Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимальное количество баллов за выполнение олимпиадных заданий

Поиск

ОТВЕТЫ

Класс

Максимальное количество баллов за выполнение олимпиадных заданий

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Грамотность и культура оформления олимпиадной работы Итого
Максимальные баллы 13 8 10 12 5 5 16 9 10 7 5 100

Задание 1. Выполните задание, ответьте на вопросы.

а) Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, шинель, тенор, индекс, бартер, коттедж, сессия, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.

б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э?

в) Что вы знаете об истории этой буквы?

Ответ и критерии оценивания

а) Твердый согласный перед Е произносится в словах: детектив, кабаре, фонема, артерия, тенденция, бизнес, компьютер, декольте, темп, коттедж, индекс, бартер, рейтинг.

Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, музей, тенор, кофе, академия, шинель.

Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, сессия.

б) Буква Э употребляется в современном письме в следующих случаях: 1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия), а также после приставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), или первой части сложного слова (бромэтил); 2) после гласных (кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета). Возможность обойтись буквой Е, на чем настаивал Ломоносов, подтверждается тем, что написания иностранных слов типа тэмп, кашнэ, атэлье, пенснэ постепенно были вытеснены современными т емп, кашне, пенсне, ателье и т.п., также и в положении после гласного сейчас часто наблюдается написание Е: проект, реестр, аудиенция и др.

в) Буква Э появилась в XVIII веке. М.В. Ломоносов резко возражал против буквы Э («Е обороченное»), которая была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, для иноязычных слов, так как в исконно русских словах Э, а не Е требовалось только для местоимения этот и нескольких междометий: эх, эй. Чтобы не увеличивать азбуку ради «иностранных речений», Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция и т.п., т.е. обойтись старым знаком Е «для разных произношений». Эту букву называли «уродом русской азбуки» и другие филологи XVIII века В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков.

За каждое правильное слово – по 0,5 балла.

За определение функций буквы Э слова – 1 балл

(по 0,5 – за каждую функцию).

За сведения об истории этой буквы - 1 балл.

Итого: 13 баллов.

Задание 2. Найдите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной – О. Аргументируйте свой ответ.

«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» - прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.

Ответ и критерии оценивания

1) Заколд- ова -ли (ср. колдун, колдую; бесед- ова -ть)

2) хвор- об -а (зазн- об -а, хвор-ать, хворь)

3) верх- ом (верх)

4) вольн- ост -и (воль-н-ый)

5) прогунд- ос -ил (гунд-е-ть)

6) выс- оч -енном (высь, выс- ок -ий)

7) мост- ов -ой (мост-и-ть)

8) зев- от -у (зев-а-ть).

(Здоровяк – суффикс - ов - не выделяется в синхронном и в диахронном аспектах).

За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Итого: 8 баллов.

Задание 3. Укажите род имён существительных: тюль, домúшко, дóльче-вúта, зерó, мафиóзи, палáццо, прóфи, салями, табý, хúппи, áльма-мáтер, замóк-защёлка, кóфта-жакéт, кресло-качалка, платье-костюм, роман-хроника.

Определите лексическое значение слов: палáццо, прóфи, табý, áльма-мáтер.

Ответ и критерии оценивания

Тюль (м.), домúшко (м.), дóльче-вúта (ж.), зерó (ср.), мафиóзи (м.), палáццо (ср.), прóфи (м.), саля́ми (ж.), табý (ср.), хúппи (м. и ж.), áльма-мáтер (ж.), замóк-защёлка (м.), кофта-жакéт (ж.), кресло-качалка (ср.), платье-костюм (ср.), роман-хроника (м.).

*Если слово хиппи будет отнесено только к одному роду, ответ считается неверным.

Палáццо — «дворец-особняк» (лат. palatium — «дворец»)

Прóфи — «профессионал» (человек, сделавший определенное занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом)

Табý — «строгий запрет на совершение какого-либо действия»

Áльма-мáтер — «неформальное название учебного заведения» (лат. alma mater — буквально: «кормящая, благодетельная мать»).

Итого: 10 баллов.

Задание 4. Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): маленький, последний, тупой, добрый, худший, малозначимый, первый, острый, злой. Дополнительные условия: – одно слово может входить в несколько антонимических пар; – некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару.

Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающих антонимические отношения в этой паре.

Ответ и критерии оценивания

1) Добрый – злой (добрый поступок, злой поступок).

2) Допустимо при наличии соответствующих примеров-словосочетаний: добрый – маленький (добрый кусок мяса, маленький кусок мяса).

3) Первый – последний (первый урок, последний урок).

4) Первый – худший (первый ученик в классе, худший ученик в классе).

5) Острый – тупой (острый нож, тупой нож).

6) Острый – малозначимый (острая проблема, малозначимая проблема).

*Если будут предложены иные антонимические пары, подтверждённые корректными примерами, их следует рассматривать как правильный ответ и соответствующе оценивать.

Ответ и критерии оценивания

1) Бросать деньги на ветер

2) Убить двух зайцев или поймать двух зайцев.

3) Болеть за кого-нибудь.

4) Знать как свои пять пальцев.

5) Ходить вокруг да около.

Итого: 5 баллов.

Задание 6. Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы волнами:

1) она является дополнением;

2) она является обстоятельством образа действия;

3) она является составной частью именного сказуемого;

4) она является определением;

5) она является частью подлежащего, имеющего значение совместного деятеля.

 

Ответ и критерии оценивания

1) Пароход накрыло большими волнами.

2) Туман волнами накрыл поле и речку.

3) Весной льдины стали волнами.

4) Актёр вышел в своей знаменитой тоге волнами.

5) Ветер с волнами нанесли ущерб побережью.

 

Итого: 5 баллов.

Задание 7. Исправьте ошибки в приведённых предложениях, определите тип ошибки.

1) В начале весны всех женщин поздравляют с самым красивым и светлым весенним праздником – с Восьмым мартом.

2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.

3) Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками.

4) У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм.

5) Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.

6) Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

7) Молодому человеку все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.

8) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Ответ и критерии оценивания

1) В начале весны всех женщин поздравляют с самым красивым и светлым весенним праздником – с Восьмым марта. - Ошибка в употреблении имени числительного: в сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты, числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

2) Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц. - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

3) Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили только то, что сделано было своими руками. - Смешение прямой и косвенной речи.

4) У меня есть предположение, что рыбаков задержал шторм. - Н еоправданное употребление указательного слова.

5) Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя. - Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

6) Роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. - «Богатая роскошь» — это плеоназм.

7) Молодому человеку все удается, должно быть, он родился под счастливой звездой. - Ошибка, связанная с употреблением фразеологизма (замена какого-либо компонента фразеологизма).

8) При переводе на другой язык стихотворения оно теряет свою красоту. Когда переводишь на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту. - Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Итого: 16 баллов.

Задание 8. Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом, в частях сложноподчинённых предложений, данных ниже. Назовите виды придаточных.

1) Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности.

2) Назови всех, кто тебе помогал...

3) Перечисли всё, что здесь лежал...

4) Вспомни, кто сюда приходил...

5) Вспомни гостей, что сюда приходил...

6) Вспомни девушку, что сюда приходил...

Ответ и критерии оценивания

1) помогал, заслуживают, 2) помогал; 3) лежало; 4) приходил; 5) приходили; 6) приходила.

Виды придаточных:

- местоименно-определительные – примеры 1, 2, 3;

- изъяснительные – пример 4;

- определительные – примеры 5, 6.

Ответ и критерии оценивания

Все сочетания являются перифразами (или описательными оборотами). В качестве опорного слова во всех сочетаниях выступает слово страна. Все перифразы, за исключением одного выражения, обозначают государства (страны), называя предметы, выступающие их эмблемой или визитной карточкой: страна ацтеков (Мексика), страна викингов (Швеция), страна восходящего солнца (Япония), страна гейзеров (Исландия), страна кенгуру (Австралия), страна кленового листа (Канада), страна пирамид (Египет), страна тюльпанов (Голландия), страна фьордов (Норвегия). Выражение страна детства в этом ряду лишнее, оно может быть истолковано: а) как перифраза названия Диснейленда – парка аттракционов, построенного в виде страны с городами, железной дорогой и др. (что только формально позволяет включать его в этот ряд), б) как индивидуально-авторская перифраза названия страны, в которой прошли детские годы конкретного человека, в) как метафора беззаботной детской жизни, наполненной играми и развлечениями. Страна детства, в отличие от других выражений, включает в качестве зависимого компонента абстрактное существительное. Слово страна в сочетании страна детства может быть рассмотрено как употреблённое в переносном значении.

Итого: 10 баллов.

Задание 10. Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутому слову (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его грамматической формы, синтаксической функции).

Рече г҃ъ притъчѫ сиѭ оуподоби сѧ црс҃твие нб ҃сьное чл ҃вкоу иже призъва рабы своѩ и дасть имъ имѣние свое и овомоу дастъ пѧтъ таланътъ* овомоу же дъва овомоу же единъ.

*Талант – здесь: денежная единица.

Ответ и критерии оценивания

1) Рассказал Господь эту притчу. Уподобилось царствие небесное человеку, который позвал своих рабов и дал им часть своего состояния (состояние): одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один.

Овомоу – слово может быть переведено иному, некоему, кому-то.

2) Иже – «который», относительное местоимение м. р., ед. ч., им. п. В предложении выполняет синтаксическую функцию союзного слова и является подлежащим в придаточном предложении.

Итого: 7 баллов.

Дополнительно 5 баллов за общую грамотность и культуру оформления работы (кроме 10 задания). Итого 95+5=100 баллов.

ОТВЕТЫ

Класс

Максимальное количество баллов за выполнение олимпиадных заданий

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Грамотность и культура оформления олимпиадной работы Итого
Максимальные баллы 13 8 10 12 5 5 16 9 10 7 5 100

Задание 1. Выполните задание, ответьте на вопросы.

а) Выпишите слова, в которых перед буквой Е произносится твердый согласный. Укажите слова, в которых современной литературной нормой допускается двоякое произношение – с твердым и мягким согласным перед Е.

Детектив, кабаре, фонема, декан, термин, рейтинг, артерия, тенденция, крем, музей, академия, шинель, тенор, индекс, бартер, коттедж, сессия, декольте, бизнес, компьютер, темп, кофе.

б) Какие функции выполняет в современном языке буква Э?

в) Что вы знаете об истории этой буквы?

Ответ и критерии оценивания

а) Твердый согласный перед Е произносится в словах: детектив, кабаре, фонема, артерия, тенденция, бизнес, компьютер, декольте, темп, коттедж, индекс, бартер, рейтинг.

Мягкий согласный произносится перед Е в словах: термин, крем, музей, тенор, кофе, академия, шинель.

Варианты произношения (твердый и мягкий) допустимы в словах: декан, сессия.

б) Буква Э употребляется в современном письме в следующих случаях: 1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия), а также после приставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), или первой части сложного слова (бромэтил); 2) после гласных (кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета). Возможность обойтись буквой Е, на чем настаивал Ломоносов, подтверждается тем, что написания иностранных слов типа тэмп, кашнэ, атэлье, пенснэ постепенно были вытеснены современными т емп, кашне, пенсне, ателье и т.п., также и в положении после гласного сейчас часто наблюдается написание Е: проект, реестр, аудиенция и др.

в) Буква Э появилась в XVIII веке. М.В. Ломоносов резко возражал против буквы Э («Е обороченное»), которая была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, для иноязычных слов, так как в исконно русских словах Э, а не Е требовалось только для местоимения этот и нескольких междометий: эх, эй. Чтобы не увеличивать азбуку ради «иностранных речений», Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция и т.п., т.е. обойтись старым знаком Е «для разных произношений». Эту букву называли «уродом русской азбуки» и другие филологи XVIII века В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.009 с.)