Последующие реформы государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последующие реформы государственного управления



 

С ликвидацией в 1871 г. феодальных княжеств была проведена очередная реформа правительства, перестроенного по формуле санъинсэй, т. е. по 3-палатной схеме. Новый государственный совет (дадзё̄кан) делился на 3 палаты — центральную (сэйин), занимавшуюся по указанию императора вопросами религии, дипломатии, войны и мира, заключения договоров; правую (уин), куда входили главы ведомств, и которая осуществляла административное руководство; и левую (саин), членов которой назначал император; ее функция состояла в подготовке рекомендаций по законопроектам центральной палаты.

Для практического управления страной были учреждены 8 министерств (сё̄) — по делам религии, иностранных дел, финансов, военное, образования, поощрения промышленности, юстиции, по делам двора. Кроме того при дадзё̄кан были введены должности советников (санги), которые заняли выходцы из юго-западных княжеств, том числе Кидо Такаёси, Сайго̄ Такамори, Итагаки Тайсукэ, О̄кума Сигэнобу.

Среди новых политических лидеров не было единства мнений относительно характера и структуры правительства. Источником беспокойства внутри правительства стало министерство финансов, компетенция которого была настолько широкой, что оно стало вторгаться и в более общие вопросы управления страной. На этой почве у него возникали конфликты с центральной палатой и другими министерствами. В 1873 г., когда представительная правительственная делегация (Ивакура, Кидо, О̄кубо, Ито̄ и др.) находилась в Америке и Европе, стараясь добиться пересмотра неравноправных договоров, оставшиеся на родине члены правительства, среди которых наибольшим влиянием пользовался Сайго̄ Такамори, вышли за рамки полномочий, оговоренных при отъезде делегации, и провели ряд реформ, направленных на ограничение полномочий министерства финансов и усиление роли центральной палаты.

Одновременно в высшем эшелоне государственного аппарата назревали противоречия между советниками (санги) и министрами. Первые предлагали важные политические решения, но при этом были отъединены от практически работавших министерств (сё̄); с другой стороны, по сравнению с обладавшими реальной властью министрами положение санги было номинальным. В октябре 1873 г. Сайго̄ и другие санги (Итагаки Тайсукэ, Гото̄ Сё̄дзиро̄, Соэдзима Танэоми) покинули свои посты. В целях укрепления структуры правительства и повышения эффективности управления страной была принята система совмещения должностей санги и министров.

Еще одна серьезная реорганизация правительства была осуществлена в 1875 г., когда впервые была предпринята попытка реализовать на практике принцип разделения властей. 17 января 1874 г. бывшие санги Соэдзима, Гото̄, Итагаки и др. (всего 8 чел.) подали в левую палату докладную записку о необходимости создания избираемого народом парламента и подвергли критике правительство за проведение политики исключительно в пользу бюрократии.

14 апреля 1875 г. был опубликован императорский указ о постепенном введении конституционного строя. Было провозглашено, что будут созданы палата старейшин (гэнро̄ин) и верховная судебная палата (тайсинъин). Одновременно была сделана попытка превратить правительство в более работоспособный орган. Были ликвидированы левая и правая палаты, осталась только центральная. Усилилась функция главного министра (дадзё̄ дайдзин) как помощника императора. Компетенция левого и правого министров была сокращена до объема полномочий прежних советников (санги).

Палата старейшин была создана при центральной палате в качестве консультативного органа по вопросам законотворчества, однако ее полномочия не были четко определены. В конечном счете ее компетенция была ограничена выражением мнения о принятии новых и отмене старых законов, причем она рассматривала только те вопросы, которые предлагал дадзё̄кан. Однако палата старейшин имела право представлять императору свои пожелания в области законодательства. Значимость палаты определялась ее составом. Ее члены назначались императорским указом из представителей аристократии, высших должностных лиц, тех, кто оказал большие услуги государству, и наиболее компетентных и образованных специалистов. Именно по этому принципу позже была сформирована верхняя палата парламента.

Верховная судебная палата, также учрежденная при центральной палате, по замыслу ее создателей должна была контролировать исполнение законов, но фактически служила лишь инстанцией для окончательного разрешения судебных дел. При создании нового органа за образец был взят французский кассационный суд с той разницей, что последний мог отклонять решения нижестоящих судов, но не имел полномочий самостоятельно принимать решения по существу, а японская верховная судебная палата получила такие полномочия. Ее создание стало первым большим шагом по пути модернизации японской юстиции.

Реформа государственного аппарата 1875 г. представляла собой компромисс между сторонниками введения представительного правления, и теми, кто считал, что народ к нему еще не готов, споры по этому вопросу еще долгие годы оставались в центре внутриполитической борьбы в Японии.

 

 

Реформа сословной структуры

 

Важной составляющей частью административных реформ была ликвидация прежней сословной системы — деления на самураев, крестьян, ремесленников и торговцев (си-но̄-ко̄-сё̄). В 1869 г. правящий слой был разделен на высшее дворянство (кадзоку), куда были отнесены бывшие даймё̄ и кугэ, дворянство (сидзоку), включившее в себя высших самураев, и соцу, куда вошли самураи низших рангов. В следующем году было введено понятие «простого народа» (хэймин), представители которого получили право иметь собственные фамилии. Им также было разрешено носить форменную одежду и путешествовать верхом на лошади, что ранее было привилегией самураев. Кадзоку и сидзоку было дано право выбора прически и ношения меча (отмененное в 1876 г.). Лицам, принадлежавшим к кадзоку и сидзоку, было разрешено заниматься любым видом деятельности.

Новая сословная структура была окончательно упорядочена в законе 1872 г. о введении трех сословий и их равенстве. По нему самураи низших рангов (соцу) влились в сословие хэймин. Туда же были отнесены и парии японского общества (эта). Эта группа населения в то время насчитывала около 400 тыс. чел.

Закон о равенстве сословий оставлял определенные привилегии первым двум группам населения (кадзоку и сидзоку). Например, их представители могли заплатить штраф вместо отбывания тюремного заключения, или, будучи заключенными, освобождались от тяжелых работ. В то же время, если представитель хэймин становился государственным чиновником, к нему относились как к сидзоку. Так чиновничество становилось новым привилегированным классом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.006 с.)