Человеческое познание: Факторы когерентности и Детерминация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человеческое познание: Факторы когерентности и Детерминация



ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА

 

 

В предыдущих главах мы показали структурно-функцио- нальные элементы индивидуального и коллективного познания, уровни когеренции, на которых происходит установление той или иной степени гносеологического взаимосоответствия их суб- стратных структурных элементов. На степень этого соответствия влияют те или иные факторы – факторы когерентности, действу- ющие на всех уровнях. Мы рассматриваем их: в роли причин, вы- зывающих к жизни те или другие элементы гносеологического ряда. Механизм познавательной деятельности индивидуального и коллективного познания является общим.

Базовая гносеологическая модель человеческого познания, пред-ставленная в предыдущей главе, даёт возможность система- тизировать факторы когерентности. Мы характеризуем их гносе- ологическую роль, ограничиваясь указанием общего направления их влияния, т.е. тем, приближает познание к истине или отдаляет от неё. Такой подход, по нашему мнению, даёт возможность про- вести структурно-функциональную классификацию факторов когерентности, в основу которой мы кладём наши положения об основных и дополнительных субстратных и рефлексивных струк- турных элементах процесса индивидуального и коллективного познания.

Как известно, термин «рефлексия» в истории философии имеет различную трактовку. Наше понимание данного термина воспроизводит то, которое было представлено Платоном и Ари- стотелем: а именно, рефлексия – это то, что даёт возможность установить единство мыслимого и мысли, достичь достижения


 

данного соответствия. Иначе говоря, здесь мы воспроизводим, в известной мере, его первоначальный смысл.

Предлагаемая классификация детерминационных основа- ний гносеологического ряда, факторов когерентности не рассма- тривается нами как полная и исчерпывающая. Это не истина в последней инстанции, а, скорее, тот базовый материал, который может выступить в роли оснований дальнейших исследований в теории познания. Для последующего анализа немаловажное значение имеет тот факт, что дополнительные субстратные и реф- лексивные элементы в реальной познавательной практике пере- ходят в разряд основных. Это значит, что гносеологические фак- торы, действовавшие на дополнительных уровнях когеренции после такого перехода функционируют уже на основных уровнях и влияют на основные субстратные и рефлексивные элементы. В соответствии с этим мы предлагаем разделить факторы коге- рентности человеческого познания на две большие группы: суб- стратные и рефлексивные. Основным критерием такого деления выступает различие их основных функциональных свойств. Суб- стратные элементы познавательного процесса представляют в первую очередь его статическую характеристику; рефлексивные характеризуют его динамику и обеспечивают гносеологическую взаимосвязь субстратных элементов. Системное единство тех и других обеспечивает процессуальность познавательного процес- са. В свою очередь, субстратные факторы когерентности подраз- деляются на такие подгруппы, как объектные (действующие на реальный познаваемый объект), субъектные (действующие на субъективированный образ реального познаваемого объекта) и факторы овеществления (действующие на воплощение, ове- ществление объективируемого образа). Рефлексивные факторы проявляют своё действие или на уровне субъективации, или на уровне объективации, или на обоих (возможно, и всех трёх основ- ных). Первые мы называем факторами субъективации, вторые – факторами объективации, третьи – факторами объектного уровня.

Классификация их представлена на рис. 14 «Факторы коге-

рентности индивидуального и коллективного познания».


 

 

Рис. 19. Факторы когерентности индивидуального и коллективного познания

 

 

Сразу оговоримся, что предлагаемая классификация не но- сит абсолютного характера, может быть в чём-то пересмотрена, это одна из первых попыток подобного рода. Следующие вопро- сы состоят в том, подтверждается ли она реальными фактами по- знания; как проявляют себя те или иные факторы в конкретной познавательной ситуации?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.004 с.)