Изменения в государственном устройстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в государственном устройстве



 

В соответствии с манифестом о реставрации императорской власти 17 января 1868 г. была учреждена новая система государственного управления, получившая название сансёку («три должностных ранга»). Образцом для нее послужила государственная система, заимствованная из Китая еще в VII в. Во главе правительства стоял председатель (со̄сай), который руководил двумя группами советников — старших (гидзё̄) и младших (санъё). Это и были 3 ранга высших должностных лиц.

Со̄сай должен был быть принцем (мия). В число гидзё̄ входило 10 чел. — члены императорской фамилии, кугэ и представители крупных юго-западных княжеств, а в группу санъё — 20 чел., среди которых были аристократы и представители важнейших княжеств (по 3 чел.), в том числе О̄кубо Тосимити, Гото̄ Сё̄дзиро̄ и Итагаки Тайсукэ; санъё распределялись по отраслям управления, где работали по руководством гидзё̄. Несмотря на формально более низкое положение, именно советники второй группы играли ведущую роль, поскольку именно они были политическими лидерами реставрации.

В подчинении этих трех категорий высших должностных лиц находились 7 управленческих подразделений (ка), ведавших делами религии, внутренними делами, внешними сношениями, военными вопросами, финансами, уголовными делами и административными вопросами. 3 февраля 1868 г. эта система была реорганизована: прежние ка (отделы) были преобразованы в кёку (департаменты); кроме того был создан со̄сай кёку, т. е. департамент, непосредственно обеспечивавший деятельность главы управленческой системы (со̄сай). Именно в него вошли наиболее известные деятели из юго-западных княжеств — уже упоминавшиеся О̄кубо Тосимити и Гото̄ Сё̄дзиро̄, а также Кидо Такаёси (Коин).

Хотя и в реорганизованном правительстве высшие посты по-прежнему занимали представители императорской фамилии, кугэ и самураи высших рангов, государственный аппарат фактически находился в руках низших самураев из юго-западных княжеств. Такие известные деятели, как Сайго̄, О̄кубо, Кидо и др., ранее в значительной степени зависимые от своих даймё̄, заняли прочные позиции в новом правительстве и могли теперь открыто высказывать и проводить в жизнь свои взгляды. Часть из них получила от императора за заслуги такие же ранги, что и их даймё̄, а в отдельных случаях и выше. Правда, традиция вассальных отношений еще сохранялась, и Сайго̄ Такамори, например, отказался принять ранг более высокий, чем имел его сюзерен.

Политический курс новой власти был изложен в одном из основополагающих документов мэйдзийской эпохи — клятве императора от 6 апреля 1868 г (гокадзё̄ госэймон). Вот полный текст этого документа:

 

«1. Будут организовываться общественные собрания, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

2. Правители и управляемые одинаково должны посвящать себя служению народу.

3. Военным и гражданским чинам, а также простому народу будет предоставлена возможность проявить личную предприимчивость и активность.

4. Будут устранены все дурные обычаи прошлого, и все действия будут проводится на основе справедливых законов.

5. Полезные знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем будут укрепляться основы империи».

 

Окончательная редакция текста клятвы принадлежала Кидо. Нарочито нечеткие формулировки оставляли широкую свободу для их толкования. Отчасти это объяснялось тем, что в обществе были еще достаточно сильны тенденции неприятия всего западного. Тем не менее это была определенная программа действий на будущее, рассчитанная на общественную поддержку. В частности, в ст. 1 прямо не говорилось об учреждении парламента, но признавалась необходимость создания государственного органа, в работе которого приняли бы участие разные слои населения. Не случайно позже это положение клятвы стало одним из лозунгов либерального движения. Не менее важным было содержание ст. 4 и 5, поскольку фактически это была заявка на проведение курса модернизации страны и выхода ее на мировую арену.

 

 

Кидо Такаёси

Следующим шагом в формировании новой структуры власти был принятый 17 мая 1868 г. указ о государственном устройстве (сэйтайсё), часто называемый первой конституцией правительства Мэйдзи. Клятва императора была включена в этот документ в качестве ст. 1. Согласно ему государственная власть была сосредоточена в руках учрежденного взамен сансёку государственного совета (дадзё̄кан), состоявшего из консультативного совета и нескольких ведомств (кан), во главе каждого из которых, как и прежде, стоял принц крови или представитель кугэ или высших самураев. Средние и низшие должности предоставлялись самураям более низких рангов.

Для укрепления центральной власти указ предусматривал определенное ограничение власти даймё̄: без согласия государственного совета они не имели права присваивать титулы, чеканить монету, брать на службу иностранцев. Таким образом, уже на ранней стадии государственного развития была обозначена идея централизации управления страной, что ясно намечало перспективу лишения княжеств (хан) независимости от центра.

Интересно, что в этом указе, по-видимому, под влиянием американской конституции, был провозглашен (хотя и чисто декларативно) принцип разделения властей («власть законодательная не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может иметь законодательных функций»); в него также было включено положение (тоже декларативное) об избираемости и ротации чиновников («все чиновники должны быть заменены другими после 4 лет службы. Чиновники назначаются большинством голосов при тайном голосовании»).

Образованный согласно указу консультативный совет имел двуступенчатую структуру. Вся полнота правительственной власти (выработка и издание законов, их изменение, осуществление высшей судебной власти, назначение высших должностных лиц, решение политических вопросов) была сосредоточена в верхней палате. В ее состав вошли обе группы советников прежнего сансёку. Нижняя палата являлась лишь совещательным органом, в котором были представлены княжества, города и другие административные единицы. Ее члены назначались правительством на неограниченный срок, хотя в ст. 4 указа было записано, что «целью создания совещательного учреждения является открытое обсуждение и установление мнения большинства». Состоялось всего два заседания этого органа, но его историческое значение заключается в том, что он был прототипом нижней палаты будущего парламента.

В структуре новой власти уже просматривалось стремление заимствовать некоторые формы государственного устройства западных стран. В то же время само название и функции нового государственного совета (дадзё̄кан) формально соответствовали системе государственного управления, установленной еще в VII веке, что должно было символизировать непрерывность традиции императорской власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.005 с.)