Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческое познание: Факторы когерентности и Детерминация
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА
В предыдущих главах мы показали структурно-функцио- нальные элементы индивидуального и коллективного познания, уровни когеренции, на которых происходит установление той или иной степени гносеологического взаимосоответствия их суб- стратных структурных элементов. На степень этого соответствия влияют те или иные факторы – факторы когерентности, действу- ющие на всех уровнях. Мы рассматриваем их: в роли причин, вы- зывающих к жизни те или другие элементы гносеологического ряда. Механизм познавательной деятельности индивидуального и коллективного познания является общим. Базовая гносеологическая модель человеческого познания, пред-ставленная в предыдущей главе, даёт возможность система- тизировать факторы когерентности. Мы характеризуем их гносе- ологическую роль, ограничиваясь указанием общего направления их влияния, т.е. тем, приближает познание к истине или отдаляет от неё. Такой подход, по нашему мнению, даёт возможность про- вести структурно-функциональную классификацию факторов когерентности, в основу которой мы кладём наши положения об основных и дополнительных субстратных и рефлексивных струк- турных элементах процесса индивидуального и коллективного познания. Как известно, термин «рефлексия» в истории философии имеет различную трактовку. Наше понимание данного термина воспроизводит то, которое было представлено Платоном и Ари- стотелем: а именно, рефлексия – это то, что даёт возможность установить единство мыслимого и мысли, достичь достижения
данного соответствия. Иначе говоря, здесь мы воспроизводим, в известной мере, его первоначальный смысл. Предлагаемая классификация детерминационных основа- ний гносеологического ряда, факторов когерентности не рассма- тривается нами как полная и исчерпывающая. Это не истина в последней инстанции, а, скорее, тот базовый материал, который может выступить в роли оснований дальнейших исследований в теории познания. Для последующего анализа немаловажное значение имеет тот факт, что дополнительные субстратные и реф- лексивные элементы в реальной познавательной практике пере- ходят в разряд основных. Это значит, что гносеологические фак- торы, действовавшие на дополнительных уровнях когеренции после такого перехода функционируют уже на основных уровнях и влияют на основные субстратные и рефлексивные элементы. В соответствии с этим мы предлагаем разделить факторы коге- рентности человеческого познания на две большие группы: суб- стратные и рефлексивные. Основным критерием такого деления выступает различие их основных функциональных свойств. Суб- стратные элементы познавательного процесса представляют в первую очередь его статическую характеристику; рефлексивные характеризуют его динамику и обеспечивают гносеологическую взаимосвязь субстратных элементов. Системное единство тех и других обеспечивает процессуальность познавательного процес- са. В свою очередь, субстратные факторы когерентности подраз- деляются на такие подгруппы, как объектные (действующие на реальный познаваемый объект), субъектные (действующие на субъективированный образ реального познаваемого объекта) и факторы овеществления (действующие на воплощение, ове- ществление объективируемого образа). Рефлексивные факторы проявляют своё действие или на уровне субъективации, или на уровне объективации, или на обоих (возможно, и всех трёх основ- ных). Первые мы называем факторами субъективации, вторые – факторами объективации, третьи – факторами объектного уровня.
Классификация их представлена на рис. 14 «Факторы коге- рентности индивидуального и коллективного познания».
Рис. 19. Факторы когерентности индивидуального и коллективного познания
Сразу оговоримся, что предлагаемая классификация не но- сит абсолютного характера, может быть в чём-то пересмотрена, это одна из первых попыток подобного рода. Следующие вопро- сы состоят в том, подтверждается ли она реальными фактами по- знания; как проявляют себя те или иные факторы в конкретной познавательной ситуации?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.004 с.) |