Виды импровизации в искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды импровизации в искусстве



а) Поэтическая, сценическая и пластическая импровизация

Поэтическая импровизация - быстрое, без подготовки составление стихов на заданную тему. Это искусство предполагает в исполнителе-поэте безукоризненное владение техникой стиха и даже автоматизм заранее изученных приемов стихосложения. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством импровизации владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах».

 «Импровизированный стих его свободно и стремительно вырвался из уст его звучным и блестящим потоком... можно было думать, что он вдохновенно читает наизусть поэму, им уже написанную».[61]

Сценическая импровизация - это игра исполнителя, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. В истории русского театра были великие артисты, великолепные импровизаторы П.С.Мочалов, В.И.Живокини, М.Чехов. «Импровизирующий актер пользуется темой, текстом, характером действующего лица, данным ему автором, как предлогом для свободного проявления своей творческой индивидуальности… Импровизирующий актер сколько бы раз ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего пребывания на сцене».[62]

Пластические импровизации Айседоры Дункан (1878-1927) пользовались всемирной известностью в начале XX века. Её современники Станиславский и Крэг рассматривали творчество Дункан как сиюсекундное, импровизационное искусство. Они отмечали, что А.Дункан «танцевала» идеи, а не танцы, её движения были вызваны эмоциями от музыки Глюка, Бетховена. Эти душевные переживания отражали в танце «мысли и чаяния тысячей женщин».[63] Дункан становилась «художником-исполнителем» и соавтором композитора.

 

б) импровизация в музыкальном искусстве.  

Импровизация[64] (от лат. Improvisus, неожиданный, внезапный) существует во многих видах творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество. Музыкальная импровизация наиболее древний тип музицирования. Сочинение музыки происходит непосредственно во время её исполнения. Импровизация включает варьированное сочетание мелодико-ритмических элементов, не связанных канонами и замкнутостью формы. Импровизация распространена в фольклоре, музыке неевропейских культур, и также на раннем этапе европейской профессиональной музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки). Нормы композиции затрагивали лишь исходные свойства музыки (церковные лады), оставляя долю импровизации в напевах. Разделение музыкальных жанров привела в XI веке к отделению исполнительства от композиции. Импровизация при неполной нотной фиксации сохранилась в виде искусства орнаментики. Искусство импровизации заменила интерпретация. Импровизация существует лишь на подготовительном этапе поиска музыкальных образов.

 В XVII—XVIII вв. исполнительская импровизация сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инструментальных концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В конце XVIII — 1-й пол. XIХ вв. в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов.

В XX веке импровизация возродилась в искусстве джаза и в некоторых областях музыкальной культуры (музыкальные иллюстрации к «немым» кинофильмам в нач.XX века, музыкально-воспитательных упражнения для детей Э. Жак-Далькроза, К. Орфа). С 1950-х гг. импровизация стала опорным принципом в т.н. открытых формах музыки авангарда и неоавангарда. Некоторые музыкальные жанры сохранили названия, указывающие на их историческую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, импровизация). Современные композиторы продолжают использовать импровизацию в своих сочинениях. К импровизации относят жанр экспромта.

Свободная импровизация

Свобо́дная импровиза́ция (англ. Free improvisation) - музыкальная импровизация, которая реализуется без каких-либо изначально заданных правил, то есть не ограничена никакими жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками. Для более точного определения смыслового содержания понятия «свободная импровизация» английский гитарист-импровизатор Дерек Бейли (англ. Derek Bailey) предложил термин «неидиоматическая импровизация» («non-idiomatic improvisation».

Интуитивная музыка

Интуити́вная му́зыка (англ. Intuitive music) - одна из форм спонтанной музыкальной импровизации на основе экспромтного звукового воплощения какой-либо идеи, которая изначально может быть выражена в виде слов, графики, пластики или каким-либо иным способом. Термин «интуитивная музыка» был введён в 1968 году немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном. Понятие «интуитивная музыка»,[65] в качестве определения открытой формы композиции, имеет сходство с понятием «свободная импровизация», но в своём определении Штокхаузен особо подчёркивает именно медитационный аспект интуитивной музыки. Концепция интуитивной музыки Штокхаузена основана на его духовно-эзотерических воззрениях:

«Музыка связана с герметической традицией долгими и тесными отношениями. Музыка в данном её преломлении бывает двух видов: musica speculativa и musica practica. Вот два великих влияния, исходящих от Пифагорейской школы: первое – то, что Космос основан на числе, и второе – что музыка имеет воздействие на душу и тело. Эти влияния и лежат в сердце спекулятивной и практической музыки соответственно». К интуитивным произведениям Штокхаузена относятся, например циклы «Из семи дней» («Aus den sieben Tagen», пятнадцать текстов интуитивной музыки, 1968), «Из грядущих времён» («Für kommende Zeiten», семнадцать текстов интуитивной музыки, 1968—1970) и др

Медитационная музыка

Медитацио́нная му́зыка (англ. Meditation music) - музыка, которая предназначена для использования в различных медитационных практиках как сугубо религиозного, так и внеконфессионального характера. Медитационной (или «медитативной») принято называть также музыку, которая располагает слушателей к сосредоточенно-углублённой интроспекции. Уже начиная с первой половины XX века медитационной (или «медитативной») стали называть также и музыку некоторых композиторов. Такими можно считать многие органные произведения Оливье Мессиана, а также его «Quatuor pour la fin du temps» («Квартет на конец света», 1941). Ещё большая медитационность свойственна музыке композиторов «Авангарда - 2». Известно об увлечении Джона Кейджа идеями дзен-буддизма, что нашло своё отражение в творческом методе Кейджа, основанном на принципе случайности.

Алеаторика это метод сочинения музыки, когда часть процесса создания музыкального произведения подчинена полууправляемой случайности, порождающей определённые медитационные состояния: «Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации…»                                                                  говорил Дж. Кейдж. Эти принципы прослеживается в произведениях Кейджа: Воображаемый ландшафт No. 3 (1942), Opening Dance (Entrance, 1942), Ad Lib (1943), Prelude for Meditation, (1944), 4’33 (1952), Imaginary Landscape No. 4 for twelve radios (Radio Music, 1956), Music for…, any combination of 1-17 instrumental parts (1984) и других.

Но окончательно алеаторика сформировалась уже в творчестве Пьера Булеза и Карлхайнца Штокхаузена: творения Штокхаузена: Klavierstück XI (1957), Mantra (для двух фортепиано, вуд-блоков, кроталей и двух кольцевых модуляторов, 1969—1970), «Транс» (для оркестра и магнитофонной плёнки, 1971), «Инори» («Поклонение», для мимов-солистов и оркестра, 1973—1974), «Знаки Зодиака» («Tierkreis», двенадцать мелодий для мелодического и/или гармонического инструмента, 1975), «Сириус» (для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки, 1975—1977), а также о всех произведениях из его циклов интуитивной музыки.

Автоматизм (искусство)

Автомати́зм (англ. Surrealist automatism) - акт создания художественного произведения, определяемый подсознательно через свободную ассоциацию, сновидение или состояние транса. Автоматизм играет основную роль в сюрреализме, представители которого облекают в живописную, литературную или музыкальную форму исходящие из подсознания творческие импульсы.

Данный метод применяется также и абстракционистами, например, он применялся канадскими автоматистами 1940-х годов, а также известным абстрактным экспрессионистом Джексоном Поллоком. Сюрреалистический автоматизм имеет своё основание в автоматизме медиумическом.

Эксперимента́льная му́зыка

(англ. Experimental Music) — музыкальные произведения, использующие необычный инструментарий или новые композиционные принципы. Характеризуется неустоявшейся эстетикой, которая с точки зрения перспектив и ценности является достаточно неопределённой и спорной. В музыкальной критике этот термин характеризует примеры новой музыки, эстетика которой нарушает существующие в музыкальном искусстве традиционные нормы и правила.

Авангардная музыка

Аванга́рдная му́зыка, музыка́льный аванга́рд (англ. Avant-garde music) - вид современной музыки, некоторые элементы эстетики которой являются радикально инновационными. Предполагается, что подобная музыка в эстетическом отношении опережает своё время. Как и в случае с «экспериментальной музыкой», термин «музыкальный авангард» зачастую используется для характеристики радикальных композиторов и их работ.

Этот термин «авангардная музыка» обозначает инноваций музыкальных модернистов и композиторов Новой венской школы («Авангард - I», вплоть до гибели в 1945 году Антона Веберна), а также последующего периода (вплоть до начала XXI века) с его не менее радикальными инновациями со стороны представителей различных направлений музыкального постмодернизма («Авангард - II»)

Сюрреалисти́ческая му́зыка

Сюрреалисти́ческая му́зыка (англ. Surrealist music) как направление сформировалось к началу 1920-х годов во Франции. Сюрреалистическая музыка характеризуется парадоксальным сочетанием различных музыкальных форм и стилей, а также использованием неожиданных звуковых аллюзий.

Теодор Адорно определяет сюрреалистическую музыку как «совмещение исторически девальвированных музыкальных фрагментов посредством такого их монтажа, который позволяет придать им смыслы в рамках нового эстетического единства»

В качестве наиболее характерных эстетических атрибуций сюрреалистической музыки критики чаще всего упоминают чистый психический автоматизм, неидиоматическую импровизационность и коллажность.

Контрольные вопросы:

1. Музыка + импровизация – это не всегда джаз?

2. Виды нестандартной музыки на службе нового искусства.

3. Какие музыкальные приёмы используются в других видах искусства?

 

Новые виды синтез-искусства

- «поп-арт» впервые это слово было использовано в 1956г. «Популярное, скоропреходящее, расходуемое, недорогое, производимое массово, остроумное, сексуальное, трюковое, эффектное, связанное с большим бизнесом», так сказал о нём английский художник Р.Гамильтон в 1922г. Расцвет «поп-арта» произошёл в начале 60-х гг. Представители: с 1961г. - Англия: Дэвид Хокни (1931), Питер Блэйк (1932), в США в 1962г. свои работы выставили Р.Лихтенштейн (1923-97), Т.Вессельман (1931-2004), Энди Уорхолл (1927-87). В период 1960-х гг. Уорхол состоялся как известный и модный художник. Выставки, богемные тусовки, концерты, жизнь знаменитой "Фабрики" - художественного объединения, созданного Уорхолом в своей мастерской. Художник бросал вызов окружающему миру, традициям и самому себе. 

- концептуальное искусство также появляется в 60-ые как вызов музеям и галереям, его корни в “ready-made” (готовые вещи) «Фонтан»(1917)-писсуар на подставке); продукция итальянца Пьеро Мандзони (1933-63) 90 баночек с наклейкой «Дерьмо Художника» (1961) продано в 2007г. за 80.000 долл., в 60-х Йозеф Бойс (1921-86) «Как объяснять картины мёртвому зайцу». Эта разновидность искусства проложила путь к инсталляции.

- корни «перфоманса» в театральных представлениях начала ХХв., которые организавывали художники-футуристы, дадаисты и сюрреалисты, в 50-ые гг. это был «хэппенинг», в 60-ые стали совмещать музыку, пение, танец. С дизайнерами объединялись такие композиторы как Джон Кейдж (1912-92), Джордж Мациюнас(1931-78), Йоко Оно (1933), НамДжун Пайк, Кароли Шнееман (1939). Художники применяли стратегии дадаизма – случайность и импровизацию; к 70-м в перфомансе стали чаще использовать тела (натурщиц, или самих авторов).

- «оп-арт» (с 1964г.) его создатели стремились передать зрителям тревожное состояние реальности, используя эффекты линейной интерференции, обратной перспективы, муаровый эффект, цветовые контрасты и вибрации. Эти находки были восприняты потребительской культурой: было налажено производство модной одежды и тканей повторяющих работы художников этого направления.

- «видео-арт» появляется в середине 60-х. Современная видеотехника давала возможность многократно повторять отснятый материал. Неформальное «кино» придавало раскрепощённость «актёрам», и становилось частью «инсталляций». Пионеры этого направления: Нам Джун Пайк (1932-2006) «Искажение ТВ» (1963), Шарлотта Мурман с «ТВ-виолончелью» и «ТВ-очками»(1977); Билл Виола (амер.)(1951) «Появление»(2002), где снято появление мужчины из Купели с водой, окружённого двумя женщинами, со скоростью в 7 раз выше, а затем просмотр на обычной скорости. новые виды синтез-искусства.

Контрольные вопросы:

1. Какие мы новые виды синтез-искусства можем назвать?

2. Дать краткую характеристику 2-3-м из них (на выбор студента).

3. Сегодняшнее применение синтез-искусств.

Заключение

Данное учебно-методическое пособие по курсу «Истории исполнительского искусства» предлагает студентам  познакомиться с целой галереей различных ярких мастеров, изучить исполнителей разных исторических эпох в разных видах пространственно-временных искусств. Двигаясь по хронологии возникновения и развития искусств, мы отмечаем эти процессы на фоне важных событий в жизни стран, народов. Наиболее близкими, понятными и доступными нашему рассмотрению и анализу представляются те виды, которые в большей степени наполняют нашу повседневность: кино, музыка, различные выставки, представления (инсталляции, перфомансы). Безусловно, вызывает у новых поколений и углублённый интерес к современному музыкальному искусству, с которым мы знакомимся в разделе «Разнообразие и виды импровизации». Эксперименты продолжаются во всех видах пространственно-временных искусств и формируют всё новые отряды экспериментаторов. Искусству необходимо испытывать себя новизной подхода к изложению к материалу не только в музыке, но и в хореографии, в кино (художественном и документальном), в театре (эксперименты в котором не могут не удивлять). Курс «История исполнительского искусства» предполагает: сформировать у студента дальнейший интерес к обозначенным видам искусства, вызвать стремление расширять кругозор новыми знаниями и находить необходимые ответы в вариативных дисциплинах. Рекомендуется в дальнейшем самостоятельное изучение «Истории исполнительского искусства», формирующее желание обучаемого найти в одном из видов искусства своё предназначение.

 

Приложение

Список использованной литературы:

Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. Санкт-Петербург издательский дом «Азбука-Классика», 2008, 478 стр.

Философский соварь, основан Генрихом Шмидтом, Двадцать второе издание, Москва, издательство «Республика», 2003г., 576 стр.

Алан Кендалл. Хроника классической музыки. М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. – 288 с., илл.

Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63 449, [7] с.: ил.

Искусство. Всемирная истрия / Под.ред.С.Фартинга. – Пер.с англ. – М.: ООО «Магма», 2012. – 576 с., ил.

Толково-энциклопедический словарь, Санкт-Петербург, ЗАО «Норинт», 2006, 2144с.

Музыкальный энциклопедический словарь/Гл.ред.Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.

В.В.Маяковский, сочинения в двух томах./Сост.Ал.Михайлова; Прим.А.Ушакова. - М.: Издательство «Правда», 1988.

Лев Махрасёв, ХХ век в лёгком жанре (Взгляд из Петербуга – Петрограда - Ленинграда): Хронограф музыкальной эстрады 1900 – 1980 годов. – СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. 504 с.

Барбан, Е.С. Джазовый словарь. – СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2014. 368 с.

20th Century Art. Искусство ХХ века/ 2009 SCALA Group S.p.A. 62, Via Chiantigiana 50012 Bagno a Ripoli Florence (Italy). This edition Nakladatelstvi  Slovart, s.r.o., Praha 2009

 


1. ГОСТ 7.1.-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.– Москва: Изд-во стандартов, 2004. – IV, 48 с.

2. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. –Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; Москва: Изд-во стандартов, 2001. – 23 с.

3. ГОСТ Р 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. – Москва: Стандартинформ, 2012. – IV, 24 с.

4. ГОСТ 7.11-2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. – Москва: Стандартинформ, 2005. – IV, 83 с.

 

[2] Философский словарь. Изд. 4. М.: Политиздат, 1980. С. 135.

[3] Философский словарь, основан Г.Шмидтом, Москва, издательство «Республика», 2003. с.186

[4] ru.wikipedia.org:  Эпоха просвещения – это один из значимых периодов в развитии культуры конца XVII- середины XVIII веков. Он тесно связан с совершенством и развитием социальной, философской и научной мысли.

[5] studopedia.org:  Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

[6] Иога́нн Кри́стоф Го́тшед (Johann Christoph Gottsched), (1700-1766) — немецкий писатель и деятель культуры, критик, историк литературы и театра, теоретик раннего Просвещения.

[7] Дэвид Юм (David Hume) (1711-1776) — шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма, по мнению ряда исследователей, агностик.

[8] Клод Адриа́н Гельве́ций (Claude Adrien Helvétius), (1715-1771) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.

[9] Другие виды воспитания: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, правовое, нравственное.

[10] Ричард Корк, Искусство. Всемирная истрия / Под.ред.С.Фартинга. – Пер.с англ. – М.: ООО «Магма», 2012. с.12

[11] Рябов Игорь. Черты постмодернизма в фортепианной исполнительской культуре на рубеже ХХ и ХХI веков.

[12] В. Кандинский, «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом „из художника“».

[13] Государство на сев-востоке Африки, в нижнем течении р.Нил, один из древн.очагов цивилизации с высоким уровнем науки, культуры и искусства (примерно с 3000 до н.э.), Толково-энциклопедический словарь, с.569

[14] Рескин Джон (1819-1900), англ.теоретик искусства и публицист, призывал к возвращению средн.-веков. форм организ.художеств.творчества и ремёсел, Толково-энциклопедический словарь, с.1518

[15] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63 449, [7] с.: ил.

[16] Жанр музыкально-драматического искусства, сочетает инструментальную (оркестровую) музыку, вокальную (сольную и хоровую) и сценическое действие.

[17] Симфония (от греч. «созвучие») – произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.

[18] Оратория – многочастная вокально-симфоническое произведение для солистов, хора и оркестра на драматический сюжет и исполнение в коцертном зале.

[19] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63 с.6-9.

[20] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63, с.17

[21] Там же, с.22

[22] Там же, 32-35

[23] Там же, 45-48

[24] Там же, с.54-57

[25] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63 с.71-74.

[26] Там же, с. 83-89

[27] Там же, с.92-95

[28] Там же, 105-107

[29] Там же, 118-121

[30] Там же, с.130-132

[31] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63 с.129-134

[32] Мир музыки. Энциклопедия – М.: Астрель: АСТ, 2008. – М63, с. 140-142

[33] Термин применяется к музыке, не имеющей тяготения к опред.музык.центру и функцион.связей с ним звуков и созвучий. Музыкальный энциклопедический словарь, с.45

[34] Музыка, создаваемая и реализуемая с помощью электронно-акустич.генерирующей, звукозапис.и звуковоспроизвед.аппаратуры (основн.композиторы К.Штокхаузен, Э.Кшенек, А.Шнитке), Толково-энциклопедический словарь, с.2088

[35] Клод Дебюсси: биография, творчество. Soundtimes.ru

[36] Краткая биография Р.Штрауса, глава 77 книги «Путеводитель по операм», classic-music.ru

[37] Из воспоминаний Г.М.Когана, 1970г.

[38] Марина Ильичёва. «Ирина Колпакова». «Солисты балета». Л.: Искусство, 1986.

[39] М.Лавровский, «От первого лица», издательство «Наталис», Москва, 2006.

[40] Борис Львов-Анохин. Из воспоминаний о балете.

[41] Ю.Григорович. Из «Литературных воспоминаний»

[42] В.В.Маяковский, сочинения двух томах, том второй, «Как делать стихи», с.664-697, Москва, издательство «Правда», 1988.

[43] Советские-российские актёры, kino-teatr.ru

[44] Там же

[45] Там же

[46] Мюзикл - музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства.

[47] Бурле́ск — разновидность развлекательного театрального эротического шоу, близкого к жанрам мюзикл и водевиль, такие шоу можно увидеть в кабаре. Основными элементами бурлеск-шоу являются танцевальные, цирковые, комедийные и разговорные номера. Бурлеск появился в Европе в середине XIX века

[48] Водевиль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Название происходит от французского «val de Vire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии. В XVII веку во Франции получили распространение песенки, известные под названием «Chanson de val de Vire». Их приписывают народным поэтам XV века — Оливье Басселену и Ле-Гу.

[49] Марина Чурсинова, Мюзикл - история развития как музыкального жанра

[50] А. С. Поляков «Методика преподавания эстрадного пения»

[51] https://fishki.net/1650682-20-muzykalnyh-hitov-sovetskogo-sojuza-kotorye-dostojny-grjemmi.html © Fishki.net

[52] А.Галяс. Оборванная песня поколений., 2013.

[53] profvocal.ru  Обучение эстрадному вокалу

[54] https://www.rbc.ru/photoreport/21/07/2014/57041f839a794760d3d401a6

[55] Толково-энциклопедический словарь, Санкт-Петербург, ЗАО «Норинт», 2006, с.1290

[56] Лукиан (ок.120-ок.190), др.-греч.писательсатирик, оказал влияние на сатирич.лит-ру Возрождения и Просвещения. Толково-энциклопедический словарь, Санкт-Петербург, ЗАО «Норинт», 2006, с.981

[57] Славский Р.Е. Искусство пантомимы. М.: Искусство,1962. – 140 с.

[58] К. С. Станиславский, Собр соч., т 2, Мм «Искусство», 1954, стр 94—95

[59] Художественный приём – изображение чего- или кого-либо в фантастическом, уродливи-комическом виде. Посредствомпричудливого и контрастногосочетания правдоподобия и карикатуры. Толково-энциклопедический словарь, Санкт-Петербург, ЗАО «Норинт», 2006, с.478

[60] Буффонада, Толково-энциклопедический словарь, Санкт-Петербург, ЗАО «Норинт», 2006, с.267

[61] П. Вяземский (из писем о Мицкевиче)

[62] Михаил Чехов, из книги «О технике актёра»

[63] режиссер и педагог Ф. Ф. Комиссаржевский (1882—1954), Театральные прелюдии, М.: «Типо-литография Коркина», 1916

[64] Создание произведения искусства в процессе исполнения. Толково-энциклопедический словарь, с.673

[65] Термин «интуитивная музыка» был введён в 1968 году немецким композитором Карлхайнцем Штокхаузеном



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.089 с.)