Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ огэ 2016 года↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Методические материалы для председателей По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года
РУССКИЙ ЯЗЫК МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ОГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва Под редакцией И.П. Цыбулько
Авторы-составители: В.Н.Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько,
Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ) во многом определяется качеством экспертной проверки предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ №1394 от 25.12.2013) устанавливает обязательность прохождения экспертами, проверяющими экзаменационные работы обучающихся, "дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором". С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические материалы для организации подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2016 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2016 г., научно-методические подходы к проверке и оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов участников экзамена с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта. Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.
© Е В.Н.Александров, О.И. Александрова, Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько, 2016 © Федеральный институт педагогических измерений, 2016
Содержание
Основные подходы к оцениванию сжатого изложения (Задание 1) Критерии оценивания задания 1 Таблица 1
Задание 1
Текст для прослушивания
Таблица 2
Внимание!
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Пример №2. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое дерево. Но без трудолюбия и самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти своё призвание и утвердиться в нём – это счастье. Есть много плохих специалистов, равнодушных к своему делу, которые работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка в выборе профессии. Главное наслаждение в жизни – хорошо знать и любить своё дело, с увлечением относиться к нему. Тогда получится настоящий специалист.
(72 слова) Во втором абзаце работы объединены две микротемы исходного текста, однако обе они отражены верно, поэтому причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.
Пример №3. Призвание – это росточек таланта, который в будующем становиться деревом. Без трудолюбия и самовоспитания росток погибнет. Найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Множество плохих специалистов равнодушны к своей работе, не знают радости труда. Значит совершили они ошибку при выборе профессии. Надо любить, знать своё дело. Высшее наслождение – это творческий труд, близкий к исскуству. Человек должен стремиться к тому, чтоб в процессе труда, в его результате было что-то красивое. В человеке должна загореться искра иначе профессия станет лишь способом заработка. При любви и уважении к профессии получается настоящий человек. (89 слов) В работе допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Однако все микротемы прослушанного текста экзаменуемым переданы верно, в соответствии с замыслом автора, причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.
ИК1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или может упустить микротему, неточно поняв её. Рассмотрим примеры.
Пример №4. Призвание - росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание и утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие специалисты ненавидят свою профессию, потому что в молодости сделали неправильный выбор. Высшее наслаждение в жизни – творческий труд, приближающийся к исскуству. Это приближение – в мастерстве. Человек, любящий свой труд, стремится к тому, чтобы в его результатах было что-то красивое. Если человек не находит своё призвание, то он может только зарабатывать на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра». Тогда получится настоящий Человек. (86 слов) В представленной работе экзаменуемым пропущена вторая микротема, важная для восприятия исходного текста – утверждение о том, что знание и любовь к профессии позволяют человеку стать хорошим специалистом. В результате оказалась нарушенной логическая связь между вторым и третьим предложениями из-за неправильного употребления причинного союза «ведь».
Пример №5. Призвание – росточек таланта, превратившийся в дерево. Без трудолюбия росток засохнет. Найти призвание – в этом заключается источник счастья. Многие плохие специалисты ненавидят своё дело. Они ошиблись в выборе профессии. Главное – любить свою работу и с увлечением относиться к ней. В творческом труде заключается наслаждение жизни. Если человек любит труд, то хочет, чтобы в результате получилось что-то красивое. Если бы я был учителем, врачом, то ничего не вышло бы. Надо, чтобы в человеке разразилась искра. Тогда получится человек. (76 слов) В приведённой работе первая и вторая микротемы отражены верно. Но далее в изложении добавлена 1 микротема. Понятия «наслаждение жизни», «творческий труд» и «искра» для автора исходного текста являются причиной и следствием – только в этом случае, как он считает, можно говорить, что «человек станет мастером своего дела». Экзаменуемый же не увидел этой зависимости и выделил мысль о том, что «в настоящем специалисте должна разгореться искра творчества», в отдельную микротему.
ИК1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый, передавая основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более 1 микротемы. Рассмотрим пример. Пример №6. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, самовоспитания этот маленький росточек засохнет. Есть много плохих специалистов равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда. Это значит, что в молодости они совершили ошибку при выборе профессии. Приближение к искусству, творчеству – высшее наслаждение в жизни. Важно, чтобы человек влюбился в свой труд, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра», вот тогда и получится настоящий человек. (70 слов) В изложении не отражена главная мысль первой микротемы о том, что «найти призвание – это счастье». Идея второй микротемы не сформулирована: в рассуждениях экзаменуемого прослеживается связь между ошибкой в выборе профессии и формирующимся у человека равнодушием к нелюбимому делу, что не даёт ему возможности испытывать «радость труда». Но здесь учащийся останавливается в своих рассуждениях, не доводя их до логического завершения и не делая вывода о том, что «хороший специалист должен любить и хорошо знать своё дело». Основная мысль третьей микротемы передана верно. Таким образом, при понимании общей проблематики текста учащийся всё же не справился с задачей адекватной передачи информации двух микротем, поэтому он получает 0 баллов по данному критерию.
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия. К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: 1. Исключение: · исключение повторов; · исключение одного или нескольких из синонимов; · исключение уточняющих и поясняющих конструкций; · исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; · исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию. Важно! Исключать можно только второстепенную информацию! 2. Обобщение: · замена однородных членов обобщающим наименованием; · замена фрагмента предложения синонимичным выражением; · замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: · слияние нескольких предложений в одно; · замена предложения или его части указательным местоимением; · замена сложноподчинённого предложения простым; · замена фрагмента предложения синонимичным выражением; · замена прямой речи косвенной.
ИК2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. Рассмотрим примеры.
Пример №7. Призвание – росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Если человек ненавидит свою профессию, это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Человек должен знать, любить свою профессию, относиться к ней с увлечением. Высшее наслаждение жизни – творческий труд, приближающийся к искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, любящий свой труд, стремится к тому, чтобы в самом труде и в его результатах было что-то красивое. Надо, чтобы в каждом разгорелась «искра», и тогда получится настоящий Человек. (87 слов) Проанализируем изложение. В первом абзаце экзаменуемый использовал один из основных приёмов компрессии текста – приём сжатия текста за счёт исключения фрагмента предложения, содержащего причастный оборот (превратившийся в крепкое, могучее дерево). За счёт использования приёма упрощения два предложения исходного текста объединены в одно, что позволяет учащемуся избежать повтора словосочетания маленький росток. Получившееся предложение не теряет своей информативности и правильно передаёт основное содержание первой микротемы. Во втором абзаце экзаменуемый опускает второстепенную информацию, переданную в тексте от первого лица, - Я знаю много плохих специалистов. Языковая компрессия используется для исключения из предложения фрагмента текста, содержащего определение (равнодушные к своему делу). Важная для понимания смысла фрагмента информация передана правильно: указание на причинно-следственную связь между «ошибкой в выборе профессии» с тем, что такой человек «ненавидит свою профессию». Эти рассуждения позволяют учащемуся перейти к выводу, который передаёт главную мысль всей микротемы. Третья микротема исходного текста также передана с использованием приёма упрощения: третий абзац исходного текста начинается с вопросно-ответной формы изложения, которая перерабатывается экзаменуемым в одно утвердительное предложение. В третьем предложении заключительного абзаца учащийся заменяет сложноподчинённое предложение простым, а далее исключает фрагмент текста, передающий второстепенную информацию (5 и 6 предложения третьего абзаца исходного текста). В последнем предложении изложения приёмы компрессии не используются. Экзаменуемый применил несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всей работы, и продемонстрировал хорошее владение этими приёмами. Работа может быть оценена 3 баллами по критерию ИК2.
Пример №8. Призвание – это маленький росточек таланта. Без трудолюбия и самовоспитания он может засохнуть на корню. Надо найти своё призвание – это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом труде, и в его результатах было что-то красивое. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» - вот тогда и получится настоящий человек. (104 слова) В приведённой работе используется один основной приём компрессии текста – исключение. Этот приём правильно используется на протяжении всего текста, и потому нет причин для снижения оценки по критерию ИК2.
ИК2 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. Проиллюстрируем это примером.
Пример №9. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Люди, равнодушные к своей профессии, не знают радости труда. Они ненавидят свою профессию. А это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Главное - любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. Высшее наслаждение жизни, наверное, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Человек, влюблённый в свой труд, стремится, чтобы было что-то красивое в процессе труда и в его результате. В каждом должна разгореться его «искра», тогда и получится настоящий человек. (105 слов) В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался применить приём сжатия информации, но не справился с задачей: пропуск одного из однородных определений (крепкое, могучее дерево) не может считаться приёмом компрессии. Во втором и третьем абзацах изложения использован один приём сжатия – исключение фрагмента текста, содержащего второстепенную информацию. 1 балл ставится, если приёмы компрессии применены для сжатия 1 микротемы.
Пример №10. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Я знаю много плохих специалистов, равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. А это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему. В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, приближающемся к искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, влюблённый в свой труд, стремится, чтобы было что-то красивое в процессе труда и в его результате. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра», тогда и получится настоящий человек. (118 слов) В первом абзаце изложения учащийся опускает одно из однородных определений. Такой пропуск слова не относится к приёмам сжатия текста, о чём мы уже говорили на примере работы №9. Во втором абзаце изложения никаких приёмов сжатия текста экзаменуемый не применил. В третьем абзаце использовано несколько приёмов компрессии: из текста изложения исключён фрагмент исходного текста, сложноподчинённое предложение с двумя придаточными заменено на сложноподчинённое предложение с одним придаточным (упрощение). Следовательно, 2 приёма сжатия текста использованы только для передачи информации 1 (третьей) микротемы исходного текста.
0 баллов оценивается изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста. Если экзаменуемый продемонстрировал неумение использовать какие бы то ни было приёмы сжатия текста, то в этом случае эксперт также должен поставить по этому критерию 0 баллов. Приведём пример.
Пример №11. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания росток может засохнуть на корню. Многие люди равнодушны. Они работают, зарабатывают себе на хлеб, а на самом деле ненавидят своё дело. Значит в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Любить и с увлечением относиться к своей деятельности – это главное в выборе профессии. Если бы я стал учиться на инженера или врача, то из меня получился бы человек, зарабатывающий на хлеб. Надо, чтобы человек был влюблён в свой труд. Тогда и получится настоящий человек. (88 слов) В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался использовать приём компрессии, однако исключил из текста не второстепенную, а главную информацию. При передаче содержания второй микротемы из текста изложения учащийся исключает второстепенную, на его взгляд, информацию. Но неправильное использование приёма исключения привело к деформации содержания этой части исходного текста. Те же ошибки присутствуют при передаче информации третьей микротемы. Смысл её искажён, основная мысль данной микротемы не передана. Заметим, что ошибки в абзацном членении текста изложения не играют роли при выставлении оценки по критерию ИК2. Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый не владеет приёмами компрессии. В изложении есть повтор, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.
Пример №12. Призвание – это маленький росточек таланта, но без трудолюбия и самовоспитания он не сможет развиваться. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Если человек равнодушно относится к своему делу и ненавидит его, то из него получается плохой специалист. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться. Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, приближающемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, в нём разгорается «искра». Вот тогда и получается настоящий человек, а не просто зарабатывающий на хлеб насущный. (98 слов) В этом примере стоит обратить особое внимание на то, что учащийся не только правильно понял и передал основное содержание всех микротем исходного текста, но и на то, что он не «закрепощён» исходной информацией, свободно и логично компонует материал, сохраняя смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
1 балл ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Приведём пример.
Пример №13. Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, без самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие плохие специалисты, совершив в молодости ошибку в выборе профессии, ненавидят своё дело. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться. В чём же высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в работе, и в результате было что-то красивое. Если бы я стал врачом, инженером или учителем, из меня ничего бы не вышло. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра», тогда получится настоящий человек. (108 слов) В первом абзаце работы объединены две микротемы, то есть допущено нарушение абзацного членения текста. Нарушений смысловой цельности, связности и последовательности изложения нет.
0 баллов оценивается работа, в которой допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения. Пример №14. Призвание – это росточек таланта, постепенно превращающийся в большое дерево, но без труда оно может засохнуть. Найти своё призвание – счастье. Я много видел специалистов, равнодушных к своему делу. Возможно, в молодости была совершена ошибка в выборе своего будущего занятия. Поэтому, человек так халатно к ней относится. Найти призвание – радость. А в чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, умении видеть всё красивое, что помогает нам зажечь «искру» в себе. Только тогда можно почувствовать себя настоящим человеком. (76 слов) В первом абзаце работы учащийся попытался использовать приём компрессии, исключив из текста своего изложения второстепенную, на его взгляд, информацию. Но, как мы видим, вместе со второстепенной информацией была исключена и главная, что привело не только к искажению основной мысли данного фрагмента текста, но и к логической ошибке – подмене тезиса. Слова «трудолюбие» и «самовоспитание» экзаменуемый заменил более широким понятием – «труд», и в контексте рассуждения данная ошибка приводит к тому, что слово «дерево» понимается в буквальном смысле, а вывод можно сформулировать так: «за деревом следует ухаживать, чтобы оно не засохло». Во втором абзаце микротемы первое предложение является тезисом, который не может быть подтверждён последующими рассуждениями. Здесь налицо логическая ошибка. Темы «халатного отношения к своему занятию» в тексте нет. Кроме того, неправильное употребление местоимения в женском роде (к ней) приводит к тому, что оказывается изменённым объект «халатного отношения»: это не род занятия человека, а «ошибка». В третьем абзаце, соответствующем третьей микротеме, основная мысль также искажена из-за употребления слова «красивое» в более широком смысле, чем в исходном тексте, где идёт речь именно о красоте «процесса труда» и его «результатах». Из рассуждений экзаменуемого следует, что наслаждение – это не только творческий труд, но и «умение видеть всё красивое». Если же человек не получает этого наслаждения, то он не «настоящий человек». Таким образом, логические ошибки, допущенные экзаменуемым в третьем абзаце, приводят к неправомерному выводу. Разобрав ошибки экзаменуемого, мы можем констатировать, что работа больше напоминает сочинение на тему «Призвание человека», а не изложение по предъявленному авторскому тексту.
! Речевые ошибки не влияют на оценку по этому критерию.
Текст для чтения
|