Вопрос Научная организация труда в 20-ые-30-ые годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Научная организация труда в 20-ые-30-ые годы



Двадцатые годы прошлого века заслуженно считаются началом отечественной науки управления. В это время в стране развернулось «движение за НОТ» — массовое движение за совершенствование трудового процесса на научной основе, всемерную экономию и рациональное использование рабочего времени. Оно было неразрывно связано с необходимостью радикально повысить производительность труда, чтобы быстрее восстановить народное хозяйство, разрушенное империалистической войной и интервенцией капиталистических государств.

В соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны, подписанного В. И. Лениным, в 1921 году был создан Центральный институт труда при ВЦСПС. В нем было указано, что Центральный институт труда является «центральным учреждением в Республике, разрабатывающим, демонстрирующим и пропагандирующим принципы научной организации труда и объединяющим деятельность всех других учреждений Республик, изучающих труд».

Возглавил Центральный институт труда А. К. Гастев - профессиональный революционер, крупный общественный деятель, талантливый ученый и поэт, один из первых, кто создал советскую школу научной организации труда.

Опубликованные труды А. К. Гастева во многом до сих пор не потеряли своего научного и практического значения, а его книга «Как надо работать» стала практическим введением в НОТ.

Важной задачей НОТ является определение наиболее рациональных режимов работы и отдыха – борьба с утомляемостью, т. е. установление в течение рабочего дня кратковременных пауз для отдыха, отодвигающих момент, когда наступает утомление, или сокращающих период его действия.

А.К. Гастев настаивал на необходимости добиваться ровного темпа работы: не нужно чрезмерных напряжений, сменяемых упадком сил. Все зависит от того, как распределять отдых. Он также считал, что искусный организатор – это тот, который может развернуть дело в стесненном положении: при ограниченном времени, на очень ограниченном пространстве, с небольшим количеством инструментов и с ограниченным запасом материала.

Руководимый А. К. Гастевым - Центральный институт труда проводил научные исследования и осуществлял практическое внедрение разработанных мероприятий непосредственно в производство. Основным направлением деятельности Центрального института труда были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров.

В этот период проблемами теории и практики НОТ занималось более десяти Научно-исследовательских институтов. Наиболее крупные научные школы сложились в Москве, Ленинграде, Харькове и Казани.

Вопросы НОТ в те годы постоянно находились в центре внимания Коммунистической партии. Они нашли отражение в решениях ее IX, X и XII съездов, в ряде постановлений ее Центрального Комитета.

В движение за НОТ были вовлечены широкие слои трудящихся. Повсеместно на предприятиях и в учреждениях возникали ячейки и кружки, проводившие активную пропагандистскую и практическую работу по внедрению принципов НОТ в жизнь.

В начале 20-х годов была создана Лига «Время», впоследствии переименованная в Лигу научной организации труда. В соответствии с уставом, утвержденным Советом Народных Комиссаров СССР, задачей Лиги Научной организации труда было «привлечение общественного внимания к вопросам улучшения государственного административного аппарата, государственной и кооперативной промышленности и торговли на основах научной организации труда, внедрение принципов научной организации труда во все проявления общественной жизни, привлечение к работе по научной организации труда широких слоев трудящихся».  

Для обсуждения насущных вопросов НОТ, а также для обмена опытом часто практиковался созыв совещаний и конференций в масштабе городов, областей и страны в целом. Большое влияние на развертывании работы по научной организации труда оказали 1 Всероссийская инициативная и особенно Вторая Всесоюзная конференции по НОТ.

I Всероссийская конференция по НОТ была созвана в январе 1921 года по инициативе НКПС. На конференции, где состоялся полезный обмен мнениями и опытом исследований по отдельным проблемам НОТ, было положено начало организационной работе в области НОТ, хотя четкие позиции по этим вопросам выработаны не были. Основные доклады, озвученные на конференции, были посвящены практическим и теоретическим вопросам организации производства. Была сделана попытка установить согласованные основные понятия и сформулировать задачи и направления работы по научной организации в стране, определить степень применимости теории и методов Тейлора к условиям России. Однако на конференции не удалось достичь поставленных целей.

Для подведения итогов деятельности по НОТ, определения основных направлений работы и для выработки единой платформы 10-16 марта 1924 г. под руководством В. В. Куйбышева была проведена 2-я Всесоюзная конференция по НОТ. На конференции было отмечено три основных направления работы по НОТ, способствующих повышению производительности труда:

- введение новых орудий производства, новой техники и технологии, основанных на механизации и электрификации производственных процессов;

- изменение условий применения труда при данном состоянии техники производства, включая расстановку и специализацию работников, стандартизацию продукции и т.д.;

- увеличение продуктивности живого труда путем повышения квалификации работников и интенсификации трудовых процессов.

По сути, было дано первое определение НОТ: «Под научной организацией труда (НОТ) нужно понимать - процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую продуктивность труда».

СовНОТ был ликвидирован в конце 1926 года.  С 1926 года понятие «научная организация труда» перестало встречаться в практической работе до 1963 г. Однако работа по научной организации труда в промышленности продолжалась, но это понятие включалось в общий комплекс работ по организации производства. В эти годы работа по совершенствованию организации труда была тесно связана с широко распространившимся в стране движением ударных бригад и другими формами социалистического соревнования.

Генеральная линия на техническое перевооружение производства, нашедшая отражение в первом пятилетнем плане, поставила перед страной новые задачи в области научной организации труда. Эти задачи определялись повышением технической вооруженности труда, усложнением технической базы производства, внедрением поточно-конвейерных методов организации производственных процессов.

Значительная работа проводилась в эти годы в области совершенствования практики нормирования труда и изучения трудовых процессов. Отделы экономики труда, главной составной частью которых были бюро технического нормирования, начали стихийно возникать на предприятиях ещё с 1923-1924 годов. Официально эти отделы были закреплены приказом ВСНХ № 1055 от 20 сентября 1926 года.

В связи с внедрением в промышленность новой техники и усложнением задач совершенствования организации труда возникла необходимость в создании специализированных организаций по оказанию предприятиям практической помощи по внедрению НОТ. Появились такие организации, как Акционерное общество рационализации производства в тяжелой индустрии, Государственная специальная техническая контора по рационализации текстильной промышленности и другие. Их важнейшей задачей было проведение работ по совершенствованию организации труда и производства, снабжение предприятий необходимыми для этого приспособлениями и оснасткой, информация, консультации и инструктаж предприятий по данным вопросам. Деятельность специализированных организаций по внедрению научной организации труда была исключительно эффективной.

Во второй пятилетке (1933-1937) задачи овладения новой техникой и совершенствования организации труда и производства стали ещё более актуальными. Внедрение новой техники потребовало пересмотра уровня достигнутых норм. Стахановское движение вскрыло серьезные недостатки в нормировании труда. Массовое и значительное перевыполнение норм стахановцами показало, что нормы труда отстали от возможностей новой техники, они не учитывали огромные сдвиги, которые произошли в культурно-техническом уровне рабочего класса в результате проведенной партией большой и успешной работы в этом направлении.

 В третьей пятилетке объем работ по внедрению рациональных приемов и методов труда, изучению и распространению передового производственного опыта, подготовке рабочих кадров и повышению их квалификации, созданию систем нормирования труда, развитию многостаночного обслуживания, овладению смежными профессиями и специальностями, совершенствованию организации производства значительно увеличился.

 

Вопрос. ГСДОУ ЕГСД

На долгом и тернистом пути подготовки Государственной системы ДОУ  первым юридически важным этапом стало принятие 25 июля 1963 г. постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению архивного дела в СССР». Главному архивному управлению и ряду государственных комитетов и институтов поручалась разработка ЕГСД. Первым реальным результатом этой работы можно считать подготовку в 1965 г. «Материалов к Единой государственной системе делопроизводства». В 1966 г. в рамках Архивной службы учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалось завершить разработку данного документа. В 1967 г. ВНИИДАД разработал только методическую программу исследований. В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. «Основные положения ЕГСД» одобрил Госкомитет СМ СССР по науке и технике и рекомендовал их министерствам, ведомствам и организациям для использования, но только как положения, не имеющие официального статуса. Авторы ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и штатную численность управленческого аппарата. Однако элементы новых информационных технологий, частично реализовывавшиеся в практике работы ведущих зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были из-за полного отсутствия литературы по этим вопросам и финансирования на их практическое изучение. Этот пробел отчасти восполнен позже созданием новой редакции Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной начальником Главного архивного управления в 1988 г.

 ГСДОУ) - совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях (В дальнейшем органы государственного управления, предприятия (объединения), учреждения и общественные организации именуются "организациями"). ГСДОУ включает в себя настоящие Основные положения, общесоюзные, отраслевые и республиканские нормативные и методические документы по вопросам документационного обеспечения управления.

 Основная цель ГСДОУ - упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации, совершенствование работы аппарата управления.

 В развитие Основных положений ГСДОУ разрабатываются и утверждаются нормативные и методические документы по совершенствованию документационного обеспечения управления:

 общесоюзные - Главным архивным управлением при Совете Министров СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам:

 отраслевые - министерствами и ведомствами СССР и союзных республик;

 республиканские - Советами Министров союзных республик.

 Нормативные документы министерств и ведомств по вопросам документационного обеспечения управления не должны ограничивать прав подведомственных организаций, предоставленных им Законом СССР "О предприятиях в СССР" и другими законодательными актами.

 ДОУ в организации осуществляется специальной службой, подчиненной непосредственно руководителю организации.

Должностные лица организаций при работе с документами руководствуются требованиями Основных положений ГСДОУ и принятых в ее развитие общесоюзных, отраслевых и республиканских нормативных и методических документов.

Общие требования к документам и службам документационного обеспечения распространяются на все системы документации органов государственного управления Союза ССР, союзных и автономных республик, суда, прокуратуры, арбитража, а также учреждений, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники и микрографии.

 Документационное обеспечение деятельности организаций, действующих в соответствии со специальными положениями, а также порядок работы с секретными документами и документами "ДСП" устанавливаются специальными инструкциями.

 Общие требования к документам и службам документационного обеспечения являются нормативно-методической базой для совершенствования на единой основе документационного обеспечения управления и повышения его эффективности путем ‑­ унификации состава и форм документов, повышения их качества, работ службы документационного обеспечения на базе научной организации труда и внедрения новейших технических средств.

 Работа архива организации и формы его участия в документационном обеспечении управления регламентируются Основными правилами работы ведомственных архивов.

 Единые требования ко всем системам документации внедряются путем издания государственных, республиканских и отраслевых стандартов и инструкций по вопросам документационного обеспечения управленческой деятельности, учитывающих специфику республики (отрасли), а также отраслевых унифицированных систем документации, типовых номенклатур дел, типовых перечней документов с указанием сроков их хранения. На их основе подведомственные организации разрабатывают нормативные акты, организующие документационное обеспечение управления.

 Учреждения государственной архивной службы СССР оказывают министерствам и ведомствам организационно-методическую помощь во внедрении ГСДОУ.

 В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.

К сожалению, с начала 1980-х гг. ни одна унифицированная система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их внедрение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.014 с.)