Решение о продаже государственных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение о продаже государственных предприятий



 

В ноябре 1880 г. был принят закон о продаже государственных предприятий, под который подпадали практически все заводы и фабрики невоенного профиля. Правительство при этом рассчитывало решить сразу две проблемы. С одной стороны, укрепить позиции японской буржуазии, а с другой — облегчить бремя, каким являлись для государственных финансов расходы, связанные с содержанием предприятий.

Государственные предприятия безусловно сыграли чрезвычайно важную роль в становлении крупной промышленности, однако как источник увеличения доходов казны они себя не оправдали. За исключением нескольких образцовых текстильных фабрик, работавших на экспорт, государственные заводы и фабрики оказались убыточными, и расходы по их содержанию существенно усугубляли и без того тяжелое положение государственных финансов. В то же время, к концу 70-х годов крупная буржуазия и высшие слои дворянства уже накопили достаточно крупные состояния и были готовы при благоприятном стечении обстоятельств начать крупномасштабные инвестиции в промышленность и транспорт. Стимулом к этому и стало решение правительства о продаже государственных предприятий.

Для частного сектора эта сделка оказалась чрезвычайно выгодной, так как условия продажи государственной собственности были весьма далеки от коммерческих. Во-первых, продажа предприятий происходила не в форме торгов, а на индивидуальной основе. При этом государственные предприятия предлагались прежде всего тем представителям знати и буржуа, чьи семьи поддержали правительство в первые годы после реставрации Мэйдзи. Во-вторых, продажные цены были установлены на уровне, который был значительно ниже реальной стоимости предприятий (в среднем 1/3–1/2 стоимости основного капитала). В-третьих, покупателям обеспечивались чрезвычайно выгодные условия платежа — длительные рассрочки под низкие проценты.

 

 

Развитие частнокапиталистического сектора экономики

 

Столь выгодные условия приобретения государственной собственности способствовали быстрому обогащению привилегированной части буржуазии и знати и заложили основы для формирования дзайбацу — японских финансово-промышленных групп. Так, в 1884 г. пароходной компании «Мицубиси» был сдан в аренду, а тремя годами позднее продан на выгодных условиях самый крупный в стране судостроительный завод в г. Нагасаки. Позже ей же были переданы золотые рудники на о-ве Садо, серебряные рудники Икуно, угольные шахты на Хоккайдо̄. Торговый дом «Мицуи» получил текстильные фабрики (в том числе и образцовую шелкомотальную фабрику в г. Томиока), а также угольные шахты Миикэ и т. д.

Одновременно с передачей государственных промышленных предприятий частному сектору правительство решило стимулировать строительство частных железных дорог. При этом частные железнодорожные компании не только освобождались от уплаты налогов в течение первых 10–15 лет своей деятельности, но и фактически страховались от убытков, так как на этот период государство гарантировало им уровень прибыли в 8 %.

Само же правительство с начала 80-х годов сосредоточило усилия на укреплении финансовой системы и развитии военного производства.

 

Политика финансовой стабилизации

 

 

С назначением в 1881 г. на пост министра финансов Мацуката Масаёси начался новый этап в финансовой политике правительства. Первоочередной задачей было объявлено достижение сбалансированности бюджета, погашение государственного долга и восстановление паритета между серебряной иеной и бумажными деньгами.

 

 

Реформы Мацуката

 

Для Достижения этих целей был предпринят целый комплекс мер. Прежде всего, было решено упразднить систему национальных банков, подобную той, что существовала в США, и создать банковскую систему во главе с Центральным банком (по европейскому образцу). Центральный банк Японии был учрежден в 1882 г. и наделен функциями управления государственным долгом и правом эмиссии бумажных денег под обеспечение золотыми и серебряный резервами государства. Причем для увеличения этих резервов было решено на средства, полученные от продажи государственных предприятий, закупить золотые и серебряные монеты. Лишь в периоды кризисов Центральный банк имел право эмиссии необеспеченных денег, но в ограниченных пределах и с обязательной уплатой налога (1,5 %–5 %). Национальные банки обязаны были передать свои резервы драгоценных металлов на хранение в Центральный банк и кроме того ежегодно осуществлять платежи в специальный фонд, предназначенный для погашения государственного долга.

Одновременно с целью увеличения доходов бюджета были повышены ставки некоторых видов прямых налогов и значительно увеличены многие косвенные налоги. Так, еще в 1880 г. более, чем вдвое был увеличен налог на сакэ. В 1882 г. он вновь вырост одновременно с ним повышены налоги на табачные изделия и введен гербовый сбор. В 1885 г. были установлены налоги на кондитерские изделия и соевое масло и т. д. В то же время предпринимались усилия по сокращению государственных расходов, в первую очередь на административный аппарат. Было также прекращено субсидирование частных предприятий. Некоторые виды государственных расходов, например, на строительные и общественные работы и содержание тюрем, были возложены на местные органы власти. С этой целью местные налоги были повышены, и их общая сумма увеличилась с 24 млн. иен в 1879 г. до 35 млн, иен в 1882 г.

Кроме того, благодаря значительному расширению экспорта (с 28,3 млн. иен в 1880 г. до 48,8 млн. иен в 1886 г.) и сокращений импорта (соответственно с 36,6 млн. иен до 32,1 млн. иен) торговый баланс начал сводиться с положительным сальдо, и с 1882 г, постоянная утечка золота заграницу сменилась его притоком в страну.

Результаты новой финансово-экономической политики проявились уже к середине 80-х годов. К 1886 г. фактически была восстановлена конвертируемость бумажных денег в драгоценные металлы и установлен паритет между серебряной и бумажной иеной. Размеры государственного долга сократились с 245 млн. иен в 1880 г. до 239 млн. иен в 1885 г. и 234 млн. иен в 1890 г. (при этом размеры ВНП, национального дохода и база налогообложения значительно увеличились). С 1886 г. правительство начало ежегодно составлять государственный бюджет, строго придерживаясь принципа сбалансированности доходов и расходов.

Укрепилась финансовая инфраструктура страны. В 1887 г. на правах инвалютного банка начал функционировать Иокогамский банк. Государству принадлежала 1/3 его капитала, а назначения на посты президента и вице-президента банка находились в компетенции министерства финансов. Среди других правительственных институтов следует упомянуть и Депозитное бюро министерства финансов. Оно было создано в 1877 г., и ему были передоверены депозиты населения в рамках «системы почтовых сбережений», а также некоторые другие фонды, принадлежавшие правительству. В 1885 г. на счетах Бюро находилось около 300 тыс. депозитов на общую сумму 9 млн. иен. Принимая на свои счета сбережения населения (в основном, наиболее бедных слоев общества), бюро инвестировало их в облигации и другие ценные бумаги правительства, префектуральных и муниципальных органов власти и тем самым предоставляло государству деньги для реализации его экономической политики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.)