Возникновение современного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение современного права



 

Усилия по созданию централизованной судебной системы свидетельствовали о большом значении, которое мэйдзийское правительство придавало юриспруденции. Отсутствие в Японии юридических институтов, адекватных западным, было одним из слабых мест в отношениях с иностранцами. Именно на этом основании иностранные государства потребовали и получили права экстерриториальности и вывели своих граждан из-под действия японских законов, которые они считали несправедливыми и устаревшими.

Это мнение было вполне справедливым. Например, введенные ведомством уголовных дел в мае 1870 г. правила уголовно-судебной процедуры весьма напоминали домэйдзийские образцы: допускалась пытка подозреваемого, предусматривалась рассадка обвиняемых в зале суда в соответствии с их сословной принадлежностью. В них явно прослеживалась связь с юридическими нормами эпохи Токугава, основанными на приоритете личного статуса, а не закона.

Ради освобождения от иностранного вмешательства в систему права на своей территории Япония приступила к приведению отечественного законодательства в соответствие с западными нормами. Однако реформа затянулась надолго, поскольку было непросто преодолеть оставшиеся в наследство от сёгуната правовые традиции, восходившие к древним китайским образцам.

Приступая к правовой реформе, мэйдзийское правительство изучало методы отправления правосудия на Западе. Однако, как и при заимствовании в старину элементов китайского права, в Японии не было прямого переноса зарубежных правовых реалий на национальную почву: они подвергались соответствующей адаптации. Так, японцы не приняли в качестве образца основанное на прецеденте английское право, поскольку корни их юридического мировоззрения лежали в кодифицированном домэйдзийском праве китайского типа.

Предпочтение было отдано французскому праву: работа над составлением новых японских законов началась в октябре 1870 года с перевода наполеоновских кодексов. В качестве консультанта был привлечен французский адвокат Ж. Буске. В 1875 г. в министерстве юстиции было создано специальное подразделение в составе 11 экспертов для реформы уголовного законодательства. Для подготовки проекта УК был приглашен профессор Парижского университета, специалист в области уголовного права Г. Э. Буассонад де Фонтараби.

Участие французских юристов в разработке уголовного и уголовно-процессуального кодексов имело прямые последствия еще до завершения этой работы. В 1875–1876 гг. был принят ряд актов, предусматривавших возможность обжалования и пересмотра приговоров, а в 1876 г. — отменен принцип обязательности признания обвиняемого для вынесения обвинительного приговора. Поводом для этого послужила записка Буассонада о необходимости отмены пыток, поданная в 1875 г. (окончательно пытки были отменены в октябре 1879 г.).

После ряда экспертиз, обсуждений и изменений оба кодекса (УК и УПК) были опубликованы 17 июля 1880 г. и вступили в силу с 1 января 1882 г. В целом они отвечали передовому уровню права в тогдашнем мире. Заложенные в них принципы «нет преступления и нет наказания вне нормы закона» и «закон не имеет обратной силы» были революционными для Японии, поскольку ранее они не были известны ее уголовной юстиции. Революционность кодексов проявилась также в провозглашении равенства всех перед законом и в установлении принципа индивидуализации, т. е. персонального характера вины. Были отменены коллективная уголовная ответственность и совместная вина, характерные для феодальной юстиции. В проекте уголовно-процессуального кодекса предполагалось также введение суда присяжных, но в последний момент от него отказались.

Если уголовный кодекс был принят относительно быстро, то создание гражданского кодекса потребовало гораздо больше времени: работа над ним продолжалась с 1870 по 1890 г. Трудности при его разработке во многом были вызваны тем, что в данном случае право опиралось не только на общенациональные, но и на местные обычаи. Кроме того, еще на ранней стадии мэйдзийских реформ было обнаружено, что обращения в суд с гражданско-правовыми спорами и вынесения по ним формальных судебных решений не работали во многих житейских ситуациях. Поэтому в 1876 г. правительство официально признало неформальные методы разрешения таких споров путем достижения соглашения (как бы в продолжение домэйдзийской традиции).

Вместе с тем, ответом на быстрые изменения в жизни японского общества стало бурное развитие гражданского права в области сделок. Рядом актов были подробно регламентированы формы документов, составляемых при заключении сделок, разработаны институты заключения сделки по доверенности, ограничения ссудного процента, солидарного долгового обязательства, долговых гарантий, уступки права получения долга, ограничения срока подачи иска, имущественных ограничений. Был также принят ряд законов о поощрении экономического развития, в том числе о банках, компаниях, векселях и др.

 

* * *

 

Судебная система окончательно оформилась после принятия конституции 1889 г. — гражданско-процессуальный кодекс вступил в силу в 1891 г. Почти одновременно с помощью немецких специалистов был разработан и торговый кодекс. Таким образом, в Японии утвердилась современная правовая система.

Не менее важным следствием судебно-правовых реформ в период Мэйдзи стало осознание японскими судьями своей независимости. Ярким примером такого рода был категорический отказ тогдашнего главного судьи верховной судебной палаты Кодзима Икэн распространить действие статьи уголовного кодекса о преступлениях против императорской фамилии на случай, когда японский полицейский Цуда Сандзо̄ в 1891 г. ударил саблей посетившего Японию наследника российского престола (будущего императора Николая II), поскольку данная статья касалась лишь японского монарха и его родственников. Высокий судейский чин пожертвовал своим постом, но не уступил давлению со стороны правительства.

 

Экономические реформы

 

В период Мэйдзи Япония вступила, имея весьма отсталую по сравнению с ведущими западными странами экономическую систему. Основу японской экономики составляли сельское хозяйство и мелкое кустарное производство, транспорт и связь находились на весьма низком уровне развития, торговля и финансы несли на себе отпечаток феодальной эпохи, и буквально по пальцам можно было пересчитать предприятия, применявшие передовую по тем временам технику. Тем не менее, после реставрации Мэйдзи Япония оказалась в состоянии осуществить быструю и эффективную модернизацию экономики.

 

 

Аграрная реформа

 

Огромное значение для развития капитализма имели проведенные в 1871–1873 годах аграрные преобразования. Среди наиболее важных из них следует назвать отмену феодальной зависимости крестьян, ликвидацию феодальной собственности на землю, введение системы купли-продажи земли, свободу выбора возделываемых культур, реформу поземельного налога. Проведение этих мероприятий привело к созданию частной собственности на землю, что обеспечило развитие сельскохозяйственного производства, которое в тот период являлось основным источником создания в стране материальных ценностей.

В центре аграрных преобразований стояло введение земельного налога взамен феодальной земельной ренты. Для этого предварительно была определена группа собственников земли. С этой целью в феврале 1872 г. им были выданы соответствующие удостоверения (тикэн), которые получили все, кто мог доказать, что он являлся фактическим владельцем земли.

В первую очередь право собственности на землю получили крестьяне, которые имели свои земельные наделы и выплачивали земельную ренту или другие налоги феодалам или чиновникам сёгуната. Тем самым были заложены основы для реализации одного из главных условий развития капитализма — экспроприации крестьянства. Как показали дальнейшие события, введение частной собственности на землю и свободы купли-продажи земли в условиях, когда основная часть крестьян не могла прокормиться за счет своих крошечных наделов, резко ускорили процесс перехода крестьянской земли в руки помещиков.

Арендаторы и безземельные крестьяне, имевшие ранее землю, но заложившие ее к тому времени, тикэн не получили. Их земля перешла к помещикам, зажиточным крестьянам или ростовщикам, которым ранее они отдали землю в заклад.

В результате указанных мероприятий в руках помещиков оказалось до 1/3 всей обрабатываемой земли. Эта категория в наибольшей степени выиграла от реформ, получив юридически оформленное право собственности на землю и сохранив право сдавать ее в аренду.

К этой группе добавились представители торгово-ростовщического капитала, которые еще при Токугава фактически приобрели землю, хотя это и было запрещено законом 1643 г. Часть из них жила в деревне и нанимала рабочую силу для обработки земли, другая, оставаясь в городе, сдавала ее в аренду. Самураи низших рангов, которые занимались земледелием, также получили тикэн.

В ходе реформы земли были разделены на частные и государственные. Ранее практиковавшееся общинное пользование лугами, лесами, пастбищами в пределах княжества утратило силу. Эти угодья захватывали помещики и государственные чиновники. Теперь крестьяне были вынуждены платить за сбор листьев, хвороста, обжиг древесного угля, выпас скота. Частично правительство продавало такие земли тем, кто мог их купить. В результате господствующей силой в деревне стали крупные и, частично, средние землевладельцы.

В 1873 г. различные формы феодальных повинностей были заменены единым налогом, уплачиваемым непосредственно центральному правительству. Обложению таким налогом подлежали землевладельцы, которые получили тикэн. Их земли были внесены в земельный кадастр. Налог платили как непосредственные производители, так и те, кто сдавал землю в аренду. Арендаторы государственным поземельным налогом не облагались. Они вносили не ограниченную законом натуральную арендную плату землевладельцу, а также выплачивали местные налоги.

Величина налогового сбора была установлена в 3 % цены земли, определявшейся правительством на основе земельного кадастра в соответствии с ее качеством, и не зависела от урожая данного года. В законе говорилось:

 

«По окончании проведения реформы размер поземельного налога будет соотнесен со стоимостью земли и не может быть понижен или повышен в неурожайный или урожайный годы».

 

Кроме того землевладельцы выплачивали местный налог в размере 1 % стоимости их земли. Оба налога взимались в денежной форме. В сумме это составляло немногим менее половины валового дохода крестьянина, но, в отличие от прежних времен, не было различных дополнительных поборов, которые подчас доводили размеры обложения крестьян до 70 % урожая. В течение 1875–1892 гг. сумма земельного налога составляла до 85 % всех налоговых поступлений. Это был зримый экономический результат проведенной аграрной реформы.

Новая система землевладения и землепользования, поставив крестьянство в рыночные условия, принесла ему новые проблемы. Земельный закон был выгоден, в основном, крупным и средним землевладельцам, особенно тем, кто получал арендную плату натурой. Имея запасы риса, они могли выбрасывать его на рынок весной при повышении цен. Мелкий же собственник был вынужден продавать рис сразу же после сбора урожая вне зависимости от конъюнктуры рынка. Нередко он по-прежнему обращался за денежной помощью к помещику или ростовщику и зачастую терял обретенную землю. Бывшие собственники становились арендаторами.

Значительная часть крестьян была недовольна новыми аграрными преобразованиями, поскольку они поставили их в очень жесткие условия. Например, раньше в случае неурожая рентные платежи с крестьян снижались, теперь же денежный налог оставался неизменным. Кроме того, как уже говорилось, было утеряно право на пользование общинными землями. Крестьяне страдали и от «ножниц цен» на сельскохозяйственные и промышленные товары. Росла ипотечная задолженность. Все это, безусловно, вызывало озлобление крестьян и приводило к массовым выступлениям. Особенно острыми они были в 1876 г., когда резко упали цены на рис. В результате в 1877 г. правительство было вынуждено снизить размер поземельного налога до 2,5 %.

 

 

Капитализация пенсий бывших даймё̄ и самураев

 

Наряду с аграрной реформой важное значение для стимулирования развития капиталистических отношении имела проведенная в 1873–1876 гг. капитализация пенсий бывших даймё̄  и самураев. Дело в том, что в самом начале реформ правительство обещало феодалам и самураям, что они получат значительные денежные компенсации за утраченные феодальные привилегии в виде пожизненных пенсий.

В результате правительство было вынуждено позаботиться о примерно 300 семьях бывших даймё̄ и о 2 млн. самураев. Крупные феодалы были, в основном, довольны предложенными условиями. Ведь раньше, несмотря на значительные общие доходы, они были вынуждены нести большие затраты на разного рода общественные работы и поддержку своих безземельных вассалов. Теперь правительство гарантировало им половину прежнего дохода, что обеспечивало им безбедное существование. Но для мелких самураев пенсии не возмещали потерю ими многих привилегий, хотя правительство и старалось позаботиться о тех, кто по тем или иным причинам не сохранил землю и оказался в трудном положении. Например, из бывших самураев формировались армия, полиция и бюрократия. Были попытки посадить самураев на землю, с тем чтобы они завели фермерские хозяйства западного типа, однако в большинстве случаев это закончилось неудачей из-за преобладания издольщины и в связи с нежеланием самураев заниматься предпринимательством.

Огромные расходы по выплате пенсий легли тяжелым бременем на государственный бюджет, поглощая более трети его доходной части. Общая сумма выплат составила свыше 200 млн. иен. В связи с этим в 1873 г. правительство предложило феодалам и самураям добровольно капитализировать свои пенсии. Государство брало на себя обязательство вместо пожизненных пенсий выплатить единовременную денежную компенсацию (половину наличными, половину облигациями государственного займа). Такая компенсация открывала возможность заняться предпринимательской деятельностью в любой форме. Более того, самураи получали право приобретать государственные земли по льготным ценам.

Однако уже в 1876 г. ввиду тяжелого финансового положения правительство пошло на принудительную капитализацию пенсий. Единовременные выплаты составляли размеры пенсий за 5-14 лет. Для покрытия этих огромных расходов правительство прибегло к размещению в Лондоне займа в размере 2,4 млн. фунтов (более 117 млн. иен).

Как и прежде, выплаты частично покрывались облигациями из расчета 5–7 % годовых (процент варьировался в зависимости от размера пенсии). При маленьких пенсиях он был выше. Тем не менее, у крупных феодалов общий доход был достаточно высок. В результате всего 476 кадзоку получили 1/3 всех облигаций, в то время как 320 тыс. (!) сидзоку — 2/3. Доход бывших самураев низших рангов был незначительным. Его можно было сопоставить с жалованием простых солдат, но те дополнительно состояли еще на довольствии государства. Это послужило причиной последующих самурайских выступлений.

Выплата компенсаций была окончательно прекращена в 1882 году. Огромные денежные средства, полученные бывшими даймё̄ и самураями, отчасти были вложены ими в промышленность и сельское хозяйство, но главным образом — в банковскую сферу. К началу 80-х годов им принадлежало около 75 % капиталов частных банков. Весьма благоприятным событием для частного национального капитала стало и решение правительства погасить задолженность даймё̄ торгово-ростовщической буржуазии, превышавшую 41 млн. иен. Благодаря этому торговцы и ростовщики получили дополнительные денежные средства, которые могли быть направлены в виде инвестиций в промышленность, сельское хозяйство или на развитие банковского дела.

 

* * *

 

В результате аграрной реформы, капитализации пенсий бывших даймё̄ и самураев и погашения их задолженности торговцам и ростовщикам был дан сильный толчок процессу концентрации капитала в частных руках, и тем самым было реализовано важное условие, необходимое для быстрого развития капиталистических отношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.021 с.)