Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточная тематика в русском балете ХIХв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление и оформление балетного театра в России приходилось на эпоху Романтизма. Основой для балетных либретто стали произведения писателей романтиков, сказки, легенды, но и темы экзотического Востока. В 1836г. у нас драматический театр отделился от музыкального. Этому искусству покровительствуют и придворные особы и сам Николай I. В Россию приезжают лучшие балетмейстеры. Так, постановку балета «Восстание в Серале»(комп.Т.Лабар) и другие спектакли балетмейстер А.Д.Титюс перенёс с Парижской сцены на сцену С-Петербурга. В балете много ярких сцен с восточными танцами, томной эротикой, что позволило передать пластику, ритмы, картины сказочной жизни (балет перестали ставить во 2-ой половине ХIХв.). Балет А.Адана «Корсар», балетмейстера Ж.Перро, декорации А.Роллера поставлен в 1858г., (до этого успешная постановка «Эсмеральды»(1848), «Питомица Фей»(1850), «Фауст»(1854)) стал поворотным в истории мировой хореографии. В «Корсаре» танцует молодой М.Петипа, и в 1863г. ставит этот же балет в собственной постановке. Восточные мотивы здесь и в декорациях, и в интереснейшом танцевальном рисунке (партия Конрада: Мариус Петипа…М.Барышников, Р.Нуриев, Н.Цискаридзе). Позднее в 1840-ые гг. появляются восточные танцы к «Руслане и Людмиле» М.И.Глинки (турецкая, арабская лезгинка) – балетмейстер А.Титюс ставит изумительный танец девочек, арапчат. Другой шедевр Бородина «Половецкие пляски». Тема Востока в творчестве постановщиков и исполнителей обогащала пластику балета. Позже восточная тематика в балетах становится важной частью для балетной школы и исполнения характерных танцев». Классический балет В 1847 г. французский танцовщик Мариус Петипа был приглашен ведущим солистом в балетную труппу Санкт-Петербургского театра. Но только в 1862 г. поставил первый балет в России "Дочь фараона". Дебют стал успешным, и это стало началом в его российской карьере, здесь Петипа прослужил балетмейстером 40 лет. Петипа создал свыше 50 многоактных балетов, в том числе "Раймонду", и "Баядерку", с ее знаменитым "Актом теней" и виртуозным па-де-де. Русские сезоны Через некоторое время петербургских танцовщиков перестала устраивать строгая классическая школа, идущая ещё от Петипа. Они мечтали танцевать под современную музыку в современных декорациях. Таким оказался Михаил Фокин, которого Сергей Дягилев пригласил на один сезон в русских балетах в Париже в 1909г. Фокин с радостью согласился оказаться среди большой группы театральных художников, композиторов и других творческих личностей. Триумф в Париже Дягилевской труппы "Русский балет" оказала огромное влияние на балет XX века. Фокин поставил "Шопениану", "Видение Розы", "Жар-птицу", "Петрушку" и ряд других балетов, ставших классикой XX века. В этом составе открытием для Запада стала Анна Павлова, сделавшая этюд "Умирающий лебедь" популярнейшим номером. Также, Вацлав Нижинский, великий танцовщик, а позднее хореограф, поставивший "Послеполуденный отдых фавна". Дягилев сконцентрировал в балете всё новое: декорации Пикассо и Кокто, музыка Стравинского, Дебюсси и Равеля. После смерти Дягилева в 1929 г., Джордж Баланчин, участник его труппы, перебрался в Нью-Йорк, основал Школу американского балета, на основе которой сформировалась труппа "Нью-Йорк Сити Балле". Другой дягилевский танцор Серж Лифарь, возглавил балетную труппу Парижской оперы. В Великобритании с дягилевцами выступали звёзды английского балета: Мари Рамбер, Алисия Маркова и Нинетт де Валуа. Рамбер создала собственную труппу "Балле Рамбер", одну из ведущих в мире современного балета. Маркова вместе со своим танцевальным партнером А.Долиным основала труппу "Лондон Фестивал Балле", (сейчас "Английский национальный балет"). Знаменитый английский хореограф Фредерик Аштон также был под влиянием дягилевских балетов. В его постановке увидели свет многие популярные балеты, созданные им для солистов Королевского английского балета (в том числе «Сон»). И лишь только Королевский датский балет избежал влияния Русских сезонов, сохранив верность строгому формату шедевров Бурнонвиля. После революции в СССР Кировский и балет Большого театра, процветали уже в новых условиях. С 1956г. и Большой театр с балетом "Ромео и Джульетта" в Лондоне и через пять лет Кировский балет по Европе успешно гастролировали. отправился и повсюду получил восторженный прием. Рудольф Нуриев, танцор Кировского театра, остался в Париже, а позже перебрался в Лондон. И Нуриев, а спустя несколько лет Михаил Барышников, оставшийся в Америке (из труппы Большого театра в 1974г.) доказали своим творчеством, поиском нового, что звездой в балете может быть и танцовщик. Известные русские балерины и танцовщики: Ф.Эльслер, А.И.Истомина, Е.И.Андреанова, Е.А.Санковская, М.Ф.Кшесинская, В.Ф.Нижинский, О.О.Преображенская, М.Т.Семёнева, А.Дункан, Г.С.Уланова, А.М.Мессерер, В.М.Чабукиани, О.В.Лепешинская, К.М.Сергеев, Н.М.Дудинская, М.Лиепа, М.М.Плисецкая, Н.И.Бессмертнова, Р.Х.Нуриев, М.Н.Барышников, В.В.Васильев, Е.С.Максимова, Д.Вишнева, У.В.Лопаткина, Ф.С.Рузиматов, Н.М.Цискаридзе…
Контрольные вопросы: 1. Возникновение балета. 2. Романтический, классический, современный балет. 3. Роль М.Петипа в истории русского балета. 4. Дягилевские сезоны. 5. Разнообразие танцев, хореографии. 6. Связи современной хореографии с авангардной музыкой, с шумовым оформлением, с аскетичным электронным сопровождением.
Танцевальная импровизация (англ. Dance improvisation) родилась из народных обрядов, игр и празднеств, а в современных танцах включается в профессиональном искусстве.
а) история искусства хореографии, этапы развития, великие мастера танца Айседора Дункан (амер.)(1878-1927) - величайшая танцовщица и актриса, покорившая поклонников балета в Европе и Соединенных Штатах, и даже "завоевавшая" Красную Россию, а вместе с ней и сердце ее замечательного поэта Сергея Есенина, обещала быть необыкновенной с самого начала. Жизнь знаменитой американской танцовщицы окружена легендами. Необычайно одаренный человек, она создала новый стиль в танце, отрицала классическую школу балета, использовала язык пластики и жестов, приблизив танец к пантомиме; Анна Павлова (1882-1931) с 1906 прима Мариинского театра в С-Петербурге, с 1909 в Париже в «Русском балете С.П.Дягилева» - недолго, новаторство группы ей противоречило, создала собственную труппу (Европа, Америка), «Умирающий лебедь» Сен-Санса поставленного М.Фокиным специально для неё; Вацлав Нижинский (поляк по национ., русск.)(1890-1950) - с 1907 в Мариинском театре, с 1909 в труппе С.Дягилева, ведущий танцовщик постановок М.Фокина, его знаменитые партии в балетах: Петрушка, Весна священная (на муз.Стравинского), Послеполуденный отдых фавна и Игры (на Дебюсси); «Он проложил путь к современной хореографии: развил хореографическое видение – абсолютно независимое от классической гениальности его собственной виртуозности, в каждой новой работе он методично искал возможность выразить на языке движений характер танца, не обращаясь ни к традиции, ни к своему собственному виртуозному мастерству» - Джон Ноймайер; Галина Уланова (1910-1998). Национальная гордость русского балета. Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь. Она достигала удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности. Так, момент озарения и душевного сдвига, мы испытываем в одной из сцен спектакля Джульетта (Уланова), переживая с героиней стоящей перед зеркалом, тревожно всматривающейся в свое будущее. В балете «Бахчисарайский фонтан» свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Г.Уланова наделила огромной внутренней наполненностью. Балерина о себе: «Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию, придерживаясь какой-то большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования - ради большого, глубокого, чистого и светлого...». Майя Плисецкая (1925-2015). Искусство Майи Плисецкой - в высокой гармонии и пластике. Её великие партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» (1961), Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова, Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина). С 1960г. Плисецкая стала примой балета Большого театра. В 1971г. специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита» на музыку Р.Щедрина. В 1980-х годах Плисецкая работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая председатель международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург). Константин Сергеев (1910—1992) артист балета, балетмейстер, педагог. Закончил Ленинградского хореографического училища (1930), принят в ЛАТОБ имени С. М. Кирова, где работал до 1961 года. Исполнитель партий: Ленни («Тропою грома» К. А. Караева; 1958), Евгений («Медный всадник» Р. М. Глиэра и др. В 1930—1940 годах выступал вместе с Г. С. Улановой, их дуэт считается одним из лучших в истории русского балета. Именно Сергеев и Уланова были первыми исполнителями заглавных партий в первой постановке балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» 11 января 1940 года. Исполнил также партии Альберта («Жизель» А. Адана), Принца («Золушка» С. С. Прокофьева). После войны Сергеев танцевал в дуэте с женой Н. М. Дудинской. 1960—1970 — главный балетмейстер ЛАТОБ имени С. М. Кирова. Осуществил первые постановки ряда современных советских балетов («Гамлет» Н. П. Червинского; 1970), а также новые редакции классических спектаклей, среди которых наиболее известны «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Золушка» С. С. Прокофьева (1945, 1964) и многие другие. Ставил балеты в других театрах России, а также за рубежом. Надежда Павлова (г.р.1956) балерина, балетмейстер, педагог, н.а.СССР (1984). В 1966 году её заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили учиться в Перми. В конце 1960-х гг. исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. В 1970 году во время гастролей театра в Москве Павлова привлекает особое внимание рецензентов. В 15 лет Надежда становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973 году, завоёвывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. Н.Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей лёгким дыханием своего танца. В сентябре 1975 года Надежда Павлова — солистка Большого театра. Её постоянным партнером на протяжении этого десятилетия остается её муж В.Гордеев. С 1983 года в репертуаре Н.Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. С 1984г. проводит мастер-классы в странах Западной Европы. С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Василева. Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор). Вячеслав Гордеев (г.р.1948) советский и российский солист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, педагог. После окончания Московского хореографического училищ (в 1968г.), с 1968-1989 солист балета Большого театра. В 1981 году дебютировал как балетмейстер: хорео-миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. В 1983 две миниатюры для своих творческих вечеров с Н.Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. Рахманинова. В 1984 году возглавил «Ансамбль классического балета (Московский балет)» Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года и в 1997—2007. В 2005 году открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 1995—1997 — худрук балета Большого театра, в 2003—2006гг. худрук балета Екатеринбургского театра оперы и балета. Марис Лиепа (латыш. Māris Rūdolfs Liepa; 1936-1989) — советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, актёр кино, н.а.СССР (1976). После рижского хореографического училища в 1953 его приняли в Московское хореографическое училище. В 1955г. на выпускном Лиепа станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. В Будапеште Лиепа танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере». Московские балетоманы начали ходить «на Лиепу». 1960г. Лиепа вместе с коллективом Большого театра в Польше, где танцевал с Ольгой Лепешинской. Пригласили в труппу БТ. Лиепа решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот»; вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар. В роли Ромео Марис Лиепа впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году; в том же году стал преподавателем в Московское хореографическое училище. «Уча других, я учился сам», — заявит артист позднее. В 1964 году в БТ пришёл новый главный балетмейстер Ю.Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис Лиепа станцевал Ферхада, в «Спартаке» он получил партию заглавного героя, но вскоре Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания: триумфальные гастроли по всему миру. Лиепа оттачивал технику до виртуозности. А роль заглавного героя в балете «Спартак», поставленном Якобсоном в 1962 году, приносит Лиепе медаль имени Станиславского за выдающееся актёрское мастерство. Но нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Григоровичу. И как результат за 14 последних лет в БТ Лиепа танцует лишь четыре новые партии: В 1963-80 преподавал в Московском хореографическом училище. К гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Абсолютный Ромео» оценит его английская критика. В кино: Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете. Несомненная удача — роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко». 40-летие М.Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б.Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Лиепа последний раз выходит на сцену Большого 28 марта 1982 года он танцует Красса, его последний партнёр-Спартак — техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желают или не могут противостоять всесильному Григоровичу. Осенью 1986 года М.Лиепе не доверяют пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен состояться 15 марта. А 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог о смерти накануне Мариса Лиепы. Наталья Бессмертнова (1941-2008) выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер — педагог. Народная артистка СССР (1976). В 1961 после окончания Московского хорео-училища была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Её муж главный балетмейстер БТ Ю.Григорович. В 1988-95 годы педагог-репетитор (по контракту) Большого театра. C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в балетах, поставленных Ю.Григоровичем в театре «Кремлевский балет» («Ромео и Джульетта»(1999), «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева(2001), Большом театре («Лебединое озеро» П.Чайковского(2001), «Легенда о любви» А.Меликова(2002), «Раймонда» А.Глазунова(2003), «Золотой век» Д.Шостаковича(2006). Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. Михаил Барышников (1948) советский и американский артист балета, балетмейстер. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище, далее обучение в Ленинградском хореографическом училище В 1967—1974 годах танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. В 1974 году, во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, получив приглашение в труппу «Американского театра балета», остаётся там. В 1974—1978 в труппе «Американский театр балета» (в 1980—1989 годах директор, балетмейстер и Премьер балета), — оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию. С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую он основал вместе с Марком Моррисом. С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». Михаил Барышников является владельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Известно, что Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский — Нобелевскую премию по литературе. Людмила Семеняка (р. 1952) советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса. Н.а.СССР(1986). В 10 лет поступила в Академическое хореографическое училище им. Вагановой, в 12 лет дебютировала на сцене Кировского Театра (Ленинград) в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик». С 1970 по 1972 г.г. - Театр оперы и балета имени Кирова. В 1972 году Ю.Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». В 1976 году она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца. В Большом театре выступала с 1972 по 1998, исполнив центральные партии во многих балетах. В 1986г. Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standart» за лучшие достижения в области хореографического искусства. В 1990–91 Семеняка работала по контракту в труппе Английского национального балета. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л.Делиба (балетм. Дж.Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г.Форе (балетмейстер Р.Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (ред. Дж.Гилпин и Н.Берёзов). В 2000–04 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы. В 2008 году стала обладательницей приза «Душа танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемой журналом «Балет». Валерий Ковтун (1944-2005) Окончил Киевское хореографическое училище (1965, педагоги И.М.Булатова и Е.В.Зайцев), балетмейстерское отделение Московского театрального института (1984). 1965—1968 — артист Харьковского театра оперы и балета, 1968—1985 (по 1987 год согласно [3]) — артист Киевского академического театра оперы и балета им.Т.Г.Шевченко. С 1969 его постоянной партнёршей становится Т.Таякиной. С 1973 по приглашению М.Плисецкой выступал ее партнером на телесъемках, в зарубежных гастрольных спектаклях и в спектаклях Большого театра. Гастролировал в Англии, Индии, Венгрии, Италии, Германии, Болгарии, Чехии, Словакии, Югославии, Хорватии, Польше, Франции, США, Аргентине, Японии, Швейцарии, Колумбии, Коста-Рике, Венесуэле, Никарагуа, Испании, Панаме, Норвегии, Швеции, Дании и других странах. Ирина Колпакова (1933) выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер и хореограф, педагог. Н.а. СССР (1965). В 1951 окончила Ленинградское хореографическое училище, была последней ученицей выдающегося педагога А. Я. Вагановой. Прима-балерина Кировского театра в партиях всего классического репертуара: Раймонды (в балете на музыку А. К. Глазунова), Жизели (в балете на музыку А. Адана), Сильфиды (в балете на музыку Х. С. Лёвенскьольда) и особенно Авроры (в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского). В образе Авроры соединились утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца, чтобы вызвать к жизни образ цельности. Виртуозная танцовщица Колпакова поднялась на вершину академизма. Достижение балерины - воплощать в образном танце прекрасный и нежный, как юность, идеал, немеркнущий под натиском тёмных сил, его торжество и бессмертие» [38] С 1971 в театра им. Кирова поставила балеты: «Жизель» А. Адана (1987), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1990) — в Минске; «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Тени» (из балета «Баядерка» Л. Минкуса), «Пахита» Л. Минкуса (1988), «Сильфида» Х. С. Лёвенскьольда (1989) — в Софии (Болгария). С 1995г. в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (профессор кафедры классического танца). Михаил Лавровский (наст.фамилия - Иванов, г.р.1941) советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр. Н.а.СССР(1976). После окончания Московского хореографического училища в 1961 году, поступил в труппу Большого театра, став солистом театра в 1963 году. Его роли в балетах «Страницы жизни» (1961), «Спартак» (1962), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1962). Среди наиболее известных работ Лавровского партия Альберта в балете «Жизель» (1963), где его партнёрша Н. И. Бессмертнова. C 1983 года по 1985 год — художественный руководитель ГрАТОБ имени З. П. Палиашвили. В 2005—2008 году возглавлял балетную труппу МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Является председателем Творческого совета «Дягилевъ Центра». В 2006 году основал Московское государственное хореографическое училище им. Л. М. Лавровского, имени своего отца. Был женат на балерине Л.Семеняке. О своей работе над спектаклем «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (постановка 1983г.), Лавровский пишет: «Музыка оперы Гершвина удивительно сочная, мелодичная, в которой пульсируют ритмы "века джаза". В моём балете соединены элементы современного танца и классической хореографии»[39]. Николай Фадеечев (г.р. 1933) советский российский артист балета, педагог. Н.а. СССР (1976), лауреат Премии имени Вацлава Нижинского Парижской академии танца (1958). После Московского хореографического училища в 1952 году был принят в Большой театр, где стал получать сольные и ведущие партии. По воспоминаниям М.Кондратьевой: «Коля быстро выделился благодаря своим уникальным данным, таланту и работоспособности… Он прекрасно „держал“, иногда даже не руками, а одним пальцем. И никогда не надо было волноваться за пируэты или обводки». Благодаря хорошим природным данным, прекрасной школе, оказался незаменимым партнёром для всех ведущих балерин своего времени. В разные годы он танцевал с Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Р. С. Стручковой, Н. В. Тимофеевой, М. В. Кондратьевой, Н. И. Бессмертновой, Е. С. Максимовой, Л. И. Семенякой. В 1971 году Фадеечев вместе с М.Плисецкой стали первыми советскими приглашёнными солистами Опера де Пари, где исполнили главные партии в балете «Лебединое озеро». По отзывам Плисецкой: «Танец Николая Фадеечева отличается редким чувством стиля. Здесь сказывается такое драгоценное качество этого артиста, как умение видеть себя со стороны, до конца продумывать всю линию своего сценического поведения, вплоть до мельчайших деталей, ракурсов, той или иной позы». Оставил сцену в 1977 году и стал педагогом-репетитором Большого театра. «…Лёгкость как бы замедленного в воздухе прыжка, „бесшумность“ приземлений создают впечатление, что Фадеечев может свободно и безмятежно парить в воздухе»[40] Никита Долгушин (1938-2012) — российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Н.а. СССР (1988). В 1959 году окончил ЛАХУ имени А. Я. Вагановой. Потом - ЛАТОБ имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр), где исполнил ведущие партии практически во всех классических балетах. Позже проявил интерес к современной хореографии. В 1961-66 гг. — ведущий танцовщик Новосибирского театра оперы и балета, где с успехом разрабатывал музыкальные и хореографические произведения XX века, сотрудничал с П.Гусевым, Ю.Григоровичем и др. В 1971 году поставил балет Ромео и Джульетта, в котором сам исполнил партию Ромео. С 1983 по 2001 гг. Долгушин заведовал кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1990-е был художественным руководителем Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской Консерватории. На протяжении нескольких последних лет работал в Михайловском театре, где являлся репетитором солистов. В 2007 году выступил хореографом-постановщиком новой редакции балета «Жизель», реализованной на сцене Михайловского театра. Рудольф Нуреев (русск.)(1938-1993)-танц-к и балетмейстер, в 1958 ведущий солист Ленинградского театра им.С.М.Кирова, в 1961 эмигрировал в Англию, солист Лондонского королевского балета. Его танец отличает изумительное владение техникой, обширный репертуар. Как балетмейстер поставил: «Баядерку» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетту» Прокофьева; Екатерина Максимова (1939—2009) выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог. Н.а. СССР (1973). В 1958 году окончила Московское хореографическое училище, поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года. В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши (балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»). С 1978 года выступала в зарубежных труппах, исполняла ведущие роли в балетах М.Бежара, снималась в кинофильмах-балетах («Анюта», «Старое танго» и др.). С 1980 года выступает в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». Многие балетные партии Максимова готовила под руководством Г.С.Улановой. Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа, ныне Российская академия театрального искусства. С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра. Замужем за В.В.Васильевым, с которым в течение многих лет выступала в дуэте. «Катерина - балерина потрясающая, намного обогнавшая своё время по эстетике танца. И в исполнении классики, и в современной хореографии» - Михаил Лавровский. Владимир Васильев (р.1940) — советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр и педагог, н.а. СССР (1973). В 1958 году окончил МАХУ. С 1958г. стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше тридцати лет. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы («Каменный цветок» Прокофьева), год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете Родиона Щедрина «Конёк-горбунок». За годы карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых ― Базиль («Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса, 1961), Петрушка (одноимённый балет И.Ф.Стравинского, 1964), Щелкунчик (одноимённый балет П.И.Чайковского, 1966), Спартак (одноимённый балет А. И. Хачатуряна, 1968), Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, 1973), принц Дезире («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1973) и многие другие. Выступал также в балетах зарубежных постановщиков Р.Пети, М.Бежара, Л.Ф.Мясина. Васильев создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством. С 1971 года Васильев выступает в качестве хореографа, поставил ряд балетов, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах. В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982—1995 гг. преподавал там же хореографию (с 1989 г. — профессор). В 1995—2000 гг. В. В. Васильев работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра. Муж и постоянный сценический партнёр Е. С. Максимовой. В 1990—1995 гг. был председателем жюри, с 1996 года стал художественным руководителем Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» («Пермь»). «Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение»[41] Ульяна Лопаткина (1973) — русская балерина, прима Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Н.а.РФ. Окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (класс профессора Наталии Дудинской). В 1991 году была принята в труппу Мариинского театра, в 1995 году назначена примой-балериной. Из-за травмы на несколько лет покинула сцену, однако в феврале 2003 года балерина решилась на операцию, после которой вновь смогла вернуться на сцену. «Каждый дюйм ее невероятно гибкого тела создает безукоризненную форму. Более, чем кому-либо еще, ей свойственны абсолютная точность – результат обучения, а также инстинктивное достоинство и музыкальность», - The Telegraph. «Госпожа Лопаткина с невероятным чувством собственного достоинства исполнила партию чувственной цыганки. Царственная стать госпожи Лопаткиной сквозила во всех поворотах корпуса. Идеальной гармонии не разрушали и резкие знаменитые «плисецкие» взмахи ног в жестких волевых батманах: они были пронизаны мягкостью и едва ли не нежностью чарующей женственности…., великая танцовщица современности, ставшая олицетворенным символом понятия «русский балет», - «Коммерсантъ». Диана Вишнёва (род. 1976) российская прима-балерина. Н.а.России (2007). В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987г. поступила в Академию русского балета им. А.Вагановой. В 1994г. получила золотую медаль на конкурсе Prix de Lausanne, исполнила номер «Кармен», специально поставленный для неё И.Д.Бельским. В 1995г. окончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, с 1996г. - солистка. В 1996г. исполнила партию Джульетты в спектакле, посвящённом Г. С. Улановой «Ромео и Джульетта». В 2001г. выступила в Staatsballett в Мюнхене («Манон» Кеннета Макмиллана) и в «Ла Скала» в Милане (Аврора — «Спящая красавица» в версии Р.Нуреева). С 2002г. приглашенная солистка Staatsoper Berlin. C 2005г. приглашённая солистка в Театре американского балета. В 2002г. состоялся дебют Вишнёвой в Ковент-Гарден в партии Китри в балете «Дон Кихот» версии Р. Нуреева с премьером труппы Х.Мартинесoм (José Martínez), затем выступала в составе труппы Мариинского театра на сцене Метрополитен-опера в балетах «Баядерка», «Дон Кихот» и «Рубины». Неоднократно выступала в крупнейших театрах мира. Вишнёва неоднократно создавала сольные проекты при поддержке агентства «Ardani Artists». В их числе «Красота в движении» с использованием хореографии М.Пендлтона, Д.Родена и А.Ратманского, проект «La la la human steps» совместно с труппой Э.Лока, а также проект «Диалоги», в которой вошли произведения Марты Грэм, Д.Ноймаера, П.Лайтфута и С.Леон. В 2013г. на московском фестивале современной хореографии Context, вдохновительницей которого явилась балерина, впервые в жизни исполнила хореографию И.Килиана — дуэт «Облака» с М.Гомесом, поставленный на музыку Дебюсси, из остроактуальной пластики станцевала также номер М.Бигонцетти «Vertigo». Премьера третьего сольного проекта Вишневой - «Грани»: в постановке двух крупнейших хореографов современности - Жана-К.Майо и К.Карлсон (Калифорния, 2013). С 2013г. Диана Вишнёва замужем за своим продюсером К.Селиневичем. Контрольные вопросы: 1. Общее и отличия в творчестве великих советских, российских танцоров и хореографов. 2. Имена советских, российских звёзд балета, их вклад в искусство танца. 3. Какие школы – основные поставщики звёзд балета, и в чём причина этого феномена? 4. Балерина – преподаватель – хореограф – организатор конкурсов и фондов. Имена этих танцовщиц. 5. О европейских школах классического балета. 6. Есть ли преемственность в балетном исполнительстве, или каждая звезда танцует по-своему?
б) хореография США в ХХ веке. Балетмейстеры, мастера революционных изменений танца Достижения выдающихся американских хореографов Д.Баланчина, М.Грэхем, А.Де Милль, Дж.Роббинса, А.Тюдора и др., а также нью-йоркских балетных трупп "Караван", "Балетный театр", Нью-Йоркского центра и др. способствовали развитию американского балетного искусства. В 30-е гг. были поставлены балеты на музыку Копленда ("Парень Билли", 1938; "Аппалачская весна", 1944), Л. Бернстайна ("Невлюбляющиеся", 1944), Шумена ("Подводное течение", 1945; "Ночная прогулка", 1947), Картера ("Минотавр", 1947), Гулда ("Легенда осенней реки", 1948), Барбера, Н. Делло Джойо и др. Джон Ноймайер (США, г.р.1942), с 1963 солист балета в Штутгарте, с 1969-директор балета во Франкфурте, с 1973-худрук «Гамбург-балета». Ноймайер сохранял балетные традиции, добавляя современную драматургическую форму, работал и ставил балеты во многих театрах мира, в 2011 создал 1-ую в Германии группу «Молодой балет»(из 8чел.). Его творчествово связано с мультикультурной сутью балетного искусства второй половины ХХвека, его спектакли о Человеке, о вечных аспектах бытия Любви, Жизни, Смерти. Тяготеет к крупной балетной форме. Его постановки: «Одиссей», «Артус-сага», «Парсифаль», «Сильвия», «Смерть в Венеции», «Русалочка», «Лилиом». Хореограф Невысказанного. Его Учитель Джон Крэнко. Морис Бежар (фр.)(1928-2007) дебютировал как танцовщик в 1945г. В 1954 участвовал в создании балетной труппы «Звёзды Парижа», позже ставшей известной как «Театр балета Мориса Бежара». Его эклектичность и нонконформистский стиль сделали одним из главных новаторов танца. Ставит на музыку от Берлиоза, Верди до Стравинского и Пьера Генри. Джордж Баланчин (русск.,США)(1904-1983)-танцовщик и балетмейстер, солист Дягилевских балетов, позже балет-р в США в Н-Й.сити балет; Триша Браун (амер.)(1936-2017) танцовщица, хореограф. Ведущую роль в танце Браун, сложившегося под влиянием М.Грэм и М.Каннингема, занимает контактная импровизация. В 1990-е годы она обращается к классической музыке (Бах, Шуберт) и творчеству современных композиторов (Сальваторе Шаррино), использует джазовые композиции. Браун была под влиянием авангардного стиля в 1960-х и 70-х. Авангардный танец развивался как реакция на более структурированный и формальный классический балет и классический современный танец. Авангард-танцоры считают, что танец может рассматриваться в отрыве от музыки, может быть и бессюжетный, и что танец может также отражать внутренние ритмы танцоров. Так, в дуэтах (с 1968 по 1971гг.) танцоры поддерживают и проверяют силу партнёра. В «Прогулках на стене» (1970) танцоры передвигаются и висят на жгутах перпендикулярно к стене: в «Pieces» (1971) танец был построен на серии жестов, где каждый жест добавлялся к предыдущему. В её пьесе «Крыша» (1973) в Нью-Йорке работало 15 танцоров, каждый на соседней крыше Манхэттена, движения следовали друг за другом, а зрители смотрели с другой крыши. Другая постановка Браун - у стены склада в Манхэттене Man Walking (1970). В «Спирали»(1974) танцоры двигаются параллельны земле, спускаясь деревьев в парке (Миннеаполис). В конце 1970-х и 80-х Браун начала подключать дизайн и музыку в свои постановки и выступать в традиционных театр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.013 с.) |