Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двойственная структура японской промышленности
Во второй половине 80-х годов быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность, прежде всего две основные ее подотрасли — производство шелка-сырца и хлопчатобумажной пряжи. В производстве шелка-сырца — основного экспортного товара Японии того периода — быстрые темпы набирала механизация производства. Причем наряду со строительством крупных шелкомотальных фабрик, оснащенных современным западным оборудованием, происходила механизация труда и на мелких предприятиях. Так, в 1893 г. из 3203 шелкомотальных предприятий, отнесенных к категории «фабрики» (т. е. с числом занятых 10 чел. и более) 2602 предприятия, или более 80 %, применяли механические станки. На фабрики приходилось около половины производства шелка-сырца, остальная часть производилась в крестьянских хозяйствах. Там также происходили важные изменения, но они были связаны главным образом с улучшением методов разведения шелкопряда и выращивания коконов (например, с переходом к выращиванию коконов не только в весенний, но и летне-осенний период). Постепенно между специализированными фабриками и крестьянскими хозяйствами сложилось своеобразное разделение труда: первые производили высококачественную продукцию, направлявшуюся на экспорт, а вторые работали в основном на внутренний рынок. В хлопкопрядении происходили аналогичные процессы. Лишь за 1885–1890 гг. было построено 10 крупных хлопкопрядильных — фабрик, вследствие чего их общее число увеличилось до 30. Однако, как и в шелкопрядении, в этой сфере продолжали преобладать мелкие предприятия мануфактурного типа и домашнее производство. В результате в 1891 г. лишь 39 % хлопчатобумажной пряжи было произведено машинным способом, а 61 % — на примитивных ручных станках. Во второй половине 80-х — начале 90-х годов наряду с расширением мощностей перешедших в частные руки государственных предприятий происходило строительство новых крупных частных заводов и фабрик — по производству бумаги, цемента, стекла, искусственных удобрений, горных, металлургических, машиностроительных. При этом практически во всех отраслях можно было обнаружить сосуществование старых и новых форм и методов производства. Так, сакэ производилось на мелких предприятиях традиционными методами, а пиво — на крупных заводах, оснащенных западной техникой. Производство японской бумаги, как и в прежние времена, велось мелкими предприятиями или крестьянскими хозяйствами, а западная бумага изготовлялась на крупных комбинатах по западной технологии.
В результате уже к началу 90-х годов начал складываться двойственный характер японской промышленности: сосуществование крупных передовых в техническом отношении заводов и фабрик и множества мелких и мельчайших предприятий, использовавших примитивную технику и старые методы производства.
Развитие транспорта и связи
Создание льготных условий для деятельности частных компаний в сфере железнодорожного транспорта привело к значительному росту масштабов железнодорожного строительства. Первая частная железнодорожная компания «Нихон тэцудо» была создана в 1883 г., а в течение 1887–1889 гг. возникли еще 4 крупные компании («Санъё̄ тэцудо̄», «Кю̄сю̄ тэцудо̄», «Хоккайдо̄ тэцудо̄» и «Кансай тэцудо̄»), К 1892 г. ими было построено более 2000 км железнодорожных линий (к концу 90-х годов протяженность частных железных дорог составляла уже около 4700 км, а государственных — всего лишь 1325 км). Ввод в действие в 1889 году государственной магистрали Токио — Ко̄бэ и частной железной дороги Токио — Аомори, а также строительство линий на Кю̄сю̄, Хоккайдо̄ и в других районах страны позволили связать отдельные дороги в единую железнодорожную сеть и открыть сквозное движение поездов, что имело чрезвычайно важное значение с точки зрения развития внутреннего рынка страны. В 1884 г. в Японии уже не было ни одного мало-мальски важного населенного пункта без телеграфа. Быстрый экономический рост в последующие годы повлек за собой усовершенствование телеграфных линий. В 1890 г. были проложены дополнительные кабели в проливе Цугару (Сангарском) и во Внутреннем море (Сэтонайкай). В следующем году правительство выкупило у датского Северного телеграфного общества часть кабельной линии между Японией и Кореей. Позже почта и телеграф были объединены в единую систему.
Что касается телефона, то японцы довольно долго примерялись к этому европейскому новшеству. Телефонные линии впервые были введены в действие в Токио и Иокогама в 1890 г. (197 номеров), а в О̄сака и Ко̄бэ — в 1893 г. Население не сразу оценило это замечательное изобретение и не спешило проводить телефон в свои дома. Однако через несколько лет спрос на него вырос в такой степени, что управлению телефонной связи в системе министерства путей сообщения пришлось испросить у правительства дополнительные средства для удовлетворения всех желающих.
Новое в жизни японцев
По ходу модернизации постепенно начал меняться привычный для иностранцев облик «живописной» Японии, страны хризантем. Западный образ жизни входил в Японию с первыми номерами телефонов в 1890 г., первой междугородной телефонной линией, связавшей Токио и О̄сака, с первыми импортированными автомобилями, с первой трамвайной линией между столичными районами Симбаси и Синагава, с прокладкой подводного телефонного кабеля между Японией и США, с началом электрификации домов. В центральной части крупных городов, среди традиционной застройки пока еще инородными вкраплениями появились многоэтажные европейские здания. Они возводились по проектам иностранных и отечественных архитекторов. В 1887 г. было начато строительство первого здания парламента, в то время самое высокого в Японии. В 1894 г. началась застройка делового центра Токио — Маруноути — в викторианском стиле, которая завершилась в 1923 г. сооружением административных зданий на американский манер. В 1895 г. было закончено строительство министерства юстиции, в 1896 г. по проекту японского архитектора Кинго Тацуно было возведено здание Банка Японии; он же был автором проекта старого здания Токийского вокзала, сохранившегося по сей день. Целая эпоха приобщения Японии к европейскому образу жизни связана с существованием дворца, известного под названием Рокумэйкан (павильон «Крик оленя») — аллюзии на поэму из древнекитайской антологии «Шицзин» («Книга песен», XI–VI века до н. э.). Построенное по проекту англичанина Дж. Кондера в 1883 г. в районе столичного парка Хибия здание в итальянском стиле из красного кирпича в течение многих лет являло собой средоточие светской жизни на западный манер. Именно здесь элита приобщалась к западной культуре и новым обычаям. Японское правительство время от времени устраивало здесь приемы и балы, традиции проведения которых в стране раньше не было. В ноябре 1886 г. императрица со своей свитой впервые появилась здесь в парижском туалете, а не в привычном кимоно. Подобные мероприятия были тщательно продуманной правительственной кампанией с целью доказать иностранцам, что Япония стала «цивилизованным» государством. Наиболее ярким примером европеизации столицы может служить изменение облика района Нихомбаси, получившего свое имя от названия моста, от которого в токугавской Японии велся отсчет расстояний по всей стране. Здесь возводились первые банки, универмаги, кафе, рестораны, что символизировало соединение власти денег и культуры. На основе магазина, принадлежащего дому Мицуи еще с XVII века, вырос один из самых известных универмагов — «Мицукоси». Неподалеку от него стоял тоже старинный магазин «Сирокия». Оба были неотъемлемой частью Эдо на протяжении веков, и оба достаточно успешно адаптировались к коренным переменам, происшедшим в мэйдзийскую эпоху. «Сирокия» первым стал торговать европейской одеждой, которая первоначально использовалась в армии, а затем стала форменной для чиновников и учащихся. В этом же магазине был установлен один из первых телефонов, и именно здесь впервые в Японии появились девушки-продавщицы.
Пошив европейского платья. 1887 По другую сторону моста Нихомбаси появился один из первых западных магазинов — «Марудзэн», — торговавший всеми товарами, от одежды до книг, которые ассоциировались с обликом истинного европейца. В мэйдзийскую эпоху быть постоянным покупателем Марудзэн означало не только иметь хороший вкус, но быть причастным к интеллектуальной элите. В результате слово «Нихомбаси» стало метафорой просвещенности и знаний, культуры и джентльменского поведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.006 с.) |