Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальный протест в годы мэйдзийских реформ
Реформы, последовавшие за реставрацией Мэйдзи, положили начало быстрым изменениям в японском обществе. Как и любые реформы, они, разрешая те или иные общественные противоречия, неизбежно вели к ущемлению интересов некоторых социальных слоев, к появлению новых очагов общественной напряженности и, соответственно, реакции в виде социального протеста. Акции социального протеста в годы мэйдзийских реформ можно разделить на две основные категории. Первая из них — проявление недовольства прежде привилегированных социальных групп, чье положение в результате реформ объективно оказалось подорванным. В Японии тех лет к этой категории относились самураи. Вторая категория — протест социальных слоев, объективно выигравших от реформ, или просто-напросто возникших в их результате. Причиной его было, как правило, недовольство темпами осуществления реформ или их недостаточно радикальным характером. В мэйдзийской Японии такие настроения проявлялись у части буржуазии и городской интеллигенции. Разумеется, встретить такие чистые категории социального протеста в реальной жизни было непросто. В конце концов, в период реформ Японию продолжали населять те же люди, что жили там и при бакуфу. Многие из них вынужденно изменили свой социальный статус, и в их сознании причудливо переплетались старые и новые интересы и представления. И все они страдали от психологического дискомфорта, вызванного нарушением привычного уклада жизни. Наиболее отчетливо такая двойственность проявилась в крестьянском движении. Невозможно сказать однозначно, выиграло крестьянство от реформ или проиграло. Оно начало сложный и мучительный переход в новое качество, превращаясь из феодального сословия в один из классов возникавшего в Японии капиталистического общества. Оставаясь в своих деревнях и продолжая заниматься привычным трудом, крестьяне неожиданно для себя очутилась в совершенно новых социальных условиях — условиях рыночных отношений. Ускорившееся в связи с этим расслоение крестьянства привело к росту социальной напряженности в деревне и к дифференциации социальных ориентиров многих ее жителей. Поэтому крестьянские протесты в конкретных случаях бывали направлены и на защиту своих рациональных экономических интересов, и на борьбу с правительственными нововведениями, и на ускорение реформ.
Крестьянские волнения
Движение ёнаоси
Во время гражданской войны, стимулировавшей пробуждение политического самосознания широких масс населения, требования крестьян приобрели конкретный, социально-ориентированный характер. Подобные выступления получили название ёнаоси («за улучшение жизни») и были направлены прежде всего против сельских богатеев. В районе Канто, где было много владений дома Токугава, они отличались к тому же ярко выраженной антисёгунской направленностью. Примером ёнаоси могут служить крестьянские волнения в уезде Айдзу в октябре 1868 г. Собравшиеся там на сход крестьяне постановили, что «дело улучшения жизни является делом самой общины» и выдвинули следующие требования: сменить всех деревенских должностных лиц; уничтожить все казенные книги по учету выплаты налогов; взимать с деревенских старост (нануси) и сборщиков податей (кимоири) такие же налоги, как и с простых крестьян; предоставить беспроцентную рассрочку на 5 лет для погашения задолженности по заложенным крестьянами землям; выплату денег, взятых взаймы, рассрочить на 10 лет без процентов. Подобные выступления часто инициировались самураями низших рангов, оказавшимися не у дел. Нередко их возглавляли и представители буддийского духовенства, чьи позиции постепенно начали ослабевать в связи с государственной политикой в области религии (насаждением синто̄). Правительство сурово преследовало зачинщиков выступлений, некоторые из них были казнены, например Сагара Со̄дзо̄ — организатор «отрядов красных повязок» (сэкихо̄тай).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.003 с.) |