Объектный уровень когеренции и его влияние на становление гносеологического ряда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объектный уровень когеренции и его влияние на становление гносеологического ряда



Что касается объектного уровня, то его факторы когерентно- сти имеют свои особенности и в соответствии с этим выделяются в особую группу. Сюда относятся те из них, которые влияют на весь процесс познания в целом.

Реальный познаваемый объект и его объективированный образ – основные субстратные элементы данного уровня, стало быть, факторы когерентности, влияющие на них, составляют группу субстратных. Это те, что влияют на бытие, существо- вание объективированного и субъективированного знаний. Они порождаются тем обстоятельством, что процесс познания разво- рачивается в определённой общественной обстановке. Наряду с рационально осознанными регуляторами социальной деятель- ности человека и коллектива учёных, их жизнь протекает под влиянием внегносеологически заданных побудительных мотивов – они-то и открывают данную подгруппу.

Формирование целей человеческой деятельности, резуль- татов её осуществляется в рамках многоплановой практически- духовной детерминации в широком социально-нравственном контексте. Вообще, изучать познавательную деятельность гносео- логических моно- и полисубъектов изолированно от проявлений общественной жизни, конкретно-исторических условий, значит обрекать решение проблем познания на неудачу. Ведь мыслит не абстрактный человек, а человек определённой эпохи, представи- тель определённого класса, профессии, коллектив учёных рабо- тает в определённом социальном времени и пространстве и т.д. Люди живут в определённых условиях и зависят от них. Окружа- ющие условия влияют и на процесс познания, детерминируют его.

Тот или иной тип общественных отношений задаёт возмож- ности субъекта познания и потребности общества в результатах


 

его деятельности: материальные средства, субсидируемые на нау- ку, социальный престиж учёных, их вознаграждение и т.п. Отно- шение общества к проблеме влияет не только на объективацию знания, но и на субъективацию его. Общественный способ про- изводства (материального и духовного) определяет способ про- изводства научного знания, задаёт статус, структуру, динамику и функции субъектов научного познания. В сфере его влияния на- ходятся социальные институты науки, механизм её социальной ориентации, системы научных коммуникаций и средства фикса- ции знаний в социальной памяти, механизмы трансляции зна- ний и деятельности другим субъектам.

На общественные и индивидуальные способы производства научного знания, субъективацию и объективацию влияют социаль- ные отношения. Они воздействуют на познание через системы ин- тра- и интерсубъектных связей, учёный работает по закреплённым в социальной памяти нормативам, меняющимся от одного этапа развития науки к другому. Ф. А. Селиванов справедливо считает, что причина той или иной ложной идеи, концепции не в одних только внешних обстоятельствах и условиях, в которых живёт лич- ность, и не просто в том, что ум «хватил в сторону», но в том, что ум хватил в сторону, питаясь внешними обстоятельствами» 1.

На общую социальную детерминацию научного познания одним из первых обратил внимание Ф. Знанецкий. Гораздо позже про- ведённая Т. Куном историческая реконструкция научного позна- ния на основе центрального понятия парадигмы (заимствованно- го у Р. Мертона), реализует идею Знанецкого о роли в развитии науки социально-психологической общности учёных, о детер- минации ею познавательного процесса. Некоторые особенности влияния социальных факторов на результат познания показыва- ют исследования С. И. Гончарука, Э. Гидденса, В. А. Колеватова2 и других авторов.

 

1 Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. М., 1972. С. 78.

2 См.: Гончарук С. И. Методологические основы социального позна- ния. М., 2004; Гидденс Э. Социология. М., 1999.; Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 101–123; Колеватов В. А. «Мысль изреченная есть ложь» // Философские науки. 1990. № 2. С. 43–54.


 

К гносеологическим факторам, влияющим на все уровни ко- герентности, основные и дополнительные, относится и развитие практики, где проверяются те или иные утверждения. Но практи- ка исторически ограничена, поэтому конкретный способ провер- ки может оказаться неадекватным проблеме в силу тех или иных обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Так, экспериментальная проверка в ХIХ веке вопроса о корпу- скулярной природе света дала отрицательный ответ – неверный, так как природа света двойственна. Этот ответ был неизбежен, поскольку тогда ещё не знали, что с помощью одного и того же прибора нельзя обнаружить и то, и другое свойство в данной си- туации. Другой пример: экспериментальная проверка гипотезы Уильяма Праута дала отрицательный результат потому, что не было знаний об изотопах, а не в силу её несовершенства; сегодня не подтверждает себя концепция развитого социализма, о по- строении которого было объявлено в СССР в 80-е годы ХХ века.

Функционирование дополнительных уровней когеренции позна- ния составляет гносеологический механизм, объясняющий су- ществование в индивидуальном и коллективном познании таких ситуаций, когда формы познавательной деятельности могут оце- ниваться как неистинные при условии очевидного соответствия их действительности, но когда они находятся в явном несогласии с системой имеющихся знаний. Так, идея невозможности вечного двигателя была признана учёными только в XVIII веке, хотя ещё Леонардо да Винчи приводил веские аргументы в её пользу. Вме- сте с тем, при согласии какого-либо утверждения с накопленным знанием, практикой неполнота его соответствия действительно- сти не препятствует оценке этого утверждения как истинного. Свидетельство тому – существование на протяжении столетий астрологии, алхимии.

Особенности современного производства, такие, например, как отчуждение работника, инертность производственных про- цессов, способствуют появлению ошибок в познании. Инерт- ность производства часто перерастает в инерцию мышления, в инерцию познания. Это выражается в применении шаблонов, устаревших формул. Был период, когда основным законом в политэкономии социализма утверждался неуклонный рост бла-


 

госостояния советских людей, было время, когда руководитель страны (в данном случае это познаваемый объект) считался непо- грешимым, не ошибающимся. Такая психология до конца не из- жита и сегодня. Вот почему в этих условиях восприятие тех или иных проблем учёными ведется по шаблону, объективация своих знаний – тоже.

Вся система, в которой объективируемое знание должно суще- ствовать, оказывает влияние на степень когерентности объекта познания и его объективированного образа. В науке, например, су- ществуют свои законы развития, с которыми должен считаться любой исследователь. Так, устранение альтернатив до периода их максимального взаимоотражения нередко оказывается факти- ческим тормозом научного прогресса. Теория, предсказавшая ка- кие-то новые явления, становится затем своеобразным цензором в дальнейших поисках, предрешает заранее результаты и таким образом закрывает дверь для дальнейших исследований. Если мы окажемся в когтях этой теории, то нам покажется пустой тра- той времени исследовать всё, что с точки зрения этой теории яв- ляется несущественным.

Если система определённых правил, принципов, методов, которыми регулируется познание, так или иначе изучается, то неявно принятые мировоззренческие и теоретические предпосылки, интуитивно применяемые образцы решения проблемы, экспли- цитно выраженные, но считающиеся правильными, не включа- ются в перечень методологических принципов, не изучаются. Но они влияют на результативность познания, это полноправные факторы когерентности объектного уровня. Таким образом, во- прос о взаимосвязи науки с другими элементами системы «обще- ство» имеет гносеологический характер, выявить который при- звана наука. Здесь же можно отметить, что эта система влияет и на восприятие объектов познания, и на объективацию субъекти- вированных образов, и на бытие объективированного.

В качестве системы, в которой должно существовать объекти- вированное знание, может выступать и так называемый «здравый смысл», который зачастую не признает новых результатов в по- знании, революционных открытий и отрицает их как абсурдные на том основании, что они противоречат общепринятым пред-


 

ставлениям. Для преодоления гносеологической неадекватности, вызываемой системой, в которой должно существовать объекти- вированное знание, исследователю, коллективным субъектам не- обходимо выйти за пределы этой системы, посмотреть на добытое здесь знание с других позиций, провести через фильтры «правильно- сти», соотнести с другими системами 1.

Системы, в которых существует объективированное знание, могут быть самыми различными, в том числе административны- ми, ведомственными, профессиональными и т.д. Такая система всегда выступает частью более общего целого, поэтому выводы и положения, справедливые для неё, могут не соответствовать, а чаще всего так и бывает, целому. То, что является истиной в дан- ной замкнутой системе, за её пределами может не соответство- вать действительности. Вот почему часто только ведомственный, этнический, социально ограниченный подход к восприятию тех или иных познавательных проблем увеличивает степень гносе- ологического несоответствия познаваемого объекта и его объ- ективированного образа. Отказ от ограниченности, вызванной ве- домственностью, ограниченностью разного рода, выход за пределы системы, взгляд на неё со стороны – вот пути повышения степени когерентности познаваемого объекта и его объективированного образа.

Гносеология, изучая влияние на результативность человече- ского познания социокультурных факторов, должна учитывать, что научно-познавательная деятельность является стороной соци- альной жизни, она воздействует на другие стороны и испытывает на себе их влияние. Поэтому здесь важно раскрыть объективную и субъективную диалектику взаимосвязи внутренних и внешних, внутри – и вненаучных факторов когерентности, в качестве кото- рых могут выступать и практические потребности общества, и система ценностей, установок, ориентаций, вытекающих из ре- ального образа жизни и соответствующего ему мировоззрения.

 

Выполняя регулятивно-контролирующую функцию в по- знавательном процессе, вненаучные факторы сами по себе не

1 См.: Андрусенко В. А., Пивоваров Д. В., Алексеев А. С. Экстраполяция в научном познании: специфика и проблема правильности. Иркутск, 1986.


 

приводят к приращению знаний. Их воздействие опосредовано внутринаучными, но они определяют условия и предпосылки, которые стимулируют внутринаучные детерминанты для уско- ренного продвижения познания вперёд, либо, напротив, когда общество ещё для этого не созрело, оказывают на них сдержива- ющее воздействие.

Влияние факторов когерентности социокультурного характера имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать, анализируя процесс познания. Истории известны пе- риоды, когда они сыграли в жизни людей исключительную роль, в том числе и в познании мира, так было, например, в период родоплеменного строя.

В философской науке предпринимаются попытки проник- нуть в механизм социальной детерминации познания. В этом от- ношении и сегодня интересна позиция И. В. Полякова, считающе- го, что в силу того, что институционализированное производство социально содержательных познавательных форм реализуется не только в такой отрасли духовного производства, как наука (на определённых этапах истории), фактически взаимодействующи- ми оказываются три компонента: 1) познавательные формы ин- ституционализированной научной деятельности; 2) познаватель- ные формы, свойственные другим видам общественного сознания, обладающим социальными институтами своего воспроизводства (право, религия и т.д.); 3) познавательные формы, возникающие в духовной сфере целостной человеческой деятельности без ин- ституциональных опосредований. Социальное познание в целом следует рассматривать как многоуровневый процесс, имеющий внутренние соотношения и опосредования между тремя выделен- ными компонентами и пронизанный детерминациями, источни- ком которых является материальное производство, развивающе- еся в рамках определённой формации1. На достижение истины влияют особенности социальной коммуникации, что отмечает в своих исследованиях Б. А. Родионов2.

 

1 Поляков И. В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании. Новосибирск, 1983. С.7.

2 Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. Ростов на Дону, 1984.


 

В группу данных факторов когерентности входит интерна- ционализация науки, которую мы рассматриваем как фактор ко- герентности, повышающий степень гносеологического соответ- ствия основных субстратных структурных элементов познания, как фактор, помогающий преодолевать ошибки в познании и избегать их. В ходе интернационализации науки имеет место ди- алектизация представлений о мире в целом как предмете позна- ния, самом процессе познания, о структуре и функциях науки, здесь совершенствуется стиль мышления естествоиспытателей и т.д.

К числу факторов когерентности анализируемой группы мы относим и социальное отчуждение, существующее в обществе. Оно вызывает гносеологические ошибки. Маркс указывает причину их появления: «Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического про- цесса их жизни»1.

Характеризуя отчуждение в познании, П. В. Копнин ещё в 1974 году писал, что здесь позитивное познание заменяется спе- кулятивным мышлением, действительное знание – фразами о сознании, вследствие того, что экономическое и политическое отчуждение, существующее в классовом обществе, порождает отчуждение в сфере сознания. При отчуждении познание, по мнению философа, не выходит в объективный мир, а замыкается в самом себе, движется в ранее приобретённом и скудном содер- жании, за которое оно держится в интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в обществе. Таким об- разом, за истину выдается иллюзия2. Почему это происходит? Как влияет отчуждение на субъективацию образа объекта?

 

Познаваемый объект воспринимается не во всей его целост- ности, а с какой-либо одной стороны. Так, например, долгое вре- мя Минатом России не давал населению полной картины работы атомных электростанций, в тайне держалась утилизация отходов ядерного производства, другие опасные для жизни явления, вы-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 3. С. 25.

2 Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974. С. 87.


 

зываемые ядерным распадом. В результате массы людей объек- тивировали благодушный образ ядерной энергетики. Отчужде- ние – расхожий приём для создания культа личности, различных фетишей, слухов и т.д. Для того, чтобы избавиться от гносеологи- ческих ошибок, вызываемых отчуждением, необходимо ликвидиро- вать экономическое, социальное и духовно-информационное отчужде- ние людей.

Социальные факторы когерентности познания тесно пере- плетаются с культурно-мировоззренческими, поэтому некото- рые авторы, на наш взгляд, совершенно справедливо ведут речь о социокультурных особенностях человеческого познания и выде- ляют их в особую группу1. Понятно, что разговор о социальных факторах гносеологической когерентности познания можно и нужно продолжать, но, несомненно, данная группа субстратных гносеологических факторов существует, действие их до конца не изучено. Свет на проблему должны пролить различные разделы гносеологии.

 

В круг факторов когерентности объектного уровня человече- ского познания включаются и рефлексивные, те, что влияют на гно- сеологическую взаимосвязь субстратных структурных элементов сразу на двух и более уровнях когерентности. Мы следуем предло- женной нами классификации факторов когерентности и можем обнаружить конкретные факторы данной подгруппы. Обратим- ся к некоторым элементам диалектического метода познания, в частности, к тем из них, от которых зависит гносеологическая вза- имосвязь познаваемого объекта и его объективированного образа. В первую очередь назовем здесь диалектико-материалисти- ческий принцип единства теории и практики, определяющей роли практики в познании. Этот принцип выступает в качестве реша- ющего фактора преодоления гносеологической неадекватности в исследуемом процессе. Известно, что пройдя через фильтры пра- вильности, соответствуя требованиям научности, формальной логики то или иное знание, тем не менее может не соответство- вать действительности. В процессе практической деятельности достигается относительно или абсолютно полное гносеологиче-

1 См.: Теория познания: в 4 т. Социокультурная природа познания.

М., 1991. Т. 2.


 

ское соответствие познаваемого объекта и его объективированно- го образа. Изучение влияния практики на результативность чело- веческого познания, механизма этого влияния может составить целый раздел в гносеологии.

Ограниченность сегодняшней практики не позволяет нам с полной ясностью ответить на многие вопросы, в частности, на вопрос о том, какова природа шаровой молнии, как зародилась жизнь на Земле, как образовалась Вселенная, каковы перспекти- вы цивилизации и т.д. Мы имеем более или менее правдоподоб- ные гипотезы об этих явлениях. Но чаще ситуация представля- ется иной: конкретный акт практики позволяет сразу увидеть, соответствует ли действительности то или иное положение.

Утверждение о том, что рак излечим на сегодняшний день не соответствует действительности, так как оно не подтвержда- ется практикой, точно так же, как утверждение о том, что можно создать вечный двигатель, человеку обрести физическое бессмер- тие и т.д. А вот утверждение о том, что железо электропрово- дно – истинно. Оно подтверждается практикой. Таким образом, практика изменяет степень когерентности субстратных структур- ных элементов познания, это гносеологический фактор.

Среди главных принципов диалектического метода позна- ния, проявляющих себя на объектном уровне когеренции, сле- дует назвать принцип материальности. Он выступает главным теоретическим каналом, позволяющим привести научное зна- ние в точное соответствие с отражаемой в нём объективной ре- альностью. Поэтому и в мировоззрении человека этот принцип, усвоенный как своего рода кредо: «В мире нет ничего кроме вечно движущейся материи», не оседает пассивно среди массы других знаний, а организует их и направляет на соотнесение с действи- тельностью в соответствии с заключённым в ней содержанием. Становясь неотъемлемой чертой глубоких убеждений личности и сообществ учёных, он выражается в постоянной заинтересован- ности видеть мир таким, каков он есть, исходя из его материаль- ности и понимания закономерностей её отображения в сознании людей»1.

 

1 Дёмин В. Н. Основной принцип материализма. М., 1983. С. 224.


 

Принцип материальности доказан длинным и трудным развитием науки и практики человечества, аккумулирует в себе людской опыт и отражает действительное положение вещей. Тем самым он предостерегает от ошибок в познании, вызванных идеологическими составляющими мировоззрения исследовате- ля, это один из факторов преодоления гносеологической неадек- ватности в исследуемом процессе.

В ряду факторов когерентности объектного уровня находят- ся элементы диалектического метода познания, включающие в себя отказ от чрезмерной абсолютизации методов, применяемых в конкретных науках, механического их перенесения на другие области знания. Принципы стабильности, повторяемости, вос- производимости, целостности, простоты, удобства, активности субъекта познания накладывают отпечаток на выбор методик ис- следования, видение познаваемого объекта, способ обработки мыслительного материала. Гносеологическая роль их в полной мере не изучена.

Данные принципы накладываются в качестве «условий на- учности» на любой процесс исследования. Отказ от них, по на- шему мнению, может привести к ошибкам, к снижению степени когерентности субстратных структурных элементов в познании. Такие принципы диалектического материализма, как принцип материального единства мира, единства онтологии и гносеологии со- держат требования к направлению общего научного поиска, об- щих правил его организации; они находят своё выражение через частные методы исследования.

Если, например, положить релятивизм в основу теории по- знания – значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм. Релятивизм, как основа теории познания, есть не только призна- ние относительности наших знаний, но и отрицание какой бы то ни было объективной, независимо от человека и человечества су- ществующей истины, к которой приближается наше относитель- ное познание. Релятивизм в этом плане – одно из опаснейших заблуждений, он ведёт к отказу от науки, так как она, якобы, не в силах познать мир.


 

Ближайшей причиной заблуждений является абсолютиза- ция метафизического метода. Как известно, метафизики рассма- тривают вещи и явления в их обособленности, не учитывая их всеобщей связи, вещи существенно неизменны. Движение столь же вечно вращается в одном и том же круге и таким образом остаётся, собственно, на том же месте: оно всегда приводит к од- ним и тем же последствиям.

Истории науки известен тот факт, что в конце ХIХ – начале XX века теоретической основой заблуждений физиков-естествои- спытателей и философов явился именно метафизический подход к исследованию новых физических объектов. Отказ от материа- листической диалектики породил позитивистский и узкоэмпи- рический подход, создал почву для заблуждений, способствовал понижению степени когерентности субстратных элементов по- знания.

Отклонения от диалектического метода познания могут быть различными. Мы, например, ничего не говорили об эмпиризме, волюнтаризме, субъективизме, практицизме и т.д. Однако гносео- логическая роль их сводится к снижению степени когерентности субстратных структурных элементов познания, ведёт к ошибкам и заблуждениям. В истории науки указанные методы, как пра- вило, не существуют в чистом виде, они взаимодействуют, пере- плетаются друг с другом, взаимовлияют. Сами эти методы, эле- менты их, являются закономерным следствием других явлений, например, абсолютизации каких-то сторон процесса познания.

Успехи новых теорий, концепций порождают преувеличение их роли в познании. Такая абсолютизация имела место в отноше- нии системного подхода, который возводился в ранг философской методологии. Если человек абсолютизирует известное ему, то он мыслит «в единственной системе отсчёта». «Заблуждения потому и возникают, – справедливо пишет Ф. А. Селиванов, – что такая система отсчёта превращается субъектом в единственную, что субъект начинает смотреть на всё со своей колокольни»1. Любая абсолютизация значения какого-либо явления, закона, процесса, взаимодействия, связанная с истолкованием его как исчерпываю-

 

1 Селиванов Ф. А. Заблуждения и пороки. Томск, 1965. С. 81.


 

щего многообразие реальности, глубоко ошибочна. Это касается и абсолютизации активности субъекта, которая порождает субъ- ективистский активизм1.

Можно абсолютизировать и истину. Если сделать её чрез- мерной, она превращается в свою противоположность, перестает быть истиной. Абсолютизация относительного момента в знании неизбежно ведёт к отказу от объективной истины, к субъективиз- му и произволу. История познания и современная наука полны заблуждений, вызванных абсолютизацией научного знания, ка- ких-то сторон объекта познания, гносеологической взаимосвязи познаваемого и познающего и т.д. Вот почему мы рассматриваем абсолютизацию в познании как фактор когерентности, увеличи- вающий степень гносеологической неадекватности субстратных структурных элементов познания. Здесь в качестве направления увеличения степени когерентности можно предложить диалек- тический подход к познанию, предполагающий отказ от реляти- визма и абсолютизации, отказ от догматизма.

Таким образом, мы видим, что то или иное отклонение от диалектического метода познания или уменьшает степень коге- рентности субстратных структурных элементов познания, или не способствует её увеличению. Не только некоторые элементы ди- алектического метода познания, но и частные методики проведе- ния исследований характеризуют основные уровни когеренции. Вот как, например, выглядит блок-схема понятийной модели ис- следований, направленных на развитие теории стандартизации экспериментальной оценки точности геолого-разведочной ин- формации, представленная Ю. Т. Усиковым на рис. 152.

Нетрудно заметить, что в этой схеме блок I «Методика экс- периментальной оценки точности геологоразведочной инфор- мации», блок III «Анализ существующих методик эксперимен- тальной оценки качества геологоразведочной информации» и блок IV «Выяснение особенностей планирования эксперимента при оценке точности измерений в геологии» характеризуют по-

 

1 Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классиче- ской и марксистско-ленинской философии. М., 1981. С. 140.

2 Усиков Ю.Т. Достоверность геолого-разведочной информации. М., 1988. С. 18.


 

 

Рис. 20. Блок-схема оценки точности геолого-разведочной информации

 

знающего субъекта, его знания, опыт, навыки. Блок II «Область воздействия эксперимента» характеризует познаваемый объект, включая методы работы с ним; блоки V–VIII представляют собой характеристики объективированного, нового знания, полученно- го в ходе исследования.

Все блоки представляют собой взаимодействующие системы, иначе и не может быть, ибо описывают они гносеологически вза- имосвязанные элементы.

Более того, предлагаемая автором схема является относи- тельно завершённой, замкнутой самой на себя, и вместе с тем способной к самодвижению, в чем её несомненное достоинство.


 

Блоки VI–VIII характеризуют достаточно подтверждённое новое знание, с которого начинается следующий цикл геологических изысканий, процесс познания вновь совершается по показанно- му пути.

С точки зрения гносеологии, следовало бы на первое место, во главу схемы поставить методы работы с объектом, то есть блок II, выделить блоки, характеризующие объективированное знание и методы работы с ним. Это лишило бы предлагаемую схему не- которой громоздкости, придало бы ей большую ясность, строй- ность и логичность. В предлагаемом варианте она представляет собой схему, найденную эмпирическим путем, методом проб и ошибок.

Мы полагаем, что любая частная методика, описывающая вза- имосвязь исследователя и познаваемого объекта, претендующая на методологическую завершённость, отображает соответствую- щие гносеологические взаимоотношения между структурными элементами познания: познаваемым объектом, его субъективи- рованным и объективированным образами и неосновными суб- стратными гносеологическими элементами. Она направлена на установление наибольшей степени когерентности между ними; частная методика учитывает особенности познаваемого объекта и познающего субъекта, особенности их взаимосвязи, особенно- сти изучения объекта и объективации результатов исследований. Общая же методология познания такой специфики не учитыва- ет, в силу чего является широко применимой в различных обла- стях исследований, в различных областях познания.

 

Существуют и другие методы познания, влияющие сразу на субъективацию и объективацию, например, экстраполяция, ко- торая предполагает соблюдение ряда довольно жёстких правил. Главное из них состоит в требовании пропустить переносимое знание через эмпирический, теоретический и мировоззренче- ский «фильтры». Только пройдя через них, поддавшись коррек- тивам, оно начинает выполнять эвристическую функцию в долж- ной мере1.

1 Андрусенко В. А., Пивоваров Д. В., Алексеев А. С. Экстраполяция в на- учном познании: специфика и проблема правильности. Иркутск, 1986. С. 60–61.


 

В плане наших исследований эти «фильтры» правильно- сти – формы существования объективированного знания: про- хождение через них – это установление дополнительных уровней когеренции, проверка на гносеологическое соответствие объек- тов познания, их субъективированных и объективированных об- разов.

К числу факторов, действующих на всех уровнях когеренции, относится критика. Критикуются методы взаимосвязи объекта и субъекта познания, субъекта и объективированного им образа, объекта познания и его объективированного образа. В этом пла- не критика носит универсальный характер. Её гносеологическое влияние двойственно: она может способствовать и повышению, и понижению степени когерентности основных субстратных эле- ментов познания. Во многих случаях она помогает избежать тех или иных гносеологических ошибок, так как способствует про- цессу познания, повышению его результативности. Но критика, в особенности на ранних этапах теории, не только совершенно не благоприятствует делу, но, напротив, наносит ему ущерб. Поэтому для повышения степени когерентности субстратных структурных элементов познания критика должна носить кон- структивный характер, в противном случае она превращается в критиканство, способствует появлению ошибок и заблуждений в познании.

Мы полагаем, что данная группа рефлексивных факторов, действующих сразу на двух и более уровнях когеренции, не ис- черпывается описанными выше. Задача гносеологической нау- ки – выявить аналогичные формы, проанализировать их вли- яние на результативность познания, помочь избавиться от тех или иных гносеологических ошибок, вызываемых ими. Выше- перечисленные факты доказывают её существование, тем самым утверждается справедливость нашего положения о выделении группы рефлексивных факторов когерентности и их влияния на гносеологическую взаимосвязь реального познаваемого объекта и его объективированного образа.

Итак, мы обнаружили ряд гносеологических факторов, вли- яющих сразу на все основные уровни когеренции человеческого познания. Одни из них в большей степени влияют на субъекти-


 

вацию образа, другие – на его объективацию, одни способствуют повышению степени когерентности познаваемого объекта и его объективированного образа, другие – препятствуют этому.

На объектном уровне когеренции индивидуального и кол- лективного познания субстратные факторы представлены двумя подгруппами: подгруппой объектных и подгруппой факторов овеществления. Подгруппа объектных факторов характеризует бытие реального познаваемого объекта и включает в себя отно- шение общества к нему, к изучению его. Факторы овеществления характеризуют непосредственное бытие объективированного, овеществленного знания. В их числе существование различных возможностей для оформления, материализации знаний.

Данная классификация факторов когерентности объектного уровня познания может быть, должна быть расширена – таким в этой области нам представляется дальнейшее развитие гносе- ологии. Проявление непосредственного влияния факторов ко- герентности на процесс человеческого познания представляет следующая таблица (рис. 16, где знак «+» означает наличие непо- средственного влияния, знак «–» – опосредованного).

 

Таблица 1

Проявление влияния факторов когерентности индивидуального и коллективного познания

Факторы

Уровни

Субстратные

Рефлек- сивные

Объект- ные Субъект- ные Овеществ­ ления
Субъективации + + +
Объективации + + +
Объектный + - + +

Проведённый анализ структуры познавательного процесса (с позиций выделения в нём основных и дополнительных субстрат- ных элементов и уровней когеренции) и представленный в таб- лице позволил увидеть в действии гносеологических факторов, вызывающих ошибки и заблуждения, определенную систему и


 

в связи с этим предложить систему преодоления их негативного действия. Попытка системного их изложения – это одна из первых попыток подобного рода в нашей философской литературе.

Преодоление негативного действия: I) Факторов когерентно- сти уровня субъективации: а) влияние таких объектных факто- ров, как недоступность реального познаваемого объекта для вос- приятия, познания преодолевается за счёт увеличения степени доступности. Достигается это путём повышения уровня развития науки и техники, уровня развития общества, создания новых ма- шин и механизмов, технологий, материалов, приборов, оборудо- вания и т.д. Сложность реального познаваемого объекта для вос- приятия, познания уменьшается, если его упростить, разложить на составляющие;

б) из подгруппы субъектных факторов сдерживающее влияние различных норм, традиций гасится тем, что познающий выходит за их пределы, расширяя угол зрения на реальный познаваемый объект.

Негативное действие ограниченности знаний, жизненного опыта познающего субъекта устраняется за счёт расширения последних. В числе путей, нейтрализующих действие факторов когерентности данной подгруппы: изучение познающими людь- ми особенностей своего восприятия, мышления, личных качеств, умелое управление ими; формирование умения владеть собой; повышение культуры общения с другими познающими субъек- тами; совершенствование средств и методов интерсубъективной гносеологической коммуникации; поддержание в норме физио- логических процессов, обеспечивающих познание.

В качестве путей, помогающих избежать ошибок и заблужде- ний, вызванных действием в) рефлексивных факторов уровня субъективации, мы предлагаем: использование общих и частных методов познания, соответствующих современному уровню раз- вития человеческого общества; совершенствование приборов, частных методик исследования; соблюдение требований фор- мальной логики; учёт характера взаимосвязи реального познава- емого объекта и познающего субъекта.

II. На уровне объективации: а) субъектные факторы когерентно- сти, приводящие к ошибкам и заблуждениям, можно преодолеть


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.07 с.)