность его в том, что у Д. И. Менделеева формируется убеждение: существование исследуемой взаимосвязи есть реаль- ный факт. Но в чём состоит эта взаимосвязь? Поиск ответа на этот вопрос, эта гносеологическая интенция химика привела к формированию следующего, второго известного письменной истории науки элемента гносеологического ряда, представленно- го в его магистерской работе. В этой диссертации «Удельные объ- ёмы» (1856 г.) Д. И. Менделеев нашёл, что химическая активность элементов зависит от величины их атомных объёмов; это откры- ло новый путь для нахождения естественной классификации элементов. Конечно же, величайшей заслугой русского учёного было открытие периодического закона химических элементов. Пер- вый вариант таблицы, выражавшей периодический закон, иссле- дователь опубликовал в виде отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и хи- мическом сходстве» и разослал этот листок в марте 1869 многим русским и иностранным химикам. Сообщение об открытом Д. И. Менделеевым соотноше- нии между свойствами элементов и их атомными весами было сделано 6 (18) марта 1869 г. на заседании Русского химического общества (Н. А. Меншуткиным от имени Д. И. Менделеева) и опубликовано в «Журнале Русского химического общества» («Со- отношение свойств с атомным весом элементов»). Это был третий элемент гносеологического ряда. Но исследовательская работа на этом не закончилась. Летом 1871 г. Д. И. Менделеев подытожил свои многочисленные исследования, связанные с установлением периодического закона в труде «Периодическая законность для химических элементов». Так сформировался очередной, четвёр- тый элемент гносеологического ряда великого химика: этот ре- зультат он использовал в практике: в классическом труде «Осно- вы химии», выдержавшем при жизни учёного восемь изданий на русском языке и несколько изданий на иностранных языках,
Д. И. Менделеев впервые изложил неорганическую химию на ос- нове периодического закона. Все учёные, пытавшиеся до Д. И. Менделеева классифициро- вать элементы, ограничивались тем, что объединяли их в груп- пы, сходные по химическим свойствам, но не находили внутрен- ней связи между этими «естественными», как тогда говорили, их группами. Д. И. Менделеев, убеждённый в существовании объ- ективного закона, закона взаимосвязи химических элементов (в данной гносеологической ситуации – это познаваемый объект), которому подчиняются все многообразные по свойствам элемен- ты, пошёл принципиально иным путем. Будучи стихийным материалистом, он искал в качестве ха- рактеристики элементов нечто материальное, отражающее всё многообразие их свойств. Взяв в качестве такой характеристики атомный вес элементов, исследователь сопоставил известные в то время группы по величине атомного веса их членов. Написав группу галогенов (F = 19, С1 = 35,5, Вг = 80, J = 127) под группой щелочных металлов (Li = 7, Nа = 23, К = 39, Кb = 85, Сs = 133) и рас- положив под ними другие группы сходных элементов (в порядке возрастания величины их атомных весов), учёный установил, что члены этих естественных групп образуют общий закономерный ряд элементов; при этом химические свойства элементов, состав- ляющих такой ряд, периодически повторяются. Разместив по значению атомных весов все известные в то время 63 элемента в общую «периодическую систему», Дмитрий Иванович обнару- жил, что установленные ранее естественные группы органически вошли в эту систему, утратив прежнюю искусственную разоб- щённость. Позднее Д. И. Менделеев так формулировал открытый им периодический закон: «свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов, находятся в периодической за- висимости от величин атомных весов элементов».
При построении периодической системы элементов Д. И. Менделеев преодолел большие трудности, т. к. многие эле- менты ещё не были открыты, а из 63 известных к тому времени элементов у девяти были неправильно определены значения атомных весов. Создавая таблицу, Менделеев исправил атомный вес бериллия, поставив бериллий не в одной группе с алюмини-
ем, как это обычно делали химики, а в одной группе с магнием (как это сделал в 1842 г. русский химик Иван Васильевич Авдеев (1818–1865 гг.). В 1870–1871 гг. Менделеев изменил значения атом- ных весов индия, урана, тория, церия и других элементов, руко- водствуясь их свойствами и уточнённым местом в периодической системе. На основании периодического закона он поместил тел- лур перед йодом и кобальт перед никелем, хотя величины атом- ных весов этих элементов требовали обратного расположения. Опираясь на закон периодичности и практически применяя закон диалектики о переходе количественных изменений в каче- ственные, будущий создатель периодической системы указал уже в 1869 г. на существование четырёх ещё не открытых элементов. Впервые в истории химии было предсказано существование но- вых элементов и даже ориентировочно определены их атомные веса. В 1870–1871 гг. в работах «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых элементов» он развил эту мысль наиболее подробно, предсказав свойства трёх из них, названных им экабором, экасилицием и экаалюминием. Данная система знаний, объективированный Д. И. Менделее- вым в 1878 году гносеологический образ периодической системы, также выступает очередным элементом гносеологического ряда; особенностью этого элемента является наличие в его составе про- гностического компонента. Итак, 1871 год: если прогноз русского учёного будет подтверждён, то это будет означать, что действи- тельно открыт объективный закон взаимосвязи атомного веса и химических свойств элементов, достигнуто полное знание о по- знаваемом объекте. В 1875 французский химик П. Л. де Буабод- ран открыл элемент галлий, тождественный с экаалюминием; в 1879 г. шведский химик Л. Нильсон нашёл элемент скандий, пол- ностью соответствующий описанному Д. И. Менделеевым экабо- ру; в 1886 г. немецкий химик К. Винклер открыл элемент герма- ний, соответствующий экасилицию. Оправдались и предвидения Дмитрия Ивановича: открыты тримарганец – нынешний ревий, двицезий – франций, двибарий – радий и др. Данные факты подтвердили истину, установленную Д. И. Менделеевым. Это означало, что формирование данного гносеологического ряда оказалось завершённым. Этот ряд имеет
следующий вид: первый гносеологический образ (О1) представ- лен в студенческой работе «Изоморфизм в связи с другими от- ношениями кристаллической формы к составу» (1854 г.); второй (О2) – в работе «Удельные объёмы» (1856 г.). Третий элемент (О3) обнаруживается в тексте отдельного листка под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химиче- ском сходстве» (1869 г.). Четвёртый элемент гносеологического ряда (О4) объективирован учёным в труде «Периодическая закон- ность для химических элементов» (1871 г.). О пятом гносеологи- ческом элементе (О5) рассказывает работа «Естественная система элементов и применение её к указанию свойств неоткрытых эле- ментов» (1871 г.). Данный гносеологический ряд представлен на рис. 1.
О1 О2 О3 О4 О5 (1854 г.) (1856 г.) (1869 г.) (1871 г.) (1871 г.)
Рис. 1. Гносеологический ряд в индивидуальном познании. Система гносеологических образов, сформированная Д. И. Менделеевым при составлении периодической таблицы химических элементов
Цифрами обозначены гносеологические образы: О1 – гносео- логический образ 1854 г.; О2 – образ 1856; О3 – 1869 года; О4 – гно- сеологический образ начала 1871 г.; О5 – гносеологический образ конца 1871 г. Механизм его формирования представлен на рис. 2, где S – субъект познания (в данном случае – Д. И. Менделеев и его субъ- ективированный образ познаваемого объекта; О – познаваемый объект (таковым в данной ситуации является взаимосвязь атом- ного веса и химических свойств элементов); О1, О2, О3, О4, О5 – объ- ективированные Д. И. Менделеевым гносеологические образы познаваемого объекта. Структурная схема формирования данного гносеологическо- го ряда изображена на рис. 2. В нашем анализе мы использовали гносеологические обра- зы, известные истории науки. В реальном познавательном про-
Рис. 2. Механизм формирования гносеологического ряда в индивидуальном познании, использованный Д. И. Менделеевым при составлении периодической таблицы химических элементов
цессе, осуществляемом отдельным человеком (в нашей терми- нологии – гносеологическим моносубъектом), их, несомненно, больше. Промежуточные гносеологические образы, находки и сомнения учёного часто не входят в систему объективированных гносеологических образов, они элиминированы для науки. Сам учёный считает их недостаточно зрелыми и не заслуживающими внимания. Историкам науки иногда сопутствует удача и они мо- гут обнаружить их в дневниковых записях, в частной переписке, в высказываниях современников. Их существование не опровер- гает, а наоборот, подтверждает бытие гносеологического ряда и закономерное формирование его в процессах индивидуального познания.
Аналогичным образом развивается деятельность других учё- ных – гносеологических моносубъектов. А именно, координа- ция полученных результатов, уточнение воспринятого являются главными детерминационными основаниями гносеологического ряда, сформированного И. Ньютоном по поводу открытия зако- на всемирного тяготения. В данной ситуации гравитационное взаимодействие является реальным познаваемым объектом, сам И. Ньютон выступает в роли отдельного познающего человека или гносеологического моносубъекта. Промежуточные результа- ты его познавательной деятельности и составляют гносеологиче- ский ряд. В 1666 году в письме к астроному Х. Э. Галлею И. Нью- тон сообщил о найденном им законе, управляющем падением тел и движением планет. Это и есть первый объективированный
гносеологический образ И. Ньютона, зафиксированный исто- рией науки. Чуть позже, применив свою формулу к движению Луны, Ньютон вынужден был признать поражение: астрономы фиксировали местонахождение Луны совсем не там, где следо- вало ей быть по его формуле. Он не захотел публиковать свой результат. Прошло шестнадцать лет. Учёный узнал, что значение радиуса Земли, которым он пользовался при расчётах, было не- верным. Повторив вычисления с более точным значением этого радиуса, И. Ньютон получил ожидаемое совпадение результа- та – второй гносеологический образ. Но прошло еще четыре года, и лишь тогда, многократно убедившись, что ошибки нет, И. Ньютон публикует своё великое открытие. Так появляется тре- тий известный нам гносеологический образ познаваемого объек- та. Конечно, в данном гносеологическом ряду И. Ньютона гораз- до больше составляющих элементов, ибо сюда входят результаты его сомнений и проверок, не зафиксированные письменно. Путём формирования своего гносеологического ряда химик Ф. Кекуле открыл бензольное кольцо (сохранились различные структурные формулы бензола, объективированные гносеологи- ческие образы). Аналогичным образом сформирована эволюци- онная теория Ч. Дарвина, первое упоминание о которой содер- жится в письме эволюциониста к одному из своих приятелей за 14 лет до опубликования книги «Происхождение видов растений и животных путём естественного отбора», то есть в 1845 году. Можно было бы продолжить ряд подобных примеров, сохра- нившихся в истории науки и характеризующих вклад отдельных личностей в познание цивилизации. История науки помнит и тех учёных, которые искали истину, но их гносеологические ряды оказались относительно завершёнными (в силу разных причин и обстоятельств), неполными, относительными истинами или заблуждениями. Таким образом, развитие научного познания, совершаемое моносубъектами, закономерно связано с формиро- ванием гносеологических рядов. Вместе с тем, формирование гносеологических рядов харак- теризует и обыденное познание, совершаемое отдельным чело- веком. Общеизвестно, что элементарные акты бытового общения обязательно предполагают наличие процессов восприятия и
познания друг другом партнёров по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. От того, как люди отражают, интерпретируют облик и поведение, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и ре- зультаты, к которым они приходят в совместной деятельности. О процессуальном характере обыденного индивидуального по- знания свидетельствует, например, следующий факт. В современ- ном обществе, в том числе в современной России, наблюдается тенденция к увеличению числа разводов в семьях, существующих менее пяти лет. Среди этой категории семей наибольшее коли- чество разводов фиксируется в семьях со стажем менее двух лет. В качестве причин разводов более половины распавшихся семей называют недостаточное знание людьми друг друга. В семейной жизни стороны, грани человеческой личности раскрываются постепенно. Объективируемые в этом случае гносеологические образы совместно, в своей совокупности и составляют гносеоло- гические ряды, формируемые на уровне обыденного индивиду- ального познания. Иногда брачный партнер оказывается не со- ответствующим ожиданиям – это и становится гносеологической причиной распада семьи. К тому же многие супруги используют в своей жизнедеятельности категорию видимости, тем самым вво- дят изначально своего партнера в заблуждение. Можно продолжить демонстрацию фактов, представляю- щих формирование гносеологических рядов в обыденном по- знании: нередко выдающийся злодей и преступник прячется под маской добропорядочного законопослушного гражданина, иногда за видимой респектабельностью и галантными манерами скрывается аморальное существо. Анализ этой проблемы выхо- дит за рамки нашего диссертационного исследования. Мы же можем лишь констатировать, что она ещё ждёт своих будущих исследователей. Итак, формирование гносеологических рядов является за- кономерным как для научного, так и для обыденного индиви- дуального познания. Но если гносеологический ряд – атрибут познавательной деятельности человека, то каковы причины, его порождающие? Возможно, что его существование вызывается особенностями, спецификой познавательных механизмов инди-
вида, тогда в чём они? Какова элементарная структура познава- тельного процесса, где наименьшие его составляющие, из кото- рых складывается громадное здание человеческого познания? Это материал наших дальнейших исследований.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.025 с.) |